Тенденции развития образовательного кредитования в российских банках

Цели настоящей курсовой работы заключаются в изучении и анализе перспектив и тенденций развития образовательного кредитования и исследовании российского рынка  образовательного кредитования и выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию программ образовательного кредитования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие образовательного кредита и его разновидности;

2.Определить роль государства в образовательном кредитовании;

3.Изучить порядок предоставления образовательного кредита в ОАО «Сбербанк России»;

4.Раскрыть особенности бухгалтерского учета образовательных кредитов;

5.Изучить основные проблемы и приоритетные направления развития рынка образовательного кредитования;

6.Провести анализ тенденций развития образовательного кредитования в российских банках.

При написании курсовой работы использовались труды таких ученых экономистов, как Лаврушин О.И., Белоглазова Г.Н, Каджаева М. Р., Коробова Г.Г., Мерцалова А.И и других.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования системы образовательного кредитования: его сущность и государственная поддержка предоставления образовательных кредитов.

Вторая глава посвящена особенности предоставления образовательного кредита в ОАО «Сбербанк России».

В третьей главе рассмотрены тенденции, проблемы и приоритетные направления развития рынка образовательного кредитования.

Структура курсовой работы отражает цели, задачи организации исследования образовательного кредитования в ОАО «Сбербанк России».

Объем настоящей курсовой роботы составляет 36 страниц и содержит 19 используемых источников, 3 приложения, 3 таблицы, 3 иллюстрации.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

 

    1. Сущность образовательного кредита

 

Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый населению на приобретение различных товаров, услуг, объектов недвижимости.

Потребительские кредиты классифицируются по следующим признакам:

  • по срокам;
  • целевому назначению;
  • способу погашения задолженности.

По срокам, на которые предоставляются потребительские кредиты, они подразделяются на:

  • краткосрочные (со сроком до 1);
  • среднесрочные (со сроком от 1 до 3 лет);
  • долгосрочные (со сроком свыше 3 лет).

По целевому назначению различают следующие потребительские кредиты:

  • на приобретение предметов домашнего обихода, техники, других необходимых товаров;
  • покупку, строительство или реконструкцию объектов недвижимости; образовательные цели.

По способу погашения задолженности потребительские кредиты могут быть:

  • с единовременным погашением через определенный срок (дифференцированными платежами);
  • погашением долга равными долями в течение всего срока кредита (аннуитетными платежами).1

Образовательные кредиты – это долгосрочные строго целевые кредиты, которые выдаются только для оплаты образовательных услуг (или сопутствующих обучению расходов). Эта разновидность потребительского кредита выдается для оплаты обучения на дневном, вечернем или заочном отделениях какого-либо образовательного учреждения.

Получателям образовательного кредита, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, может предоставляться государственная поддержка. Образовательные кредиты с государственной поддержкой называются ещё льготными образовательными кредитами. Получить такой кредит может гражданин Российской Федерации в возрасте от 14 лет, планирующий поступление в образовательное учреждение на коммерческой (платной) основе либо являющийся студентом образовательного учреждения, при этом необходимы совершеннолетние и платежеспособные созаемщики, которыми могут выступать либо родители, либо другие близкие родственники. Созаемщиков, как правило, должно быть двое или трое.2

Образовательный кредит представляет собой дополнительный способ

финансирования высшей школы. 3Получение образовательного кредита заемщиком имеет смысл только в том случае, если он уверен в том, что профессиональная деятельность после окончания обучения будет приносить высокий и стабильный доход. То есть, заемщику следует задуматься о правильности выбранной специальности и своей будущей конкурентоспособности на рынке труда. Образовательные кредиты могут  быть эффективным средством устранения экономического барьера, закрепляющего неравенство шансов на получение высшего профессионального образования.

Образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми. 4Кредит может выдаваться на срок до 11 лет. Условия предоставления кредита в различных банках отличаются суммой предоставляемого кредита, сроками и процентами по нему, некоторые банки берут дополнительные комиссии за ведение кредитного счета и ставят обязательным условием страхование жизни и потерю трудоспособности заемщика. Также каждый конкретный банк имеет свой список вузов, с которыми он сотрудничает.

Деньги для оплаты обучения выдаются не на руки студенту, а переводятся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

В первые два года обучения от студента будет требоваться только выплата части процентов за пользование кредитом. Начиная с третьего года пользования кредитом проценты, уплачиваются заемщиком в полном объеме.5

Погашение долга по образовательному кредиту происходит после окончания обучения. Обычно после получения диплома получателю образовательного кредита дают возможность выплатить кредит в течение нескольких лет.

Кредит можно получить на любом этапе обучения: как для оплаты всего обучения, так и нескольких семестров.

 

    1. Государственная поддержка предоставления

образовательных кредитов

 

Развитие и модернизация системы образования требовало формирования качественно новых подходов к его финансированию. Важным элементом формирования эффективного экономического механизма в процессе модернизации и развития системы образования в Российской Федерации было образовательное кредитование, позволяющее расширить источники финансирования отрасли и сформировать новую систему ее финансирования, отвечающую современным требованиям.

Для создании эффективных экономических механизмов финансирования высшего профессионального образования и обеспечения населения равными возможностями для его получения Минобранауки России был подготовлен проект о государственной поддержке образовательного кредита. В августе 2006 году на заседании Правительства РФ была одобрена концепция государственной поддержки образовательного кредитования от 19 июня 2006 года.

В соответствии с этой концепцией получателям образовательного кредита, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, может предоставляться государственная поддержка. Образовательные кредиты с государственной поддержкой называются ещё льготными образовательными кредитами. Получатель льготного образовательного кредита должен обучаться на платной основе и иметь положительную успеваемость.

Образовательный кредит - действенный способ предоставить возможность получить качественное образование способной молодежи, не имеющей на это собственных средств. При этом предусматривается предоставление:

  • основных;
  • дополнительных;
  • сопутствующих образовательных кредитов.

Граждане Российской Федерации, поступившие в государственные и

муниципальные высшие учебные заведения на конкурсной основе  и обучающиеся за счет соответствующих бюджетов, имеют право на получение дополнительных и сопутствующих образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования.

Граждане Российской Федерации, обучающиеся в данных высших учебных заведениях на возмездной (платной) основе, имеют право на получение основных, дополнительных и сопутствующих образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка.

Основные образовательные кредиты, по которым будет предоставляться государственная поддержка, предоставляются обучающимся по специальностям  и направлениям подготовки, вошедшим в утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим образованием, по которым будет предоставляться государственная поддержка образовательного кредитования.

Правом на получение основных образовательных кредитов, по которым

предоставляется государственная поддержка, обладают абитуриенты, поступавшие на бюджетные места по конкурсу в государственные и муниципальные высшие учебные заведения и недобравшие незначительное количество баллов до проходного, а также обучающиеся на возмездной основе студенты вышеуказанных вузов.

Дополнительные образовательные кредиты предоставляются студентам,

обучающимся на бюджетной и возмездной основах в государственных и муниципальных вузах по ступеням высшего профессионального образования.

При  предоставлении дополнительных образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка, учитывается академическая успеваемость студента.

Преимущественным правом на получение сопутствующих образовательных кредитов, по которым предоставляется государственная поддержка, обладают студенты государственных и муниципальных вузов из малообеспеченных семей и иногородние студенты.

Государственная поддержка по предоставленным основным образовательным кредитам студентам высших учебных заведений предоставляется обучающимся по всем формам обучения (очной, очно-заочной и заочной) любого года обучения.

Государственная поддержка по предоставленным дополнительным и сопутствующим образовательным кредитам студентам государственных и муниципальных высших учебных заведений предоставляется обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения любого года обучения.6

В 2007 году было разработано Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Условиями предоставления государственной поддержки при образовательном кредитовании были:

  • число вузов и банков, которые участвовали, было ограниченно;
  • необходимо наличие поручителей;
  • низкие проценты;
  • сроки кредитов были небольшие – 5 лет.7

В 2009 году усилиями правительства стартовала новая программа по предоставлению льготных образовательных кредитов на основе Постановления Правительства РФ от 28 августа 2009 г. N 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Срок, в течение которого были заключены договоры по новым условиям эксперимента, устанавливались по 31 декабря 2013 года.

Студентам (абитуриентам) предоставлялись образовательные кредиты на следующих льготных условиях:

  • в течение всего срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания студент не выплачивал банку основной долг по кредиту;
  • в течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивал только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно);
  • срок, в течение которого возвращался кредит после завершения обучения в вузе, составляет 10 лет;
  • студенту не нужно было предоставлять обеспечения по кредиту (залога или поручительства);
  • при досрочном погашении штрафные санкции не налагались;
  • максимальная процентная ставка по таким кредитам, заключаемым между банком и студентом, не могла быть выше 1/4 ставки рефинансирования, увеличенной на 3%;
  • получателем кредита мог выступать студент вуза, являющийся гражданином Российской Федерации в возрасте от 14 до 18 лет, либо совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отвечающий установленным Министерством критериям по успеваемости и заключивший с банком – участником эксперимента договор образовательного кредита;
  • кредит предоставлялся с учётом качества получаемого образования и востребованности специалистов соответствующего профиля на рынке труда, исходя из прогнозной потребности в специалистах на период до 2013 года и государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы.

Согласно правилам эксперимента студенты вузов смогли получить кредиты на оплату обучения под поручительство государства, которое  субсидировало кредитным организациям в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального Банка на возмещение части затрат по уплате процентов по образовательным кредитам и до 20% невозвращенных заемных средств.

31 декабря 2013 года эксперимент  по государственной поддержке  предоставления образовательных кредитов был завершен.8

В целях оптимизации результатов эксперимента был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, содержащий ст. 104 об образовательных кредитах в Российской Федерации.

В рамках реализации данной статьи Федерального закона об образовании было принято Постановление Правительства Российской Федерации 18 ноября 2013 г. № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования».

Согласно этому постановлению, условием предоставления государственной поддержки банкам является предоставление ими образовательных кредитов, отвечающих следующим требованиям:

а) в отношении заемщика:

  • заемщик не предоставляет обеспечение для получения образовательного кредита;
  • заемщику предоставляется отсрочка на льготный период пользования образовательным кредитом (в случае предоставления заемщику академического отпуска в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ему предоставляется дополнительная отсрочка на срок академического отпуска) по выплате:
  • основного долга по образовательному кредиту;
  • части процентов за 1-й и 2-й годы пользования образовательным кредитом (или за период, оставшийся до окончания обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, если он составляет менее 2 лет) из расчета не менее 60 процентов суммы платежа по процентной ставке в течение 1-го года пользования образовательным кредитом и не менее 40 процентов суммы платежа по процентной ставке в течение 2-го года пользования образовательным кредитом;
  • заемщик осуществляет, начиная с 3-го года пользования образовательным кредитом равные платежи по погашению суммы процентов, которые включают в себя текущие проценты и неуплаченные проценты за 1-й и 2-й годы пользования образовательным кредитом, по уплате которых была предоставлена отсрочка;
  • заемщик после завершения обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, возвращает образовательный кредит в течение 10 лет;
  • заемщик в случае освоения основной профессиональной образовательной программы следующего уровня в организации, осуществляющей образовательную деятельность, инициирует пролонгацию договора образовательного кредита;

б) в отношении банка:

  • банк не может взимать дополнительные платежи (в том числе комиссии за ведение счетов заемщика), которые влекут увеличение максимальной процентной ставки по выдаваемым образовательным кредитам;
  • банк направляет один раз в семестр средства:
  • основного образовательного кредита - на банковский счет гражданина, обучающегося по основным профессиональным образовательным программам, с последующим перечислением на счет (лицевой счет) организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанный в договоре о предоставлении платных образовательных услуг, заключенном при приеме на обучение, на основании платежного документа организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью оплаты получаемых образовательных услуг;
  • сопутствующего образовательного кредита - на банковский счет гражданина, обучающегося по основным профессиональным образовательным программам;
  • банк обязан предоставить заемщику право на частичное или полное досрочное погашение задолженности по образовательному кредиту без комиссии и штрафных санкций в размере полной суммы задолженности на дату погашения.9

На сегодняшний день роль государства в образовательном кредитовании заключается в предоставлении финансовой помощи гражданам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам в виде:

  • предоставления субсидий банку на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам (в размере до 20% объема выданных образовательных кредитов по договорам, заключенным банком и гражданами, поступившими в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по основным профессиональным образовательным программам);
  • предоставление субсидий банку на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам (в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора образовательного кредита, на весь срок пользования образовательными кредитами, предусмотренный договорами).
  •  
  1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТА В ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

 

2.1. Организация образовательного кредитования в ОАО «Сбербанк России»

 

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. По состоянию на 30 июня 2014 года  активы банка составили 19 390,4миллиардов рублей (см. Рисунок 1)10. По данным журнала The Banker Сбербанк занимает 34 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира11. Основанный в 1841г. Сбербанк России сегодня – это современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.12

Рис.1 Динамика активов13

 

Сбербанк является основным кредитором российской экономики и занимает большую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46,4% вкладов населения, 34,7% кредитов физическим лицам и 33,9% кредитов юридическим лицам. По состоянию на 30 июня 2014 года банк предоставил корпоративным клиентам около 10 661,9 миллиардов рублей, что выше показателя предыдущего года практически на 865,9 миллиардов рублей. Рост кредитного портфеля составил 8,8% (см. Рисунок 2). 

Рис.2 Динамика роста корпоративного портфеля14

 

Частным клиентам выдано порядка 4 169,2 миллиардов рублей. Прирост портфеля составил 11,2% (см. Рисунок 3).

 

Рис.3 Динамика роста выдачи кредитов физическим лицам15

 

С 2000 г. Сбербанк России выдает кредиты на образование. Образовательный кредит предоставляется гражданам России в возрасте от 14 лет, поступающим в образовательное учреждение на коммерческой (платной) основе либо являющимся учащимися образовательного учреждения (см. Прил.1).16

Учащимся в возрасте до 18 лет, а также достигшим 18-летнего возраста, но не имеющим постоянного источника дохода, кредиты предоставляются при обязательном наличии созаемщиков. Кредит предоставляется на срок не более 11 лет, включая срок обучения, на который по желанию заемщика предоставляется отсрочка в погашении основного долга, и срок возврата суммы основного долга после окончания учебы, который не может превышать 5 лет. Факт обучения подтверждается предоставлением соответствующей справки из образовательного учреждения:

  • при выдаче второй и последующей частей кредита;
  • не реже одного раза в год — в течение периода, на который по желанию заемщика предоставлена отсрочка в погашении основного долга.

Кредит предоставляется:

  • по месту регистрации учащегося или его представителей, выступающих созаемщиками по кредиту (родители и другие лица, принимающие участие в оказании помощи учащемуся в получении образования);
  • по месту нахождения предприятия — работодателя заемщика/любого из созаемщиков, клиента банка, при наличии заключенного трудового договора на неопределенный срок между ним и заемщиком/созаемщиком;
  • по месту нахождения образовательного учреждения.

Максимальная сумма выдаваемого кредита зависит от платежеспособности заемщика/созаемщиков и не может превышать 90% стоимости обучения (за весь период обучения или за период до окончания учащимся образовательного учреждения). Процентная ставка по образовательному кредиту составляет 12% годовых.

Для рассмотрения кредитной заявки необходимы следующие документы:

  • заявление-анкета (пример оформления);
  • паспорт заемщика/созаемщиков, поручителей и залогодателя;
  • документы, подтверждающие финансовое состояние  заемщика/созаемщиков, поручителей;
  • документы по предоставляемому залогу (при наличии в составе обеспечения залога имущества);
  • договор о подготовке специалиста, заключенный с образовательным учреждением, и копия лицензии образовательного учреждения на правоведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования.

Срок рассмотрения кредитной заявки не более 10 рабочих дней со дня предоставления полного пакета документов.

Порядок предоставления такого кредита осуществляется единовременно или частями в соответствии с договором о подготовке специалиста, заключенным между учащимся и образовательным учреждением. Кредиты выдаются в безналичном порядке и рублях РФ.

Порядок погашения кредита производится аннуитетными (равными) или дифференцированными платежами. При образовании просрочки платежа начисляется неустойка в размере 20% годовых от суммы просроченного платежа за период просрочки с даты, следующей за датой наступления исполнения обязательства, установленной договором, по дату погашения просроченной задолженности по договору (включительно)17.

Всего в 2013 году Сбербанк выдал 1,5 тыс. образовательных кредитов на сумму 378 миллионов рублей из них 16 субсидированных, остатки по кредитам составили 576 миллионов рублей.

Дочерние банки также предлагают ряд продуктов для студентов. например, БПС- Сбербанк разработал специальный кредитный продукт «Учимся вместе», выдаваемый в ускоренном порядке по технологии «кредитная фабрика». Денизбанк, в свою очередь, разработал пакетное предложение для студентов, которое включает в себя кредитную карту с возможностью получать дополнительные бонусы за покупки, дебетовую карту, совмещенную с пропуском в университет, и специальные льготные условия на получение образовательного кредита18.

Наиболее выгодные условия предоставления образовательного кредита предоставляет ОАО «Сбербанк России» среди банков г.Камышина по данному банковскому продукту (см. Прил.2).

 

2.2. Особенности бухгалтерского учета образовательных кредитов

 

Кредитные операции являются типично банковскими и занимают одно из лидирующих мест в числе прочих операций банка, при этом они имеют ряд особенностей в учете и бухгалтерской обработке.

В соответствии № 385 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета  в кредитных организациях, расположенных на территории  Российской Федерации», аналитический учет предоставленных кредитов ведется на лицевых счетах заемщиков и имеет ряд специфических особенностей, которые должны найти отражение в учетной политике19.

Учет отражения операций по образовательному кредиту ведется в кредитной организации с использованием следующих основных синтетических счетов второго порядка:

  • 45507 А «Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам»;
  • 45515 П «Резервы на возможные потери»;
  • 45815 А «Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам гражданам»;
  • 45915 А «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам»;
  • 47427 А «Требования по получению процентов»;
  • 70601 П «Доходы»;
  • 91604 А «Неполученные по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам»;
  • 91704 А «Неполученные проценты по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам, списанным с баланса кредитной организации»;
  • 91802 А «Задолженность по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным клиентам (кроме межбанковских), списанная за счет резервов на возможные потери».

Принятие поручительства при выдаче образовательного кредита учитывается на внебалансовом счете 91415 А «Полученные гарантии и поручительства», в корреспонденции со счетом 99999 П «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи»(см. Прил.3).

Основные бухгалтерские проводки отражения операций по образовательному кредиту  представлены в Таблице 1.

Таблица 120

Бухгалтерские проводки по отражению операций при образовательном кредитовании

Содержание операции

Дебет

Кредит

Комментарий

Выдача кредита

Установление лимита (невозобновляемая кредитная линия)

99998

91316

открытие заемщику невозобновляемой кредитной линии в день определенный в договоре об открытии кредитной линии

Выдача образовательного кредита физическому лицу

45507

405 (02,03)

406 (02,03)

407 (02,03)

на сумму предоставленного кредита.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому договору.

Выдача кредита осуществляется путем зачисления на расчетный счет образовательного учреждения.

Принятие поручительства

91415

99999

 

Отражение расходов при формировании резерва на возможные потери

70606

45515

 

 

47425

на сумму созданного резерва на возможные потери по кредитам, предоставленным физическим лицам

на остаток лимита

Уменьшение суммы лимита

91316

99998