Тенденции развития общественного сектора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский

государственный политехнический  университет»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика общественного сектора»

тема: Тенденции развития общественного сектора

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

Группы №з30710/20

А. В. Смирнова

 

Проверил к.э.н, доцент

каф. Национальная экономика

А. Б. Тесля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. Общественный сектор экономики 

 

    1. Понятие общественного сектора. 

 

    1. Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой. 

 

    1. Эффективность общественного сектора и благосостояние общества.

 

 

Глава 2. Концептуальные основы общественного сектора

 

    1. Общественный сектор в рыночной экономике

 

    1. Специфика развития общественного сектора в экономике

 

    1. Доходы общественного сектора

 

 

Глава 3. Современные тенденции развития общественного сектора

 

3.1 Структура и механизм организации

 

3.2 Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования

 

3.3 Перспективы развития общественного сектора в РФ.

 

Заключение

 

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика общественного  сектора одна из самых молодых  отраслей экономической науки. Ее становление  наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Темне менеена сегодняшний  день предмет этой научной дисциплины окончательно еще не сформировался.

Экономики общественного  сектора как наука возникла как  синтетическая отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических и социальных наук.

Микроэкономический подход в общественном секторе реализуется  на практике при решении вопросов регулирования естественных монополий  и при организации производства клубных благ. Поэтому эти вопросы часто включаются в общий курс микроэкономик.

Неоклассическая экономическая  теория в начале века попыталась подойти  с микроэкономических позиций к  такому макроэкономическому инструменту, как государственный бюджет. Обосновывалась необходимость его равновесия на основе принципов семейного бюджета. Не проводилось различие между финансовыми  бюджетами государства и частного Домохозяйства.

В первой половине XX в. финансовая наука и теория государственных  финансов, а также теория государственного предпринимательства закладывали  основы науки «экономика общественного сектора».

С глобализацией общественного  развития усиливается взаимодействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций  на другие, но и обратный процесс  обогащения западной культуры системой ценностей других цивилизаций.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  состояние общественного сектора  экономики напрямую определяет доступность  и качество общественных благ для  каждого гражданина страны. Ухудшение  качества и снижение количества потребляемых общественных благ неизбежно влечет за собой снижение индекса человеческого  потенциала страны и, как следствие, является "тормозом" ее экономического развития. По причине высокой значимости и особой специфики общественных благ решение вопросов их производства, распределения и потребления берет на себя государство.

Цель курсовой работы –  исследовать особенности современные  тенденции развития общественного сектора.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- рассмотреть сущность  общественного сектора в рыночной экономике!?!

- изучить специфику развития  общественного сектора в экономике!?!

- исследовать структуру  и механизм организации развития общественного сектора.

Объектом исследования является - общественный сектор.

Предметом изучения данной работы – механизм развития общественного  сектора.

В первую очередь следует  определить то же такое общественный сектор. Для этого нужно рассмотреть  структуру и механизм общественного  сектора, а так же масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.

Дальше разберем концептуальные основы общественного сектора, то есть общественный сектор в рыночной экономике и специфику развития общественного сектора в экономике.

И в заключение рассмотрим современные тенденции развития общественного сектора

 

ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

    1. Понятие общественного сектора

«Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства  и общественных организаций (в том  числе органов местного самоуправления)»1.В настоящее время актуален подход рассмотрения, как рыночных механизмов, так и общественного сектора с позиции теории прав собственности. В связи с этим общественный сектор становится механизмом уменьшения транзакционных издержек. Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ.  
Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством. [1]

Общественный сектор представляет собой такую область экономики  или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:  

  • рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью; 
  • производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага; 
  • экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики. 

1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.

Существуют различные  способы оценки масштабов общественного  сектора и степени его воздействия  на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственногобюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае  доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной  собственности в различных отраслях экономики также существенно  отличаются. Например, для таких  стран, как Великобритания, Франция  и Германии, характерен в среднем  достаточно высокий удельный вес  предприятий государственной собственности  в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий  почти во всех отраслях промышленного  производства не превышает 25%.

В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы  собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х  годов этот показатель сократился более  чем на 1,5 процентных пункта. Государственные  предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции  таких отраслей, как машиностроение и металлообработка (18,4% в 2006 г.), промышленность строительных материалов (11,3%) и электроэнергетика (10,7%). [8]

 

Таблица №1

«Удельный вес предприятий  государственной и муниципальной  формы собственности в основных показателях по отраслям промышленности (в процентах к итогу)»

 

 

1995

2006

объем промышленной продукции

численность промышленно-производственного  персонала

объем промышленной продукции

численность промышленно-производственного  персонала

Вся промышленность

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

       

государственная

9,7

15,9

8,1

13,2

муниципальная

1,3

1,9

1,2

2,4

Из всей промышленности по отраслям:

       

электроэнергетика

100

100

100

100

государственная

10,3

13,1

10,7

11,3

муниципальная

3,4

9

8,7

18,8

топливная промышленность

100

100

100

100

государственная

3,9

11,1

1,7

3,8

муниципальная

0

0,1

0

0,2

черная металлургия

100

100

100

100

государственная

0,3

0,5

0,1

0,4

муниципальная

0

0

0

-

цветная металлургия

100

100

100

100

государственная

5,6

8,7

6,9

12,3

муниципальная

0

0

0

-

химическая и нефтехимическая  промышленность

100

100

100

100

государственная

10

17,2

4,8

7,5

муниципальная

0,3

0,4

0

0,1

машиностроение и металлообработка

100

100

100

100

государственная

18,3

23,5

18,4

20,8

муниципальная

0,6

0,6

0,2

0,5

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

100

100

100

100

государственная

9,5

13,1

6,3

13

муниципальная

0,9

1,3

0,4

1,5

промышленность строительных материалов

100

100

100

100

государственная

12

10,7

11,3

9,9

муниципальная

7

3,7

1,1

1,1

легкая промышленность

100

100

100

100

государственная

7

6,1

4,6

7,3

муниципальная

1,1

3,6

1,2

3,2

пищевая промышленность

100

100

100

100

государственная

8,8

9,8

4,3

6

муниципальная

1,1

1,6

0,9

1,9


 

В разных странах время  от времени предпринимаются попытки  сокращения масштабов государственного регулирования экономики. Характерным  примером подобной политики могут служить  рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в  масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства  рынком при помощи приватизации. В  период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении. Если в 1995 г. расходы консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 31,6% от ВВП, то в 2006 г. этот показатель сократился до 26,8%.

Размер общественного  сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием. К числу получаемых обществом  выгод относятся: компенсация “провалов” рынка, сглаживание циклического развития экономики, достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов  граждан и др. Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного  сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают  достаточно быстро и вполне четко  персонифицированы, но негативные тенденции  менее очевидны и накапливаются  в течение длительного периода  времени. В итоге, если государство  не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

1.3 Эффективность общественного сектора и благосостояние общества

Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет  правительство. Наиболее ощутимое воздействие  на жизнь людей и организаций  порождают решения, относящиеся  к общественным расходам, налогам  и различным правилам ведения  бизнеса. От этих решений зависит  благосостояние общества.

Обязанностью государства, прежде всего, является экономически эффективное  удовлетворение потребностей своих  граждан в социальных благах. Таким  образом, от государства требуется  не только организация коллективных действий по созданию таких благ, но и справедливое распределение этих благ.

Политика распределения  – важное направление деятельности любого государства, но проблема заключается  в том, что понятия справедливости различных вариантов распределения  у различных групп и даже отдельных  граждан иногда отличаются коренным образом. Поэтому необходимо анализировать  характер, предпосылки и следствия  перераспределительных процессов для определения пределов, в которых конфликтующие интересы могут в какой-то степени примиряться, а также для определения влияния политики перераспределения, отвечающей тому или иному пониманию справедливости, на экономическую эффективность производства общественных и частных благ. [5]

Принудительное перераспределение  ресурсов, к которому прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным  изменениям в уровне благосостояния отдельных граждан, принося преимущества одним членам общества за счет ухудшения  для других.

В связи с тем, что ресурсы  в общественном секторе, как и  на рынке, не всегда используются оптимально, можно поставить вопрос об изъянах  государства. Изъяны государства вызваны  особенностями нерыночных процессов  выявления и согласования предпочтений с помощью политического механизма. Любые экономически значимые решения в конечном счете принимаются людьми, максимизирующими значения своих собственных индивидуальных функций полезности. Без этого невозможно понять, почему позиции представительных органов не всегда совпадают с позициями большинства избирателей, а действия исполнительных органов часто противоречат им.

Для оптимизации общественных расходов требуется не только наилучшим  способом использовать ресурсы в  каждой из сфер общественного сектора, но и обоснованно распределять их между сферами. Для этого необходимо сопоставлять между собой принципиально разные по своему характеру результаты несхожих видов деятельности, т.е. соизмерять затраты и результаты проектов, реализуемых в общественном секторе, в универсальной денежной форме на основе анализа издержек и выгод, применяя оценки, основанные на реальных предпочтениях конкретного общества и с учетом сложившейся практики общественного выбора.

Анализ должен отражать полезность социальных благ для потребителей, т.е. готовность налогоплательщиков платить  за те или иные блага, создаваемые  с помощью общественного сектора. Если эта сумма больше издержек по реализации проекта, значит, проект выгоден (принцип компенсирующего изменения).

Функции общественного сектора, связанные с обеспечением всех индивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем  гарантированного дохода, во-вторых, защитой  на случай болезни, безработицы и  т.д., в-третьих, доступом к благам, обладающими  особыми достоинствами, характеризуют  государство благосостояния. Осуществление  политики перераспределения и социальных гарантий, которая не ослабляла бы стимулов социальной активности, но при  этом удерживала в приемлемом диапазоне  уровень жизни всех граждан, является одной из основных задач государства.

Таким образом, после рассмотрения вопросов эффективной работы общественного  сектора государства по обеспечению  граждан социальными благами  можно сказать, что:

  • общественный сектор и его организации служат инструментами преодоления изъянов рынка;
  • эффективность общественного сектора достигается за счет его институциональной основы функционирования;
  • исправление изъянов рынка с помощью общественного сектора может привести к изъянам государства из-за ограниченности доступной информации, взаимодействия с другими субъектами экономики, несовершенства политического процесса, ограниченности контроля над государственным аппаратом.

Для успешной работы общественного  сектора по справедливому финансированию производства и справедливому распределению  социальных благ в условиях перехода от тоталитарной экономики к рыночной необходимо создать такую институциональную основу функционирования общественного сектора, которая позволила бы минимизировать возможные изъяны государства путем устранения причин этих изъянов. [7]

 

 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

2.1 Общественный сектор в рыночной экономике

В рыночной экономике существует целый ряд ситуаций, при которых  свободное действие рыночных сил  не обеспечивает оптимального использования  ресурсов. В экономической науке  эти ситуации получили название провалов рынка, а сама теория, исследующая  эти ситуации, была названа теорией провалов рынка2.

Центральное место в анализе  провалов рынка занимают исследования общественных товаров или общественных благ. Общественное благо общедоступно, как, например, национальная оборона  или охрана правопорядка, причем их потребление одним человеком  не исключает других потребителей. Такие экономические характеристики убеждают в нецелесообразности взимания платы за потребление общедоступных  общественных благ, поэтому у частных  производителей нет стимулов к их производству. Такие общественные блага  называются чистыми общественными  благами, в отличие от чистых частных  благ, которые обладают конкурентностью и исключаемостью из потребления.

Особой формой платы за чистые общественные блага выступают  налоги. Между двумя полюсами экономических  благ находится огромный спектр смешанных  общественных благ, которые обладают исключаемостью, но неконкурентны в потреблении, - это блага обшей собственности и совместного пользования, за которые может быть установлена цена (дороги, мосты, музеи, больницы и т.д.). Существуют общенациональные общественные блага (обороноспособность, общедоступность образования), а также региональные, локальные — хорошие дороги, парки и т.д. Примером общественного блага может быть внедрение инноваций, формирование и использование знания, интеллекта.

Теория общественного  блага весьма важна для понимания  возможных механизмов разрешения противоречий между свободным выбором индивида и долгосрочными предпочтениями общества, которые невозможно решить без вмешательства государства.

Большинству общественных благ (смешанные общественные блага) присущи  следующие свойства: их потребление  невозможно вне ограниченной зоны или  вне особой категории лиц. В этих случаях вмешательство государства  не всегда необходимо. Частные инициативы типа «клубов», для которых установлено  право входа, часто в состоянии  в достаточной мере снижать издержки на исключение, что позволяет сделать  экономически возможным предоставление локального общественного блага. [4]

Общественный сектор рыночной экономики включает государственный  сектор со всем многообразием его  экономических, категорий, их отражающих, и инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственная собственность, государственное предпринимательство), сектор местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.д.), а также некоммерческий сектор экономики, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.

Некоммерческий сектор реализует  задачу широкого вовлечения населения  в общественную жизнь, что отражает динамику социальной организованности на всех уровнях — местном, региональном, национальном, межнациональном —  и связано с процессом становления  гражданского общества. В отличие  от коммерческих, организации третьего сектора существуют не ради получения прибыли, однако это не означает, что они не могут ее получать.

    1. Доходы общественного сектора

 

Источники доходов общественного  сектора государства.

Способность общественного  сектора поставлять общественные блага  и осуществлять перераспределение  зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность  извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги — основная форма  доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Говоря о доходах общественного  сектора, необходимо прежде всего определить их важнейшие виды и обсудить те требования, которые целесообразно предъявлять к налоговой системе.

Источники доходов

Доходы общественного  сектора складываются из налоговых  поступлений, а также доходов  принадлежащих государству предприятий  и организаций. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все  виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство  и путей оптимизации налоговой  системы относится к числу  важнейших задач экономики общественного  сектора.

К неналоговым доходам  относятся:

1. доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

2. доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

3. средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  РФ, субъектам РФ, муниципальным  образованиям и иные суммы  принудительного изъятия;

4. доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

5. иные неналоговые доходы.

Особо отметим доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности. Так, в их состав впервые  включены доходы в виде части прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Финансовая помощь из вышестоящих  бюджетов может оказываться в  виде дотаций, субвенций и субсидий.

Доходы государственных  предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

В той мере, в какой  поведение предприятий определяется свободным действием рыночных сил, его принадлежность к общественному  сектору проявляется главным  образом в том, что чистая прибыль, причитающаяся собственнику, передается в бюджет. Конечно, государство, выступая в качестве собственника, способно повлиять на доходы предприятия, предписывая  ему основные параметры затрат и  выпуска, а также цены. Но для рыночной экономики такие действия государства  в принципе не характерны и могут  быть оправданы лишь постольку, поскольку  они необходимы для удовлетворения потребностей в общественных благах, а также для реализации перераспределительной политики. [6]

Все это предполагает издержки. Иными словами, либо принадлежность конкурентоспособного предприятия  к общественному сектору не сказывается  на его доходах (за исключением адреса, по которому перечисляется чистая прибыль), либо она обусловливает некоторые  изъятия из потенциально достижимого  максимального дохода. Это происходит, например, когда государство, заботясь о поддержании занятости, препятствует увольнению работников на принадлежащих ему предприятиях или когда оно берет в свои руки естественную монополию, устанавливая цены на уровне более низком, чем это сделал бы частный собственник. По сути, подобные действия представляют собой использование прерогатив государства не для извлечения доходов, а, напротив, для мобилизации средств в целях финансирования общественных благ и перераспределения.