Тенденции развития общественного сектора
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика общественного сектора»
тема: Тенденции развития общественного сектора
Выполнила студентка
Группы №з30710/20
А. В. Смирнова
Проверил к.э.н, доцент
каф. Национальная экономика
А. Б. Тесля
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общественный сектор экономики
- Понятие общественного сектора.
- Масштабы и динамика общественного сектора в страна
х со смешанной экономикой.
- Эффективность общественного сектора и благос
остояние общества.
Глава 2. Концептуальные основы общественного сектора
- Общественный сектор в рыночной экономике
- Специфика развития общественного сектора в эконом
ике
- Доходы общественного сектора
Глава 3. Современные тенденции развития общественного сектора
3.1 Структура и механизм организации
3.2 Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования
3.3 Перспективы развития общественного сектора в РФ.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экономика общественного сектора одна из самых молодых отраслей экономической науки. Ее становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Темне менеена сегодняшний день предмет этой научной дисциплины окончательно еще не сформировался.
Экономики общественного сектора как наука возникла как синтетическая отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических и социальных наук.
Микроэкономический подход в общественном секторе реализуется на практике при решении вопросов регулирования естественных монополий и при организации производства клубных благ. Поэтому эти вопросы часто включаются в общий курс микроэкономик.
Неоклассическая экономическая
теория в начале века попыталась подойти
с микроэкономических позиций к
такому макроэкономическому
В первой половине XX в. финансовая
наука и теория государственных
финансов, а также теория государственного
предпринимательства
С глобализацией общественного развития усиливается взаимодействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций на другие, но и обратный процесс обогащения западной культуры системой ценностей других цивилизаций.
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что
состояние общественного
Цель курсовой работы –
исследовать особенности
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность общественного сектора в рыночной экономике!?!
- изучить специфику развития общественного сектора в экономике!?!
- исследовать структуру
и механизм организации
Объектом исследования является - общественный сектор.
Предметом изучения данной работы – механизм развития общественного сектора.
В первую очередь следует определить то же такое общественный сектор. Для этого нужно рассмотреть структуру и механизм общественного сектора, а так же масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.
Дальше разберем концептуальные основы общественного сектора, то есть общественный сектор в рыночной экономике и специфику развития общественного сектора в экономике.
И в заключение рассмотрим современные тенденции развития общественного сектора
ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
- Понятие общественного сектора
«Общественный сектор является
совокупностью ресурсов экономики,
находящихся в распоряжении государства
и общественных организаций (в том
числе органов местного самоуправления)»1.В
настоящее время актуален подход рассмотрения,
как рыночных механизмов, так и общественного
сектора с позиции теории прав собственности.
В связи с этим общественный сектор становится
механизмом уменьшения транзакционных
издержек. Общественный сектор экономики
– это сфера деятельности, ориентированная
на ликвидацию провалов рынка, создание
общих и социально значимых благ.
Общественный сектор является достаточно
сложным образованием и значительной
мере пересекается с государством. В его
состав входят бюджетные учреждения, государственные
внебюджетные фонды и государственные
предприятия, и другие объекты госсобственности.
Помимо названных институтов, к общественному
сектору в широком смысле слова относятся
негосударственные некоммерческие организации.
Сектор некоммерческих организаций, получивший
большое развитие в ведущих зарубежных
странах, является важным элементом гражданского
общества. Эти структуры осуществляют
свою деятельность в сфере провалов рынка
и не ориентированы на получение прибыли.
Цели и задачи их деятельности закрепляются
в уставе. Некоммерческие организации
могут получать прибыль, но она направляется
исключительно на достижение уставных
целей. Важным отличием некоммерческих
организаций от государственных является
то, что они создаются на добровольных
началах и функционируют независимо. Они
отличаются большей открытостью и ответственностью
перед потребителями их услуг. В ряде случаев
некоммерческим организациям может передаваться
часть регулирующих функций, традиционно
выполняемых государством. [1]
Общественный сектор представляет
собой такую область экономики
или часть экономического пространства,
где в совокупности определяются
следующие специфические условия:
- рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
- производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
- экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.
Существуют различные
способы оценки масштабов общественного
сектора и степени его
Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.
Масштабы государственной
собственности в различных
В России удельный вес промышленных
предприятий государственной
Таблица №1
«Удельный вес предприятий
государственной и
|
1995 |
2006 | ||
объем промышленной продукции |
численность промышленно-производственного персонала |
объем промышленной продукции |
численность промышленно-производственного персонала | |
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||
государственная |
9,7 |
15,9 |
8,1 |
13,2 |
муниципальная |
1,3 |
1,9 |
1,2 |
2,4 |
Из всей промышленности по отраслям: |
||||
электроэнергетика |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
10,3 |
13,1 |
10,7 |
11,3 |
муниципальная |
3,4 |
9 |
8,7 |
18,8 |
топливная промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
3,9 |
11,1 |
1,7 |
3,8 |
муниципальная |
0 |
0,1 |
0 |
0,2 |
черная металлургия |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
0,4 |
муниципальная |
0 |
0 |
0 |
- |
цветная металлургия |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
5,6 |
8,7 |
6,9 |
12,3 |
муниципальная |
0 |
0 |
0 |
- |
химическая и нефтехимическая промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
10 |
17,2 |
4,8 |
7,5 |
муниципальная |
0,3 |
0,4 |
0 |
0,1 |
машиностроение и |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
18,3 |
23,5 |
18,4 |
20,8 |
муниципальная |
0,6 |
0,6 |
0,2 |
0,5 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
9,5 |
13,1 |
6,3 |
13 |
муниципальная |
0,9 |
1,3 |
0,4 |
1,5 |
промышленность строительных материалов |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
12 |
10,7 |
11,3 |
9,9 |
муниципальная |
7 |
3,7 |
1,1 |
1,1 |
легкая промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
7 |
6,1 |
4,6 |
7,3 |
муниципальная |
1,1 |
3,6 |
1,2 |
3,2 |
пищевая промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
8,8 |
9,8 |
4,3 |
6 |
муниципальная |
1,1 |
1,6 |
0,9 |
1,9 |
В разных странах время
от времени предпринимаются
Размер общественного
сектора в экономике
В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:
1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;
2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;
3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению
4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.
Позитивные и негативные
последствия расширения общественного
сектора проявляются по-
1.3 Эффективность общественного сектора и благосостояние общества
Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Наиболее ощутимое воздействие на жизнь людей и организаций порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества.
Обязанностью государства, прежде всего, является экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в социальных благах. Таким образом, от государства требуется не только организация коллективных действий по созданию таких благ, но и справедливое распределение этих благ.
Политика распределения
– важное направление деятельности
любого государства, но проблема заключается
в том, что понятия справедливости
различных вариантов
Принудительное
В связи с тем, что ресурсы
в общественном секторе, как и
на рынке, не всегда используются оптимально,
можно поставить вопрос об изъянах
государства. Изъяны государства вызваны
особенностями нерыночных процессов
выявления и согласования предпочтений
с помощью политического
Для оптимизации общественных расходов требуется не только наилучшим способом использовать ресурсы в каждой из сфер общественного сектора, но и обоснованно распределять их между сферами. Для этого необходимо сопоставлять между собой принципиально разные по своему характеру результаты несхожих видов деятельности, т.е. соизмерять затраты и результаты проектов, реализуемых в общественном секторе, в универсальной денежной форме на основе анализа издержек и выгод, применяя оценки, основанные на реальных предпочтениях конкретного общества и с учетом сложившейся практики общественного выбора.
Анализ должен отражать полезность
социальных благ для потребителей,
т.е. готовность налогоплательщиков платить
за те или иные блага, создаваемые
с помощью общественного
Функции общественного сектора, связанные с обеспечением всех индивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем гарантированного дохода, во-вторых, защитой на случай болезни, безработицы и т.д., в-третьих, доступом к благам, обладающими особыми достоинствами, характеризуют государство благосостояния. Осуществление политики перераспределения и социальных гарантий, которая не ослабляла бы стимулов социальной активности, но при этом удерживала в приемлемом диапазоне уровень жизни всех граждан, является одной из основных задач государства.
Таким образом, после рассмотрения вопросов эффективной работы общественного сектора государства по обеспечению граждан социальными благами можно сказать, что:
- общественный сектор и его организации служат инструментами преодоления изъянов рынка;
- эффективность общественного сектора достигается за счет его институциональной основы функционирования;
- исправление изъянов рынка с помощью общественного сектора может привести к изъянам государства из-за ограниченности доступной информации, взаимодействия с другими субъектами экономики, несовершенства политического процесса, ограниченности контроля над государственным аппаратом.
Для успешной работы общественного сектора по справедливому финансированию производства и справедливому распределению социальных благ в условиях перехода от тоталитарной экономики к рыночной необходимо создать такую институциональную основу функционирования общественного сектора, которая позволила бы минимизировать возможные изъяны государства путем устранения причин этих изъянов. [7]
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
2.1 Общественный сектор в рыночной экономике
В рыночной экономике существует целый ряд ситуаций, при которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального использования ресурсов. В экономической науке эти ситуации получили название провалов рынка, а сама теория, исследующая эти ситуации, была названа теорией провалов рынка2.
Центральное место в анализе
провалов рынка занимают исследования
общественных товаров или общественных
благ. Общественное благо общедоступно,
как, например, национальная оборона
или охрана правопорядка, причем их
потребление одним человеком
не исключает других потребителей.
Такие экономические
Особой формой платы за чистые общественные блага выступают налоги. Между двумя полюсами экономических благ находится огромный спектр смешанных общественных благ, которые обладают исключаемостью, но неконкурентны в потреблении, - это блага обшей собственности и совместного пользования, за которые может быть установлена цена (дороги, мосты, музеи, больницы и т.д.). Существуют общенациональные общественные блага (обороноспособность, общедоступность образования), а также региональные, локальные — хорошие дороги, парки и т.д. Примером общественного блага может быть внедрение инноваций, формирование и использование знания, интеллекта.
Теория общественного
блага весьма важна для понимания
возможных механизмов разрешения противоречий
между свободным выбором
Большинству общественных благ
(смешанные общественные блага) присущи
следующие свойства: их потребление
невозможно вне ограниченной зоны или
вне особой категории лиц. В этих
случаях вмешательство
Общественный сектор рыночной экономики включает государственный сектор со всем многообразием его экономических, категорий, их отражающих, и инструментов (бюджет, налоги, государственные расходы, государственная собственность, государственное предпринимательство), сектор местного самоуправления (местные финансы, местная собственность и т.д.), а также некоммерческий сектор экономики, поскольку деятельность всех трех составляющих направлена на обеспечение и предоставление общественных благ потребителям.
Некоммерческий сектор реализует
задачу широкого вовлечения населения
в общественную жизнь, что отражает
динамику социальной организованности
на всех уровнях — местном, региональном,
национальном, межнациональном —
и связано с процессом
- Доходы общественного сектора
Источники доходов общественного сектора государства.
Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги — основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.
Говоря о доходах
Источники доходов
Доходы общественного
сектора складываются из налоговых
поступлений, а также доходов
принадлежащих государству
К неналоговым доходам относятся:
1. доходы от использования
имущества, находящегося в
2. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3. средства, полученные в
результате применения мер
4. доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных
5. иные неналоговые доходы.
Особо отметим доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной или
Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов может оказываться в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.
В той мере, в какой
поведение предприятий
Все это предполагает издержки. Иными словами, либо принадлежность конкурентоспособного предприятия к общественному сектору не сказывается на его доходах (за исключением адреса, по которому перечисляется чистая прибыль), либо она обусловливает некоторые изъятия из потенциально достижимого максимального дохода. Это происходит, например, когда государство, заботясь о поддержании занятости, препятствует увольнению работников на принадлежащих ему предприятиях или когда оно берет в свои руки естественную монополию, устанавливая цены на уровне более низком, чем это сделал бы частный собственник. По сути, подобные действия представляют собой использование прерогатив государства не для извлечения доходов, а, напротив, для мобилизации средств в целях финансирования общественных благ и перераспределения.