Тенденции развития предпринимательства в Беларуси

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тенденции развития предпринимательства в Беларуси

 

 

 

 

 

Автор работы: студентка

3 курса отделения

"Международный менеджмент"  _____________                            

                                                                                        26.04.2011

 

 

Руководитель:

Преподаватель                                          _____________     

                                                                                    26.04.2011

 

 

 

 

Минск  2011

СОДЕРЖАНИЕ

      Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                          3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                                       5

1.1 Задачи предпринимательства                                                                              5                         

1.2 Понятие и признаки, виды предпринимательства                                             6

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса                                                                                      7

 

2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ                                                                         10

2.1 Организация поддержки предпринимательства в РБ                                       10

2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ                                   

на современном этапе                                                                                                14

2.3 Перспективы развития предпринимательства в РБ                                          15  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                                  21                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

                                                       

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Белорусская экономическая модель обеспечивает устойчивые темпы экономического роста. Она позволяет максимально задействовать потенциальные возможности национальной экономики, сконцентрировать усилия всех субъектов хозяйствования на решение задач, определенных Программой социально-экономического развития страны. Малое   предпринимательство   вносит значительный вклад в развитие экономики, в том числе в решение наиболее актуальных задач, таких как насыщение рынка потребительскими товарами, развитие сферы услуг, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Сложившаяся экономическая обстановка в Республике Беларусь подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться.

Объектом исследования в курсовой работе является Республика Беларусь.

Предметом исследования является развитие предпринимательства.

Целью работы является изучение состояния и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:

1.   Изучить теоретические основы предпринимательства;

2. Определить состояния и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   

 

 

1.1 Задачи предпринимательства

 

Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

● приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

● содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

● привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

● создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

● способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

● вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

● формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

● активизация научно-технического прогресса;

● освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

● содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

● освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси.

 

1.2 Понятие и признаки, виды предпринимательства

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). [2: ст. 1]

Субъектами предпринимательства являются:

физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

● группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей. [2: ст. 2]

Вышеназванный Закон также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

● частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. [2: ст. 3]

Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек. [3: п. 2]

Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [4, стр. 8]

 

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

● Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

● Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

● При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

● Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

● Шансы на быстрый материальный успех.

● Возможность совмещения нескольких профессий.

● Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [4, стр.6, 75]

Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

● неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

● неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

● увеличение доли убыточных предприятий;

● затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

● наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

● сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Для успешного развития малого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [4, стр.76]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ   

 

 

2.1 Организация поддержки предпринимательства в Республике Беларусь   

 

 

Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:

● формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

● создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

● введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

● поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

● организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

● реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

● организация многопрофильных исследований предпринимательских структур. [5: ст.6]

Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

● разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетный направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства;

● организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;

● обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;

● создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

● готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.

Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательской деятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, а также создания новых рабочих мест необходимо:

● разрабатывать и утверждать годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства, учитывая при их подготовке решение вопросов содействия занятости населения, миграционной политики, экологических задач;

● предусматривать в проекте республиканского бюджета отдельной строкой расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства;

● предусмотреть в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь систему льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства;

● образовывать в установленном порядке фонды неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, для сдачи этих объектов в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;

● создание Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;

● создание программ поддержки малого предпринимательства;

и др.

Программы поддержки малого предпринимательства включают в себя:

● меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;

● перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

● меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

● меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

● предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;

● меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

● меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

● меры по обеспечению субъектов малого предпринимательства возможностью для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;

● меры по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитию предпринимательских структур.

Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства выполняет следующие задачи:

● предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, разукрупнении монопольных экономических структур и отдельных предприятий, перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;

● финансирование мероприятий по информационному обслуживанию субъектов малого предпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;

● финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов;

● проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

● организация сбора, обработки нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов;

● осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах;

● компенсация организациям, учреждениям и предприятиям льгот, предоставляемых ими субъектам малого предпринимательства. [5: ст.7]

Основными задачами центров поддержки предпринимательства являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных объектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

 

 

 

21 мая 2009 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».

Указом утверждено Положение об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, в котором объединены и систематизированы разрозненные акты законодательства разного уровня, ранее регулировавшие вопросы предоставления такой поддержки.

В частности, согласно данному документу финансовая поддержка может быть оказана за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, микроорганизациям (со средней численностью работников до 15 человек включительно) и малым организациям (со средней численностью работников от 16 до 100 человек) в виде предоставления:

      финансовых средств на возвратной основе;

      имущества на условиях лизинга и средств для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей;

      льготных кредитов и гарантий по ним;

      возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

      возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Отличительной чертой установленного порядка является то, что указанная поддержка предоставляется на конкурсной основе и только при реализации субъектами малого предпринимательства инвестиционных проектов по следующим направлениям:

      создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);

      организация, развитие производства экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

      производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

      внедрение новых технологий.

Обязательным условием оказания финансовой поддержки на конкурсной основе является создание новых рабочих мест.

В целях повышения эффективности предоставляемой поддержки установлен контроль за ее целевым использованием, а также определен четкий круг субъектов, которые не могут на нее претендовать. [6]

 


2.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе

 

 

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 марта 2011 г. в республике состоит на учете 88723 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 8558 (или на 10,7%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 2529 (или на 2,9%).

По состоянию на 1 марта 2011 г. на учете стоит 2317 субъектов среднего предпринимательства.

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2011 г. составила 235676 человек. К уровню 1 марта 2010 г. численность  индивидуальных предпринимателей увеличилась на 12097 человек (или 5,4%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 3842 человека (или на 1,7%).

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 марта 2011 г. составил 30,1%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 19,6%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,5%, от индивидуальных предпринимателей – 3,0%.

Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами составила 26,7 % (за 2008 год  17,1 %).

В отраслевом разрезе наибольшее количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц занято в торговле и общественном питании – 31 %, промышленности – 28,1 %, строительстве 16,7 , транспорте – 6,9 %, сельском хозяйстве – 2,8 % от общей численности занятых в микро- и малых организациях.

Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства является результатом государственной политики по улучшению в стране бизнес-среды. [1]

 

 

2.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь

 

 

В настоящее время одним из сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в Республике Беларусь является наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождения субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие, а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.

Тенденции развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определены Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 2012 годы.

Целями Государственной программы являются:

      обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки,

      широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах производства и оказания услуг,

      развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности,

      активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.

Задачи Государственной программы заключаются в создании:

      благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних организаций,

      преодолении административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства,

      внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого и среднего предпринимательства,

      создании новых рабочих мест,

      обеспечении импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства,

      содействии созданию новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства,

      повышении престижа предпринимателей.

Прогнозируемые показатели реализации задач Государственной программы приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Прогнозируемые показатели реализации задач Государственной программы

Задачи Государственной программы, реализуемые заказчиком

Показатель реализации задачи

Значение показателя по годам, процентов

2012

Увеличение доли субъек­тов малого предприни­мательства – юридических лиц в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров, ра­бот, услуг

 

темп роста выручки от реализации товаров, про­дукции, полученной субъек­тами малого предпринимательства – юридическими лицами

135

Увеличение общего числа занятых в микро- и малых организациях, включая численность индивидуальных предпринимателей

темп роста численности занятых в микро- и ма­лых организациях, вклю­чая индивидуальных пред­принимателей и привлекаемых ими наемных лиц

 

115

Увеличение общего числа занятых в сфере средне­го предпринимательства

темп роста численности занятых в сфере средне­го предпринимательства

101

Источник [1]

 

Кроме того, в Государственной программе предусматривается решение следующих задач:

      совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

      расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

      повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и информационных систем;

      содействие развитию производственной кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными организациями;

      развитие международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;

      совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 2012 годы согласно приложению будет способствовать устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование законодательства в данной сфере позволит:

      снизить налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства, упростить налоговое администрирование;

      сократить количество административных процедур, осуществляемых государственными органами и организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также упростить их;

      расширить права субъектов малого и среднего предпринимательства в установлении свободных цен (тарифов) на товары, продукцию (работы, услуги);

      законодательно установить объемы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в обеспечении государственных закупок товаров (работ, услуг);

      обеспечить заключение международных соглашений о взаимном признании сертификатов и стандартов на товары (работы, услуги).

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства будет способствовать расширению их доступа к финансовым ресурсам, что в свою очередь позволит таким субъектам увеличить объемы производства продукции, товаров (работ, услуг), в том числе стимулировать выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей и энергосберегающей продукции, создание новых рабочих мест.

Реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства будет содействовать развитию системы комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, формированию доступной каждому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, клиентах, состоянии рынка и другие.

Развитие производственной кооперации между крупными и малыми субъектами хозяйствования позволит крупным организациям достичь снижения своих затрат, оптимизировать производственные ресурсы, обеспечить конкурентоспособность производства, сохранить большую гибкость производства к изменению спроса. Малые и средние организации получат заказы на производство продукции для крупных организаций, что обеспечит гарантированный ее сбыт.

Реализация мероприятий по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства позволит привлечь наиболее незащищенные слои населения (молодежь, женщины, инвалиды и другие) к осуществлению предпринимательской деятельности, что будет способствовать снижению уровня безработицы.

Результатом развития международного сотрудничества должен стать рост экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества совместных и иностранных организаций, активизация внедрения прогрессивных технологий, обновление основных фондов, расширение номенклатуры производимой продукции, повышение международного авторитета страны.

В 2012 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг), полученной субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, запланирован в размере 135 процентов. Темп роста численности занятых в микро- и малых организациях, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2012 году до 115 процентов.

Прогнозируется, что численность занятых в сфере среднего предпринимательства в 2011 году составит 101 процент к уровню
2010 года, в 2012 году – 101 процент к уровню 2011 года.

Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, иных источников, предусмотренных законодательством (средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей).

Планируемый объем расходов на финансирование мероприятий Государственной программы приведен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.2 - Планируемый объем расходов на финансирование мероприятий Государственной программы

Источники

финансирования

Планируемый объем расходов по годам реализации Государственной программы,

млн. рублей

2011

2012

Средства республиканского бюджета

860,5

1 553,81

Оборотные средства Белорусского фонда финан­со­вой поддержки предприни­мателей

1 700,0

1 900,0

Средства местных бюд­жетов

42 525,8

13 037,8

Источник [1]

 

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств республиканского и местных бюджетов ежегодно уточняются при утверждении и уточнении соответствующих бюджетов. [1]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Малое и среднее предпринимательство занимает особое место в экономике Республики Беларусь, способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

Хоть в нашей стране постоянно издаются новые указы по поддержке и развитию предпринимательства, денежных средств на это выделяется недостаточно и большинство законов повторяются из года в год и носят общий характер.

В большинстве стран малое предпринимательство вносит значимый вклад в формирование ВВП,  занятость разных слоев населения и развитие технического прогресса. Нам следовало бы перенять зарубежный опыт и воспользоваться им для развития экономики страны.

Следует также расширить и упростить правовую систему для малого бизнеса страны. Ее односторонность и нереализованность сказываются на развитии малого предпринимательства. Почти не разрешена проблема финансирования. Те несущественные изменения в налогообложении, учете и отчетности не могут полностью решить проблему экономического стимулирования, система нуждается в значительных переменах.

С целью увеличения вклада малых предприятий в развитие экономики страны необходимы:

1. обеспечить и поддержать дальнейшее развитие добросовестной конкуренции.

2. максимально свободные условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

3. ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами.

4. изменить и упростить налоговое законодательство.

5. придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

6. совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации, обращения субъектов хозяйственной деятельности в государственные органы

7. убрать излишнее регулирование рынка труда

8. сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.

9. обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. [7]

Итак, со стороны государства требуется принятие кардинального комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: - http://www.economy.gov.by/ru - Дата доступа: 11.04.2011

2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII

3. О государственной поддержке малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262

4. Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес/ Догиль, Л.Ф., Семенов Б.Д.// Учебное пособие. 1997 г. - Минск: Вышэйшая школа, 1997. 266с.

5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № 685-ХIII

6. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь 21 мая 2009 г. № 255
              7. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента РБ  №4 от 31 декабря 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2