Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

 

Кафедра мировой экономики  и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Тенденции развития предпринимательства в системе    экономических интересов

 

 

 

 

Студент факультета МЭО  и М,

 

_______________

 

Ивашин С.А

1 курс.группа 1221 з.с

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель

__________________________

 

_______________

И.В.Задружная

______________

 

(подпись, дата)

 

 

 

МИНСК   2013

Содержание

 

 

Введение

Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял  на принципы социально-экономической  жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.

Малое предпринимательство  – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. И в этом случае,  одним из важнейших направлений государственной социальной и экономической политики является: создание правовых условий для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Создание условий для  развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных  изменений переходной экономики. В  этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей  развития предпринимательства имеет  чрезвычайно важное значение.

Цель исследования: определение основных направлений совершенствования предпринимательской деятельности в условиях социально-рыночных преобразований.

Объект исследования – предпринимательство и предпринимательская среда в Республике Беларусь.

Предмет исследования – общественно - экономические условия, факторы, механизмы становления и развития отечественного предпринимательства.

Задачи исследования:

    1. определить основополагающие принципы формирования предпринимательской среды и системообразующие факторы функционирования предпринимательства;
    2. раскрыть сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательства;
    3. выявить доминирующие мотивы включения в предпринимательскую деятельность.

Методология и методы  данной работы базируются на классических и современных трудах отечественных и современных ученых и специалистов, конкретных исследований различных проблем малого и среднего предпринимательства.

 

 

ГлАВА 1. Предпринимательство, как экономическая категория

 

1.1 Предпринимательство: сущность, функции, задачи

 

В соответствии с Законом  «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребителя [7, с. 40].

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и  лица без гражданства, а так же лица с двойным гражданством. Причём иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории РБ, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в установленном порядке [9, с. 5] .

Следует различать такие понятия, как малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

К малым относятся  предприятия со среднесписочной  численностью работников:

    1. в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;
    2. в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
    3. в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
    4. в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли – до 30 человек;
    5. в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [11, с. 42].

В соответствии с действующим  законодательством граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий:

    • физическое лицо должно обладать полной дееспособностью;
    • обязательна государственная регистрация (считается зарегистрированным с момента внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) [14, с. 11].

Вся история человеческого  общества, так или иначе, связана  с предпринимательством. История  развития народного хозяйства начинается с ведения домашнего хозяйства, и с  появления излишек продукции  возникает потребность в их обмене. Осуществляют его различные торговцы и купцы, которые и являются первыми предпринимателями, производящими не только процесс купли-продажи, но и получающие от этого прибыль. Рядом с ними шли владельцы собственности, служащие государству и церкви. Они также занимались предпринимательством.

Следующий этап связан с появлением индустрии  и техники, что позволено  количественно увеличить выпуск продукции, а вместе с тем изменить промышленность, сельское хозяйство, строительство, а также структуру экономики  и общества в целом.

На современном этапе происходит не только количественное изменение  за счёт изменения новых технологий (космических, био-, микро-, наноэлектроники и др.), а также внедрения результатов научных исследований. Вместе с этим меняются предприниматель и предпринимательство.

Цели и задачи предпринимательства  могут в каждом конкретном случае в значительной степени различаться. Это зависит от этапа функционирования  организации, баланса интересов  субъектов предпринимательской  деятельности (собственно предпринимателей, потребителей, наёмных работников, государственных и муниципальных органов), а также условий внешней среды.

В обобщающем виде главная цель предпринимательской деятельности состоит в получении (извлечении) прибыли, представляющей разницу между ценой, которую покупатель платит за соответствующие товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки от реализации товаров (услуг) над расходами на их производство, поставку на рынок и продажу. Максимизация прибыли повышает вероятность успешной работы организации в условиях конкуренции, обеспечивает дополнительный доход её участникам (акционерам, вкладчикам и т.д.) и источник финансирования воспроизводства или увеличения активов хозяйствующего субъекта, является важным фактором роста привлекательности для потенциальных инвесторов. В итоге создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования производства и повышения эффективности использования ресурсов.

Вместе с тем, поскольку  предприниматель, стремясь извлечь  наибольшую выгоду, должен предъявлять рынку такой товар (услугу), который пользуется спросом, то цель предпринимательской деятельности двуединая – получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определённых общественных потребностей [4, с. 10].

Цели предпринимательской  деятельности реализуются путём  последовательного или одновременного решения различных задач.

Основными задачами, решаемыми  в начале предпринимательской деятельности, являются:

  • выбор сферы деятельности и её масштабов;
  • выбор местоположения предприятия и фирмы;
  • финансирование и инвестирование;
  • организационные вопросы (выбор правовой формы, названия, учреждения и регистрация фирмы).

После выполнения вышеперечисленных  задач, главной и  постоянной задачей  предпринимателя является – изучение рыночной ситуации, включающее исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов.

Предпринимательство выполняет следующие функции:

  1. Общеэкономическая, здесь предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики, что является объективной основой проявления общеэкономической функции.
  2. Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и фактов для достижения поставленных целей.
  3. Ресурсная, предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании, но в тоже время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. В этом случае важное значение приобретает регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности за неправильное использование ресурсной функции.
  4. Социальную, которая проявляется в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.
  5. Организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении деятельности предпринимательской фирмы [10, с. 30].

Предпринимательская прибыль – особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.

Желание получить прибыль  заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать всё необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того. Чтобы улучшать качество и повышать количество производимой продукции и услуг, снижать их себестоимость, а также продавать больше конкурентов.

Предпринимательство как  социально-экономическое явление  имеет многовековую историю. Оно  стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального  порядка, то есть утвердившейся в  обществе системе норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества. Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависит от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства [3, с. 32].

    1.   Формы и  виды предпринимательства

 

Различают следующие формы предпринимательской  деятельности:

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделён правами и обязанностями и несёт ответственность, установленную для предпринимателя [12, с. 17].

В соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь в нашей  стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности  – государственной и частной.

В соответствии с тем, на какой стадии оборота капитала (производство – товар - деньги) выполняет  свои основные функции предприниматель, различают производственную, коммерческую и финансовую предпринимательскую  деятельность. Каждый вид предпринимательской деятельности имеет особые характеристики и относительно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.

Производственное  предпринимательство как форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, то есть производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителем или посредником.

Содержание коммерческого предпринимательства – деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Главную роль здесь играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров (услуг).

Финансовое  предпринимательство – это деятельность предпринимателей на денежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара – наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги. Относится к сфере оказания услуг, без которых практически не осуществима любая производственная и закупочно-торговая активность.

Консультационное  предпринимательство заключается в том, что определенные лица – консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции. В зарубежной практике коммерческие консультации носят название консалтинг [8, с. 21].

     Основными  факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:

  1. Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющие круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
  2. Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства.
  3. Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства. Она возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях.
  4. Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.
  5. Желание западных партнёров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности, т.е. с предпринимательскими структурами.

Если говорить о мотивах  предпринимательской деятельности, то основными из них можно выделить:

  • Возможность самовыражения личности, позволяющая работнику в максимальной мере проявить своё искусство, способности и трудовые навыки для общего блага.
  • Возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы, к которым относятся пенсионеры, лица с ограниченной трудоспособностью, домохозяйки, студенты, а также те, которые за пределами основного рабочего дня в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, организациях могут заниматься предпринимательской деятельностью.
  • Желание граждан законным путём повышать свои доходы,  и тем самым обеспечить достойные, соответствующие сложившимся в обществе потребительским стандартам, условия жизни себе и своей семье. [5, с. 23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности

 

Государство осуществляет следующие функции по регулированию  предпринимательской деятельности:

  1. Создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
  2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.
  3. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
  4. Обеспечивает социальную защиту и выдаёт социальные гарантии наёмным работникам путём установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.
  5. Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
  6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
  7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Условия вмешательства  государства в предпринимательскую  деятельность могут быть  негативными  и позитивными.

Негативные – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность.    Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятия мер по их установлению.

Позитивные  условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержании. [17, с. 67].

Методами государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность являются: экономические  и административные методы.

Экономические методы:

    • налогообложение;
    • перераспределение доходов и ресурсов;
    • ценообразование;
    • кредитно-финансовые механизмы;
    • осуществление государственной предпринимательской деятельности.

Административные методы:

  • принятие и корректировка законодательства;
  • контроль за его соблюдением.

Государство проводит экономическую  политику, которая включает:

 Фискальную политику – регулирование государственным бюджетом и налогообложения. Она проводится с помощью следующих средств:

  1. в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм;
  2. в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведёт к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики;
  3. разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

кредитно-денежную политику – целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые в свою очередь воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

научно-техническую политику – обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

амортизационную политику – определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;

инвестиционную  политику – регулирование темпов роста производства, ускорения НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;

осуществление государственного предпринимательства  – участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;

индикативное  прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана;

ценовую политику – регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных и фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности;

внешнеэкономическую и социальную политику – обеспечение условий притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных  предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов [13, с. 62].

Главной целью государственного регулирования предпринимательского сектора в странах, которых находятся в состоянии экономической трансформации, является стимулирование предпринимательской активности населения посредством благоприятной деловой среды.

Использование административного  воздействия в процессе государственного регулирования призвано решать следующие важнейшие задачи:

  1. обеспечение равных условий хозяйствования и развития конкурентной среды;
  2. повышение ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности;
  3. устранения правовых, административных, экономических и организационных препятствий на пути развития предпринимательства;
  4. защита потребителей от некачественных товаров и услуг.

Можно сделать вывод, что государственное регулирование присуще любой экономической системе. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, а также для предотвращения негативных социальных и экономических процессов.

 

 

 

ГЛАВА 2. развитие  предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

2.1 Поддержки  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь

 

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства  в организации и осуществлении  предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).

Деятельность субъектов  инфраструктуры регламентируется Законом  Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.

На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства (далее – центры) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров  и 15 инкубаторов.

На 1 января 2013 г. доля субъектов  инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров.

Из действующих в  республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества (98 субъектов инфраструктуры) являются организациями частной формы собственности, 15 % – коммунальной, 6 % - республиканской.

Осуществляют деятельность свыше 10 лет – 19 субъектов инфраструктуры или 19,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет – 19 субъектов инфраструктуры (19,3%), 3-5 лет – 12 субъектов инфраструктуры (12,2 %), 1-3 лет – 38 субъектов инфраструктуры (38,7%), до 1 года – 10 субъектов инфраструктуры (10,5%).

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.