Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
Кафедра мировой экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов
Студент факультета МЭО и М, |
_______________ |
Ивашин С.А |
1 курс.группа 1221 з.с |
(подпись, дата) |
|
Руководитель __________________________ |
_______________ |
И.В.Задружная ______________ |
(подпись, дата) |
МИНСК 2013
Содержание
Введение
Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство
– это важнейший элемент рыночн
В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Цель исследования: определение основных направлений совершенствования предпринимательской деятельности в условиях социально-рыночных преобразований.
Объект исследования – предпринимательство и предпринимательская среда в Республике Беларусь.
Предмет исследования – общественно - экономические условия, факторы, механизмы становления и развития отечественного предпринимательства.
Задачи исследования:
- определить основополагающие принципы формирования предпринимательской среды и системообразующие факторы функционирования предпринимательства;
- раскрыть сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательства;
- выявить доминирующие мотивы включения в предпринимательскую деятельность.
Методология и методы данной работы базируются на классических и современных трудах отечественных и современных ученых и специалистов, конкретных исследований различных проблем малого и среднего предпринимательства.
ГлАВА 1. Предпринимательство, как экономическая категория
1.1 Предпринимательство: сущность, функции, задачи
В соответствии с Законом
«О предпринимательстве в
Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а так же лица с двойным гражданством. Причём иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории РБ, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в установленном порядке [9, с. 5] .
Следует различать такие понятия, как малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.
К малым относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли – до 30 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [11, с. 42].
В соответствии с действующим законодательством граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий:
- физическое лицо должно обладать полной дееспособностью;
- обязательна государственная регистрация (считается зарегистрированным с момента внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) [14, с. 11].
Вся история человеческого общества, так или иначе, связана с предпринимательством. История развития народного хозяйства начинается с ведения домашнего хозяйства, и с появления излишек продукции возникает потребность в их обмене. Осуществляют его различные торговцы и купцы, которые и являются первыми предпринимателями, производящими не только процесс купли-продажи, но и получающие от этого прибыль. Рядом с ними шли владельцы собственности, служащие государству и церкви. Они также занимались предпринимательством.
Следующий этап связан с появлением индустрии и техники, что позволено количественно увеличить выпуск продукции, а вместе с тем изменить промышленность, сельское хозяйство, строительство, а также структуру экономики и общества в целом.
На современном этапе
Цели и задачи предпринимательства могут в каждом конкретном случае в значительной степени различаться. Это зависит от этапа функционирования организации, баланса интересов субъектов предпринимательской деятельности (собственно предпринимателей, потребителей, наёмных работников, государственных и муниципальных органов), а также условий внешней среды.
В обобщающем виде главная цель предпринимательской деятельности состоит в получении (извлечении) прибыли, представляющей разницу между ценой, которую покупатель платит за соответствующие товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки от реализации товаров (услуг) над расходами на их производство, поставку на рынок и продажу. Максимизация прибыли повышает вероятность успешной работы организации в условиях конкуренции, обеспечивает дополнительный доход её участникам (акционерам, вкладчикам и т.д.) и источник финансирования воспроизводства или увеличения активов хозяйствующего субъекта, является важным фактором роста привлекательности для потенциальных инвесторов. В итоге создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования производства и повышения эффективности использования ресурсов.
Вместе с тем, поскольку предприниматель, стремясь извлечь наибольшую выгоду, должен предъявлять рынку такой товар (услугу), который пользуется спросом, то цель предпринимательской деятельности двуединая – получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определённых общественных потребностей [4, с. 10].
Цели предпринимательской
деятельности реализуются путём
последовательного или
Основными задачами, решаемыми
в начале предпринимательской
- выбор сферы деятельности и её масштабов;
- выбор местоположения предприятия и фирмы;
- финансирование и инвестирование;
- организационные вопросы (выбор правовой формы, названия, учреждения и регистрация фирмы).
После выполнения вышеперечисленных задач, главной и постоянной задачей предпринимателя является – изучение рыночной ситуации, включающее исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов.
Предпринимательство выполняет следующие функции:
- Общеэкономическая, здесь предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики, что является объективной основой проявления общеэкономической функции.
- Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и фактов для достижения поставленных целей.
- Ресурсная, предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании, но в тоже время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. В этом случае важное значение приобретает регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности за неправильное использование ресурсной функции.
- Социальную, которая проявляется в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.
- Организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении деятельности предпринимательской фирмы [10, с. 30].
Предпринимательская прибыль – особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.
Желание получить прибыль заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать всё необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того. Чтобы улучшать качество и повышать количество производимой продукции и услуг, снижать их себестоимость, а также продавать больше конкурентов.
Предпринимательство как
социально-экономическое
- Формы и виды предпринимательства
Различают следующие формы предпринимательской деятельности:
частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделён правами и обязанностями и несёт ответственность, установленную для предпринимателя [12, с. 17].
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности – государственной и частной.
В соответствии с тем, на какой стадии оборота капитала (производство – товар - деньги) выполняет свои основные функции предприниматель, различают производственную, коммерческую и финансовую предпринимательскую деятельность. Каждый вид предпринимательской деятельности имеет особые характеристики и относительно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.
Производственное предпринимательство как форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, то есть производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителем или посредником.
Содержание коммерческого предпринимательства – деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Главную роль здесь играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров (услуг).
Финансовое предпринимательство – это деятельность предпринимателей на денежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара – наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги. Относится к сфере оказания услуг, без которых практически не осуществима любая производственная и закупочно-торговая активность.
Консультационное
предпринимательство заключаетс
Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:
- Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющие круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
- Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства.
- Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства. Она возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях.
- Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.
- Желание западных партнёров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности, т.е. с предпринимательскими структурами.
Если говорить о мотивах
предпринимательской
- Возможность самовыражения личности, позволяющая работнику в максимальной мере проявить своё искусство, способности и трудовые навыки для общего блага.
- Возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы, к которым относятся пенсионеры, лица с ограниченной трудоспособностью, домохозяйки, студенты, а также те, которые за пределами основного рабочего дня в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, организациях могут заниматься предпринимательской деятельностью.
- Желание граждан законным путём повышать свои доходы, и тем самым обеспечить достойные, соответствующие сложившимся в обществе потребительским стандартам, условия жизни себе и своей семье. [5, с. 23].
1. 3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:
- Создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
- Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.
- Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
- Обеспечивает социальную защиту и выдаёт социальные гарантии наёмным работникам путём установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.
- Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
- Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
- Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.
Условия вмешательства
государства в
Негативные – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятия мер по их установлению.
Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержании. [17, с. 67].
Методами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются: экономические и административные методы.
Экономические методы:
- налогообложение;
- перераспределение доходов и ресурсов;
- ценообразование;
- кредитно-финансовые механизмы;
- осуществление государственной предпринимательской деятельности.
Административные методы:
- принятие и корректировка законодательства;
- контроль за его соблюдением.
Государство проводит экономическую политику, которая включает:
Фискальную политику – регулирование государственным бюджетом и налогообложения. Она проводится с помощью следующих средств:
- в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм;
- в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведёт к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики;
- разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;
кредитно-денежную политику – целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые в свою очередь воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.
научно-техническую политику – обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве.
амортизационную политику – определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;
инвестиционную политику – регулирование темпов роста производства, ускорения НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;
осуществление государственного предпринимательства – участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;
индикативное
прогнозирование и
ценовую политику – регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных и фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности;
внешнеэкономическую и социальную политику – обеспечение условий притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов [13, с. 62].
Главной целью государственного
регулирования
Использование административного воздействия в процессе государственного регулирования призвано решать следующие важнейшие задачи:
- обеспечение равных условий хозяйствования и развития конкурентной среды;
- повышение ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности;
- устранения правовых, административных, экономических и организационных препятствий на пути развития предпринимательства;
- защита потребителей от некачественных товаров и услуг.
Можно сделать вывод, что государственное регулирование присуще любой экономической системе. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, а также для предотвращения негативных социальных и экономических процессов.
ГЛАВА 2. развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.1 Поддержки
малого и среднего
В целях оказания содействия
развитию малого и среднего предпринимательства
в организации и осуществлении
предпринимательской деятельнос
Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.
На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства (далее – центры) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).
По состоянию на 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров и 15 инкубаторов.
На 1 января 2013 г. доля субъектов инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров.
Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества (98 субъектов инфраструктуры) являются организациями частной формы собственности, 15 % – коммунальной, 6 % - республиканской.
Осуществляют деятельность свыше 10 лет – 19 субъектов инфраструктуры или 19,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет – 19 субъектов инфраструктуры (19,3%), 3-5 лет – 12 субъектов инфраструктуры (12,2 %), 1-3 лет – 38 субъектов инфраструктуры (38,7%), до 1 года – 10 субъектов инфраструктуры (10,5%).
Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.