Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области
Введение
1. Теоретические основы розничной торговли
1.1 Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация предприятий розничной торговли
2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области
2.2 Состояние развития розничных торговых сетей
Заключение
Список используемой
литературы
введение.
Торговля
является важнейшей отраслью экономики
страны, состояние и эффективность
функционирования которой непосредственно
влияют как на уровень жизни населения,
так и на развитие производства потребительских
товаров. Она составляет около 27% внутреннего
валового продукта РФ; по размеру налоговых
поступлений в федеральный
Значительные
перемены в экономической и политической
жизни страны, произошедшие в течение
последних лет, повлекли за собой
существенные изменения в характере
и условиях функционирования всех отраслей
народного хозяйства, в том числе
и в розничной торговле. В настоящее
время розничная торговля РФ претерпевает
кардинальные изменения. Эти изменения
связаны, прежде всего, с резким сокращением
неорганизованной торговли, стремительным
и масштабным развитием российских
розничных сетей, возникновением острой
конкуренции между крупными отечественными
и глобальными международными розничными
сетями.
1.Теоретические основы розничной торговли.
1.1 Сущность
и функции розничной торговли.
Розничная торговля
– вид предпринимательской
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
· удовлетворение потребностей населения в товарах;
·
доведение товаров до покупателей
путем организации
·
поддержание баланса между
· воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
· совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга
розничной торговли – это результат
взаимодействия продавца и покупателя,
а также собственной
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
Услуги розничной торговли включают:
1. реализацию товаров;
2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
3.
информационно-
4.
создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
· формирование ассортимента;
· приемка товаров;
· обеспечение хранения;
· предпродажная подготовка;
· выкладка товаров;
·
предложение товаров
· расчет с покупателем;
· отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
· прием и исполнение заказов на товары;
· организацию доставки товаров;
· упаковывание купленных в магазине товаров;
· комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
· оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;
· оценку ювелирных изделий на дому;
· оценку антиквариата на дому;
· прием стеклопосуды;
· реализацию товаров в кредит;
· организацию работ по послепродажному обслуживанию;
· организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
· предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
· предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.
Информационно-консультационные услуги включают:
· предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
· консультации специалистов по товарам;
· проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:
· организация и создание мест отдыха;
· предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
· гарантированное хранение купленных товаров;
· прием и хранение вещей покупателей;
·
организация питания
· реализация продуктов питания с потреблением на месте;
·
парковка личных автомашин покупателей
на организованную стоянку у магазина.[7]
1.2 Классификация
предприятий розничной
В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:
· Особенности устройства;
· Форма торгового обслуживания;
· Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
· Функциональные особенности предприятия;
· Форма собственности;
· Вид предприятия.
По особенностям устройства
Магазин – специально
Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые
автоматы устанавливают в магазинах,
на прилегающих к ним территориях,
а также в местах массового
скопления людей (в парках, на вокзалах
и т.д.)
Форма торгового
обслуживания – организационный
прием, представляющий собой сочетание
методов обслуживания. Различают
следующие формы торгового
Самообслуживание
– это форма торгового
Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.
Продажа
товаров по образцам – это форма
обслуживания, при которой покупатель
имеет возможность
Особенности этой формы обслуживания заключаются в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте.
Продажа
товаров по каталогам – это
форма обслуживания, при которой
покупатель имеет возможность совершить
покупку, выбрав товар по каталогу в
магазине, в почтовом отделении связи,
на оптовом предприятии. Продажа
по каталогам может применяться
как для непродовольственных, так
и для продовольственных
Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обуславливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина.
Продажа
товаров с индивидуальным обслуживанием,
в том числе с открытой выкладкой,
– это форма торгового
Магазины,
применяющие форму с
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
Встроенный магазин — магазин, все помещения которого располагаются в габаритах жилого здания с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений).
Встроенно-пристроенный магазин – магазин, помещения которого располагаются в габаритах магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений).
Пристроенный магазин — магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания.
С учетом
функциональных особенностей различают
следующие разновидности
1. торговля через стационарную торговую сеть;
2. торговля через передвижную торговую сеть;
3. торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.
Стационарная
торговая сеть является основой розничной
торговли. Она представляет собой
торговые помещения, расположенные
в специально оборудованных и
предназначенных для ведения
торговли зданиях и строениях, прочно
связанных фундаментом с
Стационарные объекты розничной торговли:
1. магазины;
2.
павильоны, имеющие торговый
Стационарные объекты мелкорозничной торговли:
1. палатки;
2. киоски;
3. торговые автоматы.
Передвижная
торговля является нестационарной и
представляет собой торговые объекты,
установленные без заглубленных
фундаментов, вне зависимости от
присоединения к городским
Передвижные средства разносной и развозной торговли:
1. тележки;
2. автолавки;
3. фургоны;
4. лотки;
5.
магазины-вагоны и магазины-
По форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
Розничные
франшизы. Это юридически оформленные
соглашения между владельцами привилегий,
в качестве которых могут выступать
производители, оптовики, организации
по предоставлению услуг, и держателями
привилегий в лице предприятий розничной
торговли. Такие соглашения позволяют
розничным торговцам
Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Кооперативы
розничной торговли. Они могут
создаваться как самими торговцами,
так и потребителями. Объединение
независимых розничных
Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Универсальные – реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.
Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)
Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)
Смешанные,
ведущие торговлю узким ассортиментом
продовольственных товаров, не связанных
общностью спроса.
Список используемой
литературы:
1.
Гражданский кодекс Российской
федерации: Части первая, вторая,
третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.). – М.:
Юрайт-Издат, 2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)
2.
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
3.
ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли.
Общие требования.
4.
ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация
предприятий.
5.
Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация,
технология и проектирование торговых
предприятий: Учебник для студентов Высших
учебных заведений. 6-е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Кº», 2005. – 520 с.
6.
Егоров В.Ф. Организация
7.
Памбухчиянц О.В. Организация и технология
коммерческой деятельности: Учебник: -
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и Кº», 2005. – 636 с.
8.
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность:
Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
9.
Щур Д.Л. Труханович Л.В. Основы торговли.
Настольная книга руководителя, главбуха
и юриста. – М.: Издательство «Дело и Сервис»,
1999. – 704 с.
10.
Валерий Миронов «При
11.
Гафиятуллин М.М., к.э.н., старший преподаватель
«Специфика развития торговых сетей в
Республике Татарстан» Современная торговля:
Теория и практика. Материалы межвузовской
научно-практической конференции. 22-26
марта 2005 г. Часть 2. – Казань: КИ РГТЭУ.
– 2005. – 88 с. стр.32-33
12.
Леонид Игнатьев «Тренды
13.
Наталья Кузнецова «Ритейл российский
сценарий»; журнал: Новости торговли №
03. 2007 стр.18-20
14.
Наталья Шилина «Как выйти на рынок
вендинга»; журнал: Российская торговля
№ 1-2. 2006 стр. 34
15.
Полина Бубенцова «Mixed-USE, или борьба
на выжимание»; журнал: Новости торговли
№ 03. 2007 стр. 29
16.
Хисамутдинова Д.В., Шайхутдинова Ф.Н.,
Авилова В.В. «Основные тенденции развития
потребительского рынка Республики Татарстан»
Современная торговля: Теория и практика.
Материалы межвузовской научно-практической
конференции. – Казань: Отечество, 2006.
– 256 с. стр. 126-127
17.
www.gks.ru
18.
www.dolevandreynarod.ru
19.
www.nrn.ru
20. www.gazeta.etatar.ru