Тенденции развития системы права и системы законодательства в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Понятие и признаки системы права

    1. Подходы к понятию системы права. Признаки системы

права…………………………………………………………..стр.5

    1. Соотношение системы права с системой законодательства и

правовой системой……………………………………………стр.9

Глава 2. Система объективного (позитивного)  права как подсистема

    системы права

2.1. Основные структурные элементы системы права……………стр.14

2.2. Частное и публичное право…………………………………….стр.22

2.3. Материальное и процессуальное право……………………….стр.27

2.4. Национальное и международное право……………………….стр.28

Глава 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства

    в России……………………………………………………………стр.31

Заключение…………………………………………………………………стр.35

Список литературы…………………………………………………………стр.37

 

Введение

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе  социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой  культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным  регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с  этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что, то же самое, обладать свойством системности.

Системность является объективным  свойством права. Вместе с тем  право выступает всего лишь одной  из множества систем, существующих в социуме. Но вместе с тем, его функционирование играет важную роль в жизни общества: оно регулирует общественные отношения, улаживает конфликты между субъектами правоотношений, а также выполняет многие другие функции.

В жизни человека возникают самые различные интересы, связанные   с его многообразными потребностями. Можно выделить отдельные группы таких интересов, например трудовые, семейные, имущественные, политические и др. Поэтому и нормы права, регулирующие эти интересы, группируются по отраслям права, а отрасли соединяются в систему права, взаимно согласуются и дополняют друг друга.

Проблемой  системы права  стали заниматься еще в 30 – х  годах ХХ века и по сей день, несмотря на обилие научных публикаций, данный вопрос не теряет своей актуальности, которая заключается в том, что в данном вопросе существует много неясностей: как рассматривать систему права – как динамичную или как статичную систему, а также, в каком взаимоотношении находятся между собой элементы  системы права.

Поэтому основными целями данной работы являются  определение  понятия системы права, ее признаков, соотношения с другими родственными категориями, а также рассмотрения ее основных структурных элементов  во взаимосвязи.

Для реализации поставленных целей выделяется ряд задач:

  1. дать понятие системы права и выделить ее основные признаки;
  2. определить соотношение с системой законодательства и правовой системой;
  3. выделить основные структурные элементы системы права и их взаимоотношение;
  4. дать краткую характеристику отраслей права с точки зрения метода правового регулирования в общем контексте системы права;
  5. определить тенденции развития российской системы права и системы законодательства;

 

Глава 1. Понятие  и признаки системы права.

    1. Подходы к понятию системы права. Признаки системы права.

Система права  формируется и функционирует  на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни, поэтому определению понятию системы права существует несколько подходов.

По мнению Нерсесянца В.С., система права — это юридико-доктринальная категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объединяющие их правовые институты и отрасли права.

Доктринальная трактовка  права как системы норм означает, что единственным системным (и системно-структурным) элементом права является норма права. Система права включает в себя множество различных норм, регулирующих разные общественные отношения. При этом существуют определенные закономерные взаимосвязи между спецификой регулируемых отношений и особенностями их нормативно-правовой регуляции: однородные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На этой основе нормы права внутри системы права группируются в правовые институты и отрасли права1.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально  существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного  усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический  социальный строй общества, государства  определяет в конечном счете ту или  иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система  права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность – общее свойство всех типов права. Каждому историческому  типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной  формации. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная  социальная обусловленность системы  права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными  факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право  отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том  числе системного характера, на которых лежит печать времени

В соответствии с данным критерием (подходом) различают: обычное (традиционное) право, правовой обычай; прецедентное право;  договорное право; право законов (кодифицированное, статутное, декретное право)2.

Система как философское  понятие — это некое целостное  явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы. С философской точки зрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка3.

Право как система  характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право — это  органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни4.


Во-вторых, система права – это строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права5.

В – третьих, системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования6.     

     В – четвертых, признаком системы права является наличие

связывающего, объединяющего систему  элемента – центра. Таким элементом 

являются  принципы права. Некоторые  авторы называют цели системы, так 

как система вообще – это объект, функционирование которого необходимо

для достижения стоящей перед ним  цели. Принципы права сосредоточены 

в конституциях. Поэтому конституционное  право и конституция выступают 

активными центрами системы права  и системы законодательства7.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного ценностный смысл системы 

права состоит в том, что она:

  • объясняет интегрирование и деление нормативного правового материала на отрасли и институты;
  • дает системную характеристику позитивного права в целом;
  • обеспечивает эффективное правовое регулирование;
  • позволяет правильно истолковывать и применять норму права;
  • ориентирует правотворческий орган на «гармоничное» включение нормативного акта в существующую систему права, не нарушая ее целостности.

а строго согласованная и  взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное  иерархическое образование, пронизываемое  процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными  его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и  зависимости.

 

 

 

    1. Соотношение системы права с системой законодательства

и правовой системой.

 В периодической литературе  категории «система права» и  «система законодательства» нередко  определяются как синонимы. Также система права трактовалась как синоним правовой системы. За последние годы стала прослеживаться дифференциация указанных категорий благодаря использованию метода системного анализа Между тем и в познавательном, и в практическом отношении право, понимаемое как совокупность нормативных актов, необходимо рассматривать в качестве, хотя и тесно связанных , но все же относительно самостоятельных категорий, представляющих собой  два аспекта одной и той же сущности – права8.

В философском плане система  права и система законодательства соотносятся между собой как  содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма.

Система права и система  законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой  зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит  объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система  законодательства - детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права  и система законодательства не совпадают  по кругу источников, в которых  они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; система  права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах  права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании9.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется  высокой степенью однородности. Это  обусловлено тем, что каждая отрасль  в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом  правового регулирования. Отрасли  же законодательства такими объединяющими  началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции  РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных  с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные  отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное  право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие; 3) отрасли  законодательства, «привязанные» к  соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной  деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей10.

 В современной юридической литературе при исследовании проблемы соотношения между системой права и законодательством важное значение придается учету в процессе законотворческой (и в целом в правотворческой) деятельности системных связей между отраслями права, соответствию отраслей законодательства отраслям права.

И система право, и система  законодательство обладают функциональной общностью, выступая как средство регуляции  и саморегуляции общественных отношений. Однако эффективное осуществление  этой функциональной задачи, возможно лишь при условии их системности.

Общеизвестно, что система  права и система законодательства определяются материальными и условиями жизни общества. Но перевод данных факторов в систему права отличается от перевода в систему законодательства: различаются пути и стадии данного процесса. Таким образом, система права является главным фактором определяющих посторенние и развитие законодательства11.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы  о соотношении системы права и системы законодательства:

  1. По характеру своего развития система права более статична, но изменяется скачкообразно, а система законодательства более динамичная система и изменяется постепенно;
  2. По своему содержанию система права шире чем система законодательства и включает в себя не только нормативные акты, а также судебные прецеденты и

правовые обычаи;

  1. система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, тогда как система законодательства, помимо отраслевого строения, имеет еще и вертикальное строение, которое выражается в двухуровневой системе законодательства федеративных государств, а также иерархичной системе нормативных актов.

Также не следует смешивать  понятие «правовая система» в ее узком смысле с понятием «система права». Это не синонимы. Система права – понятие структурно-институциональное, оно раскрывает взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что определяется объективными и субъективными факторами12. Т.е., таким образом можно судить о том, что система права отображает только внутреннюю дифференциацию позитивного права.

Правовая система –  понятие более широкое. Здесь, прежде всего, нужно иметь ввиду, что самое широкое правовое понятие, охватывающее все, без исключения, правовые явления, - это «правовая действительность»13. Оно, наряду с институциональной структурой права (системой права), включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества. Таким образом, выделяются активные элементы, так или иначе относящиеся к позитивному праву и тесно связанные между собой. Это и есть правовая система (понятие, которое, при всем совпадении слов, надо сразу заметить - нужно отличать от ранее рассмотренного понятия "система права"). Правовая система, следовательно, - это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой. Таким образом, частями (элементами) правовой системы являются: собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология - активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика14.

Анализ этих компонентов  позволяет увидеть такие стороны  и аспекты правового развития, которые не могут быть раскрыты путем  анализа одной лишь институциональной  структуры (системы права). В понятии  «правовая система» в отличие  от понятия «система права» отражается не столько внутренняя согласованность отраслей права, сколько автономность правовой системы в качестве самостоятельного социального образования. При этом понятие «правовая система» не заменяет понятия «правовая надстройка», которое показывает обусловленность права экономическим базисом, место права в системе социальных связей, правового и неправового и в этом плане служит методологическим ориентиром к правильному пониманию других, менее по своему содержанию объемных категорий, таких как правовая система и система права. Следует особо отметить, что во всех случаях речь идет о взаимосвязанных понятиях, одно из которых, более узкое, охватывается другим, но при этом отнюдь не теряет от этого своего автономного значения15.

Именно через правовую систему, ее элементы происходит как  бы "увязка" позитивного права  с государством, его органами, со всей политической структурой данного  общества. Именно через правовую систему  при рассмотрении позитивного права  включаются правотворческие, законодательные  учреждения, а также правоисполнительные  органы, органы правосудия, другие правоохранительные учреждения, вся политическая система  страны.

 

Глава 2. Система объективного (позитивного)  права

 как подсистема системы права.

2.1. Структурные элементы системы права

Для развития системы права  существенны  процессы интеграции и  дифференциации правового регулирования. Таким образом, развитие системы  права представляет собой сложный  диалектический процесс.

Система права как системное  образование имеет собственную  структуру, элементы которой находятся в определенной взаимосвязи и иерархичном построении. Каждый структурный элемент системы права имеет определенный набор системных функций, позволяющих всей системе в целом стабильно функционировать.

Взаимодействие элементов  системы права вызвано невозможностью изолированного функционирования элемента, таким образом, извлеченный из системы  элемент теряет свойство системности.

Структурными элементами системы права являются:

1) норма права;

2) институт права;

3) отрасль права;

Правовая норма – первичный элемент системы права, а по мнению Нерсесянца В.С., – это единственный системно – структурный элемент16. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

 Система права  включает в себя множество различных норм, регулирующих разные общественные отношения. При этом существуют определенные закономерные взаимосвязи между спецификой регулируемых отношений и особенностями их нормативно-правовой регуляции: однородные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На этой основе нормы права внутри системы права группируются в правовые институты и отрасли права.

Правовой институт – это второй элемент и уровень  системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания - каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений17.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и  не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты  права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли  права. Например, институт прекращения  брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного  кодекса РФ), институт залога в гражданском  праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр  и пари (ст. 1062 ГК РФ), необходимой  обороны в административном праве (ст. 19 КоАП РСФСР).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой  совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом  регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и  некоторых иных отраслей права. В  рамках сложного института выделяются, так называемые субинституты. Например, институт ренты - в гражданском праве  включает субинституты - постоянная рента (ст. 589-595 ГК), пожизненная рента (ст. 596-600 ГК), пожизненное содержание с  иждивением (ст. 601-605 ГК). Кроме, названных, принято выделять материальные и  процессуальные институты, охранительные  и регулятивные и т.д18.

Проблемным вопросом является появление межотраслевых «пограничных»  институтов. Они являются комплексными правовыми образованиями, образованными  на стыке смежных отраслей права. «Пограничные» институты характеризуются  наличием между нормами отраслей права, образующими данный институт, подвижной предметно – регулятивной связи. Эта связь проявляется  в том, что на предмет данной отрасли  права  накладываются некоторые  элементы метода правового регулирования  другой отрасли19. Например, это имеет место в институте возмещения вреда, причиненного жизни, либо здоровью работника при исполнении им своих трудовых  обязанностей.

Также «пограничные» институты  возникают как следствие смыкания определенных участков предмета правового  регулирования отраслей20. Например, это совместная собственность супругов, находящаяся на стыке гражданского и семейного права.

Возможны несколько вариантов  развития «пограничных» институтов:

  1. он будет развивать преимущественно как институт «материнской» отрасли права, а привнесенные черты другого института будут столь малы, что он утратит свое значение как комплексный институт;
  2. в процессе «специализации» количество заимствованных черт будет увеличиваться, и в результате этого увеличения может выделиться новая отрасль права. Важнейшим показателем превращения группы «пограничных» институтов в новую отрасль права может служить появление новых, присущих только данной группе институтов понятий и конструкций, а также свой метод и предмет правового регулирования21.

Третьим структурным элементом  системы права является отрасль  права.

Отрасль права - это основное подразделение системы права, его  главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой  институты права, регулирующие качественно  однородную область общественных отношений. Отрасль права - это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область  отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное  предписание представляет собой  первичную клеточку права, а правовые институты - группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Для образования самостоятельной  отрасли права имеют значение следующие условия:

а) степень своеобразия  тех или иных отношений;

б) их удельный вес;

в) невозможность урегулировать  возникшие отношения с помощью  норм других    отраслей;

г) необходимость применения особого метода регулирования22.

Проблема отраслевого  деления системы права была затронута  в 1938 г. Основным итогом дискуссии по этому вопросу стало то, что  решающее значение среди объективных  критериев, определяющих структуру  системы права  и его деление  на отдельные отрасли, имеет предмет  правового регулирования23.

Отрасль права имеет специфическое  строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В  общую часть входят институты, которые  содержат в себе положения, «обслуживающие»  все или почти все институты  особенной части. Институты общей  части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части  отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить  дублирование нормативно-правового  материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить  восприятие и изучение отрасли права. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного закона (п. 2 ст. 16 Конституции РФ)24.

Хотя все отрасли права  взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется  тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Таким образом, подотрасль регулирует определенную часть общественных отношений, принадлежащих к данной отрасли права.

Выделение подотрасли права  может происходить в зависимости  от особенностей того или иного элемента регулируемого общественного отношения (предмета правового регулирования): содержания, объекта, субъекта25.

 Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

В юридической литературе очень  много обращается внимание на различные критерии построения законодательства. Многие отмечают, что система законодательства, как и система права строится по отраслевому признаку. Тогда правовые акты располагаются по предмету правового  регулирования.  Отрасли законодательства в данном случае соответствуют отрасли права, как например, отрасли гражданского законодательства соответствует отрасль гражданского права и т.д.