Тенденции развития СМИ в интернете

Московский государственный

университет печати

 

Факультет издательского дела и журналистики

 

Специальность: 030601

Журналистика

 

 

Курсовая работа

Предмет: Основы теории журналистики

Тема: Тенденции развития СМИ в интернете.

 

 

 

Выполнил: Студент группы ДКЖ 1-1

Кузьмин Артем

 

 

Проверил:

Зав. кафедрой  журналистики

Ненашев М. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

 

 

Прошло всего 16 лет с тех пор как в России появился интернет. И совсем немногим меньше, как в Рунете появились СМИ. С тех пор многое изменилось. В первую очередь доступность. Как вы понимаете, СМИ этого вида стали доступны практически всем и каждому. И изменения настолько кардинальны, что данная тема показалась мне очень интересной и актуальной. Тем более интересно поразмыслить над тем, какие изменения произойдут в последующие годы. Актуальность темы состоит еще и в том, что интернет издания на сегодняшний день являются наиболее перспективными. Возможно, спустя какое-то время они потеснят радио, телевидение и печатные издания.

 

Итак, я думаю, следует начать с экономической стороны вопроса.

По крайней мере, по той причине, что в условиях мирового кризиса, все претерпевает изменения. Как они скажутся на интернет журналистике? 

Начнем с того, что в России, на 2009 год, существует 4392 активных интернет издания. И их количество непрерывно растет. Причем их аудитория при увеличении числа изданий не уменьшается, а только увеличивается. На фоне снижения доходов печатных СМИ, аналитики прогнозируют рост доходов интернет-изданий и 58,6% прирост на рынке интернет рекламы в 2009 году. Неожиданный рост в интернет-СМИ объясняется тем, что в случае серьезного сокращения доходов конечного потребителя, рекламные бюджеты перераспределяются в пользу тех носителей, за которые потребителю не нужно платить: печатные издания оказываются далеко не в самой выгодной позиции. Ведь для выхода в интернет платить не нужно. Зачастую это можно сделать совершенно бесплатно. А цены на печатные издания растут. И растут не по дням, а по часам. Все интересное, что будет наблюдаться на рынке медиа и рекламы в ближайшее время, будет происходить, видимо, в Интернете. Это связано, во-первых, с тем, что Россия до сих пор демонстрирует самый большой прирост аудитории интернет-пользователей среди европейских стран: 27% по сравнению с июнем 2006 года. Кроме того, большая устойчивость ситуации связана с тем, что соотношение медийной и контекстной интернет-рекламы в России составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. Медийную рекламу обеспечивают большие рекламодатели, в то время как объемы контекстной рекламы выкупаются мелким и средним бизнесом. Объем рынка интернет-рекламы составил $51 млн. долл., прогнозируемый объем на 2010 год — $156 млн. долл.

 

На пользу интернет-рекламе и тот факт, что с сокращением расходов на развлечения люди будут проводить больше времени дома. Вместе с тем более платежеспособная активная аудитория молодого и среднего возраста, вместо телевизора в качестве средства развлечения и получения информации, скорее прибегнет к интернету.

Все вышесказанное относится как к относительно традиционным интернет-медиа (порталы, информационные ресурсы), так и к социальным сетям, монетизация трафика в которых до сих пор представляла собой некоторые трудности. Скорее всего, миграция части рекламодателей в Интернет и развитие нишевых проектов в области Web 2.0 в ближайшее время подтолкнет медиа-менеджеров к решению этой проблемы, и социальные сети окажутся, возможно, самым быстрорастущим сегментом рекламоносителей в Интернете. Все это значит, что в сфере печатной прессы остауются лишь самые сильные и наиболее экономически мощные издания. Остальные же либо отмирают, либо переходят на просторы всемирной сети. По крайней мере, все ведущие издания стали заводить интернет версии своих журналов. Тех кто это делает интересует как правило перспектива, долгосрочный прогноз. По информации Международной федерации периодической печати, больше половины глянцевых журналов сейчас отмечает, что их онлайновая версия приносит прибыль. Главные причины создания онлайновой версии – расширение читательской аудитории (84%), привлечение подписчиков для бумажного издания (81%) и построение сообщества вокруг бренда (67%). Всего лишь 33% журналов опасаются, что инвестиции в развитие сайта не окупятся. Год назад таких было 60%. Неудивительно, что за последние 12 месяцев больше половины веб-сайтов увеличили свои расходы на онлайновую версию, а 82% собираются сделать это в текущем году. Тенденции развития рынка СМИ таковы, что продвижение электронных версий является для печатного издания одним из приоритетных направлений. Это объясняется тем, что у электронных версий изданий существуют принципиальные преимущества по сравнению с печатными СМИ. Прежде всего это, конечно, удобство, так как далеко не всем удобно читать с листа, в дороге, например, или во время перелетов.

А в наладонном компьютере может уместиться годовая подписка на журнал в формате PDF. Кроме этого, онлайновые издания отличает оперативность, а также быстрота и легкость доступа к информации, возможность полнотекстового поиска.

Но с другой стороны, существует проблема конкуренции с телевидением. Проблема состоит в том , что для телевизионного рынка характерна наиболее высокая доля национальных операторов (федеральных каналов), в том что телевидение – единственный сегмент медиа-рынка, где доминирует государство (50% аудитории, 70% рекламных доходов) и в том, что это доминирование основано на прямом и косвенном бюджетном финансировании. Из-за этого развитие рынка медиа-прессы происходит не стабильно, потому, что некоторые его сегменты зажаты телевидением.  Хотя с другой стороны, все телевизионные каналы имеют свои странички в интернете. Кстати существует множество прогнозов, что годы спустя, интернет и телевидение прекратят конкуренцию, потому, что между ними не останется различий и они станут единым целым.

 

Технический фактор

Главное, это те отличия и особенности, которые имеются у интернет изданий.

Первое и наиболее важное отличие. На сегодняшний день, интернет доступен в любой относительно цивилизованной точке земного шара. Способов входа в сеть с каждым годом становится все больше. И самое интересное, цены на прогулки по сети продолжают падать несмотря на финансовый  кризис.  Важно еще и то, что за последние годы пропала необходимость в проводах для подключения к интернету. По прогнозам аналитиков в последующие 10 лет (это максимальный срок ) беспроводной интернет покроет поверхность всей планеты. Это кстати являлось одним из приоритетов развития корпорации «microsoft» обозначенных перед уходом со своего поста Биллом Гейтсом.

Но и без этого WI fi покрывает огромные территории. Подключение может быть как платным, так и бесплатным, достаточно иметь с собой ноутбук или современные телефон.

Пока это доступно не всем, но технологии развиваются очень быстро, так что в ближайшее время это можно будет полностью убрать из статьи расходов. Увеличивается и скорость соединения.   Последние 10 лет внедрение Интернет-технологий и услуг в России идет достаточно высокими тепами. Достаточно сказать, что количество пользователей Интернета за это время увеличилось с нескольких десятков тысяч до нескольких десятков миллионов и продолжает неуклонно расти; количество хостов в доменных зонах Ru и Su выросло от нескольких тысяч до более чем 600 тысяч. В целом в развитии Интернета в России наблюдаются те же тенденции, что и в мире. Однако существуют некоторые национальные особенности, определяемые уровнем общего экономического развития, развитием систем и сетей связи, покупательной способностью населения, демографическими особенностями населения и другими факторами.    На фоне достаточно стремительного, во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей и проблем развития российского сектора глобальной сети Интернет. Ведь России он становится все более популярным средством коммуникации и поиска информации, необходимой для повседневной работы и учебы. Общие затраты населения на доступ к сети составляют $3,8 млрд. долл. и к 2010 году увеличатся до $8,9 млрд. долл. а это уже достаточно высокая сумма, чтобы говорить об окупаемости интернет изданий. 

Что еще важно, виртуальность можно копировать бесконечно, сеть не нуждается в затратах на бумагу и краску, в сети не нужно платить за прочтение журнала, да и ограничиваться одним журналом или газетой не обязательно. Имея в телефоне или ноутбуке GPRS или Wi Fire, можно прочесть любую газету или журнал, причем не только российские, но и зарубежные. Плюс возможность поиска. Глобальные поисковые машины, такие как: «google» «Yahoo» или «Yandex» обрабатывают миллионы запросов в минуту и могут с легкостью предоставить полную и исчерпывающую информацию по запросу. Существуют так же новостные поисковики, которые ориентированы на поиск исключительно новостей и событий.

 

История появления. Прошлое необходимо для того, чтобы понять, каким будет будущее.

 

До 1995 г. интернета в его современном образе (WWW с графическим браузером) в России не было. Точнее, существовавший тогда уровень развития интернета в России не позволял говорить о какой-то деятельности, рассчитанной на массового информационного потребителя.

К ноябрю 1993 г. относится начало проекта Demos Online. В сентябре следующего года у «Демоса», который в дальнейшем становится одним из крупнейших российских провайдеров, появляются первые пользователи.

Ни о какой массовости тогда речи не шло, первые издатели и читатели – это пионеры, и их единицы.

В ноябре 1994 г. появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека, будущая библиотека Мошкова. По состоянию на 1 марта 2000 г. эта библиотека содержала уже около 25000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что на порядок превосходило аналогичные западные проекты.

 

Появлялось множество проектов, которые прямо или косвенно можно было бы сравнить со СМИ. Были рассылаемые по e-mail периодические журналы, постоянно действующие телеконференции (ньюсы), из которых часто можно было узнать о политической жизни страны, о том, что не сразу попадало в бумажные СМИ. Уже были сети RELCOM и ФИДО. Именно они подготовили затем лавинообразный процесс рождения многих веб-проектов, создав для них в российском интернете и аудиторию, и персонал.

Так сложилось, что первую и по сей день самую крупную библиотеку в сети основал не гуманитарий, а программист. Ситуация довольно характерная: люди негуманитарных профессий сыграли на начальном этапе развития интернет-журналистики в России огромную роль.

В 1995 г. была подготовлена почва для интернет-журналистики. 10 октября открывается «РОМАН» – первый интерактивный литературный проект, если не считать «Буриме» (первая русскоязычная игра в интернете, а также первая полностью интерактивная страница в русской сети). «РОМАН» был одновременно и первым опытом сетевой прозаической литературы (так называемой сетературы). В октябре – декабре того же года в сети публикуется информация о ходе выборов в реальном времени «Россия: выборы-95».

 

Проформы веб-изданий

 

Из первых опытов веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, отметим авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Можно сказать, что все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде.

Необходимо отметить, что в интернете жизнеспособно все, что в нем родилось, чего нельзя сказать о привнесенном извне. Например, многочисленные пока клоны бумажных изданий без гипертекста и интерактивности вряд ли долго продержатся в интернете и, скорее всего, будут преобразованы в полнофункциональные сетевые издания.

 

Авторский проект

 

6 ноября 1996 г. вышел первый выпуск  «Паравозов-News» – заметок «обо  всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра  Гагина).

В конце 1996 г. колонка «Паравозов-News» перешла на сервер только что возникшей компании «Ситилайн» (московский интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой.

24 декабря начинает выходить  «Вечерний Интернет» – ежедневное  обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет» стали первыми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта.

В нашей культурной реальности сложилось так, что эпитет «авторский» применяется тогда, когда трудно определить и классифицировать что-то вновь созданное, одновременно отличное и подобное своим признанным прототипам, но в чем состоит сходство и различие, сказать трудно. Так, наверное, рождались понятия «авторская песня», отличающаяся и от романса, и от эстрадной песни, «авторское телевидение», посредством которого автор передает свое видение и понимание реальности. Этот же термин был применим и к самодеятельным, в полном и буквальном смысле этого слова, журналистским интернет-проектам. Авторский проект – это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.

Естественно, что интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.

Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет.

Авторские проекты, будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.

Здесь уместно процитировать А. Андреева, автора «Манифеста Сетевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости»:

 

Сеть – это

 

а)                 возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией и пр. Более того, автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира.

 

б)                 возможность – читателям – оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса). Кстати, прошлый литературный опыт – это тоже часто нелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе не означает, что все его следующие произведения будут хорошими.

Авторские проекты, таким образом, стали лабораторией новой журналистики, хотя их значение оценено и изучено еще очень мало. Авторские проекты – не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ.

Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиа.

Причины малоизученности авторских проектов еще и в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества для интернет-журналистики, применим весьма ограниченно, так как необходимо еще доказать, что веб-сайты можно отнести к СМИ.

Действительно, средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) в интернете имеет свой смысл, так как средство здесь нужно употреблять в множественном лице. Интернет – это система средств, а массовость, напротив, сводится до множества отдельных трансакций.

Интернет преобразует до неузнаваемости классическую схему коммуникации «источник–сообщение–получатель». Коммуникация в интернете принимает разные формы – от WWW-страниц до обмена электронными письмами друзей. Каждое звено в цепочке «источник–сообщение–получатель» может полиморфно трансформироваться в непредсказуемых пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением – журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем – один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информации в том случае, если используемая коммуникационная модель имеет направленность на массовую аудиторию. Посетителей страниц лишь в редких случаях можно отнести к таковой, вследствие их активности в выборе страниц, т.е. самоидентификации.

Исследовательский интерес к авторским проектам проявляют, конечно, сами их участники и пионеры русского интернета: А. Носик, Е. Горный, Л. Горалик, авторы рубрики «Net-культура» Русского журнала. Эта тема пока является предметом обсуждения достаточно узкого круга энтузиастов и ждет серьезного исследования.

В отличие от России на Западе признание интернет-изданий произошло практически сразу, как только интернет перестал быть феноменом для избранных и стал массовым явлением начиная с 1995–1996 гг., т.е. тогда, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры.

Тогда же появились первые новостные сайты, которые могли быстро и с малыми затратами транслировать в интернет полученные с телетайпных лент данные, а также первые интернет-обзоры.

 

Веб-обзоры

 

Действительно, чего проще – собирать информацию в интернете, монтировать ее и отправлять обратно в сеть, снабжая при необходимости краткими комментариями. Кажущаяся простота подобной журналистской работы вызвала стремительный рост веб-обозрений в 1996–1998 гг. Существует список «Все обозреватели», датированный 1997 г., насчитывающий не один десяток фамилий и названий, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка.

Это явление само по себе интересно первоначальными стереотипами восприятия аудиторией массовой информации, распространяемой через интернет, как компиляционной, не имеющей собственного контента. Здесь мы видим действие одного из мифов интернета – рождение нового содержания в результате простого складывания информационных фреймов: идея + идея = три идеи. Этот механизм действительно может реализовываться при творческой, а не механической компиляции. Вторым фактором, обусловившим развитие веб-обзоров, является особенность открывшегося интернет-сектора информационного рынка, состоявшая в разной квалификации пользователей, склонных видеть в интернете всего лишь расширение обычных СМИ и не умеющих или ленящихся самостоятельно искать и анализировать необходимую им информацию.

Веб-обзоры выявили проблемы, характерные для неудачных авторских проектов: низкое литературное качество текста, неинтересное содержание и слабая авторская позиция.

Сеть демонстрировала неформальный, местами развязный и насыщенный жаргонизмами стиль письма, заимствованный из интерактивных сред (форумов, чатов, групп новостей). Этот стиль ориентировал, прежде всего, на общение.

 

С содержательным насыщением интернета обострилась необходимость привлекать посетителей не только возможностью общения вообще, но и общения на конкретную актуальную для них тему. Появилась необходимость обеспечения новизны информации. Веб-обозреватели, которые только перепечатывали тексты, стали не интересны, так как посетитель, однажды добравшись до первоисточника, уже больше не задерживался на клонах.

Авторская позиция должна быть яркой, ясной и обоснованной, при этом читательская позиция может не совпадать с авторской. Важно познакомиться с аргументацией оппонента. Посетителей сайта интересует авторское «я», проступающее сквозь качественную информацию (новизна, читабельность, позиция). Это правило не составляет исключений даже для VIP-персон и шоуменов. Сеть слишком насыщена информацией, чтобы заглядывать на страницы, исключительно из уважения к ее хозяину. Так что автору остается быть интересным не собой, а тем, что он может предложить посетителям своего сайта.

Одной из детских болезней интернета являются проекты, целиком и полностью посвященные саморекламе (или самопрезентации). Это и авторские сайты, и сайты организаций. Домашние страницы таких сайтов, как правило, состоят из большой фотографии хозяина и текста с перечислением его должностей, званий и достоинств. Традиционный журнал с вашей фотографией и статьей о вашей персоне – весьма эффективный PR-ход. Аналогичное в интернете – не только не полезная, но и вредная затея.

Сеть слабо интересуется бытовыми подробностями личной жизни автора. Его кошки и собаки, какими бы милыми они не представлялись хозяину, воспринимаются как информационный шум, а заметки о чужих проблемах вызывают в лучшем случае недоумение. Показывать и презентовать себя можно только в текстах, значимых для аудитории.

В качестве позитивного примера авторского веб-обозрения укажем «Вечерний Интернет», выходивший на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 г. ежедневно, затем с перерывами, вплоть до 25 апреля 1999 г.

Всего вышло 446 выпусков. 25 апреля 1999 г. вышла 441 заметка, после чего «Вечерний Интернет» перестал выходить.

 

1 марта 1999 г. вышла в свет первая  в России ежедневная интернет-газета Gazeta.ru, не имевшая печатного аналога (www.gazeta.ru). В создании этого проекта  принимали участие «звезды» рунета: главный редактор – Антон Носик, дизайн сайта – Артемий Лебедев, программирование – Максим Мошков. Заказчиком выступил Фонд эффективной политики.

 

А. Носик рассказывает об истории создания «Газеты.Ру.»:

 

Изящное решение вопроса о финансировании экспериментов в области интернет-медийного строительства нашел политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики. Проект ежедневной интернет-газеты он провел по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самая крупная инвестиция в русский контент за всю его недолгую историю. Особенно с учетом недавно прошедшего кризиса, в результате которого многие ведущие деятели Рунета оказались в трудном материальном положении. Так возникла «Газета.Ру» (www.gazeta.ru) – первая русская ежедневная интернет-газета, не имевшая бумажного аналога.

 

Первая Газета.Ру представляла собой набор авторских рубрик. Газета. Ру очень быстро стала популярна. Тем не менее, продолжалось это недолго: заказчик, Фонд эффективной политики, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах.

 

«В полной мере оценив влияние и потенциал принадлежащего ему издания, ЮКОС к середине лета 1999 года решил, что негоже оставлять столь полезный медийный инструмент в руках ФЭПа, если можно его забрать полностью под свой контроль – тем более что в недрах нефтяного концерна к тому моменту уже возникла Сибирская интернет-компания, готовая взять на себя все технические работы по поддержке и обслуживанию сервера. 13 сентября 1999 года стартовала новая, бородулинская версия Газеты.Ру, по многим параметрам принципиально отличающаяся от своей предшественницы (архив которой сохранился по адресу gazeta.msk.ru). Новая команда сделала упор не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы с привлечением таких известных журналистов «коммерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др. Жанр получившегося издания можно определить как «КоммерсантЪ-Власть» с обновлением каждые 15 минут. Ничего подобного никогда не было не только в прежней Газете. Ру, но и вообще в истории российской журналистики. Не приходится удивляться, что в новой своей ипостаси первая русская интернет-газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы» (Горный, 2000).

Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растиражирована и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты:

Опыт, накопленный за 10 месяцев работы над экспериментальным онлайновым СМИ, был употреблен на создание сразу двух параллельных проектов, знаменовавших начало узкой специализации в интернет-периодике. Если прежняя Газета.Ру объединяла под одной обложкой оперативный новостной раздел с круглосуточным обновлением и ежедневные рубрики интервью, комментариев, аналитики, то на ее месте возникли по отдельности новостная лента (так и названная – Лента.Ру) и ежедневная газета Вести.Ру. Перед Лентой ставились простые и понятные задачи: завоевать максимальную аудиторию в сжатые сроки и параллельно создать эксклюзивную рекламную площадку, позволяющую ставить вопрос об окупаемости проекта, то есть о его привлекательности для коммерческого, а не политического инвестора. Задачи эти были выполнены в срок и в полном объеме.

Наряду с Вестями.Ру осенью 1999 г. в рунете возник целый ряд ежедневных газет, пытавшихся повторить успех Газеты.Ру, копируя ее структуру, макет и основные принципы организации.

Опыт Газеты.Ру показал следующее: в интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и окупаться, если не экономически, то идеологически, и использоваться как инструмент влияния. Вполне очевидно, что многие решили повторить этот успех, начались попытки клонирования Газеты.Ру и создания массы однотипных интернет-СМИ. Начался бум интернет-СМИ, как в свое время начался бум веб-обозрений. Когда стало понятно, что это может окупаться, в интернет пошли большие инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.

После того как производство информационного продукта в сети приняло широкий размах (1999–2000), появилось множество интернет-СМИ. Владельцы авторских проектов почувствовали себя несколько неуютно, так как не могли производить столько же информации и проигрывали в конкуренции интернет-СМИ. Наступила новая эра интернет-журналистики, которая не могла не наступить: создание интернет-СМИ стало экономическим предприятием.

Многие владельцы авторских проектов решили, что пришел конец авторским проектам, время одиночек прошло. Кроме того, многие создатели авторских проектов в процессе коммерциализации интернет-СМИ стали востребованы как специалисты, забросили свои авторские проекты и начали зарабатывать деньги на создании серьезных интернет-СМИ.

 Затем появилось такое явление  как БЛОГ. Своеобразное, так сказать,  возвращение к любительской журналистике, когда человек пишет ради собственного  удовольствия, ради желания писать. Хотя и это продлилось недолго. В последнее время наиболее активные блогеры стали неплохо зарабатывать. Контекстная реклама так же как и реклама вполне открытая приносят неплохой доход. Самые читаемые странички сервисов Li.ru и Livejournal могут обеспечить своему автору безбедную жизнь при должном желании и умении.

 

ИНТЕРНЕТ – САМОЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ СМИ

 

Ни одно средство массовой информации не может сравниться с интернетом по количеству постоянных, преданных читателей, то есть тех, которые тратят на чтение больше часа в день. В 2001 году 23% взрослых американцев проводили в интернете 7 и более часов. В 2002 году этот процент увеличился до 24,6%, а в 2003 – до 26,2%, что составляет в абсолютных цифрах 131 млн. 417 тыс. человек. Рост постоянной аудитории интернета приобретает особое значение, если сравнить его с постоянными аудиториями других медиа, которые совсем не растут или даже снижаются.

 

Таким образом, глобальное мировое медиапространство постепенно перемещается в интернет, хотя общее количество читателей газет и зрителей ТВ не уменьшается, однако традиционные СМИ сами все более активно используют сеть для расширения своей аудитории. В том числе по этой причине доля постоянных читателей (американские социологи используют термин «heavy users», что можно перевести как «увлеченные читатели») растет именно в сети, а не у газет или телевидения. Это очень важно, потому что такие люди составляют самую ценную и качественную часть аудитории любого СМИ. Увеличение количества активных пользователей интернета «можно рассматривать как новую возможность для газет и других традиционных медиа, – говорит президент фирмы International Demographics, Inc., отслеживающей индустрию средств массовой информации. – В последние два-три года мы видели, как традиционные СМИ, в основном газеты, собрали существенные аудитории на своих веб-сайтах. Традиционные медиа рассматривают интернет скорее как возможность для роста, а не в качестве конкурента». В исследовании The Media Audit приводится статистика: так, процент «увлеченных» слушателей радио (180 и более минут в день) снизился с 29,7% до 27,5%, а процент «увлеченных» читателей почтовых бумажных рассылок и рекламных каталогов (которые читают 75% или больше корреспонденции) снизился с 22,4% до 21%. У газет и телевидения фанатов тоже не прибавляется. Число людей, которые читают прессу 60 и более минут в день, упало с 19,8% до 19,6%, а количество тех, кто смотрит телевизор 300 и более минут в день, возросло незначительно: с 20,4% до 20,6%. Другими словами, интернет сейчас является единственным информационным источником, который вызывает настоящий интерес аудитории и чья аудитория постоянно расширяется не только количественно, но и качественно, за счет увлеченных читателей. Важный момент еще заключается в том, что по демографическим показателям постоянную аудиторию интернета составляют относительно состоятельные люди с высшим образованием (качество постоянной аудитории радио и телевидения значительно хуже). Что самое странное, демографические показатели увлеченных пользователей интернета не меняются по мере увеличения их численного количества.