Тенденции развития современного менеджмента за рубежом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЗА РУБЕЖОМ

     1.1.Основные  этапы развития  менеджмента……………………………5

     1.2. Классификация подходов  и школ менеджмента……………………8

     1.3. Предшественники  менеджмента……………………………………12

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ МЕНЕДЖМЕНТА

     2.1. Школа научного  менеджмента………………………………………15

     2.2.Административная  (классическая) школа менеджмента..............19

     2.3. Возникновение и  развитие школы  человеческих отношений…….23

     2.4. Школа поведенческих наук……………………………………………27

     2.5. Количественная школа  в менеджменте..…………………………..30

ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Данная курсовая работа актуальна тем, что изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на развитие науки. Любая наука базируется на использовании исторического опыта.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

     Знание  истории прошлого необходимо по следующим  основным причинам:

     • всегда интересно и нужно;

     • позволяет восполнить недостаток собственных  мыслей и объем своих знаний;

     • дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

     • позволяет извлечь соответствующие  уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

     В данной курсовой  работе использовались работы таких ученых  и исследователей как: Белоусова В.М., Валовой Д.В., Веснина В.Р., Виханского О.С. и Наумова  А.И., Гончарова В.И., Кравченко А.И., Семеновой И.И., Шпотова Б.К.

     Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития менеджмента.

     Задачами  данной курсовой работы являются:

     1.Выявить  основные стадии развития науки  управления и проследить попытки  классификации подходов и школ менеджмента.

     2.Рассмотреть  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления.

     3. Выявить тенденции развития современного  менеджмента за рубежом.

     Объектом  исследования курсовой работы являются этапы развития менеджмента и основные направления в развитии менеджмента.

     Предметом исследования данной курсовой работы является развитие менеджмента за рубежом.

     Данная  курсовая работа состоит из: введения, трех глав, восьми параграфов, списка литературы и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЗА РУБЕЖОМ

     1.1.Основные  этапы развития  менеджмента

     Ни  одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

     Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

     На  первом этапе, когда группы людей  были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

     Египетские  пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

     Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

     Как самостоятельная наука менеджмент возник на рубеже XIX – XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

     Проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посвятили самостоятельную дисциплину.

       Во многом это было предопределено  потребностями капиталистического  общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе, и получение прибыли. Это и стало предпосылкой формирования представления об управлении.

     Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866 американским бизнесменом Г.Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

     Управление как профессия – это очень характерная черта современной цивилизации. В начале XX века были сформулированы такие концепции, как концепция «научного управления» Ф. Тейлора, концепция «идеальной бюрократии» М. Вебера, «наука администрирования» А.Файоля, которые заложили основу этой области знаний. Первоначально эта теория развивалась как сугубо рациональная.

     Однако  уже в 30 годы технократические иллюзии, которые были заложены в науке об управлении, постепенно начали развеиваться. Стало очевидным, что все далеко не так просто, что все нельзя объяснять исключительно рационально. Рационализм в менеджменте – далеко не единственный, а часто и не лучший путь повышения эффективности работы организаций. Реакцией на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний стало так называемое поведенческое направления, в основе которого лежат достижения психологии, социологии, культурологии, направление, которое дало возможности углубленного понимания сути управления в организациях. Именно на основе этого направления была осуществлена разработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», усилению участия рядовых работников в управлении. Рационалистическое и поведенческое направления развивались параллельно и конфликтуя между собой.

     В 50-60 гг. сильное влияние на мышление управляющих оказали идеи так называемого «организационного гуманизма», в соответствии с которым было предложено отказаться от жесткого контроля в пользу более человеческого подхода к рядовым сотрудникам. Кроме того, в этот период важную роль играли представления о предприятии как открытой системе, то есть системе, которая активно взаимодействует со своей средой и приспосабливает свое устройство к тому контексту, в котором она существует, то есть состоянию внешней среды предприятия. 

     В 70-х гг.  большой популярностью пользовалась  концепция ситуационного подхода,  которая исходила из допустимости различных типов систем управления, не только жестко регламентированных, но и основанных на свободе. При этом считалось, что жесткость организации напрямую зависит от конкретных характеристик организационного контекста. Такой подход не мог примирить тех, кто делал ставку на рациональные системы, и тех кто видел основной фактор, приводящий к эффективности деятельности, в мобилизации человеческого потенциала.

     В начале 80-х гг. была осознана огромная важность организационной культуры  как характеристики, которая интегрирует, объединяет, сплавляет в единое целое все без исключения особенности предприятия: как системные, так и поведенческие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Классификация подходов и школ менеджмента

     С учетом эволюции менеджмента известны четыре подхода к управлению:

     Процессный подход.

     Системный подход.

     Ситуационный  подход.

     Основные  этапы эволюции управленческой мысли:

Подходы Годы
Подход  научного направления 1885-1920
Подход  административного управления 1920-1950
Подход  с позиций человеческих отношений 1930-1950
Подход  с позиций науки о поведении 1950-по настоящее  время
Подход  с позиций количественных методов 1950-по настоящее  время
Подход  к управлению как к процессу 1920-по настоящее  время
Системный подход конец 1950-х-по настоящее  время
Ситуационный  подход конец 1960-х-по настоящее время
 

     1.Школа  научного управления (1885- 1920 гг.)

     Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.

     Работа  по управлению - это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.

     Сущность  достижений школы научного управления заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.

     Важным  вкладом этой школы было систематическое  использование стимулирования, чтобы  заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

     Концепция научного управления стала начальным  этапом становления и признания  менеджмента как науки и самостоятельной  области исследования. Начало развитию школы научного управления положила книга Тейлора «Принципы научного управления».

     2.Административная (классическая) школа (1920 -1950 гг.)

     Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем  и принципов управления организацией в целом.

     Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные Универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху.

     Авторами  и видными последователями этой концепции и школы в целом были: А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М.Вебер и Р.С. Дэвис.

     Основными направлениями при формировании новой концепции стали: разработка рациональной системы управления организацией; построение структуры организации  и управления ее работниками.

     В рамках концепции административной школы в 20-е годы сформулировано понятие организационной структуры организации, как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутренней рационализацией ее деятельности без учета влияния внешней среды.

     3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950 гг.).

     Движение  за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент организации. Так как это движение и концепция явились реакцией на недостатки классической (административной) школы управления, школа человеческих отношений получила название неоклассической. Самыми крупными авторитетами этой концепции являются Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мейо.

     Школа поведенческих наук возникла в 30-е  годы прошлого столетия. Активизация  же деятельности школы приходится на 1950-1960-е гг. Свое название школа получила от широко известных психологических терминов «бихевио», «бихевиоризм» (поведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихевиоризма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул.

     Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. МакГрегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре. Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией.

     4. Школы 1940 - 1960-х гг.

     1940-1960 гг. характеризуются развитием менеджмента  в рамках нескольких школ, отличных  от школы поведенческих наук. Такими школами были: эмпирическая или прагматическая школа управления, школы, связанные с теориями технократического менеджмента и школа науки управления. Эти школы оставили определенный след в развитии управленческой мысли, но в основном они носили характер частного развития определенных сфер и проблем управления организацией.

     Эмпирическая (прагматическая) школа управления. Основатели школы: Э. Петерсен, Г. Саймон, Р. Дэвис и др. В развитии школы принимали участие представители крупного бизнеса. Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления.

     Теории  технократического менеджмента. В 1950-1960-е гг. наиболее известными были концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества.

     1. Теория элит. В основе этой концепции лежит деление общества на всемогущую элиту и подчиненную ей толпу, в управлении такому подходу соответствует выделение квалифицированных руководителей и неквалифицированных масс.

     2. Теория технократии. Суть концепции: грядущая эпоха будет эпохой государства инженерной и технической интеллигенции. Менеджмент будущего станет менеджментом технократии (представителей науки и техники).

     3. Теория индустриального общества. Положения теории 
включают два ключевых момента: противоречия в обществе объясняются различной степенью образованности людей, и ведущая роль в управлении отводится технократическому менеджменту.

     Школа науки управления получила развитие в 50-х годах как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли.

     Ключевой  характеристикой школы науки  управления является использование  математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. Развитие компьютерной техники ощутимо повлияло на развитие количественных методов в управлении, что позволило разрабатывать и использовать в практических исследованиях математические модели возрастающей сложности, приближающиеся к реальным процессам.1

     1.3. Предшественники  менеджмента

     Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

     С промышленной революцией связано выделение  трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

     На  этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

     Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления.

     Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

     Нельзя  не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта  Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К.Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.

     Однако  до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.

     Таким образом, предпосылками и источниками  формирования менеджмента как управления особого рода являются:

     ·     индустриальный способ организации производства;

     ·  развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

     Для систематизации этапов развития науки  управления первоначально

     использовался исторический подход с применением  хронологического принципа.

     Американские  ученые Г.Кунц и С.О'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.

     На  протяжении всей истории развития менеджмента  ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.2

     Таким образом, менеджмент развивался с древних времен и активно развивается в настоящее время, так как менеджмент – это управление, а без управления ни одна организация существовать не может.

     На  протяжении всей истории развития менеджмента, ученые и исследователи пытались разработать универсальную модель школ менеджмента.

     Предшественниками менеджмента являются такие английские политэкономисты, как  Давид Рикардо, Уильям Петти, Адам Смит, Роберт Оуэн, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они внесли огромный вклад в развитие менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ МЕНЕДЖМЕНТА

     2.1. Школа научного  менеджмента

     Фредерик  Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) по праву  считается основателем современного менеджмента.

     Широкая известность пришла к Тейлору  в 1912 г. после его выступлений для специального комитета  палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента.

     Более или менее четкие очертания система  Тейлора приобрела в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм».

     В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правила управления):

      - создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические  методы работы, научное исследование  каждого отдельного вида трудовой  деятельности;

      - отбор рабочих и менеджеров  на основе научных критериев,  их профотбор и профобучение;

      - сотрудничество администрации  с рабочими в деле практического  внедрения НОТ; 

     - равномерное и справедливое распределение  обязанностей (ответственности) между  рабочими и менеджерами.

     Первой  фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем  на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы.

     Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих.

     Поэтому он разработал систему материальных стимулов.

     По  утверждению Тейлора, именно награда  представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предлагал использовать «прогрессивную» систему оплаты.

     Тейлор  доказал, что если ввести соответствующие  усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время тот сделает в 3 - 4 раза больше, чем в обычных условиях.

     Понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор — затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гилбретом, Г. Файолем, Э. Мейо и др.

     Однако  поскольку Тейлор был промышленным инженером для него был совершенно естественным механистический поход  к управлению. Преподавание менеджмента, в то время, велось именно в виде промышленного инжиниринга.

     Тейлор  первым, выдвинул тезис о необходимости  научного подбора рабочих.

     Тейлоризм — это классическая геометрия  труда, важнейшими аксиомами которой  являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность.3

     Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований.

     Организационно-технологический  подход в менеджменте получил  дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганнта, супругов Ф.Гилбрет и Л.Гилбрет, Г.Эмерсона, Г.Форда, и других, разработавших свои оригинальные концепции.

     Один  из виднейших учеников Тейлора американский инженер Генри Лоуренс Ганнт (1861 — 1919) интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом.

     Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков  («графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.