Тенденции развития современной отечественной психологии труда и смежных прикладных психологических дисциплин

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

 

Кафедра психологии

 

 

Контрольно-курсовая работа

Тенденции развития современной отечественной психологии труда и смежных прикладных психологических дисциплин

 

 

 

 

Выполнил:

студентка гр.830501

Быкова Е.Д.

Проверил:

Доцент каф. психологии

Фельдман И..Л.

 

 

 

 

Тула 2013г.

Оглавление

 

 

 

Введение.

Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.

Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда». В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда – с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями. Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые еще не отделились друг от друга.

 

Глава 1. Смежные прикладные дисциплины с психологией труда.

1.1. Экономическая психология

Экономическая психология – дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения.  
 
По самой своей природе экономическая психология тесно связана и с экономикой, и с психологией. Однако подходы к изучению экономических проблем и поведения человека в этих науках значительно различаются. Экономическая теория по своей природе дедуктивна, зависима от математических  выкладок при разработке экономических моделей. 
 
В психологической науке нет единой, всеми принимаемой теории. Не умоляя роль экономических факторов в экономическом поведении людей, психологи обращают внимание на то, что достаточно часто их воздействие преломляется через психологию человека, и без знания тех или иных факторов невозможно объяснить и предсказать поведение людей в реальных экономических ситуациях. 
 
Экономическая психология, ориентируясь на запросы практики, как правило, изучает различные области экономической жизни. Можно выделить три наиболее разрабатываемые из них: 

  • потребительский рынок, где в центре внимания оказываются поведение потребителя и ведение домашнего бюджета;
  • сфера бизнеса, где исследуется деловое и предпринимательское поведение; 
  • сфера отношений «гражданин-общество», где рассматриваются проблемы реакции граждан на экономическую политику, социальные блага и льготы, а также на налоговую политику. 

Среди психических процессов, которым в экономической психологии уделяется наибольшее внимание, можно отметить:

  • процессы восприятия и переработки информации, получаемой извне и сравниваемой со своими представлениями и опытом;
  • формирование и изменение установок, оценочных суждений относительно различных объектов, людей, идей;
  • ожидания как оценки и неопределенное знание о будущих событиях и возможном их развитии;
  • когнитивные представления;
  • влияние эмоций на восприятие и оценку информации и на поведение в целом; 
    процессы научения;
  • процессы атрибуции (приписывания) причин тех или иных событий.

Существует несколько определений экономической психологии, но все они берут за основу тот факт, что она изучает экономическое поведение. 
 
Экономическая психология изучает решения, предпочтения и влияющие на них факторы, а также последствия этих решений в соответствии с тем, на сколько они удовлетворяют потребности человека, принимающего решение.

1.2. Инженерная  психология

Инженерная психология -- наука, изучающая системы «человек -- техника» Понятие системы «человек -- техника» используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек и сложные технические устройства. с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

-- конструирования техники и  организации управления технологическим  процессом;

-- подбора людей, обладающих необходимым  уровнем индивидуально-психологических  профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

-- профессиональной подготовки  людей, использующих в своей трудовой  деятельности сложные технические  устройства.

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек--техника» В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду | с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации.. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек-- техника».

 Границы этой области очерчиваются  в основном междисциплинарными  связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает  системы «человек -- техника -- среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной психологии понятие системы «человек -- техника» основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем «человек -- машина».

Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.

Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем «человек -- техника». Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т. п. Ясно, что эффективная работа систем «человек -- техника» требует наличия высокопроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового процесса означает следующее:

-- минимизацию времени выполнения  отдельных действий и операций  в трудовом процессе;

-- исключение грубых ошибок типа  промахов в трудовой деятельности;

-- минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся на  ходе технологического процесса, качестве продукта (результата) или  отрицательно влияющих на состояние  техники или человека;

-- сохранение высокой (заданной) работоспособности  человека в течение длительного (заданного) времени путем минимизации  энергозатрат (психического и физического напряжения) в трудовом процессе Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физическим, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования , обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональное состояние или отрицательно влияющих «а здоровье человека..

Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:

-- надежность работы технических  устройств;

-- рациональная конструкция техники;

-- соответствие сложности техники  уровню подготовленности человека;

-- совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;

-- отсутствие вредных и мешающих  работе внешних факторов.

1.3. Психология управления как прикладная отрасль психологии труда

К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности.

Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.

В отличие от отечественной психологии, на Западе более употребителен термин "психология труда и организационная психология".

Организационная психология развивается и как научная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и администрации организаций.

Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров, знания оказываются полезными для проектирования способов предъявления информации, при создании систем оценки труда, планировании организационных изменений и т.п. [5]

Зачем нужен психолог на предприятии? Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба - важное звено аппарата управления.

Психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе [3].

С конца 1960-х годов для психологии труда и организационной психологии во многих странах вновь стали злободневными социальные проблемы:

- каково место специалиста по  психологии труда и организационной  психологии в обществе,

- каким может быть его вклад  в решение социальных проблем,

- каким образом он связан  с управленческим персоналом  и обычным персоналом предприятия?

Дискуссии по этим вопросам происходили как в университетах, так и на практике, велись не только профессиональными, но и начинающими психологами.

Показано, что работа психологов стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем, В то же время расширяется взаимодействие разных специалистов, занимающихся проблемами труда. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к знаниям социологии и промышленной инженерии.

С другой - наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны социологов, инженеров. Некоторые исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами (например, социологами) [6].

В нашей стране аналогичные трудности, связанные соя статусом специалистов по психологии труда, стали возникать в начале 1990-х годов. Экономические проблемы привели к тому, что многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты.

В настоящее время потребность в специалистах такого рода может возникать на предприятиях различного типа, на государственных, акционерных или частных фирмах.

Однако спрос на практическую психологию труда следует формировать сал мим психологам, помогая руководителям осознать реальную ценность психологии. Как показывает практика, наибольший интерес обычно вызывают социально-психологические проблемы.

В целом, существуют как оптимистические, так и пессимистические взгляды на будущее психологии труда и организационной психологии.

Управление как тема прикладных психологических исследований

Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Это обусловлено тем, что она имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т.п.

Поэтому вместе с психологами в разработку проблемы вовлечены специалисты по экономике и социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект [1].

Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради этого применяются различные личностные тесты, конструируются другие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя.

Естественно, что посредством этих методик схватываются многие, действительно необходимые руководителю свойства, перечень которых почерпнут из житейского опыта. Однако при проведении прикладного исследования по этой проблеме нельзя забывать о нерешенности на теоретическом уровне многих относящихся сюда вопросов.

Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда психологи-профессионалы знают все доводы против, например, теории "черт", объясняющей феномен лидерства, всю тщетность попыток построить научно обоснованный перечень "черт" лидера и, тем не менее, на прикладном уровне прилежно выясняют, какими чертами должен обладать руководитель.

Аргумент, который иногда можно услышать по этому поводу, заключается в том, что жизненные проблемы "не ждут" и надо хоть "что-то" делать для их решения. Несмотря на кажущуюся вескость такого аргумента, вряд ли с ним можно полностью согласиться. Естественно, жизненные проблемы не ждут, но из этого не следует, что их нужно решать способами, о негодности которых доподлинно известно в "большой" науке.

Подобные подходы особенно опасны, когда в исследование включаются непрофессионалы, весьма приблизительно представляющие себе сущность вопроса и методик его исследования.

Чаще всего в этом случае довольно категорично требуют, во что бы то ни стало использования тестов, демонстрируя наивную веру в их абсолютное могущество. Тот факт, что тестов много, что применять их нужно при совершенном владении техникой, что каждый из них обладает своими собственными достоинствами и недостатками, при таком подходе просто исключается. [2]

Тест превращается в некий символ научности исследования; противостоять его применению становится весьма затруднительно, даже если очевидна его нерелевантность в конкретном случае.

Трудно сказать, каковы причины формирования в сознании многих заказчиков совершенно ложного образа социальной психологии (и психологии вообще) как науки исключительно о применении тестов. Проведение прикладных исследований, в частности, в области исследования психологических проблем управления приходится начинать с разрушения этого ложного и опасного стереотипа.

Ситуация с "чертами" руководителя хорошо иллюстрирует тот самый случай, когда нужно сделать очень трудный шаг: честно сказать заказчику, что наука пока не располагает средствами для решения его проблем. Такая позиция ничего общего не имеет с простым отказом от решения нужной проблемы, но она не сеет иллюзий относительно якобы имеющихся возможностей.

В проблеме управления можно и сегодня найти такие задачи, которые социальная психология может решать: это проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, проблема разрешения конфликтов, возникших на психологическом уровне, проблема оптимизации процесса принятия группового решения и многие другие.

Что же касается качеств руководителей, то и здесь важно обозначить кое-какие подходы, не вступающие в противоречие с разработкой вопроса на теоретическом уровне: например, анализ совместимости руководителя и коллектива, выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д.

Распространенным методом таких исследований является составление психологического портрета руководителя, включающего его способность к восприятию нововведений, его гибкость в применении разных форм и контроля и т.д.

Кроме того, когда на прикладном уровне встает задача исследовать некоторые проблемы управления и руководства, практически возникает потребность исследования многих смежных с проблемой управления вопросов, которые лишь косвенно относятся к управлению, хотя и чрезвычайно важны для его оптимизации. [5]

К таким проблемам относится, например, проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга. Эта область включает в себя не только совокупность прикладных исследований, но и разработку практических занятий для руководителей, в которых отрабатываются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы.

Психолог-практик выступает в данном случае не только как эксперт и консультант, но и как руководитель практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. В этом случае особенно эффективна организация специальных деловых игр [4]

Задача психолога, работающего в сфере управления - не просто проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, но и своего рода пропаганда социально-психологических знаний с целью формулирования своей проблематики.

Смысл этой деятельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему социальная психология и так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходимость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем.

Профессиональная подготовка обязывает его занять активную позицию, основанную как на понимании реальных проблем управления, так и на четком представлении о возможностях социальной психологии.

Должностные обязанности психолога службы управления персоналом

Функции и должностные обязанности психолога, работающего в службе управления персоналом:

1) Методическое обеспечение, организация  и проведение регулярных работ  по следующим направлениям: психодиагностика  профессионально важных качеств, личностных особенностей, анализ  психофизиологического состояния  сотрудников, составление психологического  заключения кандидатов при приеме  на работу, при утверждении на  руководящие должности, участие  в аттестации профессионального  уровня специалистов; формирование и развитие необходимых профессиональных качеств сотрудников в процессе проведения учебных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов, деловых игр) по психологии управления, личности, делового общения и т.д.; социально-психологическое изучение, анализ коммерческой эффективности работы подразделении и выработка рекомендаций по совершенствованию совместной, коллективной деятельности специалистов; психологическое консультирование сотрудников по профессиональному использованию и развитию индивидуальных способностей;

2) Участие психолога в работе  с резервом руководящих кадров (отбор, формирование и развитие  необходимых профессиональных качеств  руководителей, проведение деловых оценочных тренингов, конкурсов при назначении на вакантные должности, аттестация);

3) Оказание помощи руководителям  организации в решении социологических  и психологических проблем деятельности  организации, развития коллективов, в изучении причин конфликтов, в предотвращении и разрешении  конфликтных ситуаций, консультирование  руководителей по индивидуальному  стилю деятельности специалистов, по психологическому обеспечению  проведения переговоров, совещаний, деловых встреч;

4) Участие психолога в проверке  обращений и жалоб сотрудников, анализ причин и типологии  жалоб, разработка рекомендаций  для устранения возникающих проблем;

5) Анализ психологических причин  текучести кадров, подготовка предложений  по принятию мер, способствующих  адаптации новых работников и  молодых специалистов;

6) Эргономическое консультирование  и подготовка рекомендаций по  организации рабочих мест и  условий труда для различных  категорий работников;

7) Соблюдение профессионально этических  норм психолога, сохранение личных  тайн при сообщении результатов  индивидуальных психологических  обследований. Доведение результатов  индивидуального обследования до  сведения руководителей только  в виде рекомендаций по профессиональному  использованию сотрудников и  специалистов, принимаемых на работу;

8) Обязанностью психолога является  обеспечение регулярной отчетности  перед руководством по работе  с персоналом о выполненных  работах (составление аналитических  отчетов и обзоров). Составление  архивов и формирование компьютерного  банка данных по результатам  проведенных психологических исследований;

9) Проведение исследований, направленных  на совершенствование психологической  работы, подготовка методического  обеспечения, внедрение новых разработок.

Глава 2. Психологические статьи

2.1. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, ОТРАСЛЬ НАУКИ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРОФЕССИЯ.

 

 Е. А. КЛИМОВ

 

Данная статья отражает историю развития и последующего развития психологии труда как науки. Следует признать, что переплетенность психологических знаний о труде со знаниями из смежных наук и практики, психологическая «нестерильность» обсуждаемой отрасли науки свойственны не только начальным, донаучным, но и современным стадиям ее развития, с той лишь разницей, что эта особенность обозначается как «интегрированность», «синтетичность» и т. п. Так, например, инженерная психологии в нашей стране представляет собой в значительной степени синтез некоторых раздело» собственно психологии труда, общей психологии и теоретико-информационных подходов к пониманию труда человека-оператора. «Эргономика», как общепризнано, тоже синтетическая отрасль науки, включающая, в частности, и некоторые психологические аспекты. Отмеченные особенности психологии труда как отрасли науки закономерно определяются рядом обстоятельств. Структура данной отрасли в целом и составляющих ее научных направлений, течений, «движений» отнюдь не задается только логикой науки о психике. Здесь с «чистой» научной логикой соперничают интересы, пристрастия и реальные экономические возможности социальных групп, отраслей производства, ведомств. Кроме того, поскольку исследователь должен быть ориентирован в изучаемой профессиональной области, кадры ученых-психологов формируются часто за счет притока в психологию инженеров, математиков, работников искусства и других профессионалов. Это обогащает рассматриваемую отрасль науки, но работает против ее однородности.

Имея в виду сказанное выше, можно следующим образом определить ядро психологии труда как науки: это отрасль знания, изучающая условия, пути и методы психологически обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

 

2.2. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗОВАННОГО ТРУДА В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.

А.В. ФИЛИППОВ, Г.Л. ИЛЬИН

В данной статье рассматривается одна из отраслей психологии труда – психология управления. Авторы рассматривали саму структуру данного направления и выделили два уровня  — уровень логики развития науки и уровень потребностей общественной жизни.

Первый уровень связан с развитием системы научных понятий, второй — с развитием общественной жизни, появлением новых ее форм, требующих нового осмысления посредством научных понятий. Эти два уровня связаны таким образом, что без обращения ко второму нельзя понять логику первого, хотя оба уровня существуют вполне автономно.

Основным тезисом авторов являлось то, что в основе появления, развития и различия перечисленных направлений лежит развитие общественных форм труда и смысл существования каждого направления состоит в необходимости изучения прежде всего определенной формы труда в ее отличии от иных форм труда.

Отличительная особенность психологии управления состоит в том, что объектом ее исследований является организованная деятельность. И не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями. Это деятельность людей, объединенных в одной организации, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, техническими и организационными требованиями.

Таким образом, в психологии управления в отличие от психологии труда на смену проблеме соответствия работника его профессии, на смену проблеме профессионального отбора и профессиональной ориентации приходят проблемы соответствия работника организации, отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей различных организаций. Тем самым психология управления оказывается непосредственно связанной с важнейшей задачей современного образования, необходимость решения которой вполне осознана. Она состоит в том, что подготовка специалиста в настоящее время не может ограничиваться только его профессиональным обучением, но должна дополняться его подготовкой к работе в конкретной организации, в которую он будет направлен после завершения обучения.

 

Заключение

Психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.