Тенденции развития современных организаций

«Тенденции развития современных  организаций»

Введение 

Определенная организация  наблюдалась еще на стадии индиви¬дуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно по¬вторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реа¬лизация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, т. е. его первоначальную струк¬туру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явле¬ния было кооперированное производство, развитие которого приве¬ло к выделению функций управления, формирующих организацион¬ную структуру. Таким образом, главным фактором формирования организацион¬ной структуры управления производством было разделение труда, по¬явление функции управления. Совместный труд, кооперация рабо¬чей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отно¬шения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. На рубеже двух веков, в преддверии нового, XXI столетия перспективные проблемы развития организаций имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений. Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира и в разные времена, свидетельствует, что среди всех ресурсов организаций (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами. Структура управления организацией «Структура управления организацией», или «организационная структура управления» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффектив¬ного достижения цели необходимо понимание структуры работ, под¬разделений и функциональных единиц. Организация работы и лю¬дей во многом влияет на поведение работников. Структурные и по¬веденческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение. Вот почему необхо¬димо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, ко¬торый применяется в различных организациях для обеспечения ос¬новных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охва¬та контролем, децентрализации и департаментализации. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или орга¬нов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффек¬тивность влияют:

1) действительные взаимосвязи,  возникающие между людьми и  их работой. Это отражается  в схемах организационных структур  и в должностных обязанностях; 2) действующая политика руководства  и методы, влияющие на человеческое  поведение; 3) полномочия и функции  работников организации на различ¬ных уровнях управления (низшем, среднем, высшем). При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой су¬ществует реальная и благоприятная возможность достижения высо¬кого уровня эффективности производства. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов структуры: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в структуре формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.