Тенденции развития страхового дела в третьем тысячелетии

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3-4

1.Основные этапы становления страхования в дореволюционной

России………………………………………………………………………….. 5-9

2.Особенности страхования в России в 1917 – 1988 г………………………10-16

3.Проблемы и новые возможности страхования начала 90 - х ХХ века в России и в Дальневосточном регионе…………………………………………………17-23

4.Тенденции развития страхового дела в третьем тысячелетии…………….24-27

Заключение……………………………………………………………………..28-29

Список литературы…………………………………………………………….30 

 

    

    Введение

    История развития страхования уходит своими корнями в глубокую древность.

    Страхование – древнейшая категория общественно-экономических  отношений между людьми, которая  является неотъемлемой частью производственных отношений. Первоначальный смысл страхования связан со словом "страх". В частности, выражение "страхование" (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо и т.д.

    Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями. На этой почве закономерно возникла идея объединения заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки между участниками объединения. Действительно, если бы каждый владелец имущества намеревался возмещать ущерб за свой счет, то он вынужден был бы создавать материальные резервы, по величине равные имеющемуся имуществу, что очень невыгодно.

    В то же время, хотя непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хозяйств. При таких условиях солидарная раскладка возможного ущерба между заинтересованными владельцами имущества существенно сглаживает последствия стихийных бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Так возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.

    Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное страхование. По мере развития товарно-денежных отношений, натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме. Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила и упростила возможности страхования. Страхование превратилось во всеобщее универсальное средство по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий, платежей). То есть экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.

    Цель работы: рассмотреть особенности развития страхования в России.

    Задачи работы:

    1.Узнать формы и этапы становления страхования в дореволюционной России

    2.Рассмотреть особенности страхования в России в 1917 – 1988 г.

    3.узнать проблемы и новые возможности страхования начала 90-х годов ХХ века в России и в Дальневосточном регионе

    4.расмотреть тенденции развития страхового дела в третьем тысячелетии 
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Формы и основные этапы становления страхования в дореволюционной России

    Предполагается, что первичные формы страхования  встречались за 2 тысячелетия до нашей эры, в частности в законах  вавилонского царя Хаммурапи, которые  предусматривали заключение соглашения между участниками торгового  каравана о том, чтобы вместе нести  убытки, постигшие кого-либо из них  в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д.

    В докапиталистических обществах  основной формой страхования была страховая  коллективная взаимопомощь, которая  обеспечивалась взаимными обязательствами. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия его ущерб раскладывается между всеми участниками пропорционально. Это был принцип взаимного страхования.

    Необходимо  заметить, что при взаимном страховании  участники таких содружеств не ставили  своей целью получения прибыли  из данного рода деятельности. Они  заботились только об уменьшении ущерба, который может быть нанесен им. Подобная система прижилась и  действует до сих пор в области  морского страхования.

    Следующая форма страхования именовалась  как гильдийско-цеховая – этап становления страхового дела, т.к. страхование в этот период осуществлялось в рамках гильдий. Наиболее распространенным видом гильдии был союз купцов. Каждый из таких союзов сохранял коммерческую самостоятельность. Купцы объединялись в гильдии для солидарной защиты и поддержки в пути и на рынке, для устранения конкурентов, проведения ценовой политики.

    Существовали  профессиональные объединения крестьян, ремесленников и даже воров и  бандитов. Если на первых этапах своего существования гильдии были временными объединениями, то в средние века они становятся в основном постоянными  организациями. Некоторые гильдии  стали выплачивать своим членам пособия при потере зрения, заболевании  проказой и других болезнях. Главной  функцией гильдии оставалась взаимопомощь в чрезвычайных обстоятельствах, иначе  говоря, функция страхования.

    С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения  имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно  стремление людей к объединению  для совместных действий по предотвращению опасности. Ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами. Так, в 1310 г. в г. Брюгге (Германия) была учреждена "Страховая палата", которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий. Можно  сделать вывод, что в Западной Европе страхование уже разделилось  на личное (на случай болезни, смерти) и  имущественное (возмещение ущерба от стихийных  бедствий, пожара, недобросовестной конкуренции и др.).

    Заканчивая  рассмотрение докапиталистических  типов страхования, необходимо отметить, что, несмотря на определенные особенности, присущие страхованию в различных  социально-экономических условиях и регионах мира, общим является то, что оно было взаимным, то есть члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили  цели получение прибыли.

    В условиях капиталистического способа  производства страхование приобретает  коммерческий характер, его целью  становится получение прибыли. История  развития страховых отношений в  это время может быть разделена  на три этапа:

    Первый  этап начинается в середине XIV века и продолжается до конца XVII столетия, соответствует периоду первоначального  накопления капитала. Он характеризуется  возникновением страхового договора. Однако договоры на этом этапе заключали, как правило, лица, не специализировавшиеся исключительно на страховой деятельности, а также объединения по взаимному  страхованию. Среди видов операций преобладает в это время транспортное, и в первую очередь морское  страхование. Первым по времени центром  такого страхования считается северная Италия.

    Второй  этап становления страхования в  России обычно связывают с началом  формирования национального страхового рынка, появлением частных акционерных  компаний.

    В 1827 году было организовано «Первое  российское от огня страховое общество» (1827-1917гг.), которое получило исключительное право на страхование строений от огня в Москве, Петербурге, Одессе и  прибалтийских губерниях. Это было частное акционерное общество.

    Успешная  деятельность этого общества способствовала появлению других страховых компаний. В 1835 году было создано «Второе российское от огня общество», проводившее аналогичные  операции. В этом же 1835 году в России было положено начало личному страхованию  – было организовано частное акционерное  страховое общество «Жизнь».

    В 1846г. Возникло товарищество «Саламандра». Перечисленные выше страховые общества, поделив сферы влияния на территории России, действовали на основе единых тарифов страхования. Их уставы не допускали  передачу имущества на страхование  в другие места и вне государства  под угрозой взыскания в пользу общества со всей застрахованной суммы 3% за каждые шесть месяцев (это практически  составляло объем страховых взносов). Таким образом, второй этап становления  страхования в России характеризовался заменой абсолютной и бессрочной государственной монополии на монополию частную, с ограниченным сроком действия (существовала до 1847г., когда была полностью упразднена).

    Третий  этап развития страхования в царской  России характеризуется зарождением  национального страхового рынка, отмена крепостного права, займа натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических  отношений (рост промышленности, строительство  железных дорог) создавали предпосылки  для формирования национального  страхового рынка. Для этого этапа  характерно возникновение новых  акционерных обществ без монопольных  привилегий (Петербургское и Московское – 1858г., «Российское» – 1867г., «Коммерческое» – 1870г., «Варшавское» – 1870г., «Северное» – 1871г., «Якорь» – 1872г.).

    К началу 1860-х годов правительство  изменяет взгляд на частные страховые  общества, перестает наделять их особыми  привилегиями, преимуществами и начинает организацию взаимного страхования  в селениях и городах. В это  время полностью утрачивает свое значение принцип страховой монополии. Протекционизм как форма государственной  экономической политики сменил собой  период свободной конкуренции рыночного  типа.

    Наряду  с акционерной формой страхования, во второй половине XIX века в России стало проводиться страхование строений от огня в крупных городах на взаимной основе. В 1864 года появилось первые взаимные страховые общества в Туле и Полтаве. В 1890 году создан Союз обществ взаимного страхования. Взаимные страховые общества находились в ведении городских дум.

    В 1875г. страховое дело оживляется в  связи с резким увеличением размеров страховых премий. За 1876-1885гг. было создано 32 общества взаимного страхования. Созданный в 1909г. Всероссийский союз обществ взаимного страхования объединил 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В это же время был принят Устав «Российского Союза обществ взаимного от огня страхования». К 1917г. Союз объединял 124 общества взаимного страхования.

    С принятием этого устава начинается четвертый этап развития страхования  в России. Характерной особенностью его является возникновение новых  видов взаимного страхования  – в среде землевладельцев  и фабрикантов.

    Союз  страховщиков, кроме страхования  недвижимости и движимости, ввел еще  и коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах.

    В 1889г. была разрешена МВД деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Все эти общества специализировались на заключении договоров личного страхования с населением и действовали в стране до 1917г. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 году составила 24,4%. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного надзора за страховым делом.

      В дореволюционной России наибольшее  распространение имело взаимное  страхование от огня. Второе место  по сбору платежей занимало  транспортное страхование судов  и грузов – в 1913 году его  проводили 10 акционерных обществ. Следовательно, этапы становления страхования в России можно назвать так:

    1.Возникновение страхового договора

    2.Формирование страхового рынка

    3.Возникновение новых акционерных обществ без монопольных привилегий 
     
     
     
     
     

  1. Особенности страхования в России с 1917 по 1988 год

    Первым  законодательным актом о страховании  был декрет Совета народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 марта 1918 года "Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального". Декрет учредил Совет по делам страхования под председательством Главного Комиссара.  Помимо контрольных функций. Совет должен был проводить "новую страховую политику, которая предусматривала приближение к потребностям беднейших классов населения, устранение вредной, для народного хозяйства, конкуренции страховых обществ и учреждений, обращение излишков чистой прибыли в казну и, вообще, изыскание новых способов повышения доходов казны от страхового дела".

    Вторым  был декрет СНК РСФСР от 13 апреля 1918 г. "Об организации государственных  мер борьбы с огнем". Этот декрет имел важное значение для становления страхового дела в стране, обеспечения его тесной связи с защитой национальных богатств от пожаров. Общее руководство страховым делом и пожарной охраной возлагалось на Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем.

    28 ноября 1918 года декретом СНК "Об  организации страхового дела  в Российской республике, страхование  во всех его видах и формах  было объявлено государственной  монополией. Все частные страховые  общества и организации (акционерные,  паевые и взаимные) были ликвидированы,  а их имущество объявлено достоянием  республики.

    Однако  этим документом не была создана государственная  страховая организация. При Всероссийском  Совете Народного Хозяйства был  образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное  страхование. Долгосрочное страхование  жизни передавалось в ведение  сберегательных касс.

    Развал  народного хозяйства страны в  условиях гражданской войны и  интервенции (1918-1920 гг.), натурализация  хозяйственных отношений сделали  невозможным существование денежного страхования. Декретом от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было упразднено страхование жизни и отменено имущественное страхование.

    С введением новой экономической  политики (НЭП) стали налаживаться в  форме товарообмена экономические  отношения между городом и  деревней. Это вызвало к жизни  возобновление страхования. 6 октября 1921 г. СНК РСФСР был принят декрет "О государственном имущественном  страховании", который положил  фактическое начало дальнейшему  развитию государственного имущественного страхования в нашей стране. Предусматривалась  организация во всех сельских и городских  местностях страхования частных  хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития посевов, а также аварий на путях  водного и сухопутного транспорта. В составе Народного комиссариата финансов было организовано Главное  управление государственного страхования (Госстрах), на местах были созданы городские  и сельские страховые органы. Органы Госстраха осуществляли свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Государство, выделив Госстраху  необходимые средства, никакой ответственности  по страховым операциям не несло.

    Развитие  государственного имущественного страхования  в восстановительный период позволило  изъять часть денежных знаков, переполнявших  каналы обращения, что содействовало  стабилизации валюты и финансовому  оздоровлению экономики в целом.

    В период построения фундамента социалистической экономики (1926-1932 гг.) государственное  имущественное страхование развивались  высокими темпами. Основным видом было обязательное страхование имущества. Одновременно в дополнение к обязательному развивалось добровольное страхование строений, животных, сельскохозяйственных культур, а также добровольное страхование домашнего имущества. Постановлением от 6 июля 1922 г. Госстраху было предоставлено право на проведение добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Государство, становясь собственником страхового фонда, использует его для решения задач экономического и социального развития. 

    Монополия государства в проведении страхования  была закреплена положением о Государственном  страховании СССР, утвержденном ЦИК  и СНК СССР 18 сентября 1925 г. Исключение из государственной страховой монополии было сделано для кооперативных предприятий (они страховали свое имущество в порядке взаимного кооперативного страхования), наркомата путей сообщения (осуществление страхования багажа пассажиров с взиманием специальных сборов) и для наркомата почт и телеграфов (страхование почтовых отправлений). В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована, все операции по внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию - сберегательным кассам. Эта реорганизация была неудачной, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены.

    Крупным этапом в развитии государственного имущественного страхования стало  принятие Верховным Советом СССР Закона "Об обязательном окладном страховании" от 4 апреля 1940 г., который на многие годы определил принципы обязательного  имущественного страхования. 

    Государственное имущественное страхование получило широкое распространение в индивидуальном секторе экономики, прежде всего  в сельской местности. К 1929 г. у крестьян было застраховано 97% строений, 89% голов  крупного рогатого скота, 81% посевной площади.  
Проводившаяся коллективизация сельского хозяйства (1929-1932 гг.) заметно повлияла на изменение его страховой защиты. Страхование имущества колхозов было возложено на Госстрах СССР. Условия страхования предусматривали более широкую ответственность и более высокое обеспечение по сравнению с условиями страхования индивидуальных хозяйств. Для колхозов устанавливались пониженные тарифы, тогда как единоличные хозяйства, страховались по удвоенным-утроенным тарифам.  
Становление личного страхования в 30-е годы происходило противоречиво. В 1929 г. было введено коллективное страхование, получившее быстрое распространение. Вначале страховая сумма выплачивалась только в случае смерти и при утрате трудоспособности. Договоры заключали коллективами при обязательном участии не менее 75%, позже к 1938 г. этот процент был снижен до 40%. Предусматривались единая страховая сумма и единый взнос. Необязательность врачебного освидетельствования, снижение квоты до 40% постепенно привели к выборочности страхования и его убыточности. В сентябре 1936 г. было введено добровольное индивидуальное страхование жизни на случай смерти и дожития до определенного срока без ограничения страховой суммы. Важную роль в развитии добровольного личного и имущественного страхования сыграла созданная в 1936 г. сеть страховых агентов. Теперь успех дела зависел от того, насколько умело страховые работники подойдут к каждому страхователю, помогут человеку убедиться в выгодности и полезности страхового договора.

    В предвоенные годы вышли два постановления  Советского Правительства, определившие основные принципы обязательного страхования.  
Постановлением от 3 февраля 1938 г. "О государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций" был расширен круг объектов государственного страхования. Постановлением вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, государственного имущества, сданного в аренду, разрешалось добровольное страхование имущества учреждений, находящихся на местном бюджете, а также имущества кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций, домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам.

    Особой  вехой в истории государственного страхования в СССР стал Закон "Об обязательном окладном страховании", принятый Верховным Советом 4 апреля 1940 г., который явился результатом длительного опыта государственного страхования в СССР. Благодаря закону повышалось обеспечение по страхованию колхозных посевов сельскохозяйственных культур и животных, а также животных в хозяйствах граждан, расширялась ответственность по всем видам страхования имущества, отоваривалось страхование строений граждан в полной стоимости по страховой оценке. Вместе с тем, отменялось страхование посевов сельскохозяйственных культур индивидуальных хозяйств. Ставки платежей снижались по сравнению с ранее действовавшими.

    В первые годы Великой Отечественной войны, в связи с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, был повышен размер страхового обеспечения по обязательному страхованию посевов и животных. Колхозам была предоставлена возможность страховать их дополнительно к обязательному страхованию в пределах стоимости по государственным розничным ценам на соответствующую продукцию.

    Послевоенные  годы характеризовались принятием  ряда мер по развитию страхования, организационному укреплению страховой системы и  обшей тенденцией к ограничению  сферы государственного страхования.  
Пересматриваются правила личного страхования, которые становятся более выгодными для населения.

    В 1948 г. было отменено Положение о государственном  страховании 1928 года и утверждено новое  Положение о Госстрахе СССР. В  нем подтверждалась монополия Госстраха  на проведение страховых операций, четко оговаривались функции, права  и обязанности органов страхования  всех уровней, структура средств  и порядок их использования. Важным моментом Положения было расширение самостоятельности всех звеньев  системы Госстраха, в особенности  районных и городских инспекций. 

    Ограничение сферы государственного страхования  выразилось в прекращении обязательного  страхования государственного жилого фонда и добровольном страховании имущества учреждений, состоящих на местном бюджете, и подчиненных им предприятий. В страховании населения все более возрастала роль добровольного страхования. С 1968 года введена безналичная форма уплаты страховых взносов через бухгалтерии предприятий и организаций, что содействовало бурному развитию операций по личному страхованию граждан; введено страхование детей, представляющее собой вариант смешанного страхования жизни, введены новые правила страхования домашнего имущества и средств транспорта. Для повышения экономической эффективности добровольного страхования строений населения с 1973 г. страховое обеспечение по данному виду стало определяться исходя из оценки этих строений по государственным розничным ценам вместо оптовых цен, был введен безналичный порядок уплаты взносов через бухгалтерии предприятий и организаций.

    Заметным  событием в истории послевоенного  развития страхования в СССР было постановление Совета Министров  от 30 августа 1984 г. "О мерах по дальнейшему  развитию государственного страхования  и повышению качества работы страховых  органов". Постановлением предусматривалось  укрепление материальной базы Госстраха, расширение подготовки специалистов в  вузах страны, изменение механизма  распределения прибыли и формирования фондов. Расширялся набор видов страхования. Вводился комбинированный вид страхования - автокомби, страхование школьников и детей, страхование изделий из драгоценных камней и металлов, коллекций, раритетов, антикварных изделий. В СССР объективно стали складываться условия для демонополизации страхового дела.

    Демонополизация страхования - преодоление исключительного  права государства на проведение страховых операций - проявилась, во-первых, в создании негосударственных страховых  обществ и, во-вторых, в преодолении  монополии союзных структур при  решении юридических и экономических  вопросов страхового дела.

    Демонополизация страхования закрепляется рядом  правовых норм, предусматривающих порядок  организации и функционирования акционерных страховых компаний и обществ взаимного страхования, а также системы государственного страхового надзора за их деятельностью.  
Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил закон "О кооперации"принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения; определять условия, порядок и виды страхования.

    Таким образом, особенностью страхования является установление государственного контроля над всеми видами страхования и объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией. 
 
 
 

 

    3.Проблемы и новые возможности страхования начала 90-х годов ХХ века в России и в Дальневосточном регионе

     Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является одним из важнейших источников инвестиций в экономику. Реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началось в начале 1990-х гг., в то время как в странах с развитой рыночной экономикой интенсивное развитие страхового рынка происходило еще в XIX в.