Тенденции развития валютной системы в России

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кубанский государственный технологический университет

(ФГБОУ ВПО «КубГТУ»)

 

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  Деньги, кредит, банки

на тему: Тенденции развития валютной системы в России

 

Выполнила студентка          3         курса                        12-ЭБ-ЭК9         группы

                                           Черненко Яна Александровна

Допущена к защите_________________________________________________

 

Руководитель, ассистент                                                                        К.О. Сидак

Защищена__________                                                  Оценка________________

 

Члены комиссии

______________________________________________________

____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Краснодар

2014

 

Кубанский государственный технологический университет

(КубГТУ)

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса

 

                                                                              УТВЕРЖДАЮ 

                                                                              Зав. кафедрой НиИБ проф.

                                                                                    ___________ Баяндурян Г.Л.                                   

 

ЗАДАНИЕ

для курсовой работы

 

Студентки группы 12-ЭБ-ЭК 9

факультета экономики, управления и бизнеса

направления 080100 - Экономика

Тема курсовой работы: Тенденции развития валютной системы в России

Содержание задания:

Введение

1 Теоретические основы валютной системы  

2 Аналитические основы валютного курса в России в 2009 – 2011 гг

3 Перспективы валютной курсовой политики   РФ на  2010 Г

Заключение

Рекомендуемая литература:

1. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс : учеб. пособие / под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2012. – 380 с. ъ ;

2. Деньги, кредит, банки : учеб. / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2011. – 440 с.

3. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Кнорус, 2011 – 286 с.

Объем работы 41 с.

Срок выполнения работы:    с «__»___________ по  «__»_________2014 г.

Дата защиты:                                                                   «__»_________2014 г.

Дата выдачи задания:                                                     «__»_________2014 г.

Дата сдачи работы:      «__»_________2014 г.

Руководитель курсовой работы________________________________________

Задание принял студент_____________________________________________

Реферат

 

Курсовая работа 34 с., 2 табл., 14 источник

 

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВАЛЮТНЫЙ КУРС, ДОХОДНОСТЬ,ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГНОЗОВ.

 

Объект: Российская Федерация

Цель работы – дать анализ развитию валютной системы в России.

В теоретической главе курсовой работы рассмотрено понятие валютных операций,  их классификация. Особое внимание уделено контролю и регулированию валютных операций.

В аналитической главе работы проведен анализ валютных операций, а также исследованы валютные операции банка на международном и внутреннем валютном рынке.

В результате исследования выявлены недостатки в осуществлении валютных операций и на их основании предложены мероприятия по их устранению. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Среди наиболее актуальных теоретических и практических задач в условиях реформирования экономики одной из наиболее сложных является создание развитой валютной системы, которая является одним из условий успешной интеграции страны в систему мирового хозяйства.

Построение современной развитой валютной системы представляет собой длительный и трудный процесс. Снижение объемов производства и ВВП, хронический бюджетный дефицит, развивающаяся инфляция, а отсюда, нестабильность национальной валюты, проблемы курсообразования, давление на золотовалютные резервы государства - все эти трудности приходится преодолевать при проведении валютной политики, направленной на стабилизацию всех вышеуказанных процессов. Поэтому, можно сказать, что задача построения валютной системы, отвечающей потребностям новой экономики, носит долговременный характер и является одной из основных макроэкономических задач государства на долговременную перспективу.

Решение текущих задач, связанных с решением этой проблемы, тесно взаимосвязано с макроэкономической политикой государства, в первую очередь, с реализацией денежно-кредитной политики, проблемой развития реального сектора экономики, обеспечением конкурентоспособности продукции.

Переход к новой системе хозяйствования делает необходимым подробное изучение теоретических разработок, касающихся развития и совершенствования валютных отношений отдельных государств и экономических систем. Однако, необходимо отметить, что механическое перенесение их закономерностей в странах с развитой экономикой на российскую почву, в отечественную теорию и практику нецелесообразно, так как любые валютные отношения, прежде всего, отражают особенности развития национальной экономической системы на том или ином временном промежутке, с учетом особенностей государственных приоритетов развития экономики.

Для успешной реализации задачи построения валютных отношений в переходной экономике необходим анализ существующих теоретических разработок, а также полученных от их внедрения практических результатов в отдельных станах. Это позволит вычленить в теории и практике создания и совершенствования валютных отношений некоторые закономерности их становления и развития, которые могут быть применены в российских условиях.

Для успешной реализации задачи необходим глубокий анализ макроэкономических процессов, их влияние на отдельные элементы валютных отношений. Именно совокупность всех этих факторов, их теоретическая и практическая значимость определили выбор темы, цель и основные направления данного  исследования.

Предмет работы – закономерности развития валютной системы.

Объект исследования – Российская Федерация.

Цель и задачи работы.

Цель работы – дать анализ развитию валютной системы в России.

Задачи:

- рассмотреть теоретические  основы развития валютной системы;

- провести анализ валютного  курса в 2007 – 2009 гг.;

- определить проблемы  и перспективы развития валютной  системы в РФ.

В данной работе использовались труды отечественных экономистов, таких как Глазьев С., Гриценко Г., Фетисов Г.Г., Красавина Л.Н. и других. Также были использованы аналитические материалы Центрального Банка РФ.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

 

 

Содержание

 

 

Введение   3

1.Теоретические основы  валютной системы   5

1.1. Понятие валютной системы  5

1.2. Эволюция валютной  системы и становление валютного  рынка России 6

1.3. Проблемы валютного  рынка  РФ…………………………………………..13

2. Аналитические основы  валютного курса в России в 2009 – 2011 гг.15

2.1. Анализ валютного курса  в 2009 – 2010 гг. 15

2.2. Анализ валютного курса в 2010 г………………………………………….19

3. Перспективы валютной курсовой  политики   РФ на  2010 Г….…………..24

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованных источников ………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Теоретические  основы валютной системы

1.1  Понятие  валютной системы 

 

 

Валютная система – это совокупность двух понятий – валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях [2, с. 121].

Валютные отношения – это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

В условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Кроме того, оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.

Различают национальные, региональные и мировые валютные системы. Базой мировых и региональных валютных систем является международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля. Мировая валютная система включает международные кредитно-финансовые институты и комплекс международных договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Элементами мировой валютной системы являются определенный набор платежных средств, валютные курсы и валютные паритеты, условия конвертируемости, формы международных расчетов, режим международных рынков валюты и золота, международных и национальных банковских учреждений.

Национальная валютная система – это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного производства. Элементы национальной валютной системы – это национальная валюта, объем и состав валютных резервов, валютный паритет и  курс национальной валюты, условия конвертируемости валюты, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны, условия функционирования национального рынка валюты и золота [2, с. 122].

От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависит экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно-развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно-развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно-монополистического регулирования валютной сферы на национальных и наднациональных уровнях.

 

1.2 Эволюция валютной системы и становление валютного рынка России

 

В истории развития валютной системы в послереволюционной России выделим несколько основных этапов [2, с. 122].

Первый этап — до 1986 года — обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР — Внешторгбанка СССР (позднее — Внешэкономбанк).

Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства — все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития.

Валютная политика СССР сводилась, главным образом, к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). В целом это было не регулирование, а прямое администрирование, государственное командование [8, с. 25].

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных фондов» и «валютных отчислений», подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40 – 50% для предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможность оставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987 - 1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны [8, с. 30].

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов.

В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.

Нарушение «планового» характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами.

В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств [13].

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой — который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991– начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.

Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего, либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.

Распад СССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики и валютной как ее составляющей. В связи с этим, а также учитывая, что многие положения 3акона СССР «О валютном регулировании» фактически (но не юридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

Вступление в силу Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР. Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] является главным документом валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезным недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования.

Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.

Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, переложив на язык соответствующих нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской Федерации.

 

1.3 Проблемы валютного рынка  РФ

 

Валютный рынок – это система экономических отношений, механизмов и инструментов, характеризующих концентрацию, размещение и перераспределение валютных средств между экономическими субъектами (юридическими и физическими лицами). Именно на валютном рынке осуществляются операции по купле и продаже валютных ценностей, иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операции, связанные с инвестированием валютного капитала [5].

Главной задачей валютного рынка, является организация бесперебойной системы обмена национальных денежных единиц, которые являются законным платежным средством только на территории данного государства, на иностранные. Получение же прибыли на валютном рынке вытекает скорее из сделок спекулятивного характера и поэтому, является для большинства участников внешнеэкономической деятельности лишь вторичной целью участия на рынке валют.

С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, - страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разных курсов валют. С организационно-технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции. С институциональной точки зрения валютные рынки России — это совокупность различных организаций, осуществляющих куплю-продажу иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. К ним в первую очередь относятся: уполномоченные банки, различные инвестиционные компании, иностранные банки, биржи, брокерские конторы. Значительное место на валютном рынке России занимают уполномоченные банки — это коммерческие банки, которым Центральный банк РФ выдал лицензии на осуществление операций с иностранной валютой [5].

На настоящий момент времени в России на валютном рынке существует проблема частичной конвертируемости рубля по текущим операциям платежного баланса и полностью отсутствует конвертируемость по счету движении капитала. Рубль все еще является только внутренней валютой, и поэтому его курс в значительной степени зависит от политики, проводимой Центральным Банком.

Проведение валютных операций неизбежно связано с опасностью валютных потерь, возникающих вследствие изменения рыночных цен, процентных ставок, валютных курсов, вследствие, чего возникают проблемы на валютном рынке.

Следует также отметить, что проблема риска является одной из основных в стабильной деятельности и конкурентоспособности банков на валютном рынке. Значительным препятствием на пути развития валютных финансовых инструментов являются существующие нормативно-правовые пробелы в отечественном законодательстве. Дальнейшее развитие валютного сектора российской экономики определяется состоянием межбанковского валютного рынка, а в деле регулирования межбанковских валютных операций характеризуется возрастающей ролью Центрального Банка России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аналитические основы валютного курса в России в 2009-2011 гг

2.1. Анализ валютного курса в 2009 – 2011 гг

 

В 2009 году курсовая политика Банка России была направлена на сдерживание инфляции при недопущении чрезмерного укрепления рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной валюты. При значительном влиянии внешнеэкономических условий на состояние внутреннего финансового рынка Банк России продолжал использовать режим управляемого плавающего валютного курса.

Высокие цены на энергоносители и ослабление доллара США на мировом валютном рынке способствовали притоку значительных объемов валютной выручки, что создавало предпосылки для превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Дополнительным фактором роста предложения иностранной валюты на внутреннем рынке стал высокий объем чистого притока частного капитала, связанный с активным привлечением российскими компаниями финансовых ресурсов на международных рынках.

Объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в январе-мае 2009 года составил 93,1 млрд. долларов США, что почти на 77,1% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Основное влияние на процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке оказывали проводимые Банком России интервенции в сегменте «рубль/доллар США» [3].

В феврале 2009 года Банк России пересмотрел состав бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики. Состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 доллара США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 доллара США и 0,4 евро). Пересмотр состава бивалютной корзины был направлен на сближение операционного ориентира курсовой политики со среднесрочным - номинальным эффективным курсом рубля.