Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему

 

    Содержание

Введение……………………………………………………………………..6

Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление……….7

1.1. Общая характеристика магии…………………………………………..7

1.2. Теории символа…………………………………………………….…....17

1.3. Символы в украинской народной культуре…………………………...27

Раздел 2. Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему.

2.1 Магия в пространстве современной культуры.

2.2.Символизм магии в массовой культуре.

Раздел 3. Охрана труда.

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная культура представляет собой очень сложное общественное явление. Исследователи отмечают в  её структуре такие элементы, которые  относятся к магическим, а также в ней широко используются символы, которые являются языком магии, возникли вместе с ней, и имеют такое же древнее происхождение.

Массовая культура активно  использует сюжеты и символы из магического  арсенала. Верховная Рада Украины  выносит на повестку дня вопрос о  налогообложении магов, экстрасенсов. Интернет - сайты переполнены материалами  о практической магии; в глобальном пространстве интернет – коммуникации сложилось сообщество людей, которые  идентифицируют себя по этой принадлежности. Невиданной популярностью пользуется литература, которая построена на магических сюжетах, использует символический  язык и символические образы (Д. Андреев, М. Булгаков, П. Коэльо и др.)

Таким образом, магия и  её символический язык являются реальностью  сегодняшнего дня, с которой имеют  дело не только учёные – исследователи, но и медики, правоохранительные органы; повышенный интерес к ней проявляет  молодёжь. Все эти проявления магии  не укладываются только в понятия  «пережитки прошлого», «суеверия». Проблема настолько современна и реальна, что уже давно перешла из сферы  т.н. нетрадиционной науки в науку  традиционную, и стала объектом современных  разработок в области истории, социологии, философии, психологии, религиоведения. В это состоит актуальность данной работы.

Цель работы заключается в исследовании символического компонента магии, в том числе в структуре современной культуры.

Для достижения цели поставлены такие задачи:

1. выявить возникновение  символического аспекта магии; 

2. рассмотреть роль функционирования  символов магии, основываясь на  научных теориях о символах (А.Ф.  Лосев, К.Г. Юнг, М. Мамардашвили, А. Менеггетти, Н.В. Гринёвой и др.);

3. исследовать тенденции  в функционировании магии в  современной культуре, а также  их трансформацию. 

Объектом исследования является символический аспект магии.

Предметом изучения является проявление и тенденции развития символов магии в поле современной культуры.

В работе использовались труды  таких учёных, как Дж. Фрезера, Л. Леви-Брюля,  К. Леви-Стросса, М. Мосса, М. Холла, Б. Малиновского, А. Григоренко, С. Токарева, А.Ф. Лосева, К.Г. Юнга, современных исследователей – О. Береговой, в том числе украинских – З. Болтарович, Н.В. Гриневой.

Источниковедческую  базу составили:

энциклопедическое издание  о магии и символах Мэнли Холла, Л. Леви-Брюля, О. Береговой. Одним из основных источников стала книга З. Болтарович «Народна медицина українців». Автор, З.Болтарович, украинский учёный, основное внимание уделяла полевым исследованиям, в течении 20 лет систематически выезжала в научные экспедиции, побывала почти во всех регионах Украины. Она собрала большой по объёму и в большинстве случав уникальный материал и дополнила его многочисленными архивными источниками.

Одной из особенностей работы, а может, и её сложность, заключается в том, что исследование потребовало использования материала, который был накоплен, т.н. нетрадиционными науками.

В СССР магия, эзотеризм, относили к таким научным проблемам, которые редко становились объектом исследования, в то время как за границей интенсивно разрабатывались (в постсоциалистических странах, этот социокультурный феномен стал самостоятельным объектом исследования только в 80 – е гг).

Ученым не хочется прослыть идеалистами или оказаться в числе учёных, занимающихся в области нетрадиционной науки, если они станут заниматься этой проблемой. Неразработанным является также категориальный апарат: только вводятся в официальную науку понятия «мистический опыт», «встречи с трансцендентным», «реальность сверхъестественного», «тайнознание» и др.

Новизна в исследовании проблемы заключается в попытке наметить тенденции развития (трансформации) магии в поле современной, в том числе массовой культуры.

Методология работы включает в себя использование конкретно-исторического похода в изучении символического аспекта магии. Это позволило проследить появление символов, выявить их природу, роль, значение в магии и культуре и показать особенности их функционирования на различных этапах стратегического развития.

В интерпритации символов и их наличия в поле современной культуры я использовала прежде всего теорию символов А.Ф.Лосева и психологическую парадигму смиволов и архетипа К.Г. Юнга.

Использовался междисциплинарный подход: требовалось использовать и обобщить данные истории, религиоведения, психологи с использованием философской интерпретации.

Апробация результатов  исследования были представлены в публикации «Закономерности функционирования и трансформации символов в современной культуре» (Международная научная конференция студентов и аспирантов, IX Харьковские студенческие философские чтения, 25-26 апреля 2013 года, г. Харьков).

Работа состоит из введения, двух частей с параграфами, заключения, списка использованной литературы и  источников. Во введении сформулированы актуальность и новизна работы, цель и основные задачи, обозначены объект и предмет исследования, научно-теоретическая  база, методология, апробация и структура  работы.

В первом разделе «Символизм в магии», рассматривается общая  характеристика магии, теории символа  и символы в украинской народной культуре.

Во втором разделе «Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему»  будет рассмотрена магия в  пространстве современной культуры и символизм магии в массовой культуре.

В заключении подводятся итоги  всей дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление

1.1. Общая характеристика магии

Магия (лат. magia) - колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир.

Слово «магия» имеет древнегреческое  происхождение и в его основе лежит древнеперсидское (аккадское) название ассирийского жреца «маг», буквально означающее «мудрый», «мудрец».

Со временем в научной  литературе словом «магия» (колдовство) стали обозначать первоначальные этапы  в развитии религии.

Магия не сводится к системе одних только обрядов и ритуалов, она представляет собой сложное явление, включающее в себя, во-первых, веру в существование особых магических связей и отношений, во-вторых, убеждение в возможность для человека влиять сверхъестественным способом на эти связи и отношения, и в-третьих, специальный механизм (манипуляции, обряды, фетиши) для овладения этими связями и отношениями. (Григоренко, стр. 11-13)

Другими словами, магия - одна из форм иллюзорно-фантастического  отражения действительности, которая  основывается на вере человека в существование  особых сверхъестественных связей и  отношений и в возможность  пользоваться последними в целях  оказания особого влияния на природу  и общество, посредством специальных  средств и приёмов.

Магия, как одна из форм первобытных  верований, появляется на заре существования человечества. Именно тогда человек стал задумываться над теми явлениями, которые происходили с ним и вокруг него. Возникновение магии относится к периоду первобытного общества, точнее — к эпохе каменного века. Имеются данные о том, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальца, жившего 80—50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), в которых сохранились свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одними из главных объектов охоты). Первобытные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножить стадо. Ещё в конце XIX века у многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение. Даже народы, принявшие христианство многие столетия тому назад и находящиеся на высокой ступени исторического развития, еще совсем недавно имели аналогичные верования. (Григоренко,стр.13)

Как уже было отмечено выше, истоки магии берут начало в первобытном  обществе. Однако воспроизводство магии осуществлялось в любом обществе, на различных этапах его развития (включая современное), потому что существуют их предпосылки. Выделяют предпосылки: гносеологические и психологические.

Рассмотрим их наличие  в первобытном обществе.

I. Гносеологические предпосылки.

Они заключаются в особенностях мышления. Уже сознание первобытного человека отражало объективный мир  не пассивно: оно активно перерабатывало информацию, получаемую при помощи органов чувств, для выработки стратегии предсказания будущего. Знание будущего, т.е. знание о том, чего следует ожидать, всегда имело высокую социальную ценность. Первобытный человек использовал два способа предсказания будущего:

1) опирался на систематическое  наблюдение предметов и их  взаимосвязи; опирался на знание  этих реальных связей и добивался  желаемых результатов;

2) в силу ограниченности  своего практического и теоретического  опыта человек не находил подлинных  причин явлений и процессов  и вместо них обращал внимание  на какое-либо случайное событие.

Л. Леви-Брюль так объясняет процесс функционирования первобытного сознания:

1) первобытный человек не отбрасывает второстепенное в восприятии предметов (так изображение человека так же реально, как и сам человек; вот почему первобытные люди не хотят, чтобы европейцы их фотографировали; имя считалось носителем свойств его обладателя; вот почему после болезни имя менялось);

2) уверенность в реальности  того, что увидели во сне;

3) действие закона партиципации (сопричасности);

4) мышление не избегает  противоречий;

5) оно мало склонно  к анализу, а память играет  очень большую роль. (Леви-Брюль Л.Сверхестесственное в первобытном мышлении).

Вот пример такого рассуждения: «Птицы, особенно орлы и соколы, слышат все; этой способностью наделены и их перья: они также слышат, как говорят индейцы, они также наделены мистическими способностями».(Жадан, стр. 305)

Одним из способов ориентирования первобытного человека было умозаключение  по аналогии (на основании сходства, уподобления одних явлений другим; обнаружение сходного в вещах  и перенос на основе этого признаков  одних явлений на другие). Причем этот способ в архаическом мышлении занимал важнейшее место. Для  этого мышления это была первейшая  форма вывода.

Появлению магических приемов  способствуют также особенности  языка первобытного человека. У него два языка: членораздельно – звуковой и язык жестов. Есть также специфические  языки для определенных случаев, языки, предоставленные только отдельным лицам (для мужчин и женщин, шаманов).

Число также наделяется первобытным  человеком мистическими свойствами. Например, «1» - обозначает единство, «2» - хаос, беспорядок, несчастье (двуличие, раздвоенная душа, двойственность, двуликий Янус). У каждого народа есть свои священные числа. У славян, например «3», для индейцев – «4» (для четверки  знак – крест).

В соответствии с таким  мышлением находятся и способы  действия, и само поведение людей. Первобытный человек считает, что  без магических операций не стоит  приниматься за дело. «Охотники чироки возвращаясь после удачной охоты на стоянку, зажигают на тропе огонь для того, чтобы вождь оленей не мог следовать за ним и причинить ему болезнь, например ревматизм». (мифы народов мира)

«Знаки» - видит первобытный человек везде, это проявление невидимого мира. Знаки доступны специалистам – колдуну, шаману, волхву». Там же

«Белые не понимают, почему проводники проявляют лень, строптивость, неисполнительность. На самом деле негр, проснувшись, мог увидеть какой-нибудь знак, предвещающий беду для него и  отряда. Вот почему везде (на охоте, войне и т.д.) ничего не делается без  мнения и совета гадателя, колдуна» (Мифы народов мира).

Переход от гадания к магии  совершается незаметно. Гадание  занимается обнаружением отношений, магия  – их использованием. На практике они  объединяются. Вот еще один парадокс. Там, где закрепляется религия, мистические  операции происходят тайно и считаются  скорее преступными, осуждаются.

По убеждению первобытного человека свойства передаются путем  прикосновения переноса: воздействовать на целое, действуя на его часть (например, влиять на человека, овладев его  волосами, ногтями, слюной, мочой, именем или изображением). «Для первобытного человека нет ничего случайного, так как таинственные силы всегда ощущаются как присутствующие везде и всюду, поэтому, чем более случайным для нас кажется событие, тем более знаменательно оно в глазах первобытного человека. Тут не требуется объяснения события, ибо оно – откровение». (сверхъестественное в первобытном мышлении).

Вкратце невидимые влияния, которыми постоянно занято первобытное  мышление, можно сгруппировать так:

1) духи мертвых;

2) духи в широком смысле  одушевляющие разные силы природы:  животных, растения, предметы;

3) чары, колдовство (их источник  – действие колдунов).

Первобытный человек боится колдовства. Поэтому он использует множество амулетов, талисманов, заклинаний, табу, обычаев всякого рода, при  помощи которых пытается защитить себя от всевозможных бед, наносимых колдунами.

Причинно-следственная связь  признаётся, но она носит не объективный  характер:

  1. нарушено табу – несчастье (болезнь, например);
  2. эпидемия – это проявление злобы колдуна или предков.

Быть счастливым для дикаря – ускользнуть от всех дурных влияний. События видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Поэтому такое значение придается снам.

Л. Леви-Брюль замечает: девизом для первобытного мышления могла служить знаменитая формула Юма: «Любая причина может вызвать любое следствие. Для первобытного мышления всё чудо, вернее, ничто не является им; для него ничто не кажется невозможным или нелепым» (сверхъестественное в первобытном мышлении).

Возникновение веры в магию  связано также со спецификой человеческих эмоций (т.е. настроения, переживания).

Древнеримский поэт Стаций указал на страх, как причину возникновения  религии. Веру в сверхъестественное рождает не всякое чувство страха. Кратковременный страх перед  реальной опасностью обычно не приводит к возникновению религиозных верований. Это должен быть страх как устойчивое психическое состояние масс, вызванный их бессилием перед господствующими над ними природными или социальными явлениями.   Постоянное ощущение страха перед враждебной природой у первобытного человека могло перерасти в настоящую фобию, которая оказывала тормозящее влияние на его активность. В поисках средств психологической защиты от этого состояния он в силу особенностей своего мышления обратился к магическим обрядам и ритуалам, исполнение которых придавало ему уверенность и тем самым способствовало решению той или иной практической задачи. В связи же с тем, что многие страхи и тревоги были не пропорциональны реальной опасности, то есть были мнимыми, воображаемыми, то естественно, что человек каменного века, переживая их, должен был убеждаться, что опасность (а на деле – лишь его тревога и страх) проходит под воздействием магического ритуала. Как писал английский ученый польского происхождения Б.Малиновский, «магия обеспечивает примитивного человека набором готовых ритуальных действий и верований, включающим в себя определенные умственные и практические приемы, призванные служить для преодоления опасных пробелов в процессе достижения важных целей или же критической ситуации. Она дает человеку возможность уверенно добиваться важных целей, сохранять свое равновесие и свою психическую целостность в приступах гнева, в муках ненависти, неразделенной любви, отчаяния и страха. Функция магии заключается в том, чтобы ритуализовать оптимизм человека, поддержать его веру в победу надежды над страхом» (Григоренко)

Следует отметить также объективные  причины, порождающие магию. Дело в  том, что магические верования и  суеверия были присущи не только дикарям, но и земледельцам Древней Греции, феодальной Европы, характерны они  и для определенной части наших  современников.

Первобытные люди имели огромный запас рациональных знаний и умений, им обладали уже неандертальцы, не говоря уже о кроманьонцах. Они были изобретателями, инженерами, врачами, анатомами, зоологами. Если бы их сознание было ориентировано только мистически, они бы не смогли сделать огромный вклад в развитие общества (там же)

Грузинский исследователь  К.Р. Мегрелидзе указывал, что в основе существования магических обрядов и верований лежит особый «сектор опыта». Он писал «в условиях жизни и деятельности человека всегда встречались в более или менее выраженной форме две структуры опыта: сектор опыта, где люди сами творили свое положение и определяли свое существование, и сектор опыта, где люди зависимы от игры случая, которую невозможно предвидеть. В последнем случае приходилось прибегать к магическим формам мысли, гаданиям, знаниям и т.д.» (Мегрелидзе.К.Р. О ходячих суевериях…)

Подтверждением мысли  К.Р.Мегрелидзе о том, что в основе возникновения и функционирования магических верований и действий лежит «сфера несвободной практической деятельности человека», служат многочисленные наблюдения этнографов за жизнью и бытом примитивных племен и народов. Например, Б.Малиновский, изучая жизнь и быт населения Тробриандовых островов (Меланезия), отметил, что магия вовсе не преобладает в повседневных делах и мыслях жителей островов, что достаточно много сфер их производственной и социальной деятельности свободно от нее.

О трудностях существования  первобытных людей говорят антропологи.

Так половина неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность  жизни не превышала 20 лет. В тяжелом  положении оказывались дети и  женщины: 38% неандертальцев умирали, не достигнув 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов  и синантропов смертность была еще  выше – 68% синантропов не достигали 14 лет. Те же психологические корни магии существуют и в современном обществе: страх и неуверенность в себе, в будущем. Поэтому одни люди начинают верить в судьбу, удачу, приметы; другие стремятся  овладеть ситуацией посредством колдовства, ношением оберегов, талисманов. Это особенно относится к людям, чьи профессии связаны с определённым риском и не всегда благоприятным исходом: лётчикам, морякам, шофёрам, охотникам, хирургам, спортсменам. Если сравнить работу врачей-хирургов и врачей других специальностей, то у них исход операций часто зависит от непредусмотренных случайностей. Это объясняет тот факт, почему среди врачей не хирургов суеверия встречаются гораздо реже.

В повседневной жизни человек  не всегда руководствуется логикой, не всегда исходит из опыта и практики как критерия истины. Поддаваясь страхам и тревогам, человек начинает мыслить алогически - налицо гносеологические основания магии.  В этой связи интересны исследования советского учёного С. Н Давиденкова. Он неоднократно наблюдал, как у людей со слабой нервной системой, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), происходило как бы своеобразное «возрождение» мистического образа мышления и действия с навязчивыми страхами (т.е.навязчивыми иллюзиями зависимости человека от сил, не поддающихся его контролю) у невротиков обычно соединяются своеобразные «ритуальны»  действия, а также вера в то, что эти действия могут нейтрализовать опасность. Подобного рода ритуальные действия оказываются нередко весьма эффективными, ибо сам человек абсолютно уверен в их действенности.

Таким образом, суеверия ликвидируют  застойные очаги возбуждения, создаваемые  действительностью, но уже сами суеверия начинают выступать в роли раздражителей, образующих собственные застойные  очаги возбуждения и теперь мешают критически относиться к дурному  предзнаменованию. Освобождаясь от тревог и страхов, вызванных действительностью, суеверия наполняют человека новыми страхами, но уже основанные на вере в магические связи в мире. Получается замкнутый круг, а зависимость от странного неизвестного усугубляется.

Магия принуждает людей тратить  много времени и сил на различные  церемонии, обряды, отвлекает от различных  земных интересов. Магические предрассудки, как и другие, отрицательно влияют на личность. Они затемняют сознание людей, делают их глухими к доводам разума, тормозят  познание.

Магия – это не только далёкое прошлое: стремление узнать будущее, тяготение к сверхъестественному и необычному, желание изменить судьбу и найти своё место и предназначение в пространстве культуры, следование традициям, но это и разочарование в науке, снятие психологического напряжения, проблема выбора для современного человека. Стремление людей – тянуться к таким духовным практикам, которые имеют наукообразную форму (наука пока ещё остаётся авторитетом) связаны с природой, гармонично объединяли научную рациональность и религиозную (сакральную) практику (автореферат Астрология). 

В настоящее время наблюдается  воспроизводство магии (верований, привычек, обрядов) среди определённой части населения всех страна, в  том числе развитых. На Западе наблюдается  беспрецедентный в истории цивилизации  бум магии и оккультизма.

Украина не является исключением. Кроме того, в сравнении с советским  периодом, где атеизм являлся составной  частью коммунистической идеологии  и предполагал борьбу с различными проявлениями магии и оккультизма  в постсоветской Украине наблюдается  активизация этих процессов.

Для сравнения приведём данные социологического исследования в СССР, проведённые в 1989 году среди сельского  населения Орловской области, опроса московской молодежи того же года и  наши дни (опрос студентов медицинского училища г. Артёмовска (2012 год)).

 

Советский период

Период постсоветского развития

(медицинское училище,  город Артёмовск (2012г.))

7% - вера в колдунов;

12% - в суеверные приметы; 

24% в знахарство;

более 7% - вера в гадание;

36% - вера в дурной «сглаз»;

65% не верят в гадание  и никогда

не обращались к гадалкам и провидицам;

68% не признают лечебной  магии

(знахарства) не прибегали  к услугам 

знахарей;

25% верят в вещие сны.

 

 

 

60% пользовались услугами  знахарок и экстрасенсов;

49% чаще всего обращаются  к знахарству и колдовству  в случаях болезни («сглаза», порчи);

85% верят в различные  приметы, магические табу (суеверия);

22% пробовали самостоятельно  использовать определённые магические  приёмы при лечении;

половина опрошенных обращались к услугам знахарок и гадалок  более 2-х, более 2% опрошенных – 5 и более  раз;

56% считают, что обращение  к магическим приёмам вредными;

26% - полезными. 


 

Это сравнение (данные периода  и данные 2012 года) свидетельствуют  об увеличении числа людей (в данном случае это касается будущих медработников) с мистически ориентированным мировоззрением, которые считают обращение к  магии нормальным и даже позитивным явлением. К тому же официальное  медицинское образование совершенно не обращает внимания на эту сторону  подготовки медиков. На практике это  оборачивается капитуляцией медработника в оказании медицинской помощи.

Воспроизводят на современном  этапе магические верования потому, что есть подпитывающая их почва: во-первых, это социальные корни  магии, которые сегодня отягощаются  глобальными проблемами, во-вторых, это психологические корни –  страх и неуверенность в себе, в будущем.

Но магия – это сложный  социально-культурный феномен. Её воспроизводство  происходит на всех этапах общественного  развития и касается многих социальных и культурных феноменов.  Причём в отдельных случаях магия  более смело вторгается в область  неизвестного, чем наука.

«Эффект плацебо» в древности  с успехом использовали шаманы и  знахари. Сегодня его активно  используют шарлатаны в медицине. Другой пример: возникновение парапсихологии, которая изучает такие явления  как передача мыслей на расстоянии, ясновидение и левитация, чудесные исцеления и т.д. Современная наука  начинает интересоваться такими явлениями, на деле парапсихологии остаётся ближе  к магии, чем к медицине.

Обращение людей к магии  – это реальность сегодняшнего дня. Магия не укладывается в рамки  атеистического понятия «предрассудки», «мошенничество» или понимание  её как средства более влиятельного и эффективного, чем наука. Магия  была и остаётся сложным социальным явлением, требующего изучения в динамике, конкретно - исторически, а также  её составляющей символике.

 

1.2 Теории символа

 

Символ – универсальный  феномен культуры, язык магии. Дефиниций  символа много, что характерно для  понятия, вмещающего значительное содержание. Именно этим объясняется тот факт, почему символ стал объектом изучения наукой уже в древности. Философский  энциклопедический словарь даёт следующее определение символа: «Символ  -  отличительный знак; образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образования. Смысл символа, который не может и не должен быть понятным для людей, не принадлежащих к этой группе, т.е. для тех, кто не посвящен в значение символов (каждый символ является по своему характеру тайным или по крайней мере условным знаком), – этот смысл является, как правило, намеком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемой внешностью образования…»(филос.энц.словарь) Рассмотрим, как в современной науке интерпретируется понятие символа. Символ в переводе с английского означает знак, сущность, которая обозначает другую сущность. Знаком могут выступать объект, изображение, написанное слово, что заменяет собой некоторое другое понятие, используя для этого ассоциацию, сходство или договоренность (например, материальный объект может использоваться для обозначения абстрактного понятия). Символы указывают на идеи, понятия или другие абстракции.

Символ - любой знак, вызывающий одинаковую социальную реакцию. Значение символа произвольно в том  смысле, что оно не присуще звуку, объекту, явлению и т.д. как таковым, а формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей, использующих его в коммуникации. Люди общаются друг с другом символично с помощью  слов, жестов и действий. Примерами  символов являются: слово, флаг, обручальное  кольцо, номер и т.п.