Тенденция развития труда охраны женщин

 

ВВЕДЕНИЕ

Проведение социально-экономических реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.

С 1 февраля 2002 года введен в действие новый Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197-Ф3. Одновременно с этим утратил силу КЗоТ РФ с многочисленными поправками. Среди прочих вопросов в Трудовом кодексе РФ рассматривается охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Причем обязанности по обеспечению безопасности условий и охраны труда в организациях всех форм собственности возлагается на работодателя.

В настоящее время мужчины и женщины обладают равными правами. Принцип равноправия уже давно укоренился во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе. Однако наряду с предоставлением равных возможностей, должно учитываться, что женщина должна нести функцию материнства: сочетать воспитание детей и работу - не простая задача. Поэтому охрана труда женщин требует должного внимания со стороны законодателей. Создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; создание правовой защиты, моральной и материальной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего дня женщин, имеющих детей. Женщины имеют равные с мужчинами права на труд, но требования к условиям и видам труда их должны корректироваться с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма.

Цель работы – определить особенности и выявить тенденции развития труда охраны женщин.  Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

- определить правовое  положение трудящихся женщин;

- рассмотреть гарантии  и льготы, предоставляющиеся женщинам  в области охраны труда;

- выявить особенности  международных правовых норм  женского труда;

- рассмотреть государственную  политику РФ в области охраны  труда женщин

- определить гарантии  права на труд беременных женщин  и женщин, имеющих малолетних детей;

- рассмотреть правовые  гарантии женщин при приеме  на работу;

- рассмотреть гарантии  при увольнении беременных женщин  и женщин, имеющих малолетних  детей.

  Для  решения поставленных задач в  курсовой работе использовалась  совокупность разных теоретических  и эмпирических методов исследования. А так же изучение и анализ  литературы и документов по  исследуемой проблеме

Актуальность темы курсовой работы определяется научной и общественно-политической значимостью того круга проблем, которые в ней рассмотрены. В данной работе изучен и систематизирован материал по теме исследования, выявлены особенности охраны труда женщин.

Объектом исследования являются тенденции развития охраны труда женщин.

Предметом исследования является тенденции развития охраны женского труда.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по теме исследования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы на практических занятиях в юридической сфере.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем теоретически обоснована и изложена роль охраны женского труда.

   Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.  Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, предмет и объект исследования, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассмотрено правовое положение женщин на рынке труда. Во второй главе определены гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в области охраны труда. В третьей главе рассмотрены правовые нормы охраны труда беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. В заключении делаются выводы по результатам исследования.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН

 

Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации наше государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности их реализации.

Нормы нынешнего российского законодательства по обеспечению равноправия женщин и мужчин близки к европейским стандартам и не предлагают какой-либо дискриминации по признакам пола. Однако принятые документы еще не скоро станут отражать нашу российскую действительность, особенно в социально- трудовой сфере.

Женщины у нас по-прежнему подвергаются явной или скрытой дискриминации. Теперь руководителей предприятий различных форм собственности указывают, что при приеме на работу производственных рабочих отдают предпочтение мужчинам. При реорганизации предприятий и сокращению штатов увольняют первыми под разными предлогами женщин, из-за сложившийся стереотипов мышления работодателей им сложнее вновь устроиться на работу, а оплата труда, как правило на 30-50% меньше, чем у мужчин, выполняющих аналогичную работу.

Пользуясь непростой ситуацией на рынке труда и снижение в связи с этим требований работниц к условиям и оплате труда, работодатели повсеместно стали меньше уделять внимания вопросам охраны труда и экологии, практиковать заключение срочных трудовых договоров, снижать заработную плату, подчас и вовсе не платить ее месяцами.

Критическая демографическая ситуация в стране, низкая рождаемость, высокая младенческая смертность в значительной степени обусловлены нарушениями репродуктивного здоровья женщин. А одна из основных причин роста патологии репродуктивного здоровья женщины – вредное влияние условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса.

В неблагоприятных условиях сегодня занято более 825 тыс. женщин, или 12%. При этом за один только прошлый год пострадало от травм 34 тыс., а погибли 257 женщин. Если эти страшные цифры отнести в среднем к рабочим дням, то получается, что практически ежедневно среди работающих женщин происходят трагедии и невосполнимые потери.

Профессиональная заболеваемость среди работающих женщин составляет 2254 случая, или 25% от ее общей цифры, и имеет тенденцию к повышению. Но это официальная статистика. По мнению экспертов ВОЗ, показатели профзаболеваемости в 3-5 раз больше. Техническая инспекция труда ФНПР оценивает фактическую профессиональную заболеваемость еще выше – 10 раз больше официальных данных.1

В связи с выполнением женщины репродуктивной функции и связанной с этим необходимостью для них особых условий режимов труда женская рабочая сила в условиях рыночной экономики стола наиболее часто подвергаться дискриминационным ограничением со стороны работодателей. Однако из-за низкого уровня жизни, особенно семей с детьми, в целях получения хоть какого-нибудь источника существования женщины вынуждены соглашаться буквально на любые условия труда.

Резкое сокращение сети детских дошкольных учреждений и удорожании стоимости бытовых услуг вынуждают женщин много времени уделять семейным делам. Зачастую такая двойная, отнимающая непомерно много сил нагрузка приводит к обратному процессу – уходу от решения семейных проблем или невозможности их совмещения со служебными обязанностями. Как следствие – демографические провалы и общий кризис семьи как общественного института.2

Женщина как личность находится в постоянном противоречии в плане реализации к способности к труду, так как ей надо трудиться в дух сферах – производственной и домашней.

Федеральной инспекцией труда в 2002 было выявлено 5,8 тыс. специальных тематических проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин, в ходе которых было выявлено и устранено более 34 тыс. различных нарушений.3

Проверки показывают, что масштабы, характер и типология выявляемых нарушений трудовых прав женщин, в том числе в области охраны труда, остаются «традиционными», такими же, как и в предыдущие годы. Таким образом, проблема соблюдения трудовых прав женщин продолжает оставаться актуальной.

Работодатели нередко не обеспечивают право работниц на труд в условиях, гарантирующих им сохранность жизни и здоровья , допуская работать на технически неисправных механизмах.

Значительное число женщин занято на рабочих местах, запрещенных для них санитарными нормами: в гальванических участках и цехах, в травильных отделениях, в ряде химических и металлургических производств, что сопряжено с контактом с вредными веществами 1-го и 2-го класса опасности. Во многом это обусловленною необходимостью иметь заработок, отсутствием возможностей получить более благоприятные альтернативы в выборе профессии и места работы.

Особенно сельское хозяйство остается массовым ареалом тяжелого женского труда. В этой отрасли самый высокий удельный вес женщин, занятых тяжелым физическим трудом: уровень механизации ручного труда составляет не более 40% (как правило, только 25-35%), а в последние годы продолжает неуклонно снижаться за счет полного износа технического оборудования.4

Общая картина складывается невеселая. Работодатели часто не соблюдают ограничения по применению женского труда на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда5, постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2002 №162 «О утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», а также постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 06.02.93 г. №105 «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещение тяжестей вручную6, а также гигиенические нормы по вредным производственным факторам. Как следствие – ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Вряд ли можно ожидать, что женщины, занятые на вредных и тяжелых работах, смогут родить здоровых детей, на что так рассчитывают государство и общество.

Хочу напомнить в связи с этим, что одним из основных принципов Рекомендаций и Конвенций МОТ в области охраны труда женщин является защита трудящихся женщин в связи с условиями труда, представляющими угрозу в первую очередь для материнства. Наша страна еще далека от того, чтобы преодолеть планку, установленную Международной организацией труда. Это никак не соответствует тенденции нашего государства, которое нацелено переходить на международные правовые нормы. Ведь это означает, что мы должны максимально учитывать Конвенции МОТ и директивы Евросоюза по охране труда и здоровью женщин.

В связи с этим одним из направлений улучшения социальной защиты работающих женщин является ратификация Конвенции МОТ 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма7».

По мнению специалистов института медицины труда РАМН, профилактика нарушений репродуктивного здоровья работающих мужчин и женщин становится одной из приоритетных проблем государства в современных условиях. Воспроизводство здорового населения и, в частности, трудовых ресурсов зависит от решения вопросов улучшения условий труда, выполнения государством социальных гарантий по защите и реабилитации здоровья работающих, в том числе женщин, особенно в период беременности, а также эффективности работы системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

Совет Федерации принимал активное участи в разработке концепции программы «Здоровья работающего населения России на 2004-2015 годы».

Для женщин фертильного возраста, перенесших травму или профессиональное заболевание, а также с напряжением адаптационных возможностей организма необходимо ведение мониторинга, а в отсутствии такого – диспансерного наблюдение по месту жительства или работы. Кроме того, необходимы дополнительные исследования для прогнозирования возможности нарушения репродуктивной системы.8

Опрос работодателей, произведенный ЦИРТ в 2000г. показал, что более половины из них считают, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы. По их мнению это связано в первую очередь с частым отсутствие на работе (60%) и низкой производительностью труда (22%), а также с «не заинтересованностью в работе» (12%) и «низким интеллектуальным уровнем» (2%). 9

Кроме того, в условиях высокой конкуренции за рабочие места, работодатели предпочитают работников, готовых к повышенным трудовым нагрузкам, экстренным изменениям рабочего графика и сверхурочным работам. Это приводит к тому, что женщины занимают те профессионально отраслевые ниши, которые требуют меньше затрат сил, менее перспективны с точки зрения профессионального роста и, соответственно, ниже оплачиваются.

При этом необходимо учитывать, что при нынешнем состоянии дел, никакие меры государственного принуждения, в том числе и в законодательные, не заставят экономических субъектов, то есть работодателей, поступать вопреки собственным интересам. Сейчас новый собственник, он же покупатель рабочей силы имеет право выбора и должен быть уверен, что женщина будет работать на данном рабочем месте лучше чем мужчина, иными словами, женщина работник должна принести больше прибавочной стоимости своему работодателю, чем мужчина. Такие рабочие места есть, они достаточно массовые – это уличная торговля, где женщины абсолютно бесправны и социально не защищены. Именно бедственное положение большинства российских семей заставляет женщину соглашаться на дискриминацию, заведомо более низкую оплату труда, социальную незащищенность, унижение.

 Стимулировать инновационную  занятость необходимо, применяя  следующие меры:

  1. государственное кредитование и поддержка женского предпринимательства;
  2. предоставление существенных налоговых, кредитно-финансовых льгот предпринимателям, использующим женский труд;
  3. предоставление льготных кредитов предприятиям, которые создают автоматизированные рабочие места, улучшающие условия труда женщины;
  4. принятие антидискриминационного законодательства о труде на основе международного права;
  5. развитие и расширение профессионального обучения женщин в соответствии с требованиями рынка;
  6. выделение дополнительных средств службам занятости, ведущим активную работу по занятости женщин;
  7. информационная поддержка всех форм занятости женщин и осуждение дискриминации женщин на рынке труда;
  8. повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем отмены дискриминационный запретов на использование женского труда, получение образования, профессии и предоставление права самой женщине в соответствии с Конституцией выбирать место приложения своего труда, профессии, специальности;
  9. идеологическая, информационная работа в обществе о праве женщина на самостоятельное решение вопросов, что для нее важнее – карьера, семья или образование в соответствии со всеобщим процессом демократизации.10

Таким образом, такие меры стимулирования использования труда женщин будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда и формированию новых рабочих мест для женщин. Естественно, что меры должны быть поддержаны экономически и идеологически государством. Быстрого и прямого эффекта по улучшению положения женщин на рынке труда эти меры не дадут, нужна целенаправленная, длительная работа.

 

ГЛАВА II. ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЖЕНЩИНАМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.

 

2.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ  И ЖЕНСКИЙ ТРУД

 

Проблемы дискриминации женщин при найме на работу, их право на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания трудовых функций и материнства остаются неизменно актуальными во всем мире.

Этим проблемам большое внимание уделяет ООН, Советом Европы (СЕ), Международной организации труда и другими представительными и влиятельными международными организациями. Так, уже в 1919г., то есть в год своего создания, МОТ приняла конвенцию №3 «Охрана материнства», которая была пересмотрена в 1952г. и действует в настоящее время (Конвенция №103). Она предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель(включая послеродовой отпуск – не менее 6 недель), а также право на получение денежного пособия и медицинской помощи; право во время отпуска на получение денежного пособия за счет системы средств обязательного социального страхования либо за счет государственных фондов. Также установлена гарантия от увольнения в период отпуска по беременности и родам и право на перерывы для кормления ребенка. Эти нормы распространяются на женщин, занятых на промышленных предприятиях, а также на непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц. Запрещение ночного труда женщин в промышленности (Конвенция №89, 1948г.), а также труда женщин на подземных работах в шахтах (Конвенция № 45, 1935г.) направленно на охрану их здоровья и создание благоприятных условий труда. 11

Существенный вклад в развитие принципов равноправия в области оплаты труда внесла Конвенция №100, 1951г., предусматривающая право на равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности, определяемое без каких-либо проявлений дискриминации по признакам пола, а лишь на основе объективной оценке выполняемой работы.

СССР было ратифицировано 50 конвенций МОТ. Из них 43 конвенции продолжили свое действие в Российской Федерации. Во второй половине 1990-х гг. Россия самостоятельно ратифицировала еще 5 конвенций МОТ и Протокол 1995г. к Конвенции №81 «Об инспекции труда», а также пакты ООН о правах человека и Европейскую конвенцию о правах человека.

Нормы международного трудового права имеют большое значение в регулировании трудовых отношений на национальном уровне, в том числе и в нашей стране. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться.12 И если в начале 1990-х гг. ссылки на международные стандарты труда для обоснования своих решений использовал лишь Конституционный суд РФ, в настоящее время они стали применятся судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел13

Кроме того, международные правовые нормы оказывают значительное влияние на развитие российского законодательства о труде. Многие основополагающие принципы международных трудовых стандартов воспроизводятся в текстах российских правовых норм. Так, например, статьи Трудового Кодекса, касающиеся рабочего времени, времени труда, охраны труда, труда женщин и молодежи (ст.ст. 91, 213, 253, 259, 258, 63, 266) воспроизводят содержание соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ.

Таким образом, анализируя положение российских женщин на рынке труда, следует иметь в виду, что оно регламентируется целым рядом международных конвенций, ратифицированных в разные годы сначала СССР, а затем Россией как его правопреемницей:

w Конвенция МОТ №45 (1935г.) «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода»;

w Конвенция МОТ №100 (1951г.) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;

w Конвенция МОТ №103 (1952г.) «Об охране материнства»;

w Конвенция МОТ №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий»;

w Конвенция МОТ №122 (1964г.) «О политики в области труда и занятости»;

w Конвенция МОТ №156 (1981г., ратифицирована в 1997г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».14

К сожалению, особенностью применения этих документов на практике является то, что широкий общественности они чаще всего бывают неизвестны. Далее рассмотрим применение конвенций в нашей стране.

 

2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РФ  В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН

 

В соответствии с Конституцией РФ мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Принципы равноправия заложены и в нормах действующего российского законодательства о труде. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию. Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеют узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину проблем их положения в нашем обществе. Следует отметить, что лишь в конце 1997г. Россия ратифицировала упомянутые выше Конвенцию МОТ № 156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».15

Но это вовсе не означает, что наше государство не уделяет внимание проблемам женщин. 4 марта 1993г. был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 137, в котором было установлено: «признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства».

Основными задачами в области трудовых прав женщин определены:

w создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщины на труд;

w обеспечении конкурентно способности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин -–работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации и переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;

w поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплат труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;

w обеспечения права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;

w предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;

w организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.16

Одним из наиболее важных документов федерального уровня последних лет, очерчивающих рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г.17

В преамбуле этого документа зафиксировано, что он определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин, в том числе и в сфере труда и занятий с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепции отмечается, сто «невостребованность в политики, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одной из первоочередных задач определенна необходимость обеспечить равноправие женщин на рынке труда.

Следует отметить, что Концепция затрагивает только публичную сторону жизни женщины, оставляя неизменной приватную. Проблемы же положения женщин в сфере занятости на рынке труда (и не только они) – эти проблемы только самих женщин, ну и немного государства.

В Концепции основные направления работы по решению проблем женщин на рынке труда расписаны весьма подробно, например:

w добиваться установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

w проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса;

w оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией конвенций МОТ, касающихся проблем трудящихся женщин;

w привести законодательство РФ в соответствии с международными правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости, провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда и имеющихся нормативно-правовых актов (наем, увольнение, профессиональный рост);

w разработать механизм их эффективного применения;

w разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

w усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин;

w предусмотреть систему санкций за нарушение законодательства и допущения дискриминации по отношению к женщинам;

w совершенствовать механизм поддержки существующих и создания новых рабочих мест для женщин с широким привлечением государственного и частного инвестирования проектов. При разработке государственной социальной экономической политики учитывать развитие и поддержку отраслей с преимущественной занятостью женщин (легкая, текстильная промышленность и приборостроение и прочее);

w способствовать организации дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживании населения и т.д.

 В заключительной  части Конвенции говориться также, что « в целях реализации  Концепции следует обеспечить  включение блоков вопросов по  улучшению положения женщин в  РФ в разрабатываемые проекты  нормативно-правовых актов, Федеральные, отраслевые и региональные программы».

Однако эта Концепция практически не нашла места в государственных программах, посвященных в той или иной мере проблемам занятости населения и принятых позже.18

Разумеется, осознавая недопустимость существующего положения, Правительство РФ намерено принять ряд мер. В частности, провести экспертизу законодательство Российской Федерации и разработать предложения о правах женщин, соответствующих международным стандартам о правах человека; разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин; обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, а также соответствующих конвенциях МОТ.

Но по понятным причинам наше российское законодательство далеко нельзя назвать совершенным, с одной стороны государственная политика предлагает особое отношение к охране труда женщин, беременных женщин, а также женщин с детьми. Но с другой стороны женщины в связи с социальными льготами становятся неконкурентоспособными. Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью социально экономической политики, заменивший бы утраченный заработок из фонда единого социального налога.

Подводя итог второй главы, следует отметить, что следует разработать систему надежных, профессиональных тестов при приеме на работу для работодателей, опасающихся принимать на работу женщин в связи с предубеждениями, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы. С целью выявления профессиональных возможностей и квалификации, законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты, с одной стороны, помогут разрушить предубеждение о принципиальной невозможности женщин выполнять те или иные работы, а с другой – уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных сотрудников. Кроме того, отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, может стать основанием для обвинения в дискриминации и послужить социальной гарантией для действительно компетентных работников.