Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

 

   В российской деловой практике и в  российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы разобраться в терминологии, в этой статье мы поведем «разговор по понятиям». 

 

 

 

Общим во всех представленных терминах является то, что все они: 

 

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками  за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.  

 

 

   Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в  России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры. 

 

 

   Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким  как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.  

 

 

   В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. 

 

Чем тендер отличается от аукциона?  

 

 

   Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену. 

 

 

   Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте».  Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.  

 

Чем тендер отличается от конкурса?  

 

 

   По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России  - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве. 

 

 

   Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками  за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает  конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте. 

 

Конкурсный бизнес - новый ресурс для развития компании

 

   Участие в конкурсах может стать новым ресурсом для развития компаний. Конкурсный бизнес позволяет компаниям активно заявить о себе на рынке, дисциплинирует персонал.   

 

Статистика  

 

 

   Государственные и муниципальные тендеры составляют 90%, коммерческие тендеры –10% от общего числа. Государственные закупки остаются одной из самых мощных отраслей экономики России. В 2012 году объем госзаказа составит 13 триллионов рублей с учетом закупок госпредприятий и естественных монополий. При этом объем ВВП страны ожидается на уровне в 58,7 триллиона рублей - государственные закупки составляют более 20 процентов от всех затрат в стране, включая расходы граждан и частного бизнеса.  

 

Особенности современного этапа в развитии российской экономики 

 

 

   Участие в конкурсах может стать новым ресурсом для развития компаний. Конкурсный бизнес позволяет компаниям активно заявить о себе на рынке, дисциплинирует персонал. Нужны организованность и мобильность во всем: изучение рынка и потенциальных заказчиков, качественная подготовка документации  и оптимизация процесса производства. Добросовестное отношение к своей работе и принятым на себя обязательствам является залогом того, что участие в тендерах обеспечит успех компании. 

  Особенностью современного этапа для российской экономики является назревшая необходимость реальной модернизации экономики. Вступление России во Всемирную торговую организацию ставит на повестку дня эту задачу как приоритетную в среднесрочной перспективе. Евгений Ясин, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики», считает, что российскому бизнесу сейчас необходимо приобрести соответствующий уровень конкурентоспособности. В интервью Е.Ясин подчеркнул, что возможности, которые будут определять развитие России, связаны с изменениями, происходящими в западной экономике. 

  Особенностью современного этапа для западной экономики является переход к инновационной экономике. Участие России в ВТО означает, что с годами наша страна будет все больше сталкиваться с серьезной конкуренцией. Для многих российских компаний это станет серьезным испытанием. Ведь сейчас необходимо приобрести соответствующий уровень конкурентоспособности, чтобы соперничать за потребителя с западными компаниями, когда будут сняты таможенные барьеры для иностранных товаров.  

 

Как повысить конкурентоспособность своего бизнеса?  

 

 

   Участвуя в конкурсном бизнесе, компании могут обрести новый ресурс для развития.   

  Во-первых,  у каждой компании есть достаточно большой переходный период. Он составляет отрезок времени до семи лет – это тот срок, начиная с которого, импортные пошлины по некоторым товарам должны резко снизиться.  

  Во-вторых,  компаниям придется существенно повысить уровень организации своего бизнеса и квалификации работников, вводить специальные формы обучения, изучать опыт конкурентов на Западе.  

  В-третьих, необходимо отвыкнуть «жить немножко при социализме» и ждать, что  государство поможет бизнесу пройти период адаптации после вступления России в ВТО. Государство сможет оказать помощь тем предприятиям, которые находятся в процессе перестройки, у которых хорошие инвестиционные проекты. Для того, чтобы побеждать в  конкурентной борьбе или, по крайней мере, ее выдерживать, кроме поиска новой востребованной продукции, которую компании будут производить, и технологий, которые они купят или сами придумают  и внедрят, нужно работать над развитием человеческого капитала. Мотивация, усилия, знания будут определять успех бизнеса.  

  Какие-то предприятия, по мнению Евгения Ясина, не выживут. И это естественный процесс конкуренции. Кто уйдет? Сейчас даже прогнозировать невозможно. Стараться энергично развиваться должны все. Модернизация – это работа, в результате которой предприятия должны стать более конкурентоспособными. Россия отстает от Европы по производительности в три раза, от Соединенных Штатов - в четыре раза. Модернизация должна привести к тому, чтобы поднять ее в России в 2-3 раза. Именно это позволит нашей экономике обеспечить конкурентоспособность. 

  Мы должны привыкать к тому, что надо жить и работать динамично. Если начинаем осваивать новую продукцию, то она должна «созревать» за год. Делать все быстро. Тем более что обострение конкуренции в этом году будет проходить на фоне продолжающихся кризисных явлений в мировой экономике, которые нас стороной не обойдут. Нам с экономической точки зрения ничего особенно не угрожает, считает Евгений Ясин. Угроза исходит только от нас самих. Нужна воля к изменениям,  длительная, настойчивая работа, в которой необходимо достичь успеха.  

 

Конкурсный бизнес – ресурс развития компании 

 

 

   Стоит ли участвовать в тендерах, если они не дают гарантию победы? Эксперты уверены, что, даже не выигрывая тендер, компания многое приобретает: отрабатывая заявку, учится соответствовать требованиям рынка, конкретного заказчика, изучает потребности рынка, узнает цены, которые предлагают конкуренты, изучает рынок, чтобы прогнозировать минимально возможную цену. Участие в тендерах заставляет компанию не расслабляться, постоянно быть в тонусе. Позитивное мышление – важная стратегия успеха.  

 

Что дает участие в тендерах?  

 

 

   Участие в тендерах является серьезным ресурсом развития для компаний, стремящихся выйти на новый уровень работы с заказчиками своей продукции. Сомнения присущи всем. Одни опасаются неоправданных затрат времени на подготовку к участию, которые не гарантируют успешного результата. Другие убеждены, что итоги конкурсов заранее предрешены. И все же  те, кто покидает тихую гавань, понимают, что  в определенный момент времени для каждой компании возможности расширения бизнеса в пределах привычной схемы оказываются исчерпанными, появляется желание двигаться вперед, выходить на новый уровень развития компании. 

 

Когда и почему участие в тендерах становится актуально? 

 

 

   Значимость тендеров для компаний возросла в условиях финансового кризиса. Рынок стал меньше, причем в основном за счет сокращения объемов коммерческих заказов. Чтобы поддерживать стабильный объем производства, многие компании осознали необходимость брать государственные и муниципальные заказы, а их можно получить, согласно законодательству,  только выиграв конкурс. Для успешного участия в конкурсах в первую очередь, необходимо хорошо налаженное производство. При прочих равных условиях крупные производители обычно имеют преимущество, так как способны предложить цену, выгодную заказчику. Небольшой организации можно выиграть при поддержке партнеров, например, получив под свое участие в конкурсе дополнительные скидки на сырье и комплектующие.  

 

Чем отличаются государственные и коммерческие конкурсы? 

 

 

   Различия между государственными и коммерческими конкурсами закреплены законодательством. Существует федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который определяет порядок проведения торгов государственными и  муниципальными структурами.  

 

 

   Коммерческие конкурсы регламентируются нормами Гражданского Кодекса РФ. Разница между государственными и коммерческими конкурсами видна при сравнении следующих параметров: 

 

1. Структура  тендеров 

 

 

   Государственные и муниципальные конкурсы составляют 90%, коммерческие конкурсы –10% от общего числа тендеров.  

 

2. Доступность информации  о тендере 

 

 

   Для государственных и муниципальных структур размещение информации в открытом доступе является обязательным условием. Для этого используются специализированные сайты (www.zakupki.gov.ru и др.), они открыты для всех желающих. 

  Коммерческие организации, как правило, имеют постоянных подрядчиков, с которыми у них за длительное время совместной работы возникают партнерские отношения, например, связанные с общими финансовыми интересами. Поэтому конкурсы они объявляют редко, обычно при очень больших заказах. Коммерческие организации не обязаны размещать информацию о тендерах и аукционах в открытом доступе. Для оперативного получения информации могут использоваться коммерческие сайты для профессионалов, например: www.alltenders.ru, www.trade.su, www.bob.ru и т.д. 

 

3. Возможность опротестовать  результаты 

 

 

   Результаты государственных и муниципальных  тендеров можно опротестовать в  короткий срок - 5 дней, обратившись в ФАС РФ, а также в суд.  Результаты недобросовестного коммерческого тендера опротестовываются в суде. 

 

4. Выполнение своих обязательств  по оплате 

 

 

   Государство гарантирует выполнение своих обязательств по оплате. Иногда могут возникнуть какие-то временные трудности, но они преодолимы. Коммерческие структуры могут затягивать оплату: не подписывать акт, предъявлять претензии. 

 

5. Виды тендеров, которые  практикуются в системе государственных  и коммерческих заказов 

 

 

   В системе государственных заказов сегодня распространены 3 основные процедуры: запрос котировочных заявок, конкурс и аукцион. Первая схема применяется в тех случаях, если сумма контракта не превышает 500 тыс. руб. Фактически, это конкурс прайс-листов: заказчик получает предложения от участников и выбирает из них лучшее по цене. После подачи заявки корректировать ее нельзя. В случае, если сумма подряда находится в пределах от 500 тыс. до 1 млн руб., проводится конкурс. Заявки подаются в закрытой форме в течение оговоренного времени. Цена фиксируется в момент прекращения приема заявок. После этого конкурсная комиссия вскрывает их и определяет победителя. Наконец, если сумма контракта превышает миллион рублей, то проводится аукцион в электронной форме, цена меняется при непосредственном участии всех претендентов. 

 

6. Время между размещением  информации о приеме заявок  и проведением конкурса 

 

 

   Как минимум три недели. Это время дается участникам на подготовку и предварительные расчеты. Ведь, например, стартовая цена или условия контракта могут быть невыгодны для некоторых производителей. 

 

7. Пакет документов, который   должен сопровождать заявку участника  

 

 

   Не следует ограничиваться стандартным пакетом, регламентированным законом (лицензия, сертификаты на продукцию). Нужно стараться предоставить организаторам как можно больше информации и документов, включая отзывы заказчиков, благодарственные. Все должно быть красиво оформлено и иметь презентабельный вид: цветные копии сертификатов, рекламная продукция, техническая документация. На коммерческих конкурсах при предварительном знакомстве важно представить образцы продукции, рассказать о производстве, продемонстрировать презентационные фильмы. Если просто оставлять заявки, не общаясь с членами комиссии, не изучая нужды и потребности заказчика, не проявляя заинтересованность, то результативность будет низкой, даже у крупной компании. Важная часть успеха - это хорошее впечатление, оставшееся у организаторов от общения с представителем компании-участника.  

 

8. Как проверяется репутация  компании-участника 

 

 

   Согласно закону, федеральные органы исполнительной власти ведут реестры недобросовестных поставщиков – списки компаний, которые в прошлом не выполнили своих обязательств. Осуществляется проверка по этой базе, и если организация там есть, то она просто не допускается к участию в конкурсе. Происходит все обычно в течение дня после подачи заявки. 

 

9. Оформление контракта  с победителем тендера 

 

 

   Условия оформления контракта с победителем тендера, срок начала выполнения заказа, оплата произведенных работ - все это должно быть прописано в условиях конкурса. Обычно договор подписывается в течение недели после окончания торгов. По государственным тендерам обычно производится 30% предоплата, а оставшиеся 70% перечисляются в течение 10 дней после подписания акта о выполнении работ. 

 

10. Закупочные практики 

 

 

   Сейчас наблюдается определенная общность ряда закупочных практик, которые реализуются как в государственном, так и в коммерческом заказе. Компании и корпорации активно используют формируемые в государственных и муниципальных закупках конструкцию начальной (максимальной) цены контракта, реестр недобросовестных поставщиков, единые критерии оценки и сопоставления заявок, унифицированные требования к содержанию, форме, составу заявки. Это означает, что между сферами государственных и коммерческих закупок много не только объективных различий, но и сходных черт, а, следовательно, и похожих подходов к регулированию. 

 

 

   Обобщая информацию о конкурсном бизнесе, следует признать, что для многих компаний участие в тендерах действительно может стать новым ресурсом, позволяющий приобрести так необходимую в новых условиях конкурентоспособность. Государственные и муниципальные тендеры значительно преобладают по численности и объему денежных средств, по сравнению с коммерческими. Значительный объем государственных закупок позволяет компаниям – потенциальным поставщикам товаров, работ или услуг  найти свою нишу в партнерских отношениях с государством.  Коммерческие тендеры не забюрократизированы, позволяют войти на рынок и найти партнеров для долговременного сотрудничества.  

 

 

Введение

Глава I. Правовые основы проведения конкурсов 11

1. Развитие законодательства  о проведении конкурсов в России 11

2. Современное законодательство  об организации и проведении  конкурсов 31

3. Зарубежный опыт проведения  конкурсов 45

Глава II. Понятие и порядок проведения конкурсов 60

1. Конкурс как форма  торгов 60

2. Участники правоотношений  по поводу проведения конкурса 84

3 Порядок проведения конкурса. Юридическое значение стадий  проведения конкурса 105

Глава III. Виды конкурсов и контроль за их проведением 155

1. Классификация конкурсов. Особенности проведения отдельных  видов конкурсов 155

2. Организация и порядок  проведения конкурсов по отбору  участников 179

3. Порядок осуществления  государственного контроля за проведением конкурсов 188

Библиографический список... 200

  • Развитие законодательства о проведении конкурсов в России
  • Конкурс как форма торгов
  • Классификация конкурсов. Особенности проведения отдельных видов конкурсов

Введение к работе


Актуальность темы исследования. Применение конкурса получает все большее распространение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и предпринимательской деятельности - инвестиционной, государственных и муниципальных закупок, приватизации. В законодательстве предусмотрено проведение конкурсов-торгов и конкурсов, проводимых вне торгов (конкурсов иной отраслевой принадлежности, конкурсов по отбору участников). Конкурсы как способ заключения договора, адекватный рыночной экономике, проводятся и по собственной инициативе хозяйствующих субъектов. Конкурсные процедуры размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг применяют и субъекты естественных монополий, такие как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Транснефть», ОАО «РЖД».

Конкурсы позволяют обеспечить одновременно как публичные интересы (например, при приватизации государственного имущества), так и частные интересы субъектов хозяйственного оборота при осуществлении предпринимательской деятельности. Историческим свидетельством сказанного служит тот факт, что, появившись России в к. XVII века, торги просуществовали на протяжении всего дореволюционного периода и в настоящее время продолжают выступать одним из наиболее востребованных механизмов совершения сделок.

Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, заложила принципиально новые фундаментальные основы социально-экономического развития российского общества. Она провозгласила отход от административно-командной модели экономики и замену ее рыночной, закрепив наличие в стране многообразие форм собственности и равную их защиту, свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции и недопущение экономической деятельности* направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.


Становление рыночной экономики, распространение конкурентных

отношений в различных сферах предпринимательской деятельности послужило толчком для принятия большого количества нормативных актов, предусматривающих проведение конкурсов, в том числе ведомственных актов, локальных нормативных актов организаций, зачастую противоречащих друг другу и по-разному трактующих одни и те же нормы законодательства.

Правовое регулирование проведения конкурса существенно отстает от практики. Всего три статьи ГК РФ (ст.ст. 447-449) регулируют отношения по заключению договора на торгах. Отсутствие законодательного определения конкурса зачастую приводит на практике к смешению конкурса и аукциона как форм торгов. В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имеются пробелы и недостатки, которые препятствуют соблюдению основных принципов конкурсного размещения заказов.

Широкое использование конкурса при заключении предпринимательских договоров требует уяснения понятия конкурса, правовой природы основных его стадий, а также принципов, лежащих в основе конкурса, что и предопределило актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что общие положения о конкурсе как одной из форм торгов рассматривались в монографической литературе (Брагинский М.И., Лунц Л.А., Новицкий И.Б., Турсунова Ю.С. и др.), проведение конкурсов при осуществлении предпринимательской деятельности специальному комплексному исследованию не подвергалось. Поэтому представленная работа является первым диссертационным исследованием в рассматриваемой сфере.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы состояла в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и юридической практики выявить сущность конкурса, юридическое значение основных стадий

его проведения, а также определить специфику конкурса как формы

проведения торгов.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: -рассмотреть основные существующие в юридической литературе и судебной практике точки зрения о конкурсе как способе заключения договора, сформулировать понятие конкурса и выявить отличительные особенности конкурса как формы торгов;

- рассмотреть порядок  проведения конкурса, выявить основные  стадии 
проведения конкурса, определить их юридическое значение;

- рассмотреть исторический  опыт проведения конкурсов в  России, 
порядок проведения конкурсов в зарубежных странах, проанализировать 
законодательство о проведении конкурсов;

сформулировать принципы проведения конкурсов;

провести классификацию конкурсов, рассмотреть особенности проведения отдельных видов конкурсов;

выявить договоры, существо которых не позволяет заключить их путем проведения конкурса;

-рассмотреть права и  обязанности участников правоотношений, возникающих при проведении конкурса;

- рассмотреть порядок  и основные направления осуществления  контроля 
за организацией и проведением конкурсов;

- сформулировать предложения  по совершенствованию действующего 
законодательства по конкурсному заключению договоров.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие при организации и проведении конкурса как способа заключения предпринимательского договора.

Предмет диссертационного исследования составили: порядок проведения конкурса, права и обязанности участников правоотношений, возникающих при проведении конкурса, порядок и основные направления осуществления контроля за организацией и проведением конкурсов. Особое внимание в

диссертации уделено особенностям проведения отдельных видов конкурсов, специфике договоров, существо которых не позволяет заключить их путем проведения конкурса, а также истории проведения конкурсов в России. Вопросы проведения конкурсов иной отраслевой принадлежности в настоящем исследовании не рассматриваются.

Методология исследования. Методологическую основу составил диалектический подход к исследованию. При написании работы использовались логический, системно-структурный, исторический, социально-правовой, сравнительно-правовой и другие методы познания.

Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу диссертации составили труды современных ученых, а также представителей советской правовой науки, таких как: Агарков М.М., Александров Н.Г., Алексеев С.С., Андреева Л.В., Аскназий СИ., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Гавзе Ф.И., Генкин Д.М., Гонгало Б.М., Гордон М.В., Грибанов В.П., Егоров Н.Д., Иоффе О.С., Красавчиков О.А., Лебедев К.К., Лунц Л.А., Мозолин В.П., Новицкий И.Б., Садиков О.Н., Попондопуло В.Ф., Путинский Ю.И., Рабинович Н.В., Скловский К.И., Суханов Е.А., Турсунова Ю.С., Халфина P.O., Шевченко Л.И. и др.

При написании диссертации автором проанализированы работы таких известных ученых дореволюционной России и начала двадцатого века, как: Анненков К.Н., Венедиктов А.В., Мейер Д.И., Победоносцев К.П., Покровский И.А., Цитович П.П., Шершеневич Г.Ф.

Нормативная основа исследования. При написании диссертации автором проанализировано дореволюционное российское законодательство, советское законодательство, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законодательство субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные акты организаций. При подготовке диссертации были изучены акты судебных органов: Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ,