Тендерный анализ социальной активности студенческой молодежи

              Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной активности студенческой молодежи 6

Сущность понятия «социальная активность» 6

Особенности студенческой молодежи как социальной группы. ..10

    Социальная активность молодежи в процессе реализации государственной молодежной политики 16

Глава 2. Тендерный анализ социальной активности студенческой молодежи 23

Программа эмпирического исследования 23

Результаты исследования, их интерпретация 25

Заключение 39

Список литературы 41

Приложение 44

              Введение

     Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа тендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации в современной России невозможно осуществить без гармонизации взаимоотношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами.

     Социально-экономические преобразования в современной России не только не разрешили существовавшую в советском обществе проблему тендерного неравенства, но и инициировали новые противоречия в тендерной сфере: усилилась тендерная асимметрия рынка труда; произошла дезорганизация семьи как социального института; продолжается вытеснение женщины из политической и других социально значимых сфер жизнедеятельности.

     В рамках данного исследования проводится тендерный анализ социальной активности студенческой молодежи. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовных сферах.

     Для социально-экономического развития России, обеспечения безопасности страны необходимо развитие социальной активности населения. Современная образовательная среда должна формировать специалиста не просто с определенной квалификацией, но и с высокой социальной активностью.

     Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.

     Необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая не разработанность данной проблемы 

определили выбор темы исследования: «Гендерный анализ социальной активности студенческой молодежи».

Объект исследования: социальная активность молодежи. Предмет исследования: тендерные различия социальной активности студенческой молодежи.

     Цель исследования: исследование тендерных различий социальной активности студенческой молодежи.

     С учетом цели сформулированы следующие задачи:

         Выявить сущностные характеристики понятия «социальная активность».

         Изучить особенности студенческой молодежи как социальной группы.

         Раскрыть особенности социальной активности молодежи в процессе реализации государственной молодежной политики.

         Осуществить гендерный анализ социальной активности студенческой молодежи.

         Гипотеза исследования: наиболее значимым фактором, определяющим, социальную активность молодежи является пол. Социальная активность студенток являются более высокими по сравнению с взглядами студентов.

         Теоретико-методологической основой исследования является положение о природе и сущности социальной активности личности (Е.А.Ануфриев, Л.П.Буева, Б.Ф.Ломов, Т.Н.Мальковская, В.Г.Маралов, В.Г.Мордкович, В.А.Сластнин и др.).

         Для решения поставленных задач и проверке исходных положений был использован комплекс методов исследования:

         Теоретические: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования,

         Экспериментальные: анкетирование,

         Методы анализа и обработки полученных данных.

      Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена содержательная характеристика тендерных различий социальной активности студенческой молодежи.

      Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении проблемы формирования социальной активности студенческой молодежи, обогащение теоретической базы по данному вопросу.

      Практическая значимость исследования заключается в использовании практического материала в работе со студенческой молодежью, разработана анкета, направленная на выявление особенностей социальной активности студентов.

         База исследования: Мурманский гуманитарный институт. В качестве испытуемых выступили студенты психологического факультета. Общее количество испытуемых 20 человек, из которых 10- девушек, 10-юношей.Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена содержательная характеристика тендерных различий социальной активности студенческой молодежи.

         Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении проблемы формирования социальной активности студенческой молодежи, обогащение теоретической базы по данному вопросу.

     Практическая значимость исследования заключается в использовании практического материала в работе со студенческой молодежью, разработана анкета, направленная на выявление особенностей социальной активности студентов.

      База исследования: Мурманский гуманитарный институт. В качестве испытуемых выступили студенты психологического факультета. Общее количество испытуемых 20 человек, из которых 10- девушек, 10-юношей. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной активности

            студенческой молодежи

         
        1.1. Сущность понятия «социальная активность»

      Проблема социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии является частью более общей проблемы возвышения человеческих потребностей и акмеологического роста личности в целом. В работах Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой, Д.Б. Эльконина, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности в субъект социального действия и общественных отношений. 1

      При рассмотрении личности как субъекта социального действия В.Л.Хайкин подчеркивает связь активности с личностным ростом индивида и его социализацией. В этой связи социальная активность рассматривается как синтетическое качество личности, характеризующее активное отношение к общественно значимой деятельности и как форма проявления потребности в социальном участии.

      Понятие «социальная активность» является частным случаем понятия «активность», которое широко используется в различных областях знания. Активность можно рассматривать в двух аспектах. В первом активность характеризуется применительно к живой природе и общественной жизни, во втором - активность рассматривается как свойство всех материальных объектов и в неживой природе. Второй подход представляется более

 
 
 
1 Ильинский, И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны: докл. На науч.-практ. Конф. «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен» / И.М.Ильинский - М.: Изд-во МосГУ, 2005. - С. 46

правильным, поскольку активность характеризует способность материи к движению, изменению, развитию и является выражением ее сущности.

      Приняв во внимание свойство активности развиваться вместе с развитием материи, можно выделить элементарную активность в неживой природе, биологическую активность, социальную активность.

      Единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности нет. Бесспорным, однако, является то, что сущность социальной активности не может быть определена вне рассмотрения отношения активности и деятельности.2

      Существуют различные мнения по поводу соотношения этих понятий, их можно разделить на следующие группы: социальная активность отождествляется с деятельностью; категория «социальная активность» шире категории «деятельность»; категория «социальная активность» уже категории «деятельность».

      Социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т. е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для С.А. Потаповой, которая определяет социальную активность как «социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности»3.

      Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи.4

      Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, быть внутренне необходимой человеку, порождаемой его потребностями. Потребности являются

 
Иконникова, С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / С.Н.Иконникова - М.: Академия, 2006. - С. 87

Потапова, С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (на материалах г.Нижнекамска) / С.А.Потапова- СПб.: Инфо-да, 2005. - С. 48

Никольский, Д. Социология молодежи / Д.Никольский - М.: Феникс, 2008. - С. 84

внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности.

     Движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Отсюда, социальная активность - сознательная, самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение собственных потребностей личности и решение общественно значимых задач.

     Важным является методологический вывод В.Г. Мордковича, согласно которому активность является существенным признаком субъекта, «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной деятельности человек должен быть охарактеризован как «носитель деятельности», т. е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней собственной потребности. Выполнение такой деятельности можно охарактеризовать категорией «социальная пассивность», которая является обратной категории «социальная активность»5.

     Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности как трудовая, общественно-политическая и познавательная.

     Говоря об измерении социальной активности и ее показателях, приходится иметь дело с субъективными оценками, поэтому отсутствует и четкая общепринятая система ее измерения. Более того, система показателей будет различной для разных видов деятельности и социальных групп.

     Понятием, близким пониманию социальной активности, является социальная инициатива. В большинстве источников (например,

 
5 Мордкович, В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В.Г. Мордкович // Факторы социальной активности городского населения. - М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. - С. 37

Л.Е.Никитина) социальная инициатива характеризуется как активность (не только педагогическая), направленная на преобразование социальной действительности, при этом важен факт фиксации проявления социальной инициативы в конкретной форме и результате, в отличие от социальной активности.

      Характеристикой социальной активности может выступать такой показатель, как социальная идентичность (B.C. Агеев, Н.Л. Иванова, Ф.Р.Малюкова, В.Н. Павленко, И.Р. Сушков, Г. Тэджфел, Д. Тернер, Л.Б.Шнейдер).

      Н.Л. Иванова показывает, что социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки: «базисный»; «индивидуально-личностный»; «профессионально-деловой».

      Возможно также использовать в качестве показателей социальной активности количество событий, которые человек отмечает как значимые на своем жизненном пути (Е.И. Головаха, С.А. Иванушкина).6

      Основными компонентами социальной активности большинство исследователей считает самостоятельность, ответственность и инициативность личности в достижении общественно значимых целей. Представляется важным включение в этот перечень такого качества личности как предприимчивость, понимаемую как способность личности предпринимать конкретные действия по реализации инициатив. Именно эти качества личности, наряду с чувством собственного достоинства, чувством хозяина, чувством сопричастности, единства нации и патриотизма, обеспечивают ее социальную активность. Рассмотрение инициативности, ответственности и предприимчивости как компонентов социальной активности предполагает их конструктивность и социальную направленность. При деструктивной и асоциальной ориентации личности она

6 Дулина, H.B. Социальная активность студентов и возможные формы ее проявления / Н.В.Дулина, H.А.Овчар // Тезисы докладов и выступлений на III Всероссийсом социологическом конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» / Институт социологии РАН, Российское общество социологов. - Москва, 2008.-С. 37

из двигателя позитивных перемен становится тормозом на их пути. Немаловажную роль в понимании социальной активности играет взаимосвязь индивидуального и коллективного. При включении индивида в социальную общность максимально возможным демократическим путем индивидуальность каждого из них будет выражать коллективистские ценности.7

     Таким образом, понятие «социальная активность» является частным случаем понятия «активность», которое широко используется в различных областях знания. Социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т. е. эти категории соотносятся как целое к части. Движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы.

     
    1.2. Особенности студенческой молодежи как социальной группы

     Студенческая молодежь как социальная группа является разновидностью группы «молодежь». Из этого следует, что для нее присущи все характеристики молодежи, а также свои специфические черты.

     Понятие «молодежь» как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца XIX в. проблемы молодежи рассматривали опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII - XVIII вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создания

 
 
 
 
 
 
7 Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России / Б.А.Ручкин // СОЦИС. - 2006. - № 2. - С. 56 самостоятельных концепций возраста пришлась на начало XX в. и получила развитие в социологических теориях мол од ежи. 8

     Молодежь как особая социальная группа была признана по вполне объективным основам, под которыми принято понимать те основные аспекты и отношения, которые определяют функционирование, направление изменения и развития всех других сторон данного социального образования.

     Концепции молодежи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-е гг. XX в. такие исследователи, как Г. Шельский, К. Мангейм, А. Тенбрук, С. Эйзенштадт. Для социологических теорий той поры характерно рассмотрение поколенческих общностей в их историко- социальном пространстве. При нем особенности социального происхождения молодежи определяются ее переходным, промежуточным положением в социальной структуре общества и детерминированы социально. Такой подход дает возможность опоры на множественность научных подходов к исследованию молодежной проблематики.9

     В современной западной социологии наиболее распространенными являются следующие подходы к проблемам молодежи: 10

     антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами социальной психологии и психоанализа;

     культурологический, в основе которого лежит теория поколений К. Мангейма;

     интеграционный, заключающийся в попытках синтезировать в разных сочетаниях два первых подхода.

     На рубеже 90-х годов XX в. молодежь рассматривали в контексте социальных перемен, с присущими ей особенностями ценностных ориентаций, самоидентификации и социализации. 11

 
 
Добренько, В.И. Социология: В 3 т. / В.И.Добренько, А.И.Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 52

О молодежной политике в городе Москве: Опыт. Проблемы. Перспективы: Сб. науч. Тр. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2008. - С. 46-55

Данилин, П. Новая молодежная политика 2005-2008 / П. Данилин - М.: Европа,2006. -С. 35

Криворученко, В.К. Молодёжь и молодежная политика: термины, понятия: Учеб. пособие / В.К. Криворученко - М.: Национальный институт бизнеса, 2005. - С. 40

      На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена. 12

      Рассмотрим основные характеристики молодежи. Во-первых, эта группа характеризуется определенным возрастом. С этой характеристикой тесно связаны и другие особенности молодежи. Вторая особенность данной социальной группы заключается в отсутствии у значительной части молодежи собственного социального положения, молодежь характеризуется при этом либо своим прошлым социальным статусом (социальным положением родителей), либо будущим статусом, связанным с обучением по профессии.

      Специфические особенности молодежи заключаются также в ее социально-психологических свойствах, культурных особенностях, воспитании и др. Характерной чертой является то, что молодежь находится на стадии формирования жизненных ориентаций, интересов, поиска, овладения социальными ролями. В связи с этим молодежь является самой активной группой населения. 13

      Общеизвестным фактом является удлинение процесса взросления нынешней молодежи и его взаимосвязь с учебой, прежде всего с получением высшего образования. Психологические, социологические, этнографические исследования показывают, что время психофизиологического и эмоционального созревания входит в противоречие с формально-ритуальным временем признания гражданской дееспособности и социальным

 
Волков, Ю.Г. Социология молодежи: Учеб. Пособие / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, B.A. Шаповалов /Под ред. Проф. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. -С. 76

Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. К.пед.н. Г.Г.Николаев; научн. Ред. К.пед.н. М.Е.Кульпединова. - M.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. -С. 9

формированием личности. Этот разрыв кардинальным образом изменяет возможности индивида распоряжаться временным диапазоном своей жизни. Он может растянуть или сократить юность, вернуть ее (например, снова взявшись за учение), увеличить период активной взрослости. Этот процесс взаимосвязан и аналогичен изменениям, обусловленным ростом средней продолжительности жизни.

     В связи с этим можно отметить, что период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. В целом студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении.

     На протяжении столетий студенчество оставалось малочисленной и обособленной группой людей, формировавшейся исключительно из привилегированных классов и групп общества. Так на территории Российской империи (не считая Финляндии) даже к концу XIX века численность студенчества во всех учебных заведениях не превышала 25 тысяч человек. 14

     Студенчество тех лет было чуть ли не единственной группой образованных людей, которые думали не только о своих личных интересах, но и интересах всей страны. «Студенчество будило общественную мысль, оно тревожило правительство, постоянно напоминало самодержавной бюрократии, что она не смогла и не сможет задушить всю страну».

     В наше время положение дел существенно изменилось. Численность студентов ежегодно увеличивается и в основном за счет студентов высших учебных заведений. Так, в 2007 году численность студентов вузов РФ составила 6208,41 тысяч человек.

     По мнению Л.Г. Ионина, сейчас в России широта предложений в области образования ведет в большей степени к горизонтальной

 
 
14 Андреева, Ю. и др. В фокусе - молодежный активизм / Ю.Андреева и др. // Поколения.net: Хроники событий. - Ульяновск, Издательский центр Ульяновского государственного университета, 2007. - С. 76- 80

дифференциации, а не к вертикальной (распределение по слоям, характеризующимся наряду с доходами уровнем образования). Поэтому образование ныне утрачивает свой прежний социальный смысл. Оно приобретает двоякий новый смысл: как средство достижения экономического успеха и как инструмент доступа к новым жизненным формам и стилям. Экспансия системы образования развивается наряду с сокращением возможностей занятости, в результате чего происходит смещение распределения социальных шансов из сферы образования в сферу занятости. На студенчество как группу эти процессы откладывают определенный отпечаток. В социокультурном отношении студенчество становится группой, воспроизводящей в обществе новый тип неравенства, проявляющийся не в традиционных коллективных формах, а основанный на аскриптивных признаках используемых как критерии отбора в сфере занятости, которые, как казалось, образование должно было преодолеть. Сейчас образование не только выполняет свои прежние функции, но и стало средством освоения новых стилей. Как правило, получение образования не является показателем подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя и свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших достижений. 15

     Позиции исследователей по поводу места студенческой молодежи в обществе различны. Одни авторы считают студенчество частью интеллигенции (Изгоев А.С., Розанов В.В.), другие - своеобразной прединтеллигенцией (Лисовский В.Т., Иконникова С.Н.), третьи - рассматривает студенчество как определенную социальную прослойку (Ленин В.И., Олесич Н.Я.). Отдельные исследователи вообще отказывают студенчеству в его собственном месте в социальном статусе, рассматривая его лишь в качестве временного переходного социального образования (Семашко А. Н., Топчий Л.В.).

 
15 Давыдов, Д.Г. Вигоросность как социальная активность в образовательном пространстве / Д.Г. Давыдов // Человек в современном образовательном пространстве: Материалы ВсероС. Науч.-практ. Конф. -M.: Изд-во СГУ, 2009. - С. 62-70

      Бесспорно, однако, что студенчество играет важнейшую общественную роль. Являясь основным источником высококвалифицированных слоев общества, сегодняшняя студенческая молодежь призвана в дальнейшем решать основные проблемы российского общества во всех сферах его жизнедеятельности. Студенчество призвано впитывать в себя все достижения науки и культуры прошлого и настоящего, сохранять и развивать их.

      Молодежь вообще и студенческая молодежь, как наиболее образованная ее часть, ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. Она играет особую роль в обществе, не замещаемую и не реализуемую никакой другой социально-демографической группой. 16

      Из существенной значимости роли студенческой молодежи следует важность ее социальной активности, т.к. только осуществляя самостоятельную, сознательную деятельность, обусловленную собственными потребностями, можно достичь высокого профессионального и культурного уровня, решать стоящие перед обществом задачи и обеспечить дальнейшее сохранение и эффективное развитие общества. При этом не стоит забывать, что социальная активность студенческой молодежи может вызывать не только позитивные перемены в обществе, но и являться фактором социальной нестабильности.

      Таким образом, молодежь как социальная группа обладает определенными характеристиками. Позиции исследователей по поводу места студенческой молодежи в обществе различны. Молодежь вообще и студенческая молодежь, как наиболее образованная ее часть, ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений.