Теневая экономика. 14
Содержание
Введение
1. Понятие теневой экономики и формы ее проявления
2. Происхождение теневой экономики
3. Функции и масштабы
теневой экономики в
Заключение
Список литературы
Введение
Внимание российской общественности
сегодня во многом приковано к
феномену теневой экономики. При
этом значительно разнятся как взгляды
на сущность этого явления, так и
количественные оценки его масштабов.
Вообще, теневая экономика – это
реакция хозяйствующих
1. подпольный бизнес –
запрещенные законом виды
2. неофициальная экономика
– легальные виды
3. фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.
Что касается размеров капитала, незаконно вращающегося в торговых операциях, то по оценкам Всемирного банка (ВБ), объем теневой экономики России на 2008 год составляет 49% ВВП.
Теневая экономика представляет
собой очень трудный для
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
Задачи проведенной работы
определяют общее влияние теневой
экономики на социально-экономические
явления и последствия. Оценивая
положение дел по данной проблеме,
нужно осветить масштабы теневого сектора,
возможности его влияния на экономику
в целом и нормативно-правовые
аспекты борьбы с криминализацией
хозяйственной деятельности. А также
изучить влияние
И в связи с этими задачами, целью работы является изучение и оценка положения криминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое теневым сектором на экономику в целом.
1. Понятие теневой экономики и формы ее проявления
Что такое теневая экономика?
На этот вопрос даются самые разные
ответы. Высказывается мнение, согласно
которому теневая экономика - экономическая
деятельность, противоречащая данному
законодательству, т.е. она представляет
собой совокупность нелегальных
хозяйственных действий, которые
подпитывают уголовные
Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждая из указанных точек
зрения по-своему правильна и отражает
в той или иной степени, наблюдающиеся
в экономике реальные процессы. Они
характеризуют теневую
1. Неофициальная экономика.
Сюда входят все легально
2. Фиктивная экономика.
Это приписки, хищения, спекулятивные
сделки, взяточничество и всякого
рода мошенничества, связанные
с получением и передачей
3. Подпольная экономика.
Под ней понимаются
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них - это пресловутый
вывоз за рубеж капитала, сырьевых
и энергетических ресурсов (по оценкам
авторитетных экспертов это около
30 млрд. долларов в год), при этом
основная часть сделок не является
в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется
на законных основаниях: сырье и
энергоресурсы часто
Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?
В общемировом масштабе удельный
вес теневой экономики
Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ключевым признаком теневой
деятельности можно считать уклонение
от официальной регистрации
Если приоткрыть «теневую завесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектора экономики.
Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.
Третья группа представлена
наемными работниками, причем как физического,
так и интеллектуального труда.
К ним могут примыкать
Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.
Общий интерес для всех
слоев «пирамиды» заключается в
получении дополнительного
Криминальные структуры
действуют преимущественно в
сфере перераспределения
Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
Криминальный слой «пирамиды»
объективно заинтересован в существующих
условиях, при которых набирает силу
теневая экономика. Ибо ее представители
контролируют до 90% предприятий и
организаций. И это основное поле
для получения нелегальных
Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны - криминальные структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.
Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически удорожает товары и услуги на 30%, а это серьезно бьёт по бюджету потребителя.
2. Происхождение теневой экономики
В рамках экономической науки
теневая экономика может
Наиболее значимые перспективы для анализа феномена теневой экономики предоставляет новая, институциональная экономика, в рамках которой теневые явления включаются в различные понятийные конструкции, позволяющие достаточно глубоко их охарактеризовать.
В рамках теории агентских
отношений действия предприятий
по сокрытию совершаемых сделок от
государственного учета представляют
собой различные проявления оппортунистического
поведения, такой его конкретной
формы, как уклонение. В самом
деле, официально регистрируя фирму,
ее руководитель, по существу, заключает
с государством контракт, в рамках
которого, в частности, принимает
на себя обязательство предоставлять
различным государственным
Как известно, уклонение возникает в тех ситуациях, когда после заключения - контракта одна из его сторон обнаруживает, что ее возможные действия, не соответствующие условиям контракта (взятым на себя обязательствам), позволяют обеспечить ей большую выгодность, чем действия, обусловленные выполнением контракта, и при этом санкции за нарушение обязательств не исчерпывают ожидаемого прироста прибыльности:
dU - P(s)S > 0,
где dU- ожидаемый прирост прибыльности;
P(s) - вероятность выявления
второй стороной факта
S - размер санкций за нарушение контракта.
Это простое соотношение позволяет рассмотреть факторы оппортунистического поведения, создающие теневой сектор экономики.
Источником ожидаемого прироста прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики выступают нарушения тех или иных ограничений на допустимые действия, законодательно разрешенных или предписанных правилами их осуществления. Тем самым сферы экономических действий - формальные экономические институты - рассматриваются как факторы, снижающие эффективность использования ресурсов хозяйствующими субъектами.
Для субъектов теневой экономики величина dU - ожидаемого прироста прибыльности от нарушения формальных правил - складывается из двух основных составляющих. Первая из них определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вторая представляет собой экономию на издержках ведения дел по установленным правилам, соблюдения формальных норм, непосредственно не связанных с процессом налогообложения. Как правило, такие нарушения облегчают или даже обеспечивают саму возможность избежать налогообложения. К ним относятся, например, заключение устных контрактов, не подписание тех или иных документов и т.п.
Абсолютная величина отрицательного
члена неравенства определяется
как зафиксированная в
Размер санкции может устанавливаться законодателем исходя из самых различных соображений, охарактеризовать которые для общего случая вряд ли возможно: здесь может проявиться самый широкий круг факторов - от культурных традиций общества до рационального расчета или до настроения законодательства в момент принятия формальной нормы.
Основными факторами, определяющими эту величину, являются:
1) степень четкости и
однозначности определения
2) степень сложности измерения сторон и свойств деятельности агента, величина издержек такого измерения;
3) возможность применения
предусмотренных законом (
Первый фактор связан с качеством проработки формальных правил (законов, контрактов) и может регулироваться государством, которое в принципе способно формулировать правила поведения экономических агентов, включающие четкие описания требований к ним.
Второй фактор лишь частично поддается регулированию со стороны государства, поскольку трудности измерения зависят не только от уровня pазвития методов измерения и качества работы системы мониторинга, но и от свойств и особенностей деятельности различных экономических агентов.
Иными словами, чем легче в каком-то секторе экономики осуществлять измерения и контроль, тем с большей вероятностью именно на нем будет сконцентрировано внимание контрольных служб государств. Важно подчеркнуть, что эта степень концентрации контроля будет мало связана с величиной ожидаемых доходов для государства, которые оно сможет получить за счет улучшения собираемости налогов.
Третий фактор - наличие социальных ограничений на применение наказания к выявленным нарушителям - вносит вклад в ухудшающий отбор другого типа. Речь идет о таких явлениях, как социальная неприемлемость закрытия крупных градообразующих предприятий, одновременное привлечение к уголовной ответственности сотен тысяч незарегистрированных торговцев и т.п. В первом случае у нарушителя возникает чувство безнаказанности, способствующее продолжению оппортунистического поведения, во втором случае у отдельных зафиксированных нарушителей формируется ощущение несправедливости, ибо другие схожие нарушения не фиксируются.
В результате законодательная
норма начинает действовать избирательно,
часто исходя из неформальных взаимодействий
выявленного правонарушителя с
контрольной службой или ее работниками.
Тем самым формируется
теневой экономика спекулятивный взяточничество
3. Функции и масштабы
теневой экономики в
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования (С. Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006). Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).
Почему теневой сектор
до сих пор не утратил значительного
места в российской экономике? Попробуем
выделить факторы, способствующие развитию
теневой экономики в
1. Финансово-экономические:
- несовершенство налоговой
системы - до сих пор в России
взимается в бюджет и
- несправедливое первичное
распределение капитала - теневой
сектор обеспечивает
- продолжающиеся многие
годы крупномасштабные хищения
бюджетных средств (по
2. Правовые:
- существенные противоречия
и пробелы в законодательстве,
способствующие
- отсутствие анти коррупционной
криминологической и
- слабая и в значительной
степени коррумпированная
- отсутствие государственной
программы жёсткой системной
борьбы с организованной
3. Административные:
- отсутствие эффективной
государственной вертикали
- запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
- местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента).
4. Общественно-политические:
- неуверенность большинства
предпринимателей в
- недоверие граждан к
государственным институтам, особенно
к бюджету (большинство
Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:
- проведение безусловной
всеобщей уголовной амнистии
по налоговым и экономическим
ненасильственным
- компенсация потерь населения
от «шоковой экономической
- введение системы
- установление экономически
целесообразного,
- стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
- проведение ясной и
последовательной
- введение государственной
системы мер эффективной
- проведение реальной
административной реформы (
- формирование неподкупной,
справедливой и
- ликвидация организованной
преступности во всех сферах
общества, прежде всего в теневом
секторе экономики и кредитно-
- законодательное установление
права правоохранительных
В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Заключение
В настоящее время теневая
экономика - предмет значительного
числа научных работ и
Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется ве-личиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.
Несмотря на наличие в
экономике страны и деятельности
правоохранительных органов устойчивых
позитивных тенденций, обстановка в
экономической и налоговой
Роль теневой экономии
в трансформирующихся социально-экономических
системах неоднозначна. С одной стороны,
уход от налогообложения повышает конкурентные
преимущества предприятий, практикующих
теневые действия, позволяет получать
дополнительные доходы работникам этих
предприятий, снижает уровень реальной
безработицы. С другой стороны, теневая
экономика наносит ущерб
Масштабы теневой экономики
и экономической преступности в
значительной степени связаны с
качеством действующей
К настоящему времени в России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.
Один из основных недостаток действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.
Список литературы
1. Аблаев И.М. Тень и краски российской
экономики.//ЭКО,2004.-№2.-с.
2. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106.
3. Латов Ю.В.Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики.//www.ie.boom. ru