Теневая экономика. 18

Содержание 
Введение…………………………………………………………………………..3 
 
1. Теоретические основы проблемы теневой экономики. 
 
1.1. Определение теневой экономики и формы ее проявления………………4 
 
1.2. Условия формирования теневой экономики и факторы, способствующие  
 
ее развитию……………………………………………………………………..14 
 
1.3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое положение  
 
общества………………………………………………………………………..19 
 
2. Влияние “теневой” деятельности на экономику России. 
 
2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику………..22 
 
2.2. Теневая экономика и налоговая преступность в РФ…………………....23 
 
2.3. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем…………...27 
 
2.4. Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики………..32 
 
Заключение………………………………………………………………………43 
 
Список используемой литературы……………………………………………..45

Введение

 
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда  масштабы экономического явления и  степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта  проблема “теневой” экономики, которая  охватывает все сферы жизнедеятельности  общества. 
 
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. 
 
“теневая” экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно . очевидна необходимость их анализа. 
 
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1.  
    Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
  2.  
    Выявить формы теневых операций.
  3.  
    Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
  4.  
    Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

 
1. Теоретические  основы проблемы  теневой  
 
экономики 
 
1.1 Определение теневой экономики и формы её проявления. 
 
Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. 
 
Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. 
 
Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки. 
 
Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока: 
1) Неофициальная экономика (ее еще называют второй, параллельной, неформальной). Те самые подпольные цеха, незаконное предпринимательство в различных секторах народного хозяйства. Наибольший ущерб обществу наносят они при производстве алкоголя, рыбной продукции, в области добычи, переработки и оборота драгоценных металлов и камней. 
 
Удивительным парадоксом нашей экономической статистики является то, что к теневой экономике, к ее неформальной, неофициальной группе, принято относить товары и услуги, отнюдь не подпольно произведенные в домашнем хозяйстве. 
 
Получается это потому, что в валовой внутренний продукт (сумму всех товаров и услуг, произведенных в стране) включается и продукция частных хозяйств. Выращенный на личных огородах картофель, например. Поскольку эта продукция прошла "мимо кассы", мимо государства, то ее производство и потребление формально попадает в категорию теневой экономики. Хотя понятно, что подобная "теневая экономика" представляет собой типичное натуральное хозяйство   следствие недостаточно развитых производительных сил. Никому   ни обществу, ни личности   вреда подобная деятельность не наносит, скорее наоборот. Позволяет снизить напряженность на рынке труда, дает средства к существованию. В целом, это признается: налогами товары и услуги домашнего хозяйства не облагаются. 
2) Фиктивная экономика. За ширмой официально зарегистрированной организации (коммерческой или общественной), совершаются противоправные действия. Например, вывоз капитала из России по фиктивным контрактам или неуплата налогов. Налогообложение   один из самых болезненных узлов российской экономики, клубок множества проблем. 
 
Часть вины за такое положение вещей лежит на государстве. Оно построило на редкость несовершенное налоговое законодательство. Новое правительство пытается сделать очередную попытку упорядочить ситуацию с налогами, но всем понятно, что быстро такой вал проблем не поднять. Вместо того, чтобы использовать недостатки законодательства, большинство предпочитает жить отдельно от государства.  
Парадокс существующего налогового законодательства состоит в том, что, работая по "белому", то есть исключительно в рамках законов, можно платить налогов меньше, чем полагаться на "опыт" других. Еще не так давно можно было свободно покупать многочисленные брошюрки "100 способов сэкономить на налогах". Их никто не запрещал, просто их читали люди, готовящие законы, и этих способов не стало. Но остались другие и появились новые. Наконец, государство предоставляет льготы, которыми мало кто пользуется отчасти по незнанию, но больше по неумению.  
В 2005 году в России за неуплату налогов было привлечено к ответственности около 2000 человек. Для сравнения: в 1921 году (время НЭПа) за неуплату налогов было осуждено 26 тыс. человек. В Москве, где сосредоточены крупнейшие российские капиталы, в 1997 году было вынесено 256 приговоров, и только 18 были связаны с лишение свободы. 
 
К фиктивной экономике также относится легализация криминального капитала, так называемый, отмыв грязных денег. 
 
Ежегодный доход организованных преступных группировок в России достигает настолько громадной суммы, что естественно появление в нашей прессе предложений каким-то законным образом "простить" преступное прошлое этим деньгам, чтобы можно было включить их в народное хозяйство. Но здесь важно помнить следующее. Во-первых, за подобными капиталами действительно стоят преступления, и не только финансовые, но зачастую самые настоящие уголовные. Во-вторых, обладатели преступных денег вовсе не ставят перед собой патриотических целей. Легальные деньги нужны им, чтобы не надо было скрывать большие траты. В третьих, грязные деньги, превратившись в чистые, вновь идут на финансирование преступных организаций, то есть реинвестируются в криминальную деятельность. С их помощью лоббируются политические интересы преступного мира. Денег на это не жалеют. По имеющимся данным, до 50% доходов преступных сообществ идут на подкуп государственных должностных лиц. 
 
Кроме того, в предпринимательскую среду привносятся нравы и обычаи криминального мира. Как следствие растет социальная напряженность: снижаются стимулы к производительному честному труду, идея "чистого" бизнеса теряет привлекательность, происходит отток частных, в том числе иностранных, инвестиций законопослушных агентов рынка. 
 
Преступники хорошо знают способы отмыва денег, а вот частным гражданам иногда не понятно, почему под это определение попадает приобретение антиквариата, строительство особняков, владение дорогостоящим автомобилем по доверенности. Полотно известного живописца, роскошный загородный коттедж   это овеществленные деньги, ведь и то и другое можно продать и полученная сумма будет уже вполне легальной. Вспомните героя известного кинофильма "Берегись автомобиля", продавца электроники, у которого ничего не было своего: машина, дача, квартира   все было оформлено на других лиц. Этот тип теневика не исчез и в наши дни, даже стал более ловким: с помощью подставных лиц он покупает контрольные пакеты акций действующих предприятий, вывозит валюту за границу во время деловых и туристических поездок, делает множественные мелкие вклады в коммерческие вклады и так далее. 
3) Подпольная экономика: производство и продажа наркотиков, разбой, грабежи, кражи, вымогательство и иные преступления, в результате которых одни люди обогащаются, нанося вред другим, обществу и государству. К этой же группе относятся монополистические действия на рынке, ограничения конкуренции, например. 
Итак, теневая экономика проявляется в трех формах: неофициальной, фиктивной и черной. Надо отметить то, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны относится к черной экономике (взяточничество), а с другой стороны   к фиктивной (отмывание незаконно полученных денег). Но это уже проблемы классификации. 
 
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников. 
 
Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год) , при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом. 
 
Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. 
 
Действующие лица теневой экономики – это ровесники “перестройки”: бывшая партийно-государственная элита, новая политическая элита, “теневики” всех мастей, директорский корпус, предприниматели “новой волны”, начинавшие с нуля. 
 
Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами “ваучеризации” и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами. 
 
Нынешний российский криминальный “синдикат” вышел за пределы национальных границ, в 50 странах действуют почти 100 таких «синдикатов” общей численностью не менее 3500 человек, из которых 500 находятся в международном розыске. 
 
Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их ”идеалами” потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории “бедных”, велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие “социального дна” из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из “горячих точек” бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой “новых бедных”. 
 
В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%. 
 
Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. 
 
 
У населения сформировалась установка на теневое гражданское общество: не менее 40% граждан готово искать защиту у криминальных авторитетов и столько же готовы избрать губернатором, мэром или депутатом человека с криминальной репутацией, “если при нем станет лучше”. 
 
Безусловно, криминальные группировки имеют этническую специализацию. Так, чеченские общины занимаются незаконным экспортом нефти и нефтепродуктов, редкоземельных металлов, банковскими операциями, крадеными автомобилями, захватом заложников, азербайджанские группировки сосредоточены на наркобизнесе, азартных играх, торговле, армянские – на краже и угонах автомобилей, мошенничестве, взяточничестве, грузинские – на квартирных кражах, грабежах, разбоях, захвате заложников, для ингушских группировок характерна незаконная деятельность в сфере золотодобычи, операций с незаконной торговлей оружием, для дагестанских – корыстно-насильственные и имущественные преступления. 
 
На всех уровнях российской экономики образовался “вакуум управления”, и эта зияющая пустота заполнена мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и обычаями, стремлением нажиться за счет чисто спекулятивных операций типа пресловутых “пирамид”, обмана и вымогательства. Судебно-арбитражные методы разрешения хозяйственных споров подменены “разборками”, вплоть до физического устранения конкурентов. 
 
Исходный механизм сложился в ходе “перестройки”, которая наряду с массовой форсированной приватизацией и стремительной либерализацией цен характеризовалась “взрывным” раскрытием экономики внешнему миру, криминализацией денежно-кредитной политики, жестким налоговым прессингом на производственные структуры. Очевидно, это и явилось главной причиной невиданной глубины экономического кризиса, его беспрецедентной остроты и масштабов, поставило гигантскую страну на грань экономической катастрофы и не создало сколь-нибудь видимых и осязаемых предпосылок для оздоровления и модернизации экономики. 
 
Наблюдается активное сращивание экономической и уголовной преступности в наиболее опасных формах, возрастает количество заказных убийств банкиров и крупных коммерсантов, насильственных банкротств и разорений банковских и иных структур, подконтрольных менее влиятельным криминальным группировкам.  
 
Возникли “деловые тандемы” чиновников и предпринимателей. Произошла фактическая “приватизация” функций государства отдельными группами чиновников, которые выполняют или не выполняют должностные функции в зависимости от своей частной заинтересованности в конкретном случае. 
 
Деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников государственной службы и правоохранительных органов, действуя так, как будто государства не существует. Уплата же налогов рассматривается как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке и в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю либо другому частному лицу. В обществе сформирована социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов – это норма, следование которой не осуждается. 
 
Еще один источник теневых отношений – это лицензирование разных видов хозяйственной деятельности, что дает органам власти и отдельным чиновникам большие возможности извлечения теневых доходов. 
 
Следует также указать на сохранение прежних, характерных для советской системы форм монополизма, ныне порождающих активность теневиков. Сохранение государственного контроля над золотодобычей, как и за добычей большинства видов полезных ископаемых, и ограничение доступа туда частного капитала служат, в частности, источником существования “черного рынка” торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.  
 
Еще один важнейший источник монополизма – это деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, АК “АЛРОСА” и им подобные – это негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Но теперь они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это – “квазичастные” фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. 
 
Такие компании в настоящее время регулируют целые секторы экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах – добыча и продажа топливно-энергетических ресурсов - и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. 
 
Эти компании почти автономны и включают набор организаций, позволяющих реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты для общественного и государственного контроля, что способствует развитию теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.   
 
В периоды “относительной политической стабильности” правящие группировки закрывают глаза на теневую активность “квазичастных” монополий, снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды же обострения политической ситуации, например во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста платежей, всплеска забастовочной активности, правящие группировки способствуют сохранению социально-политической стабильности и консервации сложившегося режима, используя средства квазичастных монополий. 
 
Подобный “симбиоз” нынешних правящих группировок и крупнейших “квазичастных” монополий предполагает значительный рост теневой экономической активности, так как без нее невозможно создание скрытого от общества “фонда стабильности”, расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях. 
 
Именно новая весьма активная и распространенная в России форма монополизма “снизу” - это система “крыш”, то есть неформальных группировок, которые делят между собой тот или иной рынок, не брезгуя такими грязными методами, как насилие и террор. 
 
Неправовой характер экономических преобразований, в свою очередь, обуславливает и неэффективность работы правоохранительной системы, в которой ныне не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки, ведь нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям «высокостатусных» групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности.

1.2. Условия формирования  теневой экономики  и факторы, способствующие  ее развитию.

 
Условия для “теневой” экономики  формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных  связей, кризис платежеспособности, возможность  получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития “теневой”, в том числе криминальной экономики.  
 
Большое внимание проблемам “теневой” экономики уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество различных методов количественной оценки масштабов “теневой” экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры “теневой” экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).  
 
В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие оценки масштабов “теневой” экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4 до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3 до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %. 
 
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики. 
 
1. Экономические факторы: 
 
· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.); 
 
· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли); 
 
· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; 
 
· несовершенство процесса приватизации; 
 
· деятельность незарегистрированных экономических структур. 
 
2. Социальные факторы: 
 
· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; 
 
· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; 
 
· неравномерное распределение валового внутреннего продукта. 
 
3. Правовые факторы: 
 
· несовершенство законодательства; 
 
· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; 
 
· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью. 
 
В финансовой и банковской сфере развитию “теневой” экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие.

  1.  
    Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.
  2.  
    До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
  3.  
    За осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
  •  
    за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
  •  
    за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
  •  
    за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
  1.  
    Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
  1.  
    Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
  2.  
    Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
  3.  
    Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
  4.  
    Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
  5.  
    В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри финансово-промышленных групп.

 
Сохраняется тенденция распространения  мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.  
 
Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России нарушений валютного законодательства являются следствием неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий) Банка России.  
 
Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.  
 
Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.  
 
В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом “О рынке ценных бумаг“ Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Его действие распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации - профессиональные участники финансовых рынков.  
 
Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других законодательных актов, препятствующих развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.  
1.3 Влияние теневой экономики на социально-экономическое положение в обществе 
Теневая экономика оказывает двойное влияние на социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и дестабилизирующее. Степень проявления той или иной формы воздействия в значительной мере определяется состоянием экономики в целом. 
 
Считается, что основными направлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на Российское общество и его экономику являются: 
 
· формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в критических ситуациях; 
 
· создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падения уровня жизни населения; 
 
· формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач. 
 
К основным дестабилизирующим направлениям относятся: 
 
· вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов; 
 
· дезорганизация производственных процессов в официальной экономике и препятствие созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций; 
 
· усиление криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.); 
 
· расширение "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. 
 
На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.  
 
Одним из каналов “теневой” экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники (“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.  
 
Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода. 
Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 2006 году составило около 200-250 трлн. рублей.  
 
Другой, не менее опасной для социально-экономического развития страны проблемой является фиксируемая правоохранительными органами тенденция криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения. Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания управляющей компании достаточно хорошо известны.  
 
 
2. Влияние “теневой” деятельности на экономику  
РФ.
 
2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 
 
Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.  
 
Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику“ являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).  
 
Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы:

  •  
    1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.
  •  
    2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.
  •  
    3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

 

2.2. Теневая экономика  и налоговая преступность  в 

Российской  Федерации.

 
Следует признать, что существующая налоговая система носит переходный характер, и свои возможности исчерпала  еще в 1994 г., а сегодня она дает возможность для различных методов  уклонения от налогов. Я хотела бы перечислить несколько основных способов, не зависящих от вида налога, причем схема уклонения от других обязательных платежей, как правило, идентична способам уклонения от налога.

  •  
    Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.
  •  
    Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания.
  •  
    Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др.
  •  
    Неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.

 
К классическим теневым операциям  относятся ведение финансово-хозяйственной  деятельности без необходимой регистрации  или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов госналогинспекции, неучет отдельных  операций или уничтожение соответствующих  бухгалтерских документов. Иногда в  налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной  деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие. 
 
Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет мне сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершенных именно данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются отдельные утерянные паспорта, адреса и фамилии других лиц. 
 
Например, в Москве на конец 1997 года по 109 адресам было зарегистрировано 506 тыс. юридических лиц, что составляет 21% все зарегистрированных в городе предприятий. Если учесть, что четверть из них, как показывает практика, действующие, то можно представить количество “полных“ теневиков в одной только столице. Анализ практики регистрации предприятия показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков, сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет. 
 
Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых сделок является их неотражение в бухучете легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций. 
 
С 1996 года большое распространение, особенно среди крупных промышленных предприятий, получило перемещение денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средств скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями. 
 
Также существует практика наличного расчета между предприятиями. Использование сложных, непрямых расчетов само по себе не является криминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств. Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создают возможность их неотражения в бухгалтерском учете или сокрытия средств от уплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условии выполнения последних условий.  
Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая “теневая” операция. 
 
В бухгалтерских счетах или первичных счетах могут также не отражаться эпизоды сделок. Многие контракты заключаются, например, при помощи посредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но при этом не оформляется в письменной форме с соответствующими изменениями и дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до 6%, которые фактически уходят в “тень“. Вывод сокрытой выручки из легального оборота и свидетельствует о теневом характере произведенной сделки. Происходит сопутствующая “теневая” сделка.  
Этот вид “теневой” операции осуществляется посредством заключения фиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит в следующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря которой денежные средств или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в “теневой” оборот или вновь легализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности. Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не оказалось, - проблема налоговых органов, благо существующая законодательство “позволяет“ сделать подобный вывод. 
 
Заключение одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. На практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные фирмы.  
 
Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных документов иногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и аудиторами, таким образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом “вешались“ бы на баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером, поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующих субъектов, а лица действительно совершившие такую операцию, практически уходят от уголовного наказания.

2.3. Понятие отмывания  денег, полученных  преступным путем

 
Термин “отмывание“ денег (money laundering) впервые был использован в 80-х  гг. в США применительно к доходам  от наркобизнеса и обозначает процесс  преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую  формулировку: “Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем  эти доходы маскируются таким  образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение“  
 
В международном праве определение легализации (“отмывания“) доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран  
 
Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией (“отмыванием“) доходов от преступной деятельности понимаются:

  •  
    “конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
  •  
    сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  •  
    приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
  •  
    участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении“.

 
Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления “отмывание“  денег, полученных от незаконного оборота  наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело  к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов  также стала подвергаться “отмыванию“  и инвестироваться в легальную  экономику  
 
Конвенция Совета Европы № 141 “Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности“ от 8 ноября 1990 года признала преступлением действия, связанные с “отмыванием“ денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с “отмыванием“ средств  
 
Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:

  1.  
    преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);
  2.  
    преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
  3.  
    правонарушения;
  4.  
    преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

 
Как следует из положений Страсбургской  конвенции и рекомендаций Специальной  финансовой комиссии по проблемам отмывания  денег, подготовленных в 1990 году, отмывание  денежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную  систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается  иное имущество, либо они иным образом  используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу  в ином “воспроизведенном“ виде для  создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего  данные действия и (или) получившего  доходы, а также противозаконности  источников этих средств  
 
В проекте Федерального Закона РФ “О противодействии легализации (“отмыванию“) доходов, полученных незаконным путем“ речь идет о доходах, полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются как “вещи, деньги. ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения“  
 
Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем

Основные  цели легализации  доходов, полученных преступным путем

  1.  
    Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
  2.  
    Создание видимости законности получения доходов.
  3.  
    Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания.
  4.  
    Уклонение от уплаты налогов.
  5.  
    Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.
  6.  
    Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

 
Важной задачей преступника является также согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное  достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые  деньги на таком удалении, что доступ к ним и пользование ими  превращается для него в крупную  проблему. Возможна иная ситуация, при  которой преступник обеспечивает себе возможность легкого доступа  к незаконным доходам, но не может  надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест  
 
Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес  
 
Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла  
 
 
Существуют специфические виды действий, которые также направлены на обеспечение прямого доступа к денежным средствам, полученных незаконным путем. Их особенность состоит в том, что они не включают операции, специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения, владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планов их дальнейшего использования. Данные виды действий не подпадают под определение отмывания денег в узком смысле. К ним относятся расходование наличных средств и сокрытие доходов путем оставления на месте.  
 
Расходование наличных средств. Преступник может установить дистанцию между собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их на товары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить в другие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники тратить наличные средства в больших размерах и либо оставляя при этом либо крайне скудную документацию, либо не оставляя никакой документации, что затрудняет усилия правоохранительных органов по восстановлению подобных операций.  
 
Быстрая трата преступником своих доходов на приобретение потребительских товаров может затруднить его обнаружение путем прослеживания последовательности владения средствами  
 
Сокрытие доходов путем сохранения их без движения. История организованной преступности полна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепах или даже набитых в матрасы. Подобное поведение может быть не характерным для “предпринимателей“, действующих в области торговли наркотиками или организованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом, если они зарабатывают больше того, что способны потратить или просто хотят сосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогда они не испытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих их ценных бумагах  
 
Подобное экономическое поведение соответствует запросам тех преступников, которых отличает более консервативная манера тратить деньги, например, таких, которые могут позже потратить свои деньги в меньших количествах, вызывая при этом меньше подозрений.

2.4. Практикуемые подходы  к “высветлению”  “теневой” экономики

 
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных  учреждениях доминируют два подхода к решению проблем “теневой” экономики. 
 
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы “теневой”“ составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы “провести полную легализацию всей “теневой”“ экономики и начать жизнь с чистого листа“. Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны “теневиков“ - хозяйственников, испытавших все “прелести“ сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих “начать жизнь с чистого листа“ без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п. 
 
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой”“ экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам“. 
 
Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания “теневой” части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: “теневая“ экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры). 
 
Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут, прежде всего, мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие “надводную часть айсберга“, настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих “накрываемых“ карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не “засвечиваться“, они или отложат на время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру. 
 
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению “теневой”“ деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление. 
 
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только “теневиков“ - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым “теневая“ экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на боку” предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как “относительно низкий”, а уровень сопротивления властям — как “относительно высокий”. В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п. 
 
Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо “теневики“ - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства. 
 
Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под “дамокловым мечом”, причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, “теневик“ - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление “спать спокойно”. 
 
Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе “теневая”, имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже “теневики“ - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши. 
 
Наиболее активными критиками идеи легализации “теневого“ капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся “теневая“ сфера в большей или меньшей степени криминализирована (это, как говорится, следует “по определению“). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: “не пойман — не вор“. 
 
Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов. 
 
Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих. 
 
Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить. 
 
Применительно к “теневой” экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. Одиннадцать крупнейших мировых банков затеяли новый поход против отмывания денег. Официальное объявление борьбы “грязным” деньгам и странам, замеченном в их активном отмывании, состоялось в Цюрихе, неофициальной столице мира номерных счетов и неприкосновенной доселе банковской тайны. Альянс банков, поставивших подписи под кодексом банковского поведения, выглядит так: DBS, Barclay’s, City-group, Deutsche Bank, HSBC, JP Morgan, Chase Manhattan, Societe Generale, Bankers Trust, Banco Santander Oedif Suisse. Именно эти банки определяют финансовый климат Европы и Америки, они управляют в сумме более чем половиной вкладов мира. Между тем объем “грязных денег”, вращающихся в мировой финансовой системе, по некоторым оценкам, составляет 590 млрд. долларов. А среди стран, замеченных в активном отмывании, значится и Россия. Последнее обстоятельство гарантирует российским капиталам, увы, пристрастное внимание. 
 
“Общие правила противодействия отмыванию денег”, выработанные группой экспертов, собравшихся в швейцарском городе Вольфсберг на берегу Боденского озера, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска (Россия занимает одно из первых мест в этом “почетном” списке); открытие счетов оффшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым. 
 
Подозрительными будут считаться движения денег по счетам, которые не соответствуют первоначально задекларированным намерениям владельца счета и которые связаны с наличными деньгами, своего рода сквозным операциям типа “пришли-ушли”. 
 
Для выявления “подозрительных операций” используются наблюдения движения по счету с помощью специальных компьютерных программ и контактов с клиентом. 
 
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.  
 
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.  
 
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.  
 
Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.  
 
Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.  
 
В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.  
 
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.  
 
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах: