Теневая экономика. 34

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВДЕНИЕ 

 ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………………………………………….

1.1 Анализ теневой экономики литературными источниками

1.2 Факторы развития теневой экономики………………………………

 ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ…

2.1 Незаконное использование доходов

2.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня не найти человека, который бы не слышал о “теневой”  экономике. Разумеется, не каждый понимает, что это такое, но то, что мы с  этим постоянно сталкиваемся и соприкасаемся  – факт неоспоримый. Теневая экономика  так широко вошла в российскую действительность, что, думается, пора уже писать специальные учебники по экономике… теневой экономике.

Россия издавна утверждала себя в мире как могущественная военная  держава. На приобретение и поддержание  этого статуса она расходовала  огромные средства, создавая тем самым  непосильные тяготы для населения. Платой за державное величие была бедность народного большинства  – в этом своеобразие российской истории и, если угодно, одно из главных  проявлений ее самобытности. Сюда и  уходят корни отечественной коррупции. Российская державность и российская коррупция – две стороны единого исторического явления.

 В последнее время  термин “теневая экономика”  употребляется достаточно часто.  И потому, наверное, что встречается  он в ряду таких негативных  явлений, как рост преступности, ухудшение экологической обстановки, многие считают его “новообразованием”  последних лет. У других остались  смутные воспоминания о газетных  публикациях, бичевавших теневую  экономику социализма. Во всех  странах и при всех режимах  были и есть люди, стремящиеся  делать деньги вне правого  поля, вне законов.

 До настоящего времени  не существует единого понятия  теневой экономики, причем понятие  это различно как в разных  странах, так и у разных авторов.  Для каждой категории населения  понятие теневой экономики различно. Для одних это подпольные (трикотажные,  кондитерские) цеха, для других –  скрытые от налоговой инспекции  доходы. Для третьих – операции  “отмывания” денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов  – далеко не полный образ  теневой экономики.

Актуальность данной темы – экономические условия возникновения  теневой экономики.

Цель данной работы: рассмотрение причин возникновения и факторов развития теневой экономики.

Задачи данной работы:

- рассмотреть сущность, структуру  и факторы развития теневой  экономики;

- определить способы проявления  теневой экономики;

- рассмотреть практикуемые  подходы к «высветлению» теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Анализ теневой экономики  литературными источниками

 

       Становление «теневой» экономики, как объекта исследования экономической теории, связано, в первую очередь, с трудами западных исследователей. В России значительный вклад в разработку проблем «теневой» экономики внес ряд ученых, среди которых отметим С. Барсукову, А. Вахрушева, Ю. Латова, А. Татаркина и других. Исследования этих ученых позволили сделать серьезный шаг в разработке теоретических, методологических и практических основ «теневой» экономики.

В России для обозначения  рассматриваемой категории также  используются разные термины: «нелегальная», «подпольная», «криминальная», «неформальная», «теневая» и т.п. Причем «теневая» и «неформальная» экономика трактуются то, как тождественные, то, как различающиеся понятия. Во втором случае под «теневой» понимается экономика сугубо криминальная.

Разработка интегрированного определения затрудняется еще и  тем, что разные авторы описывают  «теневую» экономику, используя  различные критерии ее выделения. По сути, в силу использования разных концептуальных образов, речь идет о  близких, но не тождественных объектах, называемых синонимичными, а то и  просто одинаковыми словами.

           Сегодня в научной литературе можно выделить три основных течения, подхода в понимании содержания теневой экономики: правовой, экономико-правовой и экономический.

1. Правовой подход сформулирован  во второй половине 80-х гг. усилиями А.А. Сергеева, A.M. Яковлева, Т.И. Корягиной. В качестве ключевого критерия выделения «теневых» экономических явлений здесь выступает отношение к нормативной системе регулирования. То есть основным выступает поиск позиций противодействия правовыми методами, выделяя при этом отдельные направления теневой экономической деятельности, которые служат предметом специального рассмотрения.

Так, например, Д.Г. Макаров, В.М. Есипов главной отличительной особенностью теневой экономики считают ее неконтролируемый характер. В.О. Исправников, В.В. Куликов для отнесения экономических явлений к теневым используют критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации.

2. Экономический подход. Суть этого подхода раскрывают работы О.В. Осипенко. Он считает, что «теневая» экономика представляет собой сектор экономики, охватывающий «переплетение самых различных типов производственных отношений: феодальных, государственно-монополистически-феодальных и частнокапиталистических».

3. Экономико-правовой подход, смысловая нагрузка которого  состоит в том, что доминантной  сущностью теневой экономики  является экономическое начало  – деструктивный характер экономической деятельности. Здесь тоже речь идет об экономическом регулировании, а не о предотвращении проявлений и последствий деятельности «теневого» сектора. Хотя, если регулировать экономическую деятельность, то можно снизить масштабы «теневых» отношений.

Единственный вывод, который  можно сделать: доминирующим подходом к «теневой» экономике может  стать только правовой. Он позволяет  с правовой точки зрения определить методы ее измерения, формы, а затем и способы нейтрализации.

Особой популярностью  отличались монетарные методы (Э. Фейг, П. Гутман, В. Танзи), «обнаруживающие» теневую экономику в уровне финансовых трансакций. В этой группе лидировали американские ученые. Часть работ была посвящена изменению системы национальных счетов с целью более полного учета теневого сектора, что фактически работало на задачи управления (М. О'Хиггинс, К. Макафи). Бурно развивались и немонетарные методы оценивания скрытой экономики, как прямые, так и косвенные.

 Анализ литературных источников показал, что наиболее полная систематизация существующих методов оценки параметров теневой экономики приведена в книге Голованова Н.М., Перекислова В.Е., Фадеева В.А. Авторы справедливо разделяют все существующие в мировой практике подходы на 3 вида:

Статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации  теневых экономических явлений  для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучения массовых статистических закономерностей.

Методы открытой проверки находятся в компетенции специально созданных контролирующих органов. Ими выявляются и пресекаются  нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т. п. Результаты, полученные при использовании  методов открытой проверки, могут  впоследствии использоваться в статистических методах.

Специальные, включающие расчет макроэкономических показателей с добавлением поправок на «теневую» экономическую деятельность, хотя Госкомстат пока не делает поправок на нелегальную деятельность.

Применяемый термин «теневая экономика» и его разновидности  призваны подчеркнуть, что можно  оценить в основном только легальные  экономические операции, а все  остальные просто не могут быть оценены  традиционными статистическими  методами. В любом случае «теневая»  экономика, в рамках которой создаются  доход, материальные блага и услуги, должна быть включена в объем ВНП.

 

 

 

1.2 Факторы развития теневой экономики

 

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в  России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это пресловутый  вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам  авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год).

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная  деятельность, которая имеет место  во всех сферах экономики.

Ключевым признаком теневой  деятельности можно считать уклонение  от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение  их содержания при регистрации.

Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики:

- криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами;

- в середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов;

- третья группа представлена наемными работниками. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки.

Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в  получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”.

Криминальные структуры  действуют преимущественно в  сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими  методами, главным образом насилием - от шантажа до заказного убийства.

 Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций.

Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.

Объективно оказываются  сейчас в худших условиях наемные  работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту  деятельности составляет 70-80% доходов  работника, а в России - лишь около  трети. Не может устраивать наемных  работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за “крышу” автоматически  удорожает товары и услуги на 30%. А это серьезный удар по бюджету  потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

2.1 Незаконное использование  доходов

 

 Отмывание денег - процесс,  посредством которого скрывается  существование, незаконное происхождение  или незаконное использование  доходов и затем эти доходы  маскируются таким образом, чтобы  казаться имеющими законное происхождение.

 В проекте Федерального  Закона РФ "О противодействии  легализации ("отмыванию") доходов,  полученных незаконным путем"  речь идет о доходах, полученных  незаконным путем. Это понятие  шире, чем преступные доходы. В  пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные  незаконным путем, определяются  как "вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе  имущественные права, приобретенные  в результате совершения преступления  или иного правонарушения"

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию  или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем 

Основные цели легализации  доходов:

- сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

          -    создание видимости законности получения доходов;

-    сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

-    уклонение от  уплаты налогов;

- обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;

 -  создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Операции, подобные отмыванию  денег:

- расходование наличных средств. Преступник может установить дистанцию между собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их на товары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить в другие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники тратить наличные средства в больших размерах и оставляя при этом либо крайне скудную документацию, либо не оставляя никакой документации, что затрудняет усилия правоохранительных органов по восстановлению подобных операций;

- быстрая трата преступником своих доходов на приобретение потребительских товаров может затруднить его обнаружение путем прослеживания последовательности владения средствами;

- сокрытие доходов путем сохранения их без движения. История организованной преступности полна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепах или даже набитых в матрасы. Подобное поведение может быть не характерным для "предпринимателей", действующих в области торговли наркотиками или организованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом, если они зарабатывают больше того, что способны потратить или просто хотят сосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогда они не испытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих их ценных бумагах.

         Налоговая преступность - общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

Причины налоговой преступности:

 1. Экономические причины:

- ухудшение финансового положения бизнеса и населения. Оно связано с кризисными явлениями, характерными для современной российской экономики: падение производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу;

- причины экономического характера, связанные с проводимой налоговой политикой и особенностями налоговой системы. Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых можно отметить следующие. Неспособность государства обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета. Постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов.

2. Политические причины  - уклонения от налогов связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем неисполнения положений налогового законодательства оказывают определенное противодействие господствующей группе. Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

3. Правовые причины – их важнейшим фактором этой группы является несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами.

4. Организационные причины - к их числу относятся недостатки во взаимодействии между органами налогового контроля, органами налоговой полиции, другими контролирующими и правоохранительными органами.

5. Технические причины - к их числу относят несовершенство форм и методов налогового контроля. Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконное привлечение к административной ответственности, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства.

Способы уклонения от уплаты налогов в настоящее время известно более двухсот способов. Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в следующие группы и виды:

- полное или частичное не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета: осуществление сделок без документального оформления, не оприходование товарно-материальных ценностей, не оприходование денежной выручки в кассу;

- использование необоснованных изъятий и скидок: отнесение на издержки производства затрат, не предусмотренных законодательством; отнесение на издержки производства затрат в размерах, превышающих установленные законодательством; незаконное использование налоговых льгот;

- искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы; завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные;

- искажение объекта налогообложения: занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг.

- маскировка объекта налогообложения: фиктивный бартер; лже экспорт; фиктивная сдача в аренду основных средств; подмена объекта налогообложения.

- нарушение порядка учета экономических показателей: отражение цифровых результаты финансово-хозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета;

- использование особых отношений со специально созданными посредническими аффинированными фирмами, в том числе зарегистрированными в оффшорных зонах. Массовое использование руководителями крупных предприятий сложных схем сокрытия доходов с использованием фирм-посредников, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции остается одним из важнейших негативных факторов в налоговой сфере.

Неучтенные операции - ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов налоговой инспекции, не учет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов.

 Сокрытие части оборота - вторая группа теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка.

Псевдооперации этот вид теневой операции осуществляется посредством заключения фиктивного контракта – псевдо сделки.

 Схемы сокрытия доходов  при помощи подставных фирм  и фиктивных документов иногда  разрабатываются высокопрофессиональными  юристами и аудиторами, таким  образом, чтобы у легально действующих  организаций налоговая база была  минимальной, в то время как  основные долги перед бюджетом «вешались» бы на баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером, поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующие субъекты, а лица, действительно совершившие такую операцию, практически уходят от уголовного наказания.

 

2.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики

 

 Финансовый контроль  должен охватывать три основные  сферы: утечку капитала, отмывание  денежных средств, уклонение от  налогообложения. 

1. Решение проблемы налоговой преступности требует комплексного подхода. Рассмотрим основные направления борьбы с использованием неучтенных наличных как одного из наиболее широко распространенных методов уклонения от уплаты налогов. Для ликвидации системы использования неучтенных наличных для уклонения от уплаты налогов специалистами предложено использовать меры, которые бы учитывали интересы и мотивы разных групп налогоплательщиков.

2. Персонификация социальных отчислений, предполагающая поступление на индивидуальные пенсионные счета работников значительной части средств, в настоящее время отчисляемых в Пенсионный Фонд. Это повысит заинтересованность каждого работника в уплате этих отчислений его работодателем. В результате он будет стремиться к получению официальной заработной платы.

3. Изменение базы налогообложения. Если налоги в большей степени опираются на видимые ресурсы, используемые бизнесом (имущество, производственные и торговые площади и т.д.), то возможности уклонения от налогов сокращаются. Этот подход лежит в основе системы налогообложения вмененного дохода, которая была разработана в Минэкономики РФ и внедряется в последнее время в ряде регионов.

4. Упрощение налогового законодательства, которое остается крайне запутанным и неясным для предприятий.

5. Прямое ужесточение контроля и санкций по отношению к организаторам бизнеса по "обналичиванию"/"обезналичиванию".

6. Борьба с отмыванием денег

Можно выделить следующие факторы, затрудняющие обнаружение и расследование таких преступлений:

а) недостаточная компетентность сотрудников правоохранительных органов  в вопросе установления и расследования  самого факта совершения организованных экономических преступлений по «отмыванию»  денег;

б) общая криминализация экономических процессов, приводящая к общепринятой практике корыстного использования служебного положения и совершения операций, лежащих на грани закона и преступления;

в) сложность квалификации преступных действий в связи с  их завуалированностью и неясностью умысла и корыстной сущности;

г) трудности в проведении следственных действий необходимого масштаба и тщательности в связи с недостатками уголовно-процессуального законодательства;

д) непонимание характера  и масштабов нанесенного ущерба.

Методы организации «отмывания» российских капиталов, в особенности при их утечке за рубеж, характеризуются во многих случаях как крайне трудные к выявлению и доказыванию. Традиционные способы их обнаружения основаны на недостатках и просчетах их участников при оформлении этих сделок и на оперативной информации. В то же время тщательно оформленную сделку выявить и доказать очень сложно. При рассмотрении экономической деятельности наиболее активных участников и организаторов таких сделок - крупных российских финансовых организаций, занятых финансовыми операциями по обслуживанию внешнеторговых сделок, экспорта продукции и сырья, импортом и крупными оплатами за рубеж, серьезную роль в выявлении таких операций может сыграть контроль финансовых и товарных потоков в организацию и из нее, в особенности за рубеж и обратно во временном разрезе в связи с показателями динамики общей производственной деятельности, построение модели движения денег и продукции и сравнение масштаба и структуры этих процессов с ранее происходившими и аналогичной деятельностью других организаций этого профиля.

Именно такой анализ может  вскрыть тщательно оформленную, убедительно обоснованную и замаскированную  сделку по вывозу капитала, убедительно, так как она по ряду параметров будет выделяться из повседневного  хозяйственного процесса и нарушать устоявшуюся структуру входных-выходных товарных и финансовых потоков.

Как мы видим, для расширения возможностей обнаружения криминальных проявлений в экономике правоохранительные органы нуждаются в как можно  более широком получении информации.

 Все это приводит  к тому, что электронные сети  и телекоммуникационные системы,  используемые для осуществления  финансовых, торговых и иных операций, практически действуют бесконтрольно, являясь лазейкой для совершения разного рода теневых и прямо криминальных действий.

Необходимо законодательное  уточнение права, а также порядка  и правил доступа и работы работников правоохранительных и контролирующих органов со средствами компьютерной техники, электронными сетями передачи информации и телекоммуникационными  системами передачи данных. Кроме того, необходимость становления комплексного учета и контроля экономических процессов в регионе через использование такой техники, сетей и систем, а также методов сбора, обработки и анализа экономической информации требует регламентации возможностей постоянного текущего, а не разового доступа работниками правоохранительных и контрольных органов к информационным базам и текущей информации при работе таких систем.

Создаются в различных правоохранительных органах или в контрольных и четных органах базы данных и информационные системы:

- строятся на разной  компьютерной и телекоммуникационной  технике, отличающейся по используемым  стандартам, техническим и эксплуатационным  характеристикам, что часто приводит  к невозможности ее сопряжения  или состыковки с иными информационными  системами;

- часто используются  разные языки программирования  и стандарты построения баз  данных;

- из экономии средств  часто привлекаются малоквалифицированные  программисты и иные специалисты,  что ведет к несовершенной  структуре баз данных, программного  обеспечения с точки зрения  повседневной эксплуатации и  тем более с точки зрения  перспективы;

- базы данных создаются  под узко понимаемые и чрезмерно  специализированные профильные  задачи и функции этих органов,  что часто ликвидирует или  сильно ограничивает возможности  использования этих баз данных  для правоохранительных целей;  отсутствует единая информационная  и телекоммуникационная концепция  и, соответственно, политика развития  этих важнейших областей инфраструктуры, пока не ставится задача превращения  информационных баз и телекоммуникационных  систем в инструмент цивилизованного  глобального контроля за идущими  в экономике и обществе процессами  и их отдельными областями  деятельности со стороны правоохранительных  органов.