Теневая экономика. 48



 

 

34

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Сущность теневой экономики…………………………………………..5

1.1 Понятие теневой экономики

1.2 Факторы и структура теневой экономики

1.3 Плюсы и минусы существования теневой экономики

Глава 2. Методы измерения теневой экономики

2.1 Основные методы измерения

2.2 Методы измерения теневой экономики, используемые в России: “итальянский метод”

2.3 Методы измерения теневой экономики, используемые в России: официальная методика Госкомстата

Глава 3. Легализация теневой экономики………………………………………26

3.1 Процесс легализации

3.2 Законодательные меры

3.3 Стратегия реформ CIPE

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

В большинстве развивающихся стран мира существуют два параллельных сектора экономики: официальный и неофициальный – «теневой». В официальном секторе экономическая деятельность и еѐ субъекты легальны, зарегистрированы и поддерживаются официальными экономическими институтами. В теневом секторе «предприниматели производят разрешенную продукцию и услуги, но без необходимых лицензий и вне юридического статуса, поскольку влиться в официальную экономику им не позволяет паутина запутанных правил, излишних процедур, высокие налоги и другие препятствия к выходу на легальный рынок. Как предприниматели, так и их работники не защищены законом, лишены доступа к услугам официальной экономики, например, к кредитам, и становятся легкой добычей для коррумпированных бюрократов. Теневой сектор вносит большой вклад в развитие экономики своих стран – в некоторых случаях его доля в ВНП составляет до 60% – и, тем не менее, его потенциал резко снижен из-за нелегального статуса и серьезных препятствий на пути к нормальной экономической деятельности. Теневые предприятия не могут пользоваться ни услугами государства, ни официальными источниками кредитования. Зачастую они становятся жертвами бюрократического произвола и ограничены в своей деятельности узким кругом личных знакомств. Как правило, для нелегальных предпринимателей и их работников закрыты те широкие возможности, которыми пользуется официальный бизнес. Даже в периоды общего расцвета национальной экономики такие предприниматели остаются выброшенными за пределы общего экономического подъема. Ограничение экономических возможностей теневых предпринимателей и их работников приводит к их политической раздробленности. Демократия и еѐ плоды остаются для них иллюзией, потому что с официальной точки зрения теневого сектора не существуют, а значит, их голос остается не услышанным. Более того, теневой сектор подрывает саму демократию, игнорируя власть закона и вынося огромные сегменты экономики за пределы действующего законодательства и юридической защиты. Интеграция нелегальных предпринимателей в официальную экономику открывает возможность для бедных слоев населения реализовать свой потенциал и поднять общую национальную конкурентоспособность. Официальная легализация также открывает выход на официальные рынки, возможность безопасно инвестировать средства, брать официальные кредиты, защищать свои интересы в суде, участвовать в формировании государственной политики. Однако эффективный переход из теневого в легальный сектор требует не только формального изменения юридического статуса отдельным постановлением или регистрацией. Он потребует полной ломки барьеров, стоящих у истоков теневой экономики, то есть, улучшения делового климата для всех предпринимателей. Подобные реформы позволяют расширить участие бедного населения в рыночной экономики и общественной жизни, поднимая, таким образом, эффективность и легитимность самой рыночной демократической системы.

Цель данной работы – изучить сущность и основы действия теневой экономики.

Задачи работы:

- раскрыть сущность, причины, факторы и структуру экономики;

- проанализировать методы изучения теневой экономики;

- рассмотреть государственную политику для регулирования теневой экономики.

Объектом данной работы выступает теневая экономика, а предметом ее сущность.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1.Понятие теневой экономики

 

Существование теневой экономики не оспаривается ни экономистами-политиками, ни экономистами-учеными. Один из первых и самых влиятельных исследователей теневой экономики Vito Tanzi утверждает, что “к середине 80-х годов я потерял интерес к предмету частично потому, что... во мне росло непонимание того, что мы анализируем и измеряем”.[1]

Оценивая прогресс, произошедший в науке с середины 80-х годов, он добавляет, что “определение подпольной экономики все еще остается нерешенным вопросом”. Разнообразие понятий и определений, используемых для обозначения феномена теневой экономики, поражает воображение. Далеко не полный список прилагательных включает неформальная, криминальная, подпольная, ненаблюдаемая, теневая, серая. Часть авторов подразделяет теневую экономику на несколько секторов, например, домашний, неформальный, незаконный и криминальный. Однако большинство авторов использует данные понятия в качестве синонимов, подразумевая “законную деятельность по созданию добавленной стоимости, которая не облагается налогами и большая часть которой скрытно исполняется “черной” рабочей силой”.[2]

Исследователи теневой экономики при ее анализе часто прибегают к помощи интуиции, избегая при этом четкого определения предмета или подстраивая определение под нужды собственных регрессий. Даже предпринимая попытку системного подхода при анализе теневой экономики, авторы предупреждают читателей своей книги, что “тяжело дать формальное определение”, и обращается к “некоторым примерам... в целях иллюстрации масштабов неформальной экономической деятельности”.[3] Безусловно, интуитивный подход очень привлекателен, однако именно он является главной причиной разногласий среди исследователей. Очевидно, что необходимо четкое и всеобъемлющее определение предмета анализа.

В данной работе попытаемся дать определение понятия “теневая экономика”. Понимание процессов, происходящих в теневой экономике, а также механизмов ее взаимодействия и влияния на официальную экономику приведет к принятию более обоснованных решений в налоговой, монетарной, социальной и иных важных составляющих экономической политики государства.

В данной работе будем следовать понятиям и определениям, использующимся в Системе Национальных Счетов редакции 1993 года (СНС93). Одной из ключевых концепций СНС93, в которой мы особенно заинтересованы, является концепция производства. В целях достижения полноты оценок ВВП в СНС93 дается определение двух фундаментальных границ.

1. Общая производственная— это граница между той деятельностью, которая считается производственной в экономическом смысле, и той, которая не считается производственной.

2. Производственная — это граница вокруг экономического производства, которое должно учитываться в национальных счетах.

Общая производственная граница проводит черту между экономическим и неэкономическим производством. Экономическое производство включает в себя любую контролируемую человеком деятельность, результаты которой (продукция) могут быть подвержены обмену. Например, неуправляемый рост запасов рыбы в океане лежит вне общей производственной границы, в то время как разведение рыбы в специальных рыбных хозяйствах находится в ее пределах. С другой стороны, такие действия человека, как сон, потребление пищи, напитков, занятие физкультурой и тому подобное исключаются, а стирка белья, приготовление пищи, забота о детях попадают в пределы действия общей производственной границы, поскольку могут обмениваться различными экономическими единицами.

Производственная граница имеет более узкий характер по отношению к производственной деятельности домохозяйств. Учет или исключение товаров, произведенных домохозяйствами для собственного потребления, определяется критерием существенности (статья 6.25). Это означает, что в случае, если объем какой-либо продукции в количественном выражении достаточно велик в отношении суммарного предложения данного продукта в пределах всей страны,

он должен учитываться в национальных счетах. Производство домохозяйствами любых видов услуг находится за пределами производственной границы. Существует два исключения из этого правила: предоставление жилья в аренду его собственниками (вмененная арендная плата) и оплачиваемые услуги, которые “всегда включались в пределы производственной границы” (статья 6.29).

Производственная граница описывает пределы экономической деятельности, которая должна учитываться в оценках ВВП, и, таким образом, является важной при анализе полноты таких оценок. “Получение полных и всеобъемлющих оценок” означает, что как можно больше производственных действий непосредственно наблюдаются и измеряются. Кроме того, это означает, что ненаблюдаемая деятельность, попадающая в рамки производственной границы, также учитывается и косвенным образом измеряется. Виды деятельности, которые чаще всего не могут быть измерены и учтены во всеобъемлющих оценках ВВП прямым образом, включают подпольный, незаконный и неформальный сектора, а также производство в домашних хозяйствах товаров (продуктов) для собственного потребления. Вместе с той деятельностью, которая не учитывается в оценках ВВП по причине недостатков базовых статистических данных, они образуют ненаблюдаемую экономику.[4]

СНС93 определяет подпольную (underground) деятельность (статья 6.34) как производительную в экономическом смысле, вполне законную, но умышленно скрываемую от государства в целях:

— избежания уплаты налога на прибыль, НДС и других;

— избежания уплаты социальных платежей;

— уклонения от соблюдения определенных требований или стандартов, таких, как требования к минимальной заработной плате, максимальной продолжительности рабочей недели, безопасности рабочего места и т.д.;

— уклонения от соответствия определенным административным процедурам, таким, как статистическая отчетность или иные административные формы.

Примерами деятельности, относящейся к подпольной экономике, являются:

— деятельность предприятий, не желающих декларировать часть или весь свой доход в целях избежания прямого или косвенного налогообложения;

— деятельность предприятий, не желающих исполнять трудовое законодательство или иммиграционные законы, используя работников, работающих вне системы бухгалтерского учета;

— деятельность предприятий, решивших действовать неофициально в целях избежания длительных и дорогостоящих бюрократических процедур;

— деятельность лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством, но регистрирующихся на бирже труда в целях получения различных преимуществ безработного.

В СНС93 (статья 6.30) явно указывается на то, что запрещенная законом деятельность должна учитываться в Системе Национальных Счетов, “несмотря на очевидные практические трудности в получении статистических данных о незаконном производстве”. Более того, “все незаконные действия,которые носят характеристики трансакции, а именно наличия взаимного согласия сторон, должны учитываться наравне с любыми законными действиями” (статья 3.54).[5] Незаконная деятельность подразделяется в СНС93 на две категории:

1. производство товаров и услуг, а также их продажа или просто владение запрещены законом (например, производство и распространение наркотиков);

2. производственная деятельность, которая становится незаконной лишь в случае ее исполнения производителем, не обладающим для этого необходиыми правами (например, нелицензированное оказание медицинских услуг).

Как отмечено в статье 6.35, граница между подпольным и незаконным производством достаточно размыта. Базовым правилом разделения является принадлежность нарушаемого законодательства: подпольная деятельность ассоциируется с нарушением административных процедур, в то время как незаконная деятельность носит криминальный характер. Кроме того, что также отмечено в СНС93, точное разделение подпольной и незаконной деятельности не имеет принципиального значения, поскольку и та и другая находятся в пределах производственной границы.

Неформальный сектор описывается в СНС93 как подсектор домохозяйств и “может быть широко охарактеризован, как состоящий из экономических единиц, занятых в производстве товаров и услуг с целью создания занятости и получения доходов занятыми лицами”.[6] Предприятия неформального сектора функционируют “на низком организационном уровне при отсутствии или небольших различиях между рабочей силой и капиталом как факторами производства, а также в малых масштабах”.[7] Среди других основных особенностей неформального сектора можно отметить следующие.

1. Предприятия не могут участвовать в трансакциях и вступать в контрактные отношения с другими экономическими единицами, а также брать обязательства от своего имени.

2. Постоянный и иной капитал принадлежит не производственным единицам, а их владельцам; капитал и оборудование, например здания и автомашины, могут использоваться как в производственных, так и в личных целях.

3. Владельцы привлекают необходимое финансирование на свой риск и лично несут ответственность по любым обязательствам, принятым в процессе производства.

4. Производственные расходы неотделимы от расходов домашнего хозяйства.

В отличие от незаконного производства большая часть деятельности неформального сектора заключается в предложении товаров и услуг, производство и распространение которых являются легальными. Различие между неформальным и подпольным секторами более размыто, поскольку в первом случае его деятельность необязательно вызвана сознательными намерениями избежать уплаты налогов и социальных платежей или нарушить трудовое или иное законодательство. Эти сектора могут частично совпадать, так как некоторые предприятия неформального сектора постараются избежать государственной регистрации или получения необходимых лицензий. Однако подобное поведение может быть вызвано, главным образом, стремлением сократить производственные расходы.

Производство товаров и услуг домохозяйствами для собственного потребления является в определенной мере самоочевидной концепцией (выше уже были изложены некоторые наиболее важные вопросы, связанные с этим сектором).

Итак, введем понятие “теневая экономика”, под которым будем понимать комбинацию криминальной, подпольной и неформальной деятельности. При этом исключаем деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного потребления, поскольку[8]: во-первых, эти товары и услуги оказывают крайне незначительное влияние на экономику, так как потребляются внутри домашнего хозяйства и не обмениваются на рынке;

во-вторых, товар или услуга учитываются в Национальных Счетах, только если их производство достаточно велико относительно суммарного предложения в стране, поскольку это может свидетельствовать об отсутствии на рынке товаров-заменителей и, следовательно, вызвать трудности с числовым анализом подобной деятельности;

в-третьих, предполагая, что теневая экономика возникает как реакция на вмешательство государства в экономическую жизнь общества, можно утверждать, что деятельность домохозяйств слабо связана с масштабами подобного государственного вмешательства;

в-четвертых, изменения в экономической политике, призванные повлиять на ненаблюдаемую экономическую деятельность, вряд ли будут оказывать какой-либо эффект на масштабы производства домохозяйств.

 

1.2 Факторы и структура теневой экономики

 

Рост теневого сектора указывает на существование серьезных препятствий к выходу на рынок и слишком высокую себестоимость экономической деятельности. Обычно препятствия и высокая себестоимость являются следствием плохих законов. Можно привести следующие примеры препятствий[9]:

-регистрационные сборы и процедуры регистрации нового предприятия,

-сборы и процедуры оформления прав собственности на недвижимость,

-разрешения и лицензии,

-неоправданно завышенные налоги,

-стоимость выполнения законов и нормативов,

-картели и монополии и, наконец,

-препятствия к выходу из бизнеса, например, отсутствие законодательства о банкротстве.

Себестоимость экономической деятельности включает временные и денежные затраты, а также бизнес-риск, которому подвергается бизнес в связи с невозможностью получить полную информацию и обеспечить свои права. Подобные условия экономической деятельности характерны для теневого сектора и могут быть вызваны следующими причинами:

-слабое обеспечение договорного права со стороны государства,

-неразвитая система прав собственности,

-ограниченный доступ к экономической и политической информации,

-коррупция.

В странах переходного периода большинство малых предприятий не имеют возможности обсудить подобные бюрократические барьеры с властями, с одной стороны, и покрыть высокие издержки выхода на рынок, с другой. Если соблюдение законодательства делает бизнес нерентабельным, предприниматели вынуждены уходить в теневой сектор, чтобы сократить свои издержки. Зачастую они готовы отказаться от преимуществ, которые дает им легальный статус, и существовать в пространстве, ограниченном личными связями.

За пределами легальной экономики существуют самые разнообразные предприятия. Начнем с того, что необходимо различать неформальные (нелегальные) предприятия и криминал. Нелегальные предприятия производят разрешенную продукцию, но без необходимых лицензий и юридического статуса. Предприятия теневого сектора различаются по размеру, структуре и уровню производительности. Часть их операций может быть легальна, а часть - нелегальна. Некоторые настолько конкурентоспособны и рентабельны, что могли бы расшириться, если бы влились в легальную экономику, в то время как другие неэффективны и их доходов едва хватает, чтобы обеспечить свою деятельность.

Для типологизации разновидностей теневой деятельности мы берем три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики:[10]

— «вторая» («беловоротничковая»),

— «серая» («неформальная») и

— «черная» («подпольная») теневая экономика.

«Вторая» теневая экономика — это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей.

«Серая» теневая экономика — разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе либо самостоятельные производители сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензий, уплатой налогов и т . п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

 

1.3 Плюсы и минусы существования теневой экономики

 

Развитие общества связано с постоянными инновациями. Часто под ними подразумевают лишь чисто технические открытия; на самом деле не меньшую (а возможно, и большую) роль играют изобретения новых институтов (новых «правил игры»). Например, «изобретение» акционерных обществ имело для развития капиталистической экономики куда более важное значение, чем, например, изобретение паровой машины. Однако институциональное новаторство всегда наталкивается на сопротивление сторонников традиционных норм, составляющих большинство в любом обществе. Поскольку законодательные нормы призваны отражать волеизъявление большинства, рождение новых «правил игры», как правило, происходит с нарушением закона. Следовательно, институциональное новаторство обязательно включает конкуренцию старых формальных (законных) и новых неформальных (незаконных) практик.

Фридрих фон Хайек указывал, что «конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям. ..»[11]. Эта «конкуренция как процедура открытия» обязательно включает, таким образом, и конкуренцию легальной экономики с теневой.[12] Сам неформальный характер новых правил создает дополнительные издержки для их реализации, поэтому в конкуренции старых формальных и новых неформальных правил игры «выживают» лишь такие новые правила, использование которых обеспечивает сильные (а не чуть заметные) преимущества в сравнении с традиционным укладом. Сильнее всего эта инновационная роль теневой экономики проявляется при межсистемных сдвигах — при переходе от одной экономической системы к другой. Лучшей тому иллюстрацией является бурное развитие теневой экономики в последние десятилетия существования СССР.

«Открытие» советской теневой экономики произошло в 1970-е гг., когда зарубежные советологи начали изучать самостоятельную хозяйственную жизнедеятельность в странах «социалистического лагеря», приглушенную претензиями централизованного планирования на тотальный учет и контроль, но отнюдь не уничтоженную. «Первооткрыватели» подчеркивали, что фактически действующие механизмы экономики СССР заметно отличаются от формально провозглашенной модели, пропагандируемой в официальной советской прессе. Особенно любопытна концепция Арона Каценелинбойгена, в которой была представлена наиболее подробная классификация рыночных отношений в якобы тотально планируемом советском хозяйстве. В рамках предложенного им подхода теневые отношения выглядели не как аномалия, а как один из компонентов системы рыночных связей. «Советский опыт показал, в противовес марксистским ожиданиям, — писал автор статьи, — что плановая социалистическая система нуждается в элементах рынка. В самом деле, можно говорить о целом ряде [разновидностей] рынков, существующих в СССР»[13].

Таким образом, А. Каценелинбойген предлагал рассматривать советскую экономику как своеобразный синтез официально-плановых отношений с рыночными — легальными, полулегальными и совершенно нелегальными. Тем самым по существу ставился вопрос о скрытой многоукладности советского хозяйственного строя. В 1980-е гг. советологи вообще стали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированное в СССР фактически скрывалась экономическая система смешанного типа, где неформальное, неконтролируемое производство играло во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное.

Развитие в СССР 1960—1980-х гг. теневого рынка обычных товаров и услуг прививало «простому советскому человеку» некоторые элементарные представления о рыночных отношениях: надо строить с людьми отношения взаимовыгодно, по принципу «ты — мне, я — тебе»; деньги — великий соизмеритель; купля-продажа должна осуществляться в ситуации выбора и по взаимному согласию сторон. Поскольку в советской системе участниками нелегальных рыночных отношений был буквально каждый, то эта тотальность теневых рыночных связей облегчила рыночную модернизацию 1990-х гг. — многие рыночные институты (например, посредническая торговля) не рождались на пустом месте, а всего лишь трансформировались из теневых в легальные. Именно советская теневая экономика, а не «вылазки» малочисленных диссидентов, сыграла главную роль в подготовке перехода от командной экономической системы к рыночному хозяйству.[14]

Теневая экономика является «застрельщиком» не только межсистемных, но и внутрисистемных сдвигов. Можно вспомнить, например, что переход от капитализма свободной конкуренции к «монополистическому» капитализму был ознаменован в США (как и в иных странах) деятельностью «баронов-разбойников» (типа Джона Рокфеллера или Джона Моргана) , едва ли не демонстративно нарушающих законы.

Развитый теневой сектор является причиной серьезных отрицательных экономических, политических и социальных последствий. Примеры таких последствий перечислены ниже.

Отсутствие демократических принципов в законотворческом процессе. Граждане, исключенные из легальной экономики, не имеют возможности донести свои требования до властей и не включаются в официальную статистику, а значит, государственная политика практически не учитывает нужды этой категории граждан.

Нерациональное распределение ресурсов. Плохо разработанное законодательство мешает рациональному распределению ресурсов. Необеспеченные права собственности препятствуют формированию нового капитала, необходимого частному сектору.

Снижение производительности. Производство в теневом секторе, как правило, осуществляется неквалифицированной рабочей силой, а современные технологии не используются.

Снижение налоговых поступлений. Сложные, высокозатратные системы государственного регулирования и налогообложения влекут за собой высокий процент нарушений законодательства. В результате сокращаются бюджетные поступления, подрывается способность государства обеспечивать своих граждан социальными услугами.

Ограниченный доступ к общественным услугам. Теневые предприятия и население, занятое в теневом бизнесе, часто не имеют доступа к государственным коммунальным услугам и другим видам государственных услуг. С другой стороны, налогоплательщикам приходится платить «за двоих», если «теневики» подключаются к коммунальным услугам нелегально.

Слабая власть закона. Теневому бизнесу, из-за его нелегального положения, закрыт доступ к правосудию. Одновременно с этим легальные предприятия страдают от неравной конкуренции со стороны «теневиков». Высокая себестоимость экономической деятельности и отсутствие прозрачности приводят к коррупции, перекрывая путь правосудию.

Высокий процент бедности. Работники, занятые в теневой экономике, как правило, зарабатывают меньше своих легальных коллег из-за более низкой производительности. Теневым предпринимателям закрыт доступ к банковским кредитам и прочим экономическим возможностям. Чрезмерно строгое трудовое законодательство не дает легальным предприятиям расширять персонал.

 


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

2.1 Основные методы измерения

 

В экономической литературе предложено несколько подходов в оценке размеров теневой экономики, которые можно разделить на три категории: микроэкономический, макроэкономический, а также методы программного моделирования.

Микроэкономические (или прямые) методы основаны на обзорах и примерах, взятых из добровольных опросов экономических агентов, налоговых проверок и иных методов проверки соответствия требованиям законодательства. Микроэкономические методы позволяют изучить структуру теневой экономики, поскольку оперируют не агрегированными индикаторами, а базовыми статистическими данными. Однако эти методы обычно приводят к заниженным оценкам размеров теневой экономики в связи с преднамеренным сокрытием информации респондентами и по иным причинам.

Макроэкономические методы охватывают монетарный подход и методы, основанные на анализе какого-либо макроэкономического индикатора. Примером использования макроэкономического индикатора является метод потребления электричества (или метод физического потребления). Эмпирические исследования показали, что размеры экономической активности и объем потребления электричества в различных странах мира связаны друг с другом эластичностью, обычно близкой к единице.

Фундаментальной идеей монетарного подхода является изучение взаимосвязей между изменениями в денежной сфере и официальными оценками ВВП. Данный метод основан на жестких допущениях, касающихся объема трансакций и официального ВВП, налогового бремени, отношения между объемом наличных денег и депозитов. Практически все они предполагают наличную природу трансакций теневой экономики и постоянство скорости обращения денег. Как только необходимые допущения и гипотезы сформулированы, все процессы в монетарной сфере, выходящие за рамки определенной модели, ассоциируются с несовершенством оценок официального ВВП, то есть теневой экономикой.

Следует отметить также, что все макроэкономические методы склонны давать завышенные оценки, поскольку очевидно, что некоторые изменения в анализируемых переменных могут быть вызваны не толькоразвитием теневой экономики. Основным элементом критики макроэкономических методов, следующим из данного наблюдения, является их концентрация на одном, возможно, наиболее важном, индикаторе или причине развития теневой экономики.

Метод программного моделирования пытается обойти данный недостаток. В нем теневая экономика рассматривается как ненаблюдаемая и недоступная для прямого измерения переменная. Моделирование использует наблюдаемые индикаторы для получения оценок ненаблюдаемых переменных.