Теневая экономика. 53

Введение

 

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда  масштабы экономического явления и  степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта  проблема “теневой” экономики, которая  охватывает все сферы жизнедеятельности  общества.

Теневой сектор экономики  представляет  интерес, прежде всего  с точки зрения всего влияния  на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений  процессов: формирование и распределение  дохода, торговли, инвестирования и  экономического роста в целом. Это  влияние теневых отношений в  России настолько велико, что представляет опасность для экономической  безопасности и суверенитета государства  в целом, что   совершенно  очевидна необходимость их анализа.

В последнее время термин «теневая экономика» употребляется достаточно часто. И потому, наверное, что встречается  он в ряду таких негативных явлений, как рост преступности, ухудшение  экологической обстановки, многие считают  его  «новообразованием» последних  лет.

До настоящего времени  не существует единого понятия теневой  экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и  у разных авторов. Для каждой категории  населения понятие теневой экономики  различно. Для одних это подпольные цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики. Поэтому так важно разобраться, что же на самом деле представляет собой теневая экономика.

Цель данной работы –  дать определение теневой экономике, изучить ее структуру, оценить масштабы теневой экономики  в России и в мире, а также рассмотреть основные методы борьбы с теневой экономической деятельностью.

1. Понятие «теневой» экономики и ее структура

     В Государственной стратегии экономической безопасности РФ среди критериев состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности России, названы: создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные институты власти.

     Участие в распределении и перераспределении национального богатства, доходов государственного бюджета обеспечивает значительно большие выгоды экономическим агентам, нежели любая хозяйственная деятельность. Такая деятельность получила название «теневой» экономики. В литературе закреплены подходы для определения этой категории, основные из них следующие:

        1)Теневая экономика рассматривается как запрещенные виды деятельности;

        2)Теневая экономика определяется как незаявленные и скрытые виды экономической деятельности;

        3)Теневая экономика трактуется как всяческая экономическая деятельность, которая по тем или иным причинам не учитывается официальной статистикой, не включается в валовой внутренний продукт, «ускользает» от налогообложения.

    Теневая экономика как угроза национальной безопасности представляет собой совокупность отношений между отдельными индивидами, группами индивидов, между институциональными субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, результаты которых по тем или иным причинам не учитываются офи- циальной статистикой и не облагаются налогами.

Функционирование  «теневой» экономики содержит в себе потенциальную и реальную угрозу экономической безопасности государства. Теневая экономика оказывает влияние на протекание большинства обычных, «нормальных» экономических процессов — распределение и формирование дохода, международная торговля, инвестирование и экономический рост в целом. При выявлении особенностей «теневой» экономики учитываются различные факторы, которые «провоцируют» исследователей данной проблемы вводить в оборот различные определения. К таким критериям относят следующие:

  • фискальные (налоговые) интересы государства;
  • реальная оценка размеров ВНП;
  • характер взаимодействия или поведения хозяйствующих субъектов;
  • юридические параметры.

В соответствии с этими критериями выделяют «криминальную», «некриминальную», «неофициальную», «фиктивную», «неформальную» экономику.

Минимизация налогообложения сама по себе не является мошеннической операцией и не всегда относится к сфере «теневого» бизнеса. Все зависит от применяемых методов. В любой системе налогообложения имеется множество специфических для нее лазеек законного уменьшения налогов. Причем эти специфические методы снижения налогов часто не могут быть реализованы в других системах налогообложения. Налоговое законодательство совершенствуется во всех странах. Под совершенствованием понимается, прежде всего, ликвидация возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Налоговым инспекциям хорошо известен ряд методов сокрытия доходов:

  • — открытие в различных банках нескольких расчетных счетов и проведение через них расчетно-денежных операций, не в полной мере отраженных в бухгалтерском учете;
  • использование трастовых, вексельных и иных счетов;
  • ведение «двойной бухгалтерии», работа с наличными деньгами и сокрытие таким образом выручки и доходов от налогообложения;
  • регистрация предприятий в одном районе (городе), а открытие счетов — в банках других районов или городов, уклонение от уплаты налогов как по месту регистрации, так и по месту ведения хозяйственной деятельности;
  • завышение себестоимости реализации продукции (услуг, работ) за счет затрат, не подлежащих отнесению к затратам;
  • занижение в официальных учетных и платежных документах по договоренности сторон стоимости выполненных работ (оказанных услуг) с проведением реальных расчетов наличными деньгами (без отражения в учетных документах).

В рамках «теневой» экономики можно выделить следующие типы операций:

  • полностью выводимые из-под бухгалтерского учета (в том числе проводимые как легальными, так и незарегистрированными хозяйствующими субъектами);
  • направленные на сокрытие части оборота, проводимые под видом других операций. Здесь хозяйственная деятельность чаще всего сопряжена с сокрытием или уходом от уплаты налогов, таможенных и других платежей.

Анализ  теневой экономики по юридическим  параметрам, с точки зрения ее законности, отношения к правовым нормам, дает возможность выделения «криминальной» («черной») и «некриминальной» («серой») экономики. В «черной» экономике скрывается сам факт экономической деятельности. В «серой» экономике скрываются доходы или расходы.

Криминальную  экономику образуют незаконное производство, скрытое производство и корыстные  преступления. К незаконному производству относят прямо запрещенные законом  виды деятельности, организованные в виде бизнеса. Нелегальные предприятия предполагают производственный процесс, так как их продукты и услуги имеют эффективный рыночный спрос. К такого рода экономической деятельности относятся:

  • производство и продажа оружия;
  • наркобизнес;
  • контрабанда;
  • азартные игры;
  • проституция и т. д.

При изучении преступной, криминальной экономики целесообразно различать организованную по определенным принципам экономику криминального бизнеса и криминальные предприятия, организованные по типу легальных фирм. Деятельность организованной преступности во многом основана на продаже запрещенных товаров и услуг, в основном, потребительского характера. Причинами нелегальности их производства являются нежелание платить налоги, высокие цены трансакций, высокие расходы на соблюдение техники безопасности. Одни черные рынки считаются «организованными», другие - нет.

Одной из форм преступного бизнеса является рэкет, который рассматривается как бизнес, основанный на запугивании и выступающий в таких видах, как вымогательство и криминальная монополия. Вымогательство означает эксплуатацию чьего-либо бизнеса, которому угрожают насилием или криминальной конкуренцией. Криминальная монополия есть использование криминальных средств для ликвидации конкуренции (уничтожения или запугивания конкурентов).

Что касается образования и функционирования криминальных предприятий, то наиболее распространенными причинами этих процессов выступают: высокие технологические издержки, которые делают невозможным мелкий бизнес; возможность взвинчивания монопольных цен (спрос на нелегальные товары и услуги неэластичен, поэтому при увеличении цен прибыль растет, несмотря на сокращение производства); чем крупнее фирма и, особенно, чем выше ее доля на рынке, тем ниже производимые ею «внешние издержки» (лоббирование, налаживание связей с правоохранительными органами и т. д.) и др.

Скрытое производство охватывает деятельность, обычно разрешенную законом, но которая  становится незаконной, если осуществляется производителями, у которых нет  на это права (услуги врачей, не имеющих  диплома); либо является законной и  выполняется производителями, имеющими на это право, но скрывающимися от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды и т. д.

«Неформальный» (неофициальный) сектор экономики объединяет некорпорированные предприятия, действующие обычно на законном основании (например, индивидуальное строительство собственными силами), и предприятия с «неформальной занятостью», то есть те, на которых отношения между работодателем и наемным работником не закреплены каким-либо договором или другими юридическими документами. Речь, в первую очередь, идет о сфере вторичной занятости, позволяющей гражданам выживать в трудных для них экономических условиях. Многие работают по совместительству в нескольких местах без официального оформления. При этом дополнительные заработки уходят из-под налогообложения. В этом случае «неформальная» экономика трактуется также как совокупность неформальных связей между субъектами.

По  характеру результата экономической  деятельности различают продуктивную «теневую» экономику, включающую производство как традиционных товаров и услуг, так и удовлетворяющих деструктивные потребности, которые ведут к деградации личности, а также непродуктивную (фиктивную) экономику, которая выражается в неправомерном распределении доходов или активов в рамках официальной экономики. Увеличение доходов в рамках «фиктивной» экономики происходит в результате приписок, хищений, взяточничества, мошенничества, обмана покупателей, выпуска некачественной продукции и т. д. «Фиктивная» экономика тесно связана с поиском субъектами выгоды, получением «ренты», обусловленными особым положением в системе складывающихся экономических неформальных связей. Наряду с естественной рентой, имеющей место в любой экономике, появляется многочисленная группа искусственно созданных рент, детерминированных следующими факторами:

  • обеспечением для определенной группы предприятий необоснованного особого (льготного) режима функционирования;
  • неравными условиями участия различных хозяйствующих субъектов в приватизационном процессе;
  • правовой и экономической неотрегулированностью отношений собственности;
  • правом политических и бюрократических структур влиять на принятие решений по распределению материальных благ, доходов, собственности. По характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования выделяют несколько групп теневых экономических отношений: индивид — организация, индивид — государство, организация — организация, организация — государство, индивид — индивид.

По  отношению к официальной экономике  анализ «теневой» экономики может  быть проведен по следующим критериям:

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Критерии типологизации теневой экономики:

Основные признаки

«Вторая теневая» экономика

«Серая теневая» экономика

«Черная теневая» экономика

Субъекты

Менеджеры официального сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники   .

Объекты

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных  товаров и услуг

Производство запрещенных и  дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой

Неотрывна от официальной экономики

Относительно самостоятельна

Автономна по отношению к официальной  экономике




 

   В анализ «теневой» экономики целесообразно включить такой критерий, как стадии общественного производства. Различают теневое производство — незаконное, неучтенное, скрытое, производство мелких производителей, выпуск некачественной продукции, нерациональное использование производственных ресурсов и др.; теневое распределение — незаконное распределение доходов, спецраспределение, хищение государственного имущества, преступление против личной собственности граждан и т. п.; теневой обмен — противозаконная торговля, обман покупателей, реализация незаконно произведенной продукции и др.; теневое потребление — удовлетворение асоциальных потребностей, потребление имущества, добытого незаконным путем, незаконное пользование услугами и пр.

По  видам рынков теневые процессы осуществляются на рынках предметов потребления, средств производства, рабочей силы и рабочих мест, информации и технологий, капитала и др.

По  отраслевому признаку теневая экономика  подразделяется на экономику промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и пр. Например, в сфере торговли выделяют продажу фальсифицированной/контрафактной продукции, контрабанду, сговор с таможенными органами и др. В финансово-кредитной сфере — финансовые пирамиды, отмывание «грязных» денег, финансовые махинации под эгидой различных некоммерческих фондов и пр. В сфере услуг — деятельность фирм-однодневок, взятки за обучение, платное написание курсовых, дипломных работ и др.

Еще один критерий — юридический статус, который позволяет выделить экономические субъекты как зарегистрированные, включенные в официальный реестр, но имеющие скрытое производство, так и незарегистрированные, к которым относят: физических лиц, производящих товары или оказывающих услуги домашним хозяйствам и предприятиям за плату наличными деньгами или натурой, но не зарегистрированных как предпринимателей; лиц, оказывающих платные домашние и другие услуги населению (уборка, стирка, репетиторство и др.); «подпольные предприятия», производящие легальные товары и услуги, но не числящиеся в учете и практически не поддающиеся непосредственному статистическому наблюдению.

«Теневую» экономику можно рассматривать  на микро- (на предприятии, в учреждении, в организации) , мезо- (в отраслевом разрезе), макро- (в рамках национальной экономики) и мегауровнях (международная/мировая экономика). Лидирующее положение в мировой «теневой» экономике занимают финансовые экономические преступления в банковской и корпоративной сферах, наркобизнес, проституция, торговля «живым товаром», порнобизнес, нелегальная торговля оружием, «отмывание грязных денег», коррупция. Так, например, предметом обсуждений на международных встречах стала такая сложная и серьезная проблема, как коррупция, которая в конце XX века международным сообществом была объявлена «глобальной проблемой». Общественная некоммерческая организация «Transparency International» проведя социологический опрос бизнесменов, аналитиков рынка и обычных граждан, разработала «индекс восприятия коррупции» (ИВК), значение которого колеблется от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции). Этот индекс был присвоен 180 странам, оценка некоторых из них приведена в таблице:

 

«Индекс восприятия коррупции за 2008 год»

№ н/п

Страна

ИВК

№ п/п

Страна

ИВК

1

Финляндия

9,0

11

Россия

2,1

2

Исландия

8,9

12

Азербайджан

1,9

3

Дания

9,3

13

Камерун

2,3

4

Новая Зеландия

9,3

14

Грузия

3,9

5

Сингапур

9,2

15

Таджикистан

2,0

6

Швеция

9,0

16

Мьянма

1,3

7

Нидерланды

8,9

17

Парагвай

2,4

8

Австралия

8,7

18

Гаити

1,5

9

Норвегия

7,9

19

Нигерия

2,7

10

Швейцария

9,0

20

Бангладеш

2,1




 

 

Коррупция — 

1)сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также подкуп и продажность общественных и политических деятелей;

2) обобщенное наименование преступлений, состоящих в использовании 
должностными лицами, политическими и общественными деятелями прав, связанных со служебной деятельностью, в целях личного обогащения в ущерб государству и обществу, а также отдельным лицам. 

Взяточничество  в международной практике обычно носит скрытый характер. Доказать факт взятки очень трудно. Один из способов взяточничества — оплата услуг разного рода консультантов, агентов, посредников, а также официальных лиц за рубежом. Одни страны относят к взяточничеству все случаи дачи взятки, когда целью было извлечение выгоды или пользы для взяткодателя; другие — лишь случаи, где приманкой были деньги или собственность.

Классификация различных видов взяток в соответствии с исследованием «Разрабатываемые стандарты международной торговли и инвестиций» (США) выглядит следующим образом:

  • плата за услуги должностным лицам — вымогателям;
  • выплаты правительственным, государственным высшим должностным лицам с целью заручиться их доброй волей и обязательством создавать благоприятный режим в будущем;
  • выплаты чиновникам с целью содействовать принятию необходимого фирме (национальной или иностранной) решения, одобрения сделки или заказа.

Взятки  выплачиваются в различных формах: наличными деньгами, путем косвенных выплат, путем взносов в фонды партий и др.

 

 

К основным мотивам взяточничества относят:

  • обеспечение начала бизнеса, который в противном случае не мог бы начаться;
  • устранение конкурентов будущего предприятия;
  • облегчение доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе рассчитывать, но не могли их своевременно получить по прихоти чиновника;
  • уменьшение задолженности по налоговым платежам;
  • разрешение на повышение регулируемых цен;
  • вынужденная дача взяток (например, обеспечение безопасности своих работников).

В качестве причин, способствующих развитию коррупции, обычно называют:

  • несовершенство законов;
  • бюрократизацию общественной жизни, возрастание численности чиновничества;
  • организационное усложнение предпринимательства, рост числа посредников;
  • отсутствие у предпринимателей рыночной культуры в цивилизованных отношениях;
  • изменение стандартов законных требований к методам хозяйственной деятельности;
  • отсутствие или несоблюдение элементарных морально-этических норм.

Любая предпринимательская деятельность имеет своей целью систематическое  извлечение прибыли. В сфере нелегальной  предпринимательской деятельности важной представляется легализация доходов — деяние, представляемое самостоятельным преступлением в большинстве стран мира. Отмывание «грязных» денег или, как его называют юристы, «легализация доходов, полученных преступным путем», — это превращение доходов от нелегального бизнеса (проституции, торговли оружием или наркотиками) или просто таких доходов, с которых не заплачены налоги, в «чистые деньги», то есть такие деньги, которые можно было бы представить как честно заработанные, — является одним из крупнейших видов бизнеса в мире. В литературе «отмывание денег» определяется как:

  • внешнее преобразование или трансформация собственности при знании, что ее источником явилось серьезное преступление, в целях сокрытия или маскировки незаконного происхождения собственности;
  • содействие любому лицу, имеющему отношение к совершению преступления или преступлений для уклонения от законных последствий его деятельности;
  • сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, характера, перемещения прав, имеющих отношение к какой-либо собственности или владению этой собственностью, при знании, что такая собственность явилась объектом серьезного преступления.

Анализ  практики отмывания «грязных» денег  показывает, что истинно новых методов за последнее время не появилось, при отсутствии новых методов продолжаются относительные изменения в традиционных. В этом отношении зоной максимального риска остается банковская сфера, так как с ней связаны наиболее очевидные способы отмывания денег:

  • депонирование крупных денежных сумм на счета в банке с целью последующего перевода другому лицу за рубеж;
  • «смарфинг» (структурирование депозитов), предполагающий открытие депозитов на небольшие суммы;
  • открытие счетов на родственников, помощников и иных лиц;
  • использование цепочки последовательных переводов денег со счета на счет;
  • использование фиктивных компаний, инкорпорированных под другой юрисдикцией (например, в оффшорных зонах), и многое другое.

В специфических  условиях юридического запрета существует наркобизнес — производство и  распространение немедицинских психоактивных средств. Мировой размах наркобизнеса давно уже позволяет говорить о нем как об особенной экономической отрасли, где присутствуют отношения собственности, механизм формирования спроса и предложения, ценообразование и прибыль, трансакционные издержки, институциональная организация.

В наркобизнесе стратегия постоянной войны с законом требует более тесной интеграции и создания крупных экономических объединений — корпораций и картелей, в которых сосредоточиваются значительные ресурсы и появляется возможность их планируемого и координируемого использования, особенно при крупных операциях. Такие объединения нужны не для собственно производства наркотика, а для производства самой возможности производить, продавать и потреблять наркотики в условиях юридического запрета. Незначительное место собственно производства наркотиков в общеотраслевой структуре наркобизнеса хорошо видно при рассмотрении состава рыночных цен: факторы, непосредственно вовлеченные в производство наркотиков (земля, труд, капитал, предпринимательские усилия), весьма дешевы, оптовые цены страны-производителя держатся на уровне цен недорогих лекарств, розничные же цены в стране потребителя — на два порядка выше. Розничная цена наркотиков столь высока только потому, что она компенсирует реальные издержки, которые несут или рискуют понести операторы на каждом этапе движения запрещенного товара. Чем выше риск, тем выше издержки по обеспечению безопасности рыночных операций, издержки по сохранению прав собственности операторов (трансакционные издержки).

Наркобизнес по типу отраслевой структуры напоминает естественную монополию. Стабильная и надежная поставка наркотиков в условиях запрета требует больших постоянных затрат на строительство и обеспечение деятельности разветвленной инфраструктуры. Предельные издержки, связанные с поставкой дополнительных единиц наркотиков по отлаженным каналам, относительно малы. Очевидно, что относительно малые предельные издержки при огромных постоянных издержках явно указывают на экономическую неэффективность дробления отрасли на конкурирующие компании. Считается, что в наибольших масштабах «наркоденьги» целесообразно инвестировать в высокодоходные легальные сферы экономики, например в строительный бизнес или добычу и транспортировку нефти, в биржевые спекуляции.

Таким образом, рассмотренные классификационные  критерии дают возможность комплексного изучения «теневой» экономики, когда  она может анализироваться как в целом, так и по отдельным составляющим, что зависит от целей конкретного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка масштабов теневой экономики в России и в мире

 

Теневая экономика характерна для всех типов экономических систем. Ее масштабы значительны как в развивающихся, так и развитых странах. Однако следует подчеркнуть тот факт, что в развитых странах в большей степени развит теневой сектор экономики, в то время как в развивающихся и переходных — неформальный.

Во  второй половине 1990-х гг. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 15 % ВВП, в  странах с переходной экономикой — 23 %, в развивающихся — 39 %.

Среди развитых стран 1998 г. по этому показателю «лидировали» Греция — 29,0 % ВВП, Италия — 27,8 %, Испания — 23,4 %, Бельгия — 23,4 %. Значительны масштабы теневой экономики в Ирландии, Канаде, Франции — от 14,9 до 16,3 %. Более благополучными считались Австрия — 9,1 %, США — 8,9 %, Швейцария — 8,0 %.

Наиболее быстрый рост масштабов  теневого сектора наблюдается в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, в Германии в 2001 г. рост теневого сектора составил 3,5 %, в то время как рост ВВП — 1 %. Всего же теневой сектор составляет 16,5 % ВВП.

 По данным Европейской комиссии, удельный вес теневой экономики (ТЭ) в ЕС в  начале XXI века  колебался от 7 до 16%, в то время как в 70-е годы прошлого столетия  этот показатель находился в пределах 5%1.

Причины роста теневого сектора  в вышеперечисленных странах различны. Например, в Италии, где теневой сектор является неотъемлемой частью экономики, эксперты выделяют в качестве одной из глобальных причин его роста процесс децентрализации экономики и повышение общего объема экспортной торговли в центральных провинциях страны в 1960-х годах. Предприниматели, занимающиеся легальной экономической деятельностью, передавали субподряды на производство сырья лицам, занятым в теневом секторе, которые работали по принципу потогонной системы. Аналогичные причины рассматриваются и для Испании, в которой процесс децентрализации имел место несколько позднее, в начале 1970-х годов, также при одновременном увеличении экспортной торговли благодаря деятельности теневого сектора. Неспособность воспользоваться преимуществами новых технологий привела в Испании к снижению производительности в теневом секторе и живучести потогонных условий труда на легальных предприятиях.2

Последнее десятилетие XX в. было связано  с глубочайшими трансформациями  в постсоциалистических странах. Нестабильность как политической, так и правовой систем негативно сказалась на экономической сфере.

Наибольших масштабов теневой  сектор за первые пять лет реформ достиг в Азербайджане и Грузии — соответственно 60,6 и 62,6 % от ВВП. Далее следовала  Россия — 41,6 %, за ней с незначительным отрывом Болгария — 36,2, Молдова — 35,7, Латвия — 35,7, Казахстан — 34,3 %.

Сегодня в соответствии с  экономическим кризисом ломаются устоявшиеся  экономические тенденции в Европе. Впервые за 15 лет теневой сектор экономики ЕС начал расти. Сейчас объем теневой экономики в  целом по Европе оценивается на уровне 20% ВВП.3 В четырнадцати наиболее развитых странах ЕС ожидается рост на 0,3—0,9%. Об этом говорится в исследовании австрийского академика Фридриха Шнайдера, авторитетного эксперта в области теневой экономики. Активизация неофициальной экономики во многом обусловлена ростом безработицы и нелегальной занятости, что, по мнению ряда специалистов, ведет к увеличению бедности. Впрочем, профессор Шнайдер утверждает, что, если теневая экономика на Западе достигнет 25% ВВП, средний уровень жизни рядовых граждан качественно улучшится.