Теневая экономика. 26

Содержание:

Введение 3            

Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики  в России 6

1.1. Причины  развития “теневой” экономики  6

Глава 2. Формы  “теневой” деятельности 10

2.1. Виды  “теневой” экономики, связанные  с особенностями экономической  либерализации в России 12

2.2. Условия  формирования “теневой” экономики  20

2.3. Формирование  “теневой” экономики в финансовой  и банковской сфере 21

2.4. Рынок  ценных бумаг 24

2.5. Пенсионное  обеспечение 25

Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 26

3.1. Основные  причины ухода предприятий в  теневую экономику 26

3.2. Факторы  увеличения объема “теневой”  экономики 27

3.3. Негативные  последствия экономики переходного  периода 29

3.4. Стабилизирующее  влияние “теневой” экономики  33

3.5. Дестабилизирующее  влияние “теневой” экономики  34

3.6. Что сильнее  - факторы стабилизации или дестабилизации? 37

3.7. Структура  “теневой” экономики 38

3.8. Понятие  отмывания денег, полученных преступным  путем 41

3.9. Основные  цели легализации доходов, полученных  преступным путем 44

3.10. Операции, подобные отмыванию денег 45

3.11. Теневая  экономика и налоговая преступность 46

3.12. Неучтенные  операции 47

3.13. Сокрытие  части оборота 49

3.14. Псевдооперации 49

Глава 4. Пути ограничения роста “теневой”  деятельности на экономику России 51

4.1. Практикуемые  подходы к “высветлению” “теневой”  экономики 51

4.2. Проблемы  ослабления “теневой” экономики  55

4.3. Создание  правовых экономических условий  по сокращению “теневой” экономики  68

Заключение 73

Список использованной литературы 75 

Введение

   Теневая экономика - одна из самых сложных  проблем современной России и  всего мира, в том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует  человечеству на протяжении веков.

   В различных странах используются следующие термины: "неофициальная", "подпольная" и "скрытая" экономика (англоязычными авторами); "подземная", "неформальная" (во французских  изданиях), "тайная", "подводная" (в работах итальянских специалистов); "теневая" (в немецких источниках). В зарубежной экономической и  социологической литературе нет, впрочем, не только единого термина, определяющего  явление, но и однозначного понимания  самого феномена. В России для обозначения  рассматриваемого феномена также используются разные термины: "нелегальная", "подпольная", "криминальная", "неформальная", "теневая" и т.п. Предпочтительным представляется термин "теневая экономика", которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами.

   “Теневая” экономика представляет собой очень  трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, так как практически  вся информация, которую удается  получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению  не подлежит.

       Многие  российские  специалисты,  как  правило,  склоняются  к  тому, что теневая экономика охватывает три сектора:

  • Подпольный  бизнес   –   запрещенные   законом   виды   экономической деятельности: торговля оружием и наркотиками, рэкетирство, убийства на заказ и т.п.
  • Неофициальная экономика – легальные виды  экономической  деятельности, где  производство  товаров  и   услуг   не   фиксируется   официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.
  • Фиктивная  экономика  –  экономика  приписок,  спекулятивных  сделок взяточничества, мошенничества и т.п.

   Влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно  очевидна необходимость их анализа.

   Актуальность  проблем не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

   В условиях криминализованной экономики  возрастает потребность в комплексном  изучении теневой, скрытой от регистрации  и противоправной экономической  деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так  и экономических наук. 

   Цель  данной работы – выявить основные причины и предложить способы  ограничения роста теневого сектора  в экономике России.

 Для достижения  цели необходимо решить задачи:

  • Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
  • Выявить формы теневых операций.
  • Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
  • Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
 
  • Глава 1. Причины развития “теневой” экономики

     Становление современной “теневой“ экономики  в России можно отнести на конец 60-х - начало 70-х годов. Именно в это  время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции как первоначальной формы нелегального бизнеса. Главные причины ее развития - опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного  наполнения потребительского рынка, государственный  волюнтаризм при установлении розничных  цен, которые, как правило, не отражали общественно-необходимые затраты  труда на производство товаров, система  натурального распределения материальных благ.

   Становление “теневой”“ экономики происходило  на фоне борьбы факторов как сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов. К сдерживающим факторам можно отнести следующие:

  • низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка;
  • отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;
  • жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;
  • массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;
  • ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

К стимулирующим  факторам относятся:

  • рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;
  • опережающая динамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;
  • прогрессирующий рост надежных накоплений у населения;
  • возрастающее желание “овеществить“ денежные средства, как способ спасения их от инфляции;
  • сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в “теневой”“ бизнес;
  • накопление относительно больших средств в руках дельцов “теневой“ экономики и сращивание ее с уголовной преступностью;
  • естественное стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу “теневого“ бизнеса;
  • монополизм в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя - населения.

   К 80-м годам  “теневая“ экономика быстро прогрессировала. Возросла коррумпированность государственных  чиновников. Появились организованные преступные группы, тесно связанные  с “теневиками“.

   Чрезвычайно высокими темпами росли обороты  “черного“ рынка. Часть отраслей, ориентированных на оказание услуг  населению, “почернела“ практически  полностью - ремонт автомобилей, продажа  строительных материалов, мебели, строительство  домов, ремонт жилищ.

   Одним из главных  стимулов резкого рывка в развитии “теневой”“ экономики на фоне общей  экономической стагнации явился известный указ 1985 года о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Отрицательное  влияние его на социально-экономическую  обстановку в России трудно переоценить. Благодаря этому решению из потребительского рынка был почти изъят один из самых массовых товаров народного  потребления, приносивший фантастические доходы государству. В государственном  бюджете образовалась дыра, которую  заполнить было нечем. Из-за снижения общего предложения товаров и  услуг при одновременном росте  личных доходов резко возросло давление на потребительский рынок. Повсеместно  расцвела спекуляция винно-водочными  изделиями. Население активно и  во всех расширяющихся масштабах  стало заниматься самостоятельным  производством алкоголя, резко выросла  продажа самогона.

   Одно из самых негативных последствий указа  состоит в том, что благодаря  ему дельцы “теневого“ бизнеса  сконцентрировали в своих руках  огромные средства. Их влияние на экономику  резко возросло, власть государства  заметно снизилась. Дельцы “теневого“ бизнеса смогли организовывать искусственный  дефицит определенных товаров. Так, летом 1990 года были закрыты на ремонт от половины до двух третей всех табачных фабрик одновременно. Предложение упало, к нормальному спросу добавился  ажиотажный, цена на табак у спекулянтов  стремительно взлетела, а их доходы оценивались в миллиардах рублей.

   Принятые  несколько ранее законодательные  акты о развитии кооперации и индивидуальной трудовой деятельности тоже стимулировали  рост “теневой”“ экономики, так как  дали реальную возможность отмывать “грязные деньги“ без особого  риска.

   В конце 80-х  годов начавшиеся межнациональные  конфликты резко подняли спрос  на оружие и боеприпасы - увеличились  хищения их с военных объектов, предприятий-производителей. Прогрессирующими темпами стало расти незаконное производство и торговля оружием.

   Неудачи реформы  цен в апреле 1991 года привели к  полному развалу потребительского рынка, повсеместному и всеобъемлющему дефициту, неконтролируемости денежной эмиссии. “Черный“  рынок укрепил  свое влияние в торговле традиционными  для этого сектора экономики  товарами (алкоголь, табак, мебель, видеотехника, автомототехника, импортная одежда и обувь, косметика), оказании услуг (ремонт автомобилей, строительство  домов и построек). А к середине 1992 года начался захват позиций по всему спектру товаров и услуг, в том числе и на продовольственном рынке.

   Ослабление  правоприменительной практики, особенно по экономическим преступлениям, также  сказалось на росте “теневой”  экономики. Судя по зарегистрированным органами МВД преступлениям, преступность стала иметь более корыстную направленность, чем раньше, и эти процессы продолжают нарастать. Вместе с тем население практически перестало доверять правоохранительным органам и все реже стало обращаться к ним за помощью.  

  • Глава 2. Формы “теневой”  деятельности

   Главными  и наиболее типичными формами  “теневой” экономической деятельности являются следующие три блока:

  • законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать.
  • законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид “теневой” экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть “теневой” экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;
  • нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид “теневой” экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.

   Госкомстат  России учитывает в своих расчетах только два первых вида “теневой”  экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и  преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту  часть “теневой” экономики можно  называть неформальной экономикой.

   Вместе  с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми  и нефинансовыми активами, которые  не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не связанные с производством  любых товаров и услуг, но ведущие  к перераспределению национального  богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны  одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой.

   По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, “теневая” экономика  составляет порядка 40-45 % к ВВП.

   Применительно к неформальной экономике стоит  задача “ее вывода из тени“ путем  создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической  деятельностью.

   Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические  условия, позволяющие и стимулирующие  незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными  органами и пресечь.

  • 2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России

   Главной причиной роста “теневой” экономики в  России, по мнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря, из всего набора “экономических свобод“ (свобода конкуренции, свобода  ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (также необходимое  для нормальной работы рыночного  механизма, например, продавать и  покупать землю) - нельзя. С начала преобразований возник раскол между государством и  обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у  них возникло стремление полностью  исключить какие-либо контакты с  государством и чиновниками. Население  и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего  в неформальные отношения, как с  частными лицами, а с государством - иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять  властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может  оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию “теневой” экономики и  явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.

   Первая  особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике.

   Вторая  особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор “теневой” экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирм разворовывают или “прокручивают“ государственные деньги. Далее эти деньги “отмываются“, вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных “уполномоченных“ компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Функционирование компаний подобного типа - источник “теневой” активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без “уполномоченных“, вынуждены им платить. Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста “теневой” экономики.

   Третья  особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

   Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально  РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“  и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи  и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной  информации. Это - “квазичастные“ фирмы, представляющие собой гибрид частной  компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые  секторы современной экономики  России. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития “теневой” деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

   Новая форма  монополизма - монополизм “снизу“  как надстройка над частной рыночной активностью. Это - система “крыш“, которые делят между собой  тот или иной рынок. “Крыша“ - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Экономический смысл деятельности “крыши“ - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли  на рынке за счет ограничения числа  допущенных на него субъектов (производителей, торговцев, посредников и др.). Таким  образом, часть прибыли “крыша“  забирает у других участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог.

   Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить “командные высоты“ в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в “тень“. В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста “теневой” деятельности.

   Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были “отпущены“, введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности. Значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

   Шестая  особенность - неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью, во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами.

  • 2.2. Условия формирования “теневой” экономики

   Условия для  “теневой” экономики формируются  общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность  получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития “теневой”, в том числе криминальной экономики.

   Большое внимание проблемам “теневой” экономики  уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество  различных методов количественной оценки масштабов “теневой” экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов  на основе расхождений в официальной  статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы  между официальным уровнем занятости  и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры “теневой”  экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).

   В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие  оценки масштабов “теневой” экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся  в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4 до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3 до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

  • 2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере

   В финансовой и банковской сфере развитию “теневой”  экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового  характера. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств  клиента.

   До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности  за нарушения предприятиями, организациями  и учреждениями условий работы с  денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:

  • за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
  • за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
  • за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
  • за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
  • Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
  • Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
  • Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
  • Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
  • Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.

   Сохраняется тенденция распространения мошеннических  операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с  незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением  разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз  за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в  зарубежные банки, использованием для  этих целей кредитных карточек, а  также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.