Теневая экономика, её предпосылки и институты

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет

имени М.Т.Калашникова»

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему «Теневая экономика, её предпосылки и институты»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:         студент гр. Б 02-511-1

Малкова М.О.

 

Научный руководитель:      к.э.н., доцент

Е.Б. Хоменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………….… 4

    1. Понятие и система ненаблюдаемой экономики………………………….. 4
    2. Неформальные институты теневой экономики…………………………… 8

2 ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИНСТИТУТЫ………………………………………. 15

2.1 Наркобизнес  как глобальная проблема XXI века……………………… 15

2.2 Основные  сегменты теневой экономики в  России……………………….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24

Список  использованных источников………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономической науке  есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления  и степень его изученности  были бы настолько несопоставимы. Эта  проблема теневой экономики, которая  охватывает все сферы жизнедеятельности  общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего  влияния на протекание большинства  обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа. На основе выше перечисленного рассматриваемая мною в курсовой работе тема является актуальной.

Цель работы - рассмотреть сектор теневой экономики его представителей и институты.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность, состав и подходы к анализу
  2. Рассмотреть основные институты теневой экономики
  3. Рассмотреть представителей теневой экономики

 

 

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПРОБЛЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

    1. Понятие и система ненаблюдаемой экономики

 

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, то есть запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей.

«Теневая» экономика, или, лучше сказать, ненаблюдаемая экономика,- явление, присущее всем странам мира. Сегодня  его следует рассматривать в  качестве мощного социально - экономического фактора. Национальная статистическая служба, формирующая основные макроэкономические показатели, призвана обеспечить измерение общего размера экономики страны вне зависимости от того, в какой степени респонденты сотрудничают с национальным правительством и со статистическим ведомством. Вот почему официальная статистика должна выявить взаимосвязи легальной экономики с её «теневым» сектором, институциональные особенности  национальной экономики, стимулирующие «уход» экономических агентов «в тень», типичные проявления «теневой» активности и способы сбора сведений о них. «Существует много областей экономики, где о качестве информации мы имеем лишь самое слабое представление, поскольку по ним вообще отсутствуют данные», - писал О. Моргенштерн [3, с. 7]. Именно поэтому статистические наблюдения должны быть ориентированы на получение оценок «масштабов действительной фальсификации в экономической статистике» с тем, чтобы иметь возможность корректировать макроэкономические характеристики. [3, с. 8].

Скрытое производство включает в себя законную деятельность, которая скрывается или приуменьшается с целью уклонения от уплаты налогов, взносы в социальные фонды, выполнения административных обязанностей (соблюдения трудового законодательства, требований безопасности, ведения отчётности и т.д.). Бесспорно надёжность измерений экономических процессов зависит от качества организации статистических наблюдений, но при этом нельзя не согласиться с О. Моргенштерном, когда он пишет, что « … результаты могут быть крайне сомнительными в основном из-за наличия той весьма существенной части информации, которая намеренно искажается из-за боязни платить налоги».

Неформальная деятельность осуществляется не корпоративными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам, для обеспечения дохода и занятости их членов, а также теми предприятиями, где отношения между нанимателем и работниками не оформлены юридически.

Для организации статистического  наблюдения следует учитывать различные типы институциональных единиц, участвующих в нерегистрируемой экономической деятельности:

·  национальные корпорации;

·  иностранные корпорации;

·  некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам.

Первые два типа делятся на крупные, средние и малые предприятия. Это деление не основано на юридических нормах, а ориентировано исключительно на реализацию статистических целей [3, с. 9].

В некорпоративных предприятиях, принадлежащих  домашним хозяйствам, выделяется:

·  домашние хозяйства, производящие продукты для собственного потребления;

·  домашние хозяйства, производящие товары и услуги на рынок;

·  зарегистрированные индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Главной действующей силой в  области ненаблюдаемой экономики  является население.

Взаимодействие населения (домашних хозяйств) и «теневой» экономики осуществляется следующим образом. Во-первых, домашние хозяйства производят затраты денежных средств (или обменные операции товарами и услугами) в секторах экономики, связанных с «теневой» деятельностью, т.е. в данном случае домашнее хозяйство выступает в роли потребителя продукции «теневой» деятельности. Во-вторых, домашние хозяйства получают доходы и осуществляют затраты труда в секторах связанных с теневой экономикой, иначе говоря, выступают в роли получателей доходов от «теневой» занятости и использования активов. В-третьих, домашние хозяйства представляют собой непосредственно часть «теневой» деятельности, осуществляемой некорпоративными предприятиями домашних хозяйств и не учитываемой официальной статистикой. Примерами последнего могут служить личное подсобное сельское хозяйство без продажи продукции, строительство для собственных нужд и др. Эти явления получили заметное развитие В России и других странах с переходной экономикой.

Учитывая высокую склонность населения  скрывать доходы, можно смело утверждать, что подавляющая часть лиц, имеющих  вторичную занятость, не показывает свои доходы (по крайней мере, полностью) в налоговых декларациях и в статистической отчётности. Иначе говоря, вторичная занятость представляет собой тот социально-экономический феномен, который способствует развитию «теневой» экономики и, в свою очередь, зависит от степени её распространённости.

Аспекты изучения теневой деятельности:

Разработка методов измерения  теневой и нелегальной деятельности, в частности, важна не только для  получения представления о масштабах  и тенденциях развития теневой экономики, но и для повышения достоверности показателей официальной статистики. Этим определяются два аспекта в изучении теневой и нелегальной экономике:

-   оценка теневой экономической  деятельности государственной статистикой как компоненты национальной экономики;

-   изучение теневой экономической  деятельности как самостоятельного объекта.

Разработка первого аспекта  затруднена наличием ненаблюдаемой  неофициальной и нелегальной экономики, ошибками измерения, нехваткой методик, недостатками методов измерения.

Подходы к измерению нелегальной  экономической деятельности также  можно разделить на две группы:

- оценка нелегальной экономической деятельности как части теневой экономической деятельности;

- исследование отдельных составляющих нелегальной экономической деятельности.

Государственная статистика России использует понятие «ненаблюдаемая экономика», которое включает следующие элементы:

1.  Скрытая экономическая деятельность  – законная деятельность, преуменьшаемая с целью уклонения от уплаты налогов;

2.  Неформальная деятельность, то  есть деятельность индивидуальных  производителей, домашних хозяйств, которая не охватывается официальной  отчётностью;

3.  Нелегальная экономическая  деятельность, охватывающая производство товаров и услуг, запрещённое существующим законодательством. [2, с.9].

Неформальная экономика представлена, как правило, предпринимателями, уклоняющимися от налоговых платежей (полностью или частично). Рост масштабов нелегальной экономики может отражать и чрезмерную тяжесть налогового бремени. Поэтому во всех странах государство, с одной стороны, определяет оптимальный уровень налоговых платежей, а с другой – административными мерами преследует неплательщиков налога, поскольку эта неуплата препятствует проведению эффективной социальной политики (рост размеров пенсий, пособий, стипендий, развитие образования и здравоохранения, проведение природоохранных мероприятий и др.).

Криминальная экономика связана  с преступными источниками дохода (производство подделок, контрабанда, финансовые аферы, наркобизнес, сутенёрство, рэкет и т.д.), из которых самым социально опасным признаётся коррупция – взяточничество государственных служащих.

Коррупция делает государственное  регулирование экономики неэффективным, поскольку в результате её общественные средства распределяются и используются вопреки соображениям социальной целесообразности, исходя из размеров взятки. Социальная опасность коррупции в том, что она подчиняет ресурсы общества интересам преступного сообщества, поддерживает и защищает это сообщество. Поэтому борьба с коррупцией признаётся во всём мире в качестве основного условия социальной и экономической эффективности деятельности государственного аппарата (особая проблема здесь порождается тем, что борьбу с чиновничьей коррупцией должен вести сам чиновничий аппарат) [7, с.367].

 

1.2 Неформальные институты теневой экономики

 

Возникшие в основном после  распада СССР и прекращения руководящей роли КПСС, новые теневые институты - неоднородны. В их состав входят две основные группы.

Первая группа - институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур - политических, правовых, хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Поэтому сегодня есть все основания говорить о наличии "сквозных" теневых экономических институтов. Такими "сквозными" (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются: 1) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки); 2) теневой сбыт продукции; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) обналичивание; 5) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата; 6) теневые экспортно-импортные операции; 7) теневой отток капитала; 8) теневое инвестирование; 9) теневая занятость; 10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция. Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как "теневой нарост на теле" официальных, в том числе и государственных организаций. Остановимся подробнее на некоторых из них.  [1, с.15]

Нецелевое использование бюджетных средств - направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Наиболее часто это происходит в случае передачи средств федерального бюджета в регионы. Их использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления  1) решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории и 2) воровство государственных средств. В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства "отмываются" через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.

Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций.

Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее "место прикрепления" для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов.

Перечисленные выше теневые  институты различаются по выполняемым функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости совсем другая. Наличие функционально разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, "сквозной" характер, т.е. пронизывают все сферы и отрасли экономики и социальной среды. Сегодня есть все основания говорить о наличии теневых "участков" не только в кредитно-финансовой сфере, сфере таможенного контроля, промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании в России теневых образования, медицины, культуры, науки, деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

Вторая группа - теневые институты, которые возникли "в стороне" от таких структур, как бы "на чистом" месте. Об их возникновении вне каких-либо ранее существовавших легальных экономических организаций свидетельствуют сами их названия: "крыша", "рэкет", "наезд", "откат" и т.п. Данные об их деятельности исследователи, как правило, получают с помощью специальных глубоких интервью с руководителями предприятий и фирм, имеющих дело с такими институтами. Проведение более или менее крупномасштабных экономико-социологических исследований в этой области затруднительно, тем не менее, некоторая информация о функционировании институтов второй группы также имеется.

Крыша - криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловую активность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли "в обмен" на представительство интересов в органах власти; защиту от "наездов" криминальных группировок; получение государственных заказов; гарантии занятия определенной рыночной ниши; дополнительные средства давления на должников; предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства и т.п. Фактически, крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынка и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию. Подконтрольность всех видов экономической деятельности различного рода крышам - показатель институционализации теневой экономики. С экономической точки зрения крыши подавляют стимулы к экономическому развитию, к введению технологических инноваций, осложняют формирование полноценной системы прав частной собственности [1, с.16].

Откат - плата за предоставление заказа (обычно государственного), кредита (зачастую льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее (большой откат - высокий процент, умеренный - низкий процент). С точки зрения формального права откат - разновидность коррупции. В основном он характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами. Отражает приватизацию чиновниками (или менеджерами частной фирмы) своей должностной позиции, которая в этом случае используется как ресурс осуществления частного предпринимательства. Часто носит характер устойчивых отношений вертикального сговора между чиновниками разного ранга (сопровождает нецелевое расходование бюджетных средств) или же чиновниками и предпринимателями. Откат стал нормой во взаимоотношениях в системе предоставления бюджетных средств и государственных заказов, постепенно размер его снижается. Когда речь идет о больших субсидиях или заказах, его величина, как правило, не превышает 10%.

Теневой механизм инвестирования - совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер - руководители стараются их не афишировать. Весьма сложно определить масштаб теневого инвестирования в развитие производства; однако этот механизм является важным элементом жизнеспособности и воспроизводства теневой экономики, а значит, и всей российской экономики в целом.

Появление такого механизма  в постсоветской России связано  с отсутствием реальных гарантий прав частной собственности, отрицательным отношением значительной части российского общества к "капиталистам", "хозяевам", "богачам". Такая социальная атмосфера не благоприятствует приумножению собственности (на что направлены инвестиции). В то же время, общество весьма благожелательно относится к экономическому росту, увеличению производства (это было характерно для советских времен и перешло с некоторыми изменениями в нынешнее время). В этих условиях многие частные собственники стремятся скрыть инвестиции и одновременно достаточно охотно показывают прирост производства. Механизм теневого краткосрочного инвестирования в развитие производства действует в ситуации, когда возникает спрос на новую продукцию, которую можно производить на данном предприятии; ее освоение не должно требовать значительных капитальных затрат и, в свою очередь, может принести быструю прибыль. В этом случае инвестирование нередко производится через дочерние коммерческие структуры, формальные владельцы которых - родственники или доверенные лица руководителей собственников предприятия. Тогда предприятие как бы и не осуществляло капитальных вложений, однако рост производства на его площадях произошел. Тем самым инвестиции определенным образом защищаются, хотя механизм их защиты носит неформальный характер. В такой ситуации основные финансовые выгоды от инвестирования получают, как правило, дочерние компании, а не материнское предприятие.

Произошедшая институционализация  теневой экономики сделала ее неотъемлемым элементом российской модели капитализма. Очевидно, что в связи с ней общество несет множество социально-экономических издержек, главные из которых, по нашему мнению, следующие. 1) Возникшие институты теневой экономики привели к формированию особого стиля бизнеса - бизнеса "для своих", тогда как "не свои" не имеют реальной возможности выйти на рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию со всеми хорошо известными негативными последствиями. 2) Малы инвестиции и крайне ограничены источники их привлечения (так, наличие легальных прав собственности прямо влияет на привлечение инвестиций: "при наличии законного права собственности ценность строений была в 9 раз выше, чем при его отсутствии"). 3) Велики трудности взаимодействия страны с внешним миром, который выстраивает различные барьеры на пути экономических и других связей из-за несовместимости экономических систем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых не могут разобраться иностранцы. 4) Двойная мораль и неопределенность экономических, а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образом влияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, что принято называть "цивилизованными правилами поведения". Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением – люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс - теневая экономика в какой-то мере перестала быть "теневой", т.е. скрытой от общества и неизвестной ему. Общество согласно мириться с ней как с меньшим из двух зол, интуитивно понимая, что борьба с теневой экономикой со стороны государства, с учетом недавних советских традиций, приведет к еще большему злу.

Нынешний этап жизни российского  общества - этап институционализации теневой экономики - требует очень осторожной социально-экономической политики. Это - этап, который надо пережить, в течение многих лет "цивилизуя" сложившуюся в России теневую экономику. Требуется выработка специальной стратегии длительного и постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этого политических, экономических, правовых и культурных условий [1, с.35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИНСТИТУТЫ

2.1 Наркобизнес как глобальная  проблема XXI века

 

Наркомания представляет собой  сегодня одну из самых серьёзных  социальных проблем. При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение системы мотивации, разрыв прежних социальных связей и формируется поведение, характерными чертами которого являются готовность больного к любым противоправным поступкам ради получения наркотического вещества.

Целесообразно дать определение наркотикам.          

Наркотик – сильнодействующее  вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное состояние и парализующее центральную нервную систему.

Под наркоманией психологи, врачи, педагоги и органы власти подразумевают болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма. Профессор И.А.Федосеев рассматривает наркоманию как  термин, включающий несколько форм зависимости.

Зависимость – это термин, используемый для описания состояния, при котором  организм привыкает функционировать  под воздействием наркотика. Когда  прием наркотика прекращается, наркоман испытывает крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены.

Психологическая зависимость, как  широко принято думать, определяется потребностью к импульсивным желаниям продолжать принимать наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или нет. Однако весьма рискованно утверждать, что какой-то наркотик не вызывает физической зависимости. Человек после долгого применения или при специфических обстоятельствах может привязаться к на вид не вызывающему привыкания наркотику. Психология наркомании еще не понятна, но произошли важные прорывы в понимании того, как организм может стать толерантен к психоактивным наркотикам (наркотикам, которые воздействуют на мозг и восприятие) [5, с. 16].

Она затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности, превращающейся в порочный круг: поиск и прием наркотиков, поиск денег на их приобретение. Самостоятельно вырваться из этого порочного круга, опираясь даже на самую сильную волю и поддержку близких, удается лишь единицам.

Специалисты все наркотики подразделяют на две группы:

- легальные;

- нелегальные.

К легальным (разрешенным) наркотикам относят: табак, алкоголь и

лекарства. Их хранение и употребление не подлежат наказанию, их можно купить в магазине или аптеке.

Среди нелегальных (запрещенных) наркотиков наиболее известны гашиш, ЛСД, кокаин и героин. Однако оценки «легальный» или «нелегальный» не дают четкого представления об опасности того или иного наркотика. Все нелегальные вещества характеризуются, прежде всего, воздействием на центральную нервную систему, на мозг человека. Из-за них изменяются ощущения и стереотипы, касающиеся, прежде всего, чувства пространства и времени, искажаются эмоциональные переживания, а также восприятие собственного «Я».

Особенно угрожающие масштабы приобретает  наркомания среди детей и юношества. По данным Госнаркоконтроля Российской Федерации в последние пять лет число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло почти в 8 раз. Получили распространение «семейная» наркомания и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Только в 1998г. Впервые с установленным диагнозом «наркомания» было взято под наблюдение 9600 подростков. В сравнении с предшествующим годом рост почти на 80%. В 90-е годы 20 века этот рост увеличился в 19 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за это же время увеличилось в России в 12 раз, а среди детей в 42 раза. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки и несовершеннолетние матери, - новое явление нашей современности. Иными словами, наркоопасность воспроизводится внутри общественного организма как болезнетворный паразит. За счет этого наше общество теряет молодежь, т.е. значительную часть потенциально наиболее активных граждан. Печальный опыт стран – «родоначальников» наркобизнеса и наркологической обработки молодого поколения убедительно свидетельствует, что наркомания косит молодых людей, добираясь постепенно до малолетних детей [9, с.78]

Рост наркомании резко обостряет  проблему СПИДА. Из зарегистрированных в конце века ВИЧ-инфицированных более 80% - наркоманы. Есть также прямая связь роста наркомании и быстрого расползания по стране видов гепатита, в том числе В и С – самых тяжелых и практически неизлечимых форм этой болезни [9, с.57].

В 2005 г. Было совершено более 90 тысяч  преступлений, связанных с наркотиками; при этом количество тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть  совершаются наркоманами (по данным Агентства международной информации (АМИ) Международной  ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом) [9,76].

Россия вот уже десять лет  подвергается массированному воздействию  со стороны международного наркобизнеса. Угрожающими темпами растут потоки контрабандно перемещаемых через границу  России наркотических средств; небывалых  масштабов достигло распространение на территории страны жестких наркотиков, в первую очередь героина и других опиатов.

Средняя цена героина в 2009 году оставалась примерно на постоянном уровне - от 50 до 80 долларов за один грамм. Как сообщалось, минимальные цены составили 10, а  максимальные - 80 долларов за один грамм. При оценке масштабов угрозы с учетом российской специфики (отсутствие собственного производства "жестких" наркотиков растительного и синтетического происхождения) специалисты обращают внимание на внешний фактор -ориентированное на российский рынок производство наркотиков в сопредельных странах, а также направление деятельности наркогруппировок.