Теневая экономика и её особенности в России

Московский  Государственный  Открытый  Университет  им. Черномырдина 

Факультет Международных Экономических  Отношений 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Теневая экономика и ее особенности в  России. 
 
 
 

                                                           Работу выполнил:

                  Студент 1 курса МЭО

                  Бисултанов Шамиль Умарович 
                   

Москва

2011

 

Содержание 
 
 

  Введение 

  1. Теоретические аспекты  теневой экономики

  1.1 Понятие «теневая  экономика»

  1.2 Формы теневой  экономики

  1.3 Структура теневой  экономики

  1.4 Причины теневой  экономики

  1.5 Причины роста  теневого сектора  в России

  2. Оценка масштабов  и роли теневой  экономики

  2.1 Методы оценки  теневой экономики

  2.2 Масштабы теневого  сектора в России

  2.3 «За» и «против»  существования теневой  экономики

  2.4 Существующие подходы  к решению проблем  теневой экономики

  2.5 Экспроприировать или легализовать теневой капитал? 

  Заключение 

  Список  литературы 

  Приложение  «А» Масштабы теневой  экономики в СССР 

  Приложение  «Б» Доля теневого сектора по данным Госкомстата РФ за 1999 г.      

  Приложение  «В» Ущерб от теневой  деятельности по данным ФСНП за 2000 г.

 

 

  Введение 

  Внимание  российской общественности сегодня  во многом приковано к феномену теневой  экономики. При этом значительно  разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая  экономика – это реакция хозяйствующих  субъектов на систему, которая поставила  их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватывает три самостоятельных понятия, три сектора:

  1. подпольный бизнес – запрещенные  законом виды экономической деятельности: торговцы оружием и наркотиками,  рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры  и т.п.;

  2. неофициальная экономика – легальные  виды экономической деятельности, но производство товаров и  услуг не фиксируется официальной  статистикой, сокрытие от налогов,  неформальная занятость и т.п.;

  3. фиктивная экономика – экономика  приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.

  Что касается размеров капитала, незаконно  вращающегося в торговых операциях, то по оценкам Всемирного банка (ВБ), объем теневой экономики России на 2008 год составляет 49% ВВП.

  Теневая экономика представляет собой очень  трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению  не подлежит.

  Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния  на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений  процессов: формирование и распределение  дохода, торговли, инвестирования и  экономического роста в целом. Это  влияние теневых отношений в  России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

  Задачи  проведенной работы определяют общее  влияние теневой экономики на социально-экономические явления  и последствия. Оценивая положение  дел по данной проблеме, нужно осветить масштабы теневого сектора, возможности  его влияния на экономику в  целом и нормативно-правовые аспекты  борьбы с криминализацией хозяйственной  деятельности. А также изучить  влияние реформирования, как немаловажного  фактора влияния на экономику.

И в связи  с этими задачами, целью работы является изучение и оценка положения  криминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое  теневым сектором на экономику в  целом. 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 

1.1 Понятие «теневая  экономика»

  В настоящее время термины «теневая», «подпольная» экономика трактуются достаточно разнообразно. Ряд отечественных  специалистов исповедуют критерий специфики  результатов деятельности при отнесении  ее к теневому сектору. Так, К.А. Улыбин считает, что «...теневая экономика  включает в себя все те виды деятельности, которые имеют негативный, деструктивный, дефективный характер, которые наносят вред обществу и его членам». Ему вторит A.A. Смирнов: «Конструктивный или деструктивный характер деятельности выступает исходным критерием отнесения ее различных видов к нормальной или теневой экономике. Поэтому теневой экономикой надо признать всякую экономическую деятельность, противоречащую общественным интересам, т. е. идущую в ущерб народу той страны, где она осуществляется».

  Представляется, однако, что при оценке теневого сектора экономики необходимо ориентироваться  на методологию международной статистики - Систему национальных счетов ООН 1993 г., которая была разработана специалистами  ООН в целях более полного  учета ВВП.

  «Голубая книга» (издание статистического комитета ООН, излагающее методологию CHC) вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся:

  Ø скрытая (или теневая) характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов;

  Ø неформальная - определяется как некорпорированная и принадлежащая домашним хозяйствам, а также предприятиям с неформальной занятостью (когда отношения между партнерами не закреплены юридически), действующим обычно на законном основании, и производящая товары и услуги, как правило, для собственных нужд;

  Ø нелегальная экономическая деятельность, являющаяся незаконной и представляющая собой производство или сбыт продуктов и услуг, которые прямо запрещены законодательством (например, контрабанда, производство наркотиков), а также нелицензионная деятельность адвокатов, врачей, банков, образовательных учреждений и т.п.

  С учетом вышесказанного термином «теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими  исключениями (например, связанными с  функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными  правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится  вне рамок правового поля. 

1.2 Формы теневой  экономики 

  В зависимости от систем мотивации  выделяются следующие основные формы  теневой экономической деятельности:

  -   Псевдотеневая или полутеневая деятельность (планирование налогов). Любые налоги и платежи уменьшают доход, поэтому их следует избегать. Пример такого поведения хозяйствующих субъектов - массовая регистрация малых предприятий на начало периода объявленных налоговых льгот и столь же массовое их закрытие по истечению «налоговых каникул». Эта деятельность совершенно законна, поскольку не уклоняется от требований налоговой системы, а приспосабливается к ней. Но она приобретает полутеневой характер, ибо может сопровождаться «адаптацией» показателей деятельности к требуемым.

  -   Рациональная (вынужденная) теневая деятельность. Так как цена законопослушного поведения кратно превышает соответствующую цену в условиях теневой деятельности, этот тип теневой деятельности хотя и не желателен, носит как бы вынужденный характер и провоцируется неадекватной налоговой политикой государства или характером институциональной системы (системная коррупция). Считается, что данный тип теневой деятельности в принципе может перейти в прозрачную экономику при соответствующих условиях, на чем и построены предложения о легализации теневого сектора и его интеграции с легальным.

  -   Иррациональная теневая деятельность - является результатом нерационального поведения, субъект которого склонен к риску, авантюрному типу поведения. Эту позицию защищает теория экономики преступности, которая исходит из принципа раскрываемости хозяйственных правонарушений и неизбежности санкций. В соответствие с этой теорией теневая экономическая деятельность неизбежна, не имеет примитивной своекорыстной мотивации, а есть результат самореализации специфического социально-психологического типа субъекта экономической деятельности.

  В каждой из перечисленных трех форм теневой деятельности предусматривается  сознательный выбор, обоснованный или  необоснованный, верный или неверный, свободный или вынужденный. Во всех трех случаях легальная прозрачная деятельность возможна, хотя и обременительна.

  Также можно выделить формы теневого экономического поведения, в которых доминирует не субъективный (сознательный выбор), а объективный фактор, не предполагающий выбора:

  -   Теневая деятельность как форма коллективного выживания. Нетеневая деятельность невозможна, даже если она желательна. В таком положении находится сегодня часть российского реального сектора экономики, для которого характерны неплатежи, бартер, использование денежных суррогатов, низколиквидных векселей, т.е. наличие всех предпосылок теневой деятельности. Поскольку реальный сектор по большей части неликвиден, то иного типа экономического поведения, кроме теневого либо полутеневого, здесь нельзя реализовать. Это тип коллективного выживания неконкурентоспособных предприятий, либо предприятий, работающих в условиях сужения внутреннего рынка.

  -   Теневая деятельность как форма индивидуального выживания за счет второй (третьей) скрытой занятости; занятия натуральным хозяйством; оказания услуг (частный извоз и т.п.). Она может носить как нейтральный, так и протестный характер.

  -   Традиционная теневая деятельность как стереотип национального поведения и национального менталитета (неформальные сделки, шабашничество в странах Евразийского союза и др.), когда иной вариант экономического поведения просто не рассматривается.

  -   «Идейная» теневая деятельность. В ее основе лежит убежденность в невозможности иного способа действий, поскольку экономика государства представляет собой тупиковый вариант экономической системы с теневой ориентацией. 
 

1.3 Структура теневой  экономики 

  Из  раскрытой выше сущности теневой  экономики следует, что она весьма разнородна. В связи с этим возможны различные критерии разграничения  ее элементов. Структурирование элементов  теневой экономики, исходящее из характера ухода «в тень», отражено на рисунке 1.

  

  Рисунок 1 - Структура теневой экономики

  По  характеру связи с производством  следует различать ту часть теневой  экономики, которая участвует в  производстве товаров и услуг, и  ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного вне ее. Вторая отмеченная часть может быть весьма значительной, и поэтому без учета данного разграничения сложно выявить действительную роль теневой составляющей экономики.

  Производительный  сектор включает в себя:

  1.    законную деятельность, скрываемую или преуменьшаемую производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

  2.    неформальную (неофициальную) легальную деятельность, в том числе деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

  3.    неофициальную нелегальную деятельность, в том числе:

  а) легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально;

  б) нелегальную деятельность, представляющую собой запрещенные законом производство и распространение товаров и  услуг, на которые имеется эффективный  рыночный спрос;

  Преступная  деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство  и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, CHC рекомендует учитывать  ее экономические последствия в  национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном  счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды криминальной деятельности представляют собой перераспределение доходов  от одних лиц к другим и поэтому  общую сумму ВВП не увеличивают.

  Чтобы определить занимаемое представителями  теневой экономики место на российском рынке, используется многоуровневый подход к изучению этого неординарного  явления, который поможет рельефнее  отразить реальные процессы взаимодействия участников многообразного, разнопланового и многослойного рынка России.

  Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень  рынка своим цветом.

  Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдением всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

  Розовый рынок (своего рода «VIР»-зона) основан на принципе «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Он включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в том числе за региональные расчетные векселя) и отправлять ее на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.

  Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и региональном уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры.

  Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В. И. Ленин лично дал карандашной фабрике А. Хаммера разрешение на ведение бизнеса в России со многими льготами. К этому же рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть предержащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

  В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться  закрытая (негласная) форма обмена и  распределения ресурсов, продукции  и услуг, с предоставлением официальных  и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для  «своих» - узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся  рядом с федеральной и региональной властями.

  Серый рынок - зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; неполная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды. Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

  Эта система начала функционировать  еще в советские времена, когда  хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный  рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в условиях фиксированных цен привел в СССР к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

  Другая  составляющая серого рынка — это  достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой — скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализованном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

  В современных условиях сложился новый  тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в  свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупом за право  не платить оброк. Взамен власти закрывают  глаза на правонарушения бизнесменов.

  Отметим, что некоторые черты российского  серого рынка, имеющего во многом феодальный характер и функционирующего на основе внеэкономического принуждения, не позволяют оценить его исключительно  в негативном плане. Без этого  рынка в советские времена  невозможно было бы выполнять заведомо нереальные плановые задания. Может  быть, в планы даже закладывалась  теневая составляющая.

  Начиная с 2000 г. сохранение и воспроизводство  серого рынка вызывается усилением  централизации и увеличением  доли изъятия средств в пользу федерального центра. Наивно было бы думать, что регионы полностью выполняют несправедливые правила «игры». Серый рынок на региональном уровне содействует перераспределению ресурсов в пользу местных нужд, поэтому он выполняет скорее конструктивную, чем деструктивную роль.

  Черный  рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне», авторитеты преступного мира определяют правила экономического поведения.

  Черный  рынок - это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создаётся добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

  Гигантские  масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют  сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.

  В систему «черного рынка» входят его  собственные:

  ·   руководящие «законодательные» (сходы) и исполнительные (смотрящие) органы, построенные по вертикальному (сверху и донизу) и горизонтальному (территориальному) принципам;

  ·   законодательство - свод правил, «понятий»;

  ·   суд и арбитраж («стрелка» и «разводка»);

  ·   теневой бюджет - «общаки» (характерно, что банковский процент по «черному» кредиту примерно на 20% ниже официального);

  ·   налогообложение - дань криминальным авторитетам в виде процента от разовой сделки или на постоянной основе;

  ·   ценообразование (в рамках теневого оборота цены, как правило, ниже рыночных на 15-25%);

  ·   «таможенная» служба, обеспечивающая провоз контрабанды с трансакционными издержками - отступными таможенникам;

  ·   уголовная этика;

  ·   язык - «феня».

  Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей  эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс  консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну на сферы влияния и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

  По  некоторым осторожным оценкам МВД  РФ, к началу 2000 г. российская мафия  располагала примерно 500 млрд. дол. (для сравнения: имущество итальянской мафии «Коза ностра» в США оценивается в 250-280 млрд. дол.).

  Черный  рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании —  «рабочая сила»: торговцы наркотиками  и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т. п. Часть  основания пирамиды занята коррумпированными  представителями органов власти и управления. Через них «черный  рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5 до 25% от численности всей пирамиды.

  Вторая  группа формирует среднюю часть  пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым. В перспективе они способны выступить в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики, и вот почему. Во-первых, они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, в перенацеливании на обеспечение интересов отечественных производителей и потребителей (при этом они не приемлют и возврата к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе). Именно рассматриваемая средняя группа формирует, следовательно, ту движущую социальную силу, которая выступает и против возврата назад, и против продолжения радикально-либерального реформационного курса. Это и есть «третья сила», призванная стать одной из опор «иного пути».

  Третья  группа представлена наемными работниками  физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как  правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия  уводятся в тень. К ним примыкают  мелкие и средние государственные  служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки.

  Конечно, деление субъектов теневой экономики  на три группы в определенной мере условно и небесспорно (эти группы не отгорожены друг от друга «китайской стеной» и в той или иной степени пересекаются), но провести его необходимо, ибо, во-первых, речь идет приблизительно о 30 млн. человек  экономически активного населения  страны, производящих более 40% ВВП. Во-вторых, у субъектов выделенных групп есть и общий интерес (и общие формы его реализации), и собственные специфические, принципиально различающиеся интересы.

  Общий интерес заключается в получении  дополнительного правового поля. К таким формам его реализации относится, к примеру, вывоз капитала за рубеж. Правда, если представители  первых двух групп добиваются этого  главным образом путем незаконных операций с сырьем, стратегическими  материалами, импортными товарами и  инвестициями, посредством «стряпания»  фиктивных платежных документов, вступая в сговор с международными аферистами, и т.п. («успехи» этой деятельности эксперты оценивают в 120 — 300 млрд. долл.), то субъекты третьей группы могут  вывозить в основном лишь свой человеческий капитал» — «мозги» и «рабочие руки». Общей является и форма накопления частных сбережений в «чулках» российских граждан: эта весомая часть теневого капитала, согласно разным оценкам, составляет 20—60 млрд. долл.

  Что касается принципиальных различий интересов, то они сводятся к следующим трем позициям.

  Первая связана с тем, что если криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения и распределения доходов а основные способы «присвоения» последних носят внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, применяемым в различных формах от шантажа до заказных убийств. Представители второй группы - теневики-хозяйственники - изначально являются, как правило, законными собственниками производимых доходов и лишь в дальнейшем уводят их из-под действия законов и правовых норм. Зачастую им и нельзя действовать по-иному, ибо выполнение существующих экономических правил ставит под угрозу смысл их предпринимательской активности. Примечательно и то, что теневики-хозяйственники нередко привлекают в качестве судей-арбитров (на роль «крыши») в своих сделках субъектов криминальных структур.

  Вторая позиция, характеризующая различие интересов, сопряжена с тем, что криминальную группу теневиков в отличие от группы теневиков-хозяйственников объективно устраивают существующие условия. Чем больше неупорядоченности в экономике, чем слабее власть, тем для них лучше. Это и естественно, ибо они контролируют до 90% предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Ради консервирования такой ситуации практикуется подкуп выборных и назначенных должностных лиц (не потому ли, кстати, «не проходят» соответствующие законопроекты?), разворачивается организованная преступность. Что касается теневиков-хозяйственников, то они в подобных обстоятельствах оказываются «между молотом и наковальней»: криминальными структурами и правоохранительными органами. Если же учесть ответственность предпринимателей друг перед другом, налицо тройной пресс. Предпринимательская часть теневой экономики кровно заинтересована в ослаблении влияния криминальной: одна только плата за «крышу» автоматически приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30%, что наносит серьезный удар по доходам теневиков-хозяйственников.