Теневая экономика и система налогообложения

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Байкальский государственный университет экономики  и права

    Факультет налогов и таможенного дела

    Кафедра налогов и налогообложения

    Специальность 080115 «Таможенное дело» 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине: Макроэкономика.

    на  тему: Теневая экономика  и система налогообложения. 
 
 
 
 

                                                                                                         Выполнила:

    Студентка 1 курса

      группы ТД-09-6

    Матушкина Яна Александровна 

    Проверила:

    Кандидат  экономических наук, 

    доцент  Чурина Марина Георгиевна 
 
 
 
 

    Иркутск 2010 
 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

  1. Понятие, причины становления и роль теневой экономики в России………………………………………………………………………………………………………5
  2. Понятие, виды и применение систем налогообложения в экономике России……………………………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………….....23

Список используемой литературы…………………………………………………………………………25 

 

Введение.

     Наличие теневой экономики негативно  сказывается на макроэкономике страны и приводит к тому, что достичь  и поддерживать макроэкономическую стабильность становиться все трудней  и трудней. Ослабевает валютная политика, так как утрачивается связь теневого бизнеса с банковской системой и  рынком ценных бумаг. Теневая экономика  переходит на бартер или иностранную  валюту. К тому же официальная статистика получает неправильные показатели по макроэкономической деятельности. Наличие  теневой экономики искажает распределение  ресурсов. У теневого бизнеса появляется явное преимущество на рынке труда, так как на такой бизнес меньше всего распространяется трудовое законодательство. Теневой бизнес забирает спрос у  легального бизнеса, так как цены теневого бизнеса будут меньше из-за того, что налоги не выплачиваются. Теневая экономика негативно  влияет на национальный выпуск, так  как ресурсы будут распределяться по секторам, которые наиболее подвержены теневой экономике (на пример торговля, сфера услуг), а не в соответствии с экономической необходимостью.

 В настоящее  время трудно отрицать необходимость  срочной разработки концепции и  программы государственной политики в отношении "теневой" экономики. В этой разработке важно ответить на два вопроса. Во-первых, в настоящее  время в разряд "теневиков" переходят не только сугубо криминальные элементы (как отмечалось, их, по разным оценкам, от 5% до 25%), но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры". Во-вторых, в "теневой" экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в "чулках" у населения России находится 20-60 млрд долл., а за границу  за годы реформы ушло 120-300 млрд долл. Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется  товаров в объеме ежегодного нефтяного  экспорта страны. И это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке  полного затухания.

          В настоящее время применяются такие меры как:

  1. реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  2. ужесточение борьбы с коррупцией;
  3. меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  4. выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  5. усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Теневая экономика.

     У каждого времени есть свои особые приметы. Понятие «теневая экономика» стало одним из них для нашего времени. Сегодня во всем мире, наверное,  не найти человека, который не слышал бы о ней, хотя еще совсем недавно  этот термин  не замечался. В последнее  время неформальные отношения в  жизни общества оказались в центре внимания большого числа отечественных  и зарубежных специалистов. Причина  этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений  в самых разных сферах деятельности, а в первую очередь в сфере  экономики.

     «Теневая  экономика» представляет собой весьма сложный предмет для исследования – некий «виртуальный» объект, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить.  Для  исследователя, занимающегося экономической  теорией, теневая экономика интересует,  прежде всего, с точки зрения своего влияния на протекание большинства  обычных, «нормальных» экономических  процессов: распределения и формирования дохода, международной торговли, инвестирования и экономического роста и т.д.  Влияние и роль «теневых» отношений  в народном хозяйстве столь велики, что предпринимать попытки их анализа, преодолевая все возникающие  трудности, просто необходимо.

     В одном из социологических опросов  отвечали на вопрос, что они понимают под понятием «теневой экономикой». Для одних это были подпольные (трикотажные, кондитерские и прочие) цеха. Для других ‑ скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих ‑ операции с так называемым "черным налом" ‑ с неучтенными наличными деньгами. Каждый из интервьюируемых был прав, но если суммировать высказывания всех, то это будет далеко еще не полный перечень "ликов" теневой экономики.

     Чтобы создать общее представление  об этом явлении, кандидат экономических  наук С. Чернов приводит следующий пример. Иногда в магазине вместо оплаты покупки  в кассе отдают деньги продавцу, который убирает их под прилавок. Это и есть теневой экономики. Кассовый аппарат ‑ это государство, которое должно контролировать, учитывать любой экономический акт. Все, что прошло мимо него, не отложилось, не сосчиталось (ведь продавец может потом не "пробить" деньги, а присвоить их), то ушло в сторону, в тень, в теневую экономику. Поэтому взятка чиновнику, оплата фиктивных услуг ‑ тоже элементы теневой экономики, ведь государство в этих случаях остается "ни при чем". Итак, любые отношения, возникающие в сфере производства, обмена, распределения или потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству и разрушают личность, объединяются понятием теневая экономика.

     Теневая экономическая деятельность, также  как и обычная экономическая  деятельность направлена на удовлетворение потребностей человека, причем иногда деструктивных потребностей. Значит, в теневой экономике, как и  в обычной должны быть продавец и  покупатель, в широком смысле этих слов. Отношения между продавцом  и покупателем должны складываться по обоюдному согласию. Если это  условие не выполняется, то деятельность нельзя отнести к экономической.

     Теневая экономическая деятельность обусловлена  рядом объективных и субъективных причин. Одной из основных причин теневой  экономики является наличие неудовлетворенного спроса потребителя. Конечно, этот фактор является и причиной развития обычной  легальной экономики. Неудовлетворенный  спрос может быть как на товары и услуги, не являющиеся по своей  сути деструктивными, так и на товары или услуги, имеющие деструктивный  характер. В первом случае неудовлетворенный  спрос возникает вследствие диспропорции в развитии отдельных секторов экономики, что приводит к дефициту определенных товаров или услуг или относительно высокой их стоимости. Вследствие ряда причин теневая экономическая деятельность может быстрее отреагировать  на удовлетворение подобного спроса, либо предложить данные товары или  услуги по более низким ценам. Например, оказание услуг по строительству  и ремонту жилья, ремонту автотранспорта и другие услуги могут оказываться  лицами, осуществляющими свою деятельность без регистрации, по ценам ниже сложившихся на рынке. данных услуг. Снижение цен может быть достигнуто за счет экономии затрат на уплате налогов. Поскольку деятельность осуществляется без регистрации, налоги в доход бюджета не начисляются и не уплачиваются. Товары или услуги, имеющие деструктивный характер в легальной экономической деятельности отсутствуют. Например, незаконный оборот наркотиков, оружия, проституция. Вместе с тем, спрос на подобные товары и услуги существует. Этот фактор определяет существование теневой экономической деятельности, направленной на удовлетворение подобного спроса.

     Следующей причиной теневой экономики является стремление потребителя обойти закон  при получении прав на совершение каких-либо действий или получение  благ от государственных, муниципальных  или негосударственных организаций. Получение прав на такие блага  или непосредственно самих благ в обход действующего законодательства может быть вызвано рядом факторов. Среди них можно назвать: отсутствие прав на данные блага в соответствие с законодательством; невыполнение необходимых условий для получения  определенных благ; неправомерное противодействие  лиц, уполномоченных принимать решение  о предоставлении прав на какие-либо блага или самих благ и ряд  других факторов. Например, человек  претендует на получение жилья на льготных условиях, не имея на то оснований, предусмотренных законодательством; абитуриент не выдерживает испытаний  при поступлении на учебу в  высшие учебные заведения за счет средств государственного бюджета; чиновники органов исполнительной власти препятствуют получению каких-либо льгот, привилегий или лицензии, связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности. В подобных случаях  происходит не предусмотренная законом  оплата лицам, принимающим решение  о предоставлении определенных прав на блага или самих благ. Естественно  эта оплата официально не учитывается. Таким образом, возникают отношения, которые относятся к теневой  экономической деятельности.

     Другой  важной причиной существования теневой  экономики является стремление продавца к монополизации, которая позволяет  диктовать цены на рынке, тем самым, обеспечивая высокий уровень  доходов. Теневая экономическая  деятельность в этом случае может  проявляться различно. Например, предприятие  с целью контроля рынка товаров  или услуг может через подставных лиц влиять на поведение конкурентов. Для этого такие лица могут  вводиться в органы управления предприятий-конкурентов, делать инвестиции или предоставлять  долгосрочные займы на условиях, позволяющих  контролировать принятие решений на предприятиях-конкурентах. Другим способом установления монополии на рынке  товаров и услуг могут являться негласные (неформальные) договоренности производителей и продавцов таких  товаров и услуг. Например, договоренность о том, чтобы не превышать определенный объем производства или не снижать  ниже определенной величины цены на товары или услуги.

     Следующей причиной существования теневой  экономики является стремление производителей сократить издержки на производство и продажу. Эта причина вызывает развитие теневых экономических  отношений встроенных в легальную  экономическую деятельность, а также  неформальную экономическую деятельность.  Основными элементами издержек в  производстве являются затраты на сырье  и материалы, оплату труда, уплату единого  социального налога, содержание и  аренду основных средств.В торговле основные элементы издержек обращения  те же, что и в производстве, но вместо затрат на сырье и материалы  присутствуют затраты на приобретение товаров для последующей перепродажи. С целью противоправного снижения издержек в производстве могут покупаться неучтенные сырье и материалы, из которого будет изготавливаться  неучтенная продукция, выручка, от продажи  которой в официальном учете  и отчетности не фиксируется, следовательно, с нее не уплачиваются налоги государству. Таким образом, за счет уклонения  от уплаты налогов достигается снижение издержек и соответственно увеличение доходов.

     Кроме того, неучтенные сырье и материалы, как правило, приобретаются по ценам  ниже рыночных, что также обеспечивает снижение издержек. В целом, противоправные способы снижения издержек производства позволяют получить противоправные доходы, которые в свою очередь  могут направляться в теневую  экономику, тем самым, обеспечивая  увеличение ее масштабов. Одной из важных причин теневой экономики являются недостатки в правовом регулировании  экономических отношений в обществе.

     Существующее  законодательство, регулирующие экономические  отношения нередко имеет пробелы  и противоречия. Это позволяет  использовать его для осуществления  теневой экономической деятельности под видом легальной экономики. В настоящее время наиболее ярким  примером является противоправное получение  средств из государственного бюджета  под видом возмещения налога на добавленную  стоимость по экспортным операциям,  которые фактически являются  лжеэкспортными.

     Помимо  вышеназванных основных причин существования  теневой экономики могут быть и некоторые другие. Однако, даже вышеназванных причин достаточно для  того, чтобы сделать вывод о  невозможности их полного устранения. Следовательно, полностью не устранима  и теневая экономика. Вместе с  тем возможности контролирования  ее масштабов имеются. Прежде всего, посредством устранения той части  причин существования теневой экономики, которые возможно устранить совершенствованием законодательства, регулирующего экономические  отношения в обществе, а также  путем повышения уровня жизни  населения.

     Теперь  рассмотрим структура теневой экономики. Масштабы и характер деятельности в  сфере теневая экономика варьируются  в широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные  виды теневой деятельности имеют  качественные отличия, поэтому для  правильного понимания проблем  теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, сектора. Для  группировки разновидностей теневой деятельности рассматривают их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также кто является субъектами и объектами экономической деятельности. Можно выделить три сектора теневой экономики:  

     1.«вторая» («беловоротничковая»)  – это  запрещенная законом скрываемая  экономическая деятельность работников  «белой» экономики на их рабочих  местах, приводящая к скрытому  перераспределению ранее созданного  национального дохода. В основном  подобной деятельностью занимаются  «респектабельные люди» из руководящего  персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой  экономики также называют «беловоротничковой».  С точки зрения общества в  целом «вторая» не производит  никаких новых товаров или  услуг: получаемые от «второй»  теневой экономики выгоды получены  одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди; 

     2.«серая»  («неформальная») – разрешенная  законом, но нерегистрируемая  экономическая деятельность (преимущественно,  мелкий бизнес) по производству  и реализации обычных товаров  и услуг. В отличие от «второй»  ЭТ, которая неразрывно связана  с «белой» экономикой и паразитирует  на ней, «серая» теневая экономика  функционирует более автономно.  В этом секторе ЭТ самостоятельные  производители либо сознательно  уклоняются от официального учета,  не желая нести расходы, связанные  с получением лицензии, уплатой  налогов и т.п., либо отчет о  такой деятельности вообще не  предусмотрен;

     3.«черная» («подпольная») теневая экономика – (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников. Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

     Так же можно утверждать, что теневая  экономика и коррупция – два  неразрывных слова между собой, сиамские социально-экономические  близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и  следствие, цель и средство здесь  настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый  круг.

     Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая  экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика -          финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

     Некоторые обстоятельства возникновения и  бурного развития теневого сектора  в экономике дают основания утверждать: теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных  органов власти и управления. Так  же можно утверждать, что большинство  из многих миллионов граждан, занятых  в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более - криминальными элементами (для них это единственно доступный  способ выживания).

     Объективно  роль теневого сектора в экономике  России сегодня именно такова. Так  сложилось, но так быть не должно, ибо  это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической  безопасности страны.

     Объем теневой экономики составляет 43%, т.е. в 2 раза больше цифр Госкомстата. Если же учесть незарегистрированный бизнес, к которому относятся и нелегальные  предприятия, и всяческие мастера-надомники, то эта цифра достигает астрономической  величины -98%... Закрадывается еретическая  мысль: если теневая экономика доросла  до таких пределов, то, может быть, она и есть настоящая экономика.

     Теневая экономика может также создавать  конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать  финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта, который  так необходим в переходный период. В социальном аспекте теневая  экономика является работодателем  малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь  позитивный эффект на распределение  дохода.

     Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое  явление, так как теневая экономика:

  1. является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
  2. препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
  3. формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
  4. разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
  5. не обеспечивает правовой защитой права и интересы          исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

     Прежде  всего, обыденное представление  о желательности полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой  экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и  в этом случае неправомерны призывы  уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах  будет принудительно установлена  сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые  граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневая  экономика лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию  совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

     В заключение необходимо подчеркнуть: успех  борьбы с теневой экономикой и  коррупцией возможен лишь при условии  сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Система налогообложения.

       Налогообложение – это наиболее  проблемная область бухгалтерской  практики.

     Налоговое законодательство и налоговые инспектора в особенности требуют от предпринимателя  произвести выбор системы налогообложения  до начала предпринимательской деятельности. Это требование распространяется на вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и на вновь зарегистрированные организации.

     Выбор системы налогообложения является наиболее важным и сложным направлением развития бизнеса любого субъекта предпринимательской  деятельности, будь то Открытое Акционерное  Общество (ОАО) или индивидуальный предприниматель (ИП). Ведь от этого зависит достижение самой главной цели любого бизнеса  – получение прибыли.

     В соответствии с отечественным законодательством  в России действуют следующие  режимы налогообложения, которые могут  применять малые предприятия  и индивидуальные предприниматели:

  • общий режим, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги.
  • специальные налоговые режимы:
  1. упрощенная система налогообложения;
  1. налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  2. иные специальные налоговые режимы.

     Субъектами  упрощенной системы учета и отчетности (далее — упрощенной системы) могут  быть индивидуальные предприниматели  и организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  при условии, что они отвечают следующим требованиям, установленным  законом:

     - предельная численность работающих, в том числе в филиалах и  подразделениях (включая работающих  по договорам подряда и иным  договорам гражданско-правового характера) составляет до 15 человек, независимо от вида деятельности (пункт 1 статьи 2 закона);

     - совокупный размер валовой выручки  в течение года, предшествующего  кварталу, в котором произошла  подача заявления на право  применения упрощенной системы,  не превышает 100 000-кратного минимального  размера оплаты труда (пункт  3 статьи 2 закона). При расчете норматива  применяется размер минимальной  оплаты труда, установленный в  статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном  размере оплаты труда», который  с 1 января 2001 года составляет 100 руб.  Для организаций и индивидуальных  предпринимателей, занимающихся торговой  и снабженческо-сбытовой деятельностью,  в качестве показателя валовой  выручки принимается годовой  оборот (пункт 3 приказа Минфина  России от 15.03.96 № 27 «О мероприятиях  по реализации Федерального закона  от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»).

     Общий режим налогообложения предполагает ведение налогового учета по многим налогам, входящим в данный режим. В  частности, это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и др. Для того чтобы выбрать для налогообложения  определенный способ учета и налогообложения, субъект малого предпринимательства  оформляет учетную политику по налогообложению.

     Кроме того, выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации  бухгалтерского учета зарегистрированное ООО должно вести учет методом  двойной записи с применением  Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования всех нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету.

               Кроме того, малые предприятия  обязаны ежеквартально составлять  бухгалтерскую отчетность и представлять  её внешним заинтересованным  пользователям. Малое предприятие  при общем режиме налогообложения  должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом  РФ.

     Упрощенная  система налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ и  применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

     Перейти на применение упрощенной системы налогообложения  или вернуться к общей системе (общему режиму) зарегистрированные фирмы  и предприниматели могут в  добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

     Добровольный  порядок перехода на упрощенную систему  ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели  не вправе применять упрощенную систему  налогообложения и, соответственно, не признаются плательщиками единого  налога.

     Упрощенная  система (согласно пункту 2 статьи 2 Закона) не распространяется на организации:

     - занятые производством подакцизной  продукции,

     (перечень  подакцизных товаров приведен  в ст. 181 НК: подакцизными товарами  признаются (п. 1 ст. 181 НК РФ)):

     1) спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением спирта  коньячного;

     2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов;

     3) алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

     4) пиво;

     5) табачная продукция;

     6) ювелирные изделия;

     7) автомобили легковые и мотоциклы  с мощностью двигателя свыше  112,5 кВт (150 л.с.);

     8) автомобильный бензин;

     9) дизельное топливо;

     10) моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных)  двигателей.