Теневая экономика и система налогообложения. 2

Федеральное агенство по образованию РФ

Байкальский Государственный Университет Экономики  и Права

Кафедра Экономической теории. 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

МАКРОЭКОНОМИКА

на  тему:

Теневая экономика и система налогообложения. 
 
 

                                                                   
 
 
 

  Выполнила:  студентка группы Ф-10-2

                                                                     Кармадонова Александра Владимировна

                                    Проверил преподаватель: 

                Трофимова Татьяна Ивановна   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Иркутск 2011 год

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 . Сущность теневой экономики и формы ее проявления.       Теоретические основы налоговой политики. 5

1.1 Сущность налоговой политики. 11

1.2 Инструменты налоговой политики. 17

Глава 2 .  Особенности формирование и развитие теневой экономики в РФ. 20

Глава 3.  Ликвидации теневой экономики, как угрозы экономической безопасности России. 30

Заключение. 34

Литература. 36 

 

Введение.

 

       Актуальность  данной темы состоит в том, что  сегодня внимание экономистов  во многом приковано к феномену теневой  экономики. При этом значительно  расходятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая  экономика – это реакция хозяйствующих  субъектов на систему, которая поставила  их в положение жертв правового  и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая  не укладывается в сложившиеся и  узаконенные представления о  норме, присутствует в той или  иной степени в экономике любой  страны.

       В своей работе хотелось бы рассмотреть  причины, породившие подобное угрожающее состояние российской экономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-экономических отношений.

       Чтобы создать общее представление  об этом явлении, кандидат экономических  наук С. Чернов приводит следующий пример. Иногда в магазине вместо оплаты покупки  в кассе отдают деньги продавцу, который убирает их под прилавок. Это и есть микропроявление теневой  экономики. Кассовый аппарат - это государство, которое должно контролировать, учитывать любой экономический акт. Все, что прошло мимо него, не отложилось, не сосчиталось (ведь продавец может потом не "пробить" деньги, а присвоить их), то ушло в сторону, в тень, в теневую экономику. Поэтому взятка чиновнику, оплата фиктивных услуг - тоже элементы теневой экономики, ведь государство в этих случаях остается "ни при чем". Итак, любые отношения, возникающие в сфере производства, обмена, распределения или потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству и разрушают личность, объединяются понятием теневая экономика.  

       Налоговая политика является одним из основных рычагов воздействия государства  на рыночную экономику. Налоговая политика в каждой стране своя, но везде она  призвана стимулировать воспроизводственные  процессы народного хозяйства.

      Целью данной работы является изучение теоретических  аспектов налоговой политики, определение  основных направлений налоговой  политики в Российской Федерации, а  также ее роль в стимулировании предпринимательской  деятельности.

      Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

 

Глава 1 . Сущность теневой экономики и формы ее проявления.       Теоретические основы налоговой политики.

 
 

     Есть  области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к  таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем  ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями.

     Экономика – как термин имеет многовариантное значение, сущность и содержание которого пополняются с развитием человеческого общества. В современном понимании термин «экономика» обозначает: 1) хозяйство- сфера производственной деятельности человека; 2) научная дисциплина, изучающая национальное хозяйство в целом, отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг и т.д.; 3) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ и образующих определенную экономическую систему.

     Итак, экономика как сфера постоянной хозяйственной деятельности людей  по созданию материальных, культурных и духовных благ, необходимых для  удовлетворения их потребностей, является непременным условием жизни человека.

     Экономика, по существу, представляет собой последовательное и взаимосвязанное движение общественного  богатства, совершающего такой круг: производство – распределение –  обмен – потребление.

     Формы экономики могут быть различными, сегодняшняя Россия стоит на пути перехода от административно- командной  к рыночной экономики. Рыночная экономика  – общественная форма организации  экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между  производством и потреблением посредством  рынка. На этом пути России предстоит  решать множество проблем связанных  с формированием новой экономики. В настоящее время основная нерешенная проблема наличие в стране фактически двух экономических систем, легальной  действующей по законам государства  и нелегальной («теневой»), существующей в нарушении действующих законов, непризнающей общеустановленного порядка  получения доходов и лишающей государство права участвовать  в их распределении.

     Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика -  экономическая  деятельность, противоречащая данному  законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных  хозяйственных действий, которые  подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

     Согласно  другому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной  статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

     Третья  точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

     Каждая  из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той  или иной степени наблюдающиеся  в экономике реальные процессы. Они  характеризуют теневую экономику  с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается  на три крупных блока:

     1.Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

     2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

     3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

     Объективной причиной стремительного роста теневой  экономики в Росси является переход  от бюрократической, командной системы  управления к рыночной. Смена общественного  строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика  должна базироваться и развиваться  из конкретных источников.

     Первый  источник - это пресловутый вывоз  за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (По данным GFI, в период 2000-2008 гг. незаконный отток капитала из России достиг 427 млрд. долл)1, при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

     Вторым, и основным источником теневой экономики  является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.(Президент жестко раскритиковал методы и эффективность борьбы с коррупцией. А коррупция - основной источник и охранитель всех составляющих теневой экономики, доля которой в регионах колеблется в пределах 20-50% ВРП в зависимости от структуры экономики.)2 Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

По данным ведомства, теневая экономика достаточно неравномерно представлена по отраслям. Если в строительстве она составляет 8 процентов, в торговле объем незаконного  бизнеса доходит до 63 процентов.3

     В октябре глава Росстата Александр  Суринов предложил включить теневой  бизнес в расчет ВВП. Он выражал сожаление, что в России нет надежных методов  измерения доходов теневого бизнеса. В начале сентября Росстат пересмотрел данные по российскому ВВП за последние несколько лет, повысив оценку роста экономики в первом полугодии 2010 года с 4% до 4,2% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Но, по словам главного статистика, попытки вычислить вклад теневой экономики в ВВП страны были пока неудачными из-за «условностей и гипотез», но, по его оценке, в 2006-2008 годах доля этого сектора составляла 14-16% общероссийского ВВП, а в валовом продукте регионов — от 20% до 25%.По оценке Росстата, теневая экономика неравномерно представлена по отраслям: от 8% в строительстве до 63% и выше в торговле.Эксперты дают другие цифры. В последнем исследовании Всемирного банка по 162 государствам, доля теневой экономики в России оценивалась на уровне 48,6% ВВП.4

     Ключевым  признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной  регистрации коммерческих договоров  или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки».

     Если  приоткрыть «теневую завесу», то за ней  окажется «пирамида» движущих сил неформального  сектора экономики.

     По  данным Госкомстата России, на сегодняшний  день доля так называемой теневой  экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более 20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов. Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП. Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе  к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической  деятельности (наркобизнеса, проституции  и т.п.), а также от неэкономических  видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и  др.). Такой подход нам кажется  нецелесообразным.

     Кстати, в статистических исследованиях  большинства стран доходы от нелегальных  криминальных видов деятельности не включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически, а методология  наблюдения за этими видами деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических  видов деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги. Так, грабеж или рэкет не создает новую стоимость, а лишь перераспределяет ее между разными собственниками.

     Общий интерес для всех слоев «пирамиды» заключается в получении дополнительного  дохода за пределами «правового поля». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж  присущ всем. Правда, представители  криминального и среднего уровней  делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими  материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных  документов. В целом за 2000–2008 годы незаконный вывоз капитала из развивающихся стран (рассматривалось 152 страны) увеличился с 369 млрд. долл. до 1,26 трлн. долл. 5. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.

     Криминальные  структуры действуют преимущественно  в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими  методами, главным образом насилием - от шантажа до наемного убийства.

     Криминальный  слой «пирамиды» объективно заинтересован  в существующих условиях, при которых  набирает силу теневая экономика. Ибо  ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И  это основное поле для получения  нелегальных доходов. В целях  консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются  в законодательных органах соответствующие  законы?

     В развитых странах зарплата по основному  месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния  криминальных элементов. Плата за «крышу»  автоматически удорожает товары и услуги на 30%, а это  серьезно бьёт по бюджету потребителя.

 

    1. Сущность  налоговой политики.
 

     Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства и  экономики. Социально-экономические  проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства  в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов  из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.

     Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

     Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

     Налоговая политика - система действий, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Н.П. находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.6 
 

     В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данным этапе  развития экономики государство  считает приоритетными, используются различные методы осуществления  налоговой политики. Будучи составной  частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов  экономической и финансовой политики государства.

     Одной из форм налоговой политики выступает  политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь, получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь  о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Такая политика проводится только в критические моменты (например, экономический кризис или война).

     Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

     Третья  форма налоговой политики –  политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. Недостатком данной формы налоговой политики является то, что она вызывает инфляцию.

     В зависимости от  длительности периода  реализации и стоящих перед ней  целей налоговая политика носит  стратегический или тактический  характер. В первом случае – это  налоговая стратегия, во втором –  налоговая тактика.

     Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно связана и вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной стратегии соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие  от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

     Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы налоговой системы:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Используя указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ  и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой  системы осуществляется реальное структурное  и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая  политика через использование указанных  принципов способствует решению  задач, направленных на выход экономики  из кризиса.

Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

     Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследовать следующие цели:

  • фискальные — обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
    • экономические — регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования предпринимательства, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
    • социальные — обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;
    • экологические — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, таки к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации па своих территориях;
          • контрольные — за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;
            • международные – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое  проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно налоговый механизм признан в  настоящее время во всех странах  основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

 

1.2 Инструменты налоговой политики.

 

     Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой  политики осуществляется с помощью  таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

     Важным  средством осуществления политики государства в области регулирования  доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

     Роль  налоговой ставки для осуществления  государственной политики состоит  в возможности использования  различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные  и регрессивные ставки, с помощью  которых регулируется не только уровень  доходов различных категорий  налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

     Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что любому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.