Теневая экономика в Республике Беларусь

Учреждение  образования

«Институт предпринимательской деятельности» 
 

Кафедра «Экономической теории и финансов» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

(по дисциплине  «Макроэкономика») 

Тема: “Теневая экономика в Республике Беларусь”. 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка ВЭДиП, 2 курса, группы 1815    

Руководитель:                                                                   Алявдина З.Н.                                                                                                 
 
 
 
 

Минск 2006г.

 

Содержание 

Введение………….……………….………………….……………….……………..3

1. Теоретические  основы исследования теневой  экономики……………..............4

1.1 Определение теневой экономики……………………………………………….4

1.2 Структура теневой экономики………………………………………………….5

1.3 Масштабы теневой экономики……………….…………………………………7

2. Факторы, влияющие на развитие теневой экономики………………...……...10

3. Последствия теневой и криминальной экономической деятельности……….13

4. Нелегальный рынок……………….……………….……………………………16

4.1 Причины возникновения и развития нелегальных рынков …………………16

4.2 классификация нелегальных рынков.………………….……………………..16

4.3 основные виды нелегальных рынков ………….……………….…………….17

5. Направления  борьбы с теневой экономикой…………………………………..23

Заключение………….……………….………………….……………….………….26

Список источников………….……………….……………………………………..27

Приложение………….……………….………………….……………….…………28

 

Введение 

В экономической  науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой  пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности  были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.  
    Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.  
    Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.  
    Один из серьезных угроз экономической безопасности республики современном этапе представляет процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, то есть, реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

 

      1. Теоретические  основы исследования теневой  экономики 

      1.1 Определение теневой экономики 

     Исследование теневой экономики и ее организационных структур базируется на определенном понятийном аппарате. Термин «теневая экономика»  впервые появился за границей в 60-е годы для  обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. Примечательно, что до настоящего времени западные исследователи относятся к этому явлению общественной жизни, как правило, достаточно спокойно, что обусловлено, очевидно, незначительным негативным влиянием его на экономические процессы. А если исключить из перечня теневых видов деятельности явно антиобщественные, преступные с точки зрения здравого смысла  формы извлечения доходов, такие, так наркобизнес, торговля оружием, порнография, сутенерство и некоторые другие, то акцент в зарубежных исследованиях по этому вопросу делается либо на выяснении предпосылок появления теневых структур и условиях их легализации, либо на изучении позитивного их влияния на общественную жизнь, когда теневая экономика рассматривается как неизбежный фактор общественного развития.

     Ключевым в понимании этого явления следует считать слово «теневая». Оно подчеркивает не вполне легальные условия формирования отдельных сфер человеческой деятельности, а также скрытый характер образования доходов на основе тех или иных результатов. В общем смысле здесь имеется место отсутствие общественного воздействия на экономические процессы или избегание таких воздействий. Следует подчеркнуть, что теневая экономика выступает еще и предметом политико-экономического исследования.

     «Теневая  экономика» (англ. black economy) – это скрытая экономическая деятельность, которая не показывается в налоговой декларации и не отражается в официальной статистике. Эта часть экономики создается по двум причинам. В странах с рыночной экономикой она представляет собой попытку уклонения от уплаты налогов, в первую очередь подоходного налога и налога на добавленную стоимость, и включает главным образом предоставленные услуг и осуществление ремонтных работ не по найму, а «на себя». В странах с плановой экономикой она возникает вне официального или регулируемого сектора с целью создание предложения товаров, которые официальный сектор экономики либо не производит, либо производит в недостаточных количествах. В странах с переходной экономикой она достигает самых значительных размеров ввиду отсутствия системы контроля над органами государственной власти. Таким образом, теневая экономика рассматривается как неотъемлемая часть экономики, обладающая отличительными характеристиками в зависимости от уровня развития страны.

     Масштаб распространения теневой экономики (который можно количественно определить) зависит от уровня развития той или иной страны. Здесь следует сразу разграничить две совершенно различные природы экономических преступников. Первая – это предприниматели, вынужденные укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени, которое навязывается государством. Вторая группа – это экономические преступления, выходящие за рамки налогового укрывательства, от которых страдает не только бюджет и его различные фонды, но и общество в целом.  

     1.2 Структура теневой экономики 

     В структуре теневой экономики  с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

     Производительный  сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

     а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое  производство в легальной экономике;

     б) нелегальная (неформальная) занятость, работа по найму;

     в) запрещенная законодательством  экономическая деятельность.

     Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической  направленности. В литературе для  обозначения отдельных элементов  этого сектора теневой экономики  используется различные понятия.

     Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная  экономика" - экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных  с получением и передачей денег.

     В.О.Исправников  включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

     Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

     Домашняя  экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

     Признаками  домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

     Общинная  экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

     Общинная  экономика - это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

     Признаками  общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.

     Данные  сектора, на наш взгляд, не следует  относить к теневой экономике. Связано  это с тем, что сокрытие от учета  и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусмотривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

     Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики. 

     1.3. Масштабы теневой экономики

       

      Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов  является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый  характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт".

      Всего в мире в теневом секторе создается  как минимум 8 трлн долларов добавленной  стоимости ежегодно, не попадая в  бухгалтерские отчеты предприятий  и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.

      Во  второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.

      В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов  теневого сектора. В 1998 году страной  с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%).

      Наибольших  масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах. Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.

      Если  в странах Запада в теневом  секторе работают в основном небольшие  фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах  ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

      В постсоциалистических странах согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям.

     Удельный вес «теневой» экономики в Белоруссии составляет 17-18% от ВВП, или более $2 млрд. (как сообщает заместитель генерального прокурора республики Виктор Прус), однако по данным Института изучения рынка в Бонне «теневая» экономика в Белоруссии составляет  что-то около 50%. (Приложение 1). Следовательно, можно констатировать, что проблема измерения теневой экономики остается открытой и требует дальнейшего изучения.

     Особенность и уникальность белорусской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

      Еще одной чертой новой теневой экономики  в Белоруссии стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных белорусов имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.

 

       2. Факторы, влияющие на развития теневой экономики

       

      Традиционно к основным факторам развития теневой  экономики и криминальной экономической  деятельности относят следующие:

      * чрезмерная тяжесть налоговой  нагрузки;

      * чрезмерная регламентация экономической  деятельности;

      * значительные масштабы государственного сектора в экономике.  

      ■ Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки 

      Тяжесть налоговой нагрузки признается одним  из самых  значимых факторов, стимулирующих  рост теневой экономики и активизацию  криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

      В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих же странах - наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

      В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно  растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%.

       

      ■ Чрезмерная регламентация экономической деятельности.  

      Этот  фактор проявляется в основном в  следующих действиях государства:

      * запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;

      * административное вмешательство  в процесс ценообразования;

      * чрезмерная власть бюрократии.

      Результатом является рост теневой экономики  и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

      Важное  влияние на рост теневой экономики  и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности. Примеры подобного развития событий многочисленны, а действия данного фактора универсально и не зависит от географического положения страны, уровня ее развития, культурных особенностей.

      Административное  вмешательство в процесс ценообразования  проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. Влияние этого фактора обсуждается в специальном параграфе, посвященном нелегальному рынку.

      В экономике переходного типа регламентация  экономической деятельности как  фактор роста теневой и криминальной экономики имеет особое значение. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рынку является, как известно либерализация экономической деятельности. Ее содержание состоит во введении рыночных "свобод" - конкуренции, предпринимательской деятельности, ценообразования и других. Однако в силу различных причин этот процесс происходит неравномерно, непоследовательно и неполно. Во многих сферах экономики по-прежнему сохраняются ограничения для действия рыночных сил, по-прежнему сильна государственная регламентация.  

      ■ Масштабы государственного сектора в экономике.  

      Значительные  масштабы государственного сектора  в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных  ресурсов в форме прямых и косвенных  дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.

      Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.

 

      3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности 

      Последствия неучтенной экономической деятельности достаточно серьезны. Прежде всего она существенно влияет на объем и структуру макроэкономических показателей и вызывает искажение официальных данных. В результате размер ВВП недооценивается. Если теневая экономика развивается быстрее, чем легальная (что характерно для стран в переходный период), то занижаются официально определенные темпы роста ВВП, искажается его структура, причем в отношении как производителя, так и использования конечных товаров и услуг. В частности, это касается доли домашних хозяйств, а также отраслей сферы услуг.

      Расширение  подпольной активности способствует созданию определенных макроэкономических диспропорций, подрывает налоговую систему, сокращает  бюджетные поступления, отрицательно сказывает на развитии социальной сферы.

      Наконец, распространение преступных форм извлечения доходов ведет к криминализации экономики, деградации личности – как производителя, так и потребителя.

      Вместе  с тем теневая сфера играет определенную роль в стабилизации экономики  и смягчении политических проблем, сопутствующих спаду и кризису. Значительная часть населения заинтересована в дополнительной занятости в нерабочее время. Кроме того, неофициальный сектор удовлетворяет существующий покупательский спрос, служит средством достижения определенного потребительского равновесия.

      Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом  хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам  и проявлением криминальной и  теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Это присуще, прежде всего, некриминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП.

      К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

      Некоторые социологи рассматривают нелегальный  сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям.

      В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

      Среди всех форм криминальной экономической  деятельности наибольшую опасность  представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия  ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.

      На  восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества.

      В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже порабощает целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию".

 

      4. Нелегальный рынок 

      4.1 Причины возникновения и развития нелегальных рынков  

      * наличие правового запрета на  обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантанты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);

      * наличие установленных законодательством  барьеров для доступа на рынок  (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак));

      * государственное регулирование  цен (установление максимальных  цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);

      * высокий уровень налогообложения  и других издержек, связанных  с исполнением установленных  законом обязательств;

      * недостаточная жесткость государственного  контроля, неспособность государства  реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний.

      * недееспособность государственных  институтов регулирования рынка,  обеспечения прав собственности,  контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы  разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").