Теневая экономика в РФ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Глава № 1. Причины появления теневой экономики…………………5
      1. Факторы, способствующие развитию

теневой экономики…………………………………………………..5

      1. Основные причины коррумпированности

 экономики………………………………………………………….10

      1. Структура теневой экономики……………………………...12
  1. Глава № 2. Формы проявления………………………………………..16
      1. Определение теневой экономики и формы проявления…..16
      1. Сферы теневой экономики………………………………….18
      2. Стабилизирующее влияние теневой экономики…………..22
      3. Дестабилизирующее влияние теневой экономики………...23
      4. Теневая экономика и налоговая преступность…………….25
      5. Просчеты государственного управления

экономикой в 90-е годы…………………………………………….25

  1. Глава № 3. Борьба с теневой экономикой…………………………….27

3.1. Пути воздействия  государства на теневую экономику……...27

3.2. Создание правовых  экономических условий по

сокращению теневой экономики…………………………………..31

3.3. Направление борьбы с теневой экономикой…………………34

3.4.Создание и развитие  барьеров теневой экономики…….…….38

Заключение………………………………………………………….……..40

Список использованной литературы……………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В экономической науке  есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления  и степень его изученности  были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки  зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

         Одно из характерных явлений  рыночной системы - развитие теневой  экономики. Это — неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления социалъно-экономические отношения между отдельными гражданами социальными группами. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики и питающим ее, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной эконо- мики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения. В целом в общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%.  1

 

Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что  теневая экономика охватывает три  сектора:

  1. Подпольный бизнес – запрещенные законом виды экономической деятельности: торговля оружием и наркотиками, рэкетирство, убийства на заказ и т.п.
  2. Неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, где производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.
  3. Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества и т.п.2

Что касается размеров капитала, незаконно  вращающегося в торговых операциях.

         Разграничение типов теневой  экономики весьма условно. В определенных случаях они пересекаются, имея общий интерес — получение дополнительного дохода за пределами правового поля. Вместе с тем между ними есть существенные различия. Подпольные, криминальные структуры действуют преимущественно в сфере распределения и перераспределения доходов. Основные способы «присвоения» у них связаны с внеэкономическими методами, с насилием. Субъекты же некриминальной экономики изначально выступают, как правило, законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем они выводят свои доходы из-под действия законов, поскольку исполнение действующих экономических правил ставит под угрозу их собственное дело.

           В России теневая экономическая  деятельность пустила глубокие  корни. Особенно активно она  проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальсификация документов, заключение незаконных сделок с ценными бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масштабно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации. Имеется немало фактов, свидетельствующих о незаконных действиях акционеров при борьбе за контрольный пакет акций и др.

         Цель данной курсовой работы  сводится к анализу  теневой  экономики в России и разработки барьеров препятствующие росту ее масштабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1.Факторы,  способствующие развитию

теневой экономики

  1. Финансово-экономические:

- несовершенство налоговой  системы - до сих пор в России  взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (наши расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);

- несправедливое первичное  распределение капитала - теневой  сектор обеспечивает перераспределение  ВНП (рано или поздно, но Россия  вынуждена будет решить проблему  грабительской приватизации и  олигархического капитала, - речь  не о 'раскулачивании олигархов', а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);

- продолжающиеся многие  годы крупномасштабные хищения  бюджетных средств (по экспертным  оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);

- полное устранение  граждан и предпринимателей из  процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно - как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);

- отсутствие государственной  системной политики экономического  и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);

- архаичная структура  финансов (сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в  теневой экономике вне российских  банков, - наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом - составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, - около $300 млрд.).

2. Правовые:

- существенные противоречия  и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;

- отсутствие антикоррупционной  криминологической и ситуационной  экспертизы проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов;

- слабая и в значительной  степени коррумпированная система  правоохранительных и судебных  органов (в отличие от развитых  стран, наши 'правоохранители' не  борются с профессиональной преступностью  - это трудно, опасно и неденежно,  а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);

- отсутствие государственной  программы жесткой системной  борьбы с организованной профессиональной  преступностью, в том числе  в экономической сфере;

- незащищенность открытого  эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, 'правоохранительного террора', посягательств криминала и рейдерства 'олигархов' (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

 

3.Административные:

- отсутствие эффективной  государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;

- запретительное, наказательное  администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;

- местничество и мздоимство  чиновников (неизбывная русская  традиция ставить чиновника на 'прокорм' за счет использования должностных функций в корыстных целях - своеобразная чиновничья рента);

- безответственность  и некомпетентность государственного  управленческого аппарата, отсутствие  зависимости оплаты труда чиновника  от конкретных результатов его  труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;

- высокая неофициальная  'благотворительная' нагрузка на  бизнес, обеспечить которую возможно  только за счет теневой экономической  деятельности.

  1. Общественно-политические:

- неуверенность большинства  предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;

- недоверие граждан  к государственным институтам, особенно  к бюджету (большинство граждан  небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);

- социальная и политическая  незащищенность большинства населения  - государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;

- деградация культуры, пропаганда культа криминалитета  и вседозволенности, отсутствие  системы воспитания подрастающего  поколения.

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе  мер, на наш взгляд, должны стать  следующие решения и мероприятия:

  • проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  • компенсация потерь населения от 'шоковой экономической терапии', гиперинфляции и 'приватизации' принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  • введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  • установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  • стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  • проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  • введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  • проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  • формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;
  • ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;
  • законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой  экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо  только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.3

 

1.2. Основные  причины коррумпированности экономики

         Причины теневой экономики многообразны. Мы выделяем их в шесть основных  групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.

         Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной

борьбы добра и зла, где добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила

 эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.

      Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, мы относим экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.

          В третью группу причин мы выделяем факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно  преступных экономических действий также формируется и этой среде.

       К четвертой  группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, мы относим несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.

       В пятую группу факторов мы включаем все, что можно считать слабой этической основой предпринимательства. Особо хотелось бы выделить противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.

        Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они мало  уязвимы, но по существу эти деяния следует относить к разделу теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.4

Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать и хозяйственной жизни. Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами ее роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.

1.3. Структура  теневой экономики

Вообще в сложившихся  условиях общего высокого уровня налогообложения и его явно неравномерного распределения для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения:

    1. Бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и промышленники выработали в этой связи  следующий афоризм: «Мы патриоты, но не камикадзе».
    2. Пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней “надо платить”, так что основа для коррупции налицо, о фактах которой упоминалось выше.
    3. Уклониться от уплаты налогов, применить наличные расчеты, уйти в “тень”. В этом случае создается почва для криминализации экономических отношений: злоупотреблений государственных чиновников, с одной стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой.

Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его можно разделить на два  больших класса. Речь идет об основных и своего рода вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает наличие “объекта эксплуатации”, что, кстати, является характерным признаком “агрессивной координации”. При этом в роли “дойных коров” выступают государство или крупное предприятие, соответствующие типичные схемы таковых:

  • При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа, частные и другие предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь свой процент.
  • Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в “параллельное предприятие”.

Регистрируемый ныне уровень деловой активности не позволяет  большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять имеющиеся производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию последних в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие производства продукции и услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “поедания” основных фондов.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую деятельность”, обычно включает:

  1. Предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);
  2. Банк (позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях);
  3. “Служба безопасности” (имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления);
  4. Связи, конституирующие группировку по тому или иному признаку (обычное  родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность).

Структуры теневой экономики  в принципе не являются в полном смысле экономическими т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

2.1. Определение  теневой экономики и формы ее проявления

Что такое теневая  экономика? На этот вопрос даются самые  разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика -  экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в  России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Ключевым признаком  теневой деятельности можно считать  уклонение от официальной регистрации  коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые “разборки”.

Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.

Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные  убийцы, сутенеры. К этой категории  можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине – теневики - хозяйственники. К ним следует  отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и  средних бизнесменов, в том числе  и “челноков”. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектульного труда. К  ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Конечно, данное деление  в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения  страны.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие  торгово-посреднические и  производственные  операции;

- банк;

- “службу безопасности”;

- связи.

Что представляет собой  каждый из этих элементов?

Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в  наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.

“Служба безопасности”  имеет разные формы: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша” государственных  органов управления. Кроме того, большинство группировок так  или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут  быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.

Криминализация бизнеса произошла  не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

2.2. Сферы теневой  экономики

                 Первая крупная сфера теневой  экономики — это государственное производство и управление бюджетными средствами, полностью освобожденное от контроля со стороны общества политической силой государства.