Теневая экономика в России. 11

    

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

                       на тему: «Теневая экономика в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение  3

1.  Теневая экономика: качественная и количественная характеристики 5

  • Сущность теневой экономики 5
  • Структура теневой экономики 6
  • Причины возникновения и механизм функционирования 8
  • 2.  Теневая экономика в России 11
  • 2.1. Масштабы теневой экономики и ее эволюция в России 11
  • 2.2. Последствия теневой экономики  16
  • 2.3. Методы и механизмы воздействия на теневую экономику 20
  • Заключение 24
  • Список  литературы 26
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Теневая экономика хорошо знакома каждому - если не из личного опыта, то по информации, ежедневно поступающей с экрана телевизора и со страниц газет. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание "грязных" денег, взятки и злоупотребление служебным положением - эти и другие проявления теневой деятельности постоянно у всех наслуху. Конфликт между реальной экономической практикой и действующим законом приобрел  систематический характер и стал едва ли не самым существенным явлением современной отечественной истории. Многие даже полагают, что сегодня "теневая составляющая" обязательно присутствует не только в деловых отношениях, но и в обыденной жизни каждого человека. В парламенте и на перекрестке дорог, на заводе и в суде, в больнице и в университете - везде происходят нелегальные экономические обмены, охватывая самые разные социальные и профессиональные группы российских граждан. Поэтому можно смело утверждать: от того, как эта сфера отношений будет развиваться, в значительной степени зависит судьба мира.
  • «Теневая экономика» или «теневые экономические отношения» являются опорными понятиями моей работы.
  • Актуальность темы обусловлена значительными масштабами распространения теневого сектора в российской и мировой экономике,  что приводит к необходимости тщательного изучения данного явления и учета его влияния при формировании экономической политики государства и осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами.  
  • Экономика как сфера постоянной хозяйственной деятельности людей по созданию материальных, культурных и духовных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей, является непременным условием жизни человека.
  • Существуют различные экономические системы. В настоящее время основная  проблема России -  наличие в стране фактически двух экономических систем, легальной, действующей по законам государства и нелегальной («теневой»), существующей в нарушении действующих законов, не признающей общеустановленного порядка получения доходов и лишающей государство права участвовать в их распределении.
  • Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
  • В первой главе рассматриваются качественная и количественная характеристики теневой экономики: сущность, структура, причины возникновения и механизм функционирования.
  • Во второй главе рассматриваются масштабы теневой экономики и ее эволюция в России, последствия теневой экономики, методы и механизмы воздействия на теневую экономику.
  • В заключении делаются выводы по оценке влияния теневого сектора на экономику страны и всего мира, в общем.
  • В ходе написания  работы использовалось обобщение материалов периодических изданий и учебной литературы: Шестаков А.В., Есипов В.М., Клямкин И.М., остальная литература является второстепенной. Преимущественно, материал для написания курсовой работы был взят из сайта http://www.yandex.ru, так же статистические данные из сайта http:// www.rambler.ru
  • Целью представленной работы является исследование теневой экономики, причин ее появления и особенностей проявления в РФ.  Для раскрытия цели работы необходимо было решить следующие задачи:
    • рассмотреть сущность теневой экономики
    • проанализировать масштабы теневой экономики
    • изучить методы и механизмы воздействия на теневую экономику
  • 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • 1.1.СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
  • Термин "теневая экономика" в целом относится к финансово-хозяйственным операциям, направленным на получение материальной выгоды. Определения "теневая", "скрытая" иногда уточняются с помощью понятия "незаконная".
  •   Теневую экономику можно разделить на три крупных блока:
  •   1. Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
  • 2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
  • 3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности, такие как незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК РФ), организацию или содержание притонов для занятий проституцией (ст. 242 УК РФ), а также выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности  (ст. 238 УК РФ), и др.
  • Во многих странах, и в особенности в тех, которые переживают сложные периоды трансформации теневая экономика не только составляет заметную часть экономической деятельности, но и продолжает расширяться. Однако даже там, где масштабы явления и общий социально-экономический фон примерно одинаковы, теневые экономики существенно различаются, например, по следующим характеристикам:
  • по структуре (доле криминальной деятельности в совокупном объеме производства, развитости фиктивной экономики, активности мелкого подпольного бизнеса, ускользающего из-под финансового контроля государства, но играющего, тем не менее, значительную роль в насыщении рынка);
  • по воздействию на распределительные отношения (способствует или нет уменьшению или нивелированию дифференциации доходов);
  • по основным проблемам, порождаемым его (недобор средств в бюджет, развитие криминогенных хозяйственных связей и так далее).
  • 1.2. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
  • Нет абсолютного разделения: "теневая" экономика - по одну сторону, легальная - по другую. Есть один хозяйственный процесс с "теневой" составляющей. При этом важно учесть следующие обстоятельства и ответить на соответствующие вопросы. В настоящее время в разряд теневиков переходят не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры.
  • Следует различать по характеру связи с производством ту часть теневиков, которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.
  • Существенно различны субъекты "теневой" экономики, их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм "теневой" деятельности, образуют своего рода пирамиду.
  • На ее вершине - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и прочие носители пороков современного общества; сюда можно отнести и "классически" коррумпированных представителей органов власти и управления (берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами). Эти элементы формируют своеобразную надстройку "теневой" экономики, составляющую, по различным экспертным оценкам, от 5% до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.
  • Среднюю часть пирамиды образуют "теневики" - хозяйственники. К ним следует причислить предпринимателей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов (в том числе "челноков"). Эти люди в перспективе способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы.
  • Подножие "пирамиды" представлено наемными работниками, причем и физического, и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона "в тень".
  • Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.
  • Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием - от шантажа до заказного убийства.
  • Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
  • Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц.
  • Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны - криминальные структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.
  • Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за “крышу” автоматически удорожает товары и услуги на 30%. Это  серьезный удар  по бюджету потребителя.
  • Конечно, деление субъектов "теневой" экономики на три группы условно и небесспорно (эти группы в той или иной степени пересекаются), но провести его необходимо.
  • 1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
  • Наиболее распространенными причинами возникновения теневой экономики  являются:
  • Высший уровень налогообложения. Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности.
  • Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ.
  • Незащищенность прав собственности. Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.
  • Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.
  • Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов в фонд оплаты труда платить не надо и т. д.
  • Политическая нестабильность. Этот фактор так же, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".
  • Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую деятельность», обычно включает: 1) предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции; 2) банк; 3) «службу безопасности»; 4) связи, конституирующие группировку по тому или иному признаку. Рассмотрим эти элементы подробнее.
  • Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).
  • Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях. Бывают случаи, что в группировках аналогичную координирующую роль выполняет физическое лицо (ростовщик), однако это представляется скорее исключением, чем правилом.
  • «Служба безопасности» имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок, так или иначе, стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что можно расценивать как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
  • Связи также могут быть очень различными. В этом качестве выступают: обычное (прямое или дальнее) родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность.
  • Как представляется, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.
  • 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ
  • 2.1. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В РОССИИ
  • Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали.
  • Рост теневой экономики был настолько значительным, что приблизительно в 1996г. перекрыл сокращение ее легальной части. Этим, по мнению многих специалистов, объясняются те признаки экономического роста, которые наблюдались в российской экономике в 1996-1998гг.
  • Для того чтобы понять причины неожиданного роста теневой экономики при переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализу традиций теневой экономики в советской системе и, во-вторых, к особенностям рыночных реформ в России.
  • В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления: партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.
  • Теневая экономика включала в себя три части: «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, но прямо не связанную с нарушением законов;  «среднюю», представляющую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;  «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.
  • В 70-е – начале 80-х годов теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратившись в экономический институт советского общества. Исследования, проводившиеся в начале 80-х годов, показали, что практически все директора предприятий и большая часть линейных руководителей регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой экономики. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла работать нормально. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла две важные функции.
  • Первая функция – экономическая, состоящая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. При централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции» в соответствующих ресурсах и предприятия были вынуждены устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве.
  • Вторая функция – социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся само реализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.
  • Так как теневая экономика бала сформирована экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Однако, чтобы понять, почему ее масштабы не только не уменьшились, но и существенно возросли, надо остановиться на особенностях рыночных преобразований в России.
  • Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация», то есть, из всего набора «экономических свобод» одни были введены, другие – нет, одно делать было можно, другое (например, покупать и продавать землю) – нельзя. Еще одна причина в том, что в тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии и защита со стороны государства. Это вызвало у деловых людей России «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к своей деятельности внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить контакты с государством. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством – иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы.
  • Итак, в результате проведенных в России реформ были созданы все условия для дальнейшего развития и процветания теневых форм экономики. Более того, в теневой экономики формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования.  Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Многие специалисты стали уже вести речь о «теневом порядке» в российском обществе.
  • По результатам исследований, проведенных социологическим центром с разрывом в 10 лет (в мае 1990 г. и в феврале 2001 г.), можно судить об эволюции теневой экономической деятельности России.
  • Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты только на нелегальном рынке труда.
  • Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Раньше она была в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика имеет общую рыночную основу и в известной мере общую идеологическую базу. Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится государство, стали более существенными. В повседневной практике это выражается в том, что интерес государства состоит в пополнении финансовых ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо торпедирующая "бремя" налоговых и других выплат.
  • В нынешних условиях, при которых официальная экономика выживает с большим трудом, не способна обеспечить эффективную трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей, теневая экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие. Возможности применения репрессий против нее ограничены, да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений.
  • Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т.п. В настоящее время ее удельный вес, по разным оценкам экономистов, достигает 30 - 40% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • Занятие выпуском «левой» продукции говорит о величине вклада теневой экономики в удовлетворение массовых потребностей населения. Этот вклад также заслуживает внимательного учета при разработке мер воздействия на нее. Учета как в плане насыщения рынка товарами и услугами, так и в связи с ценами, ибо теневой рынок более адекватен, нежели официальная экономика платежеспособности населения.
  • Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества.
  • Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение. Во–первых, в различных структурах государственной службы пустила глубокие корни, чуть ли не отлаженная система поборов; во–вторых, при самом негативном отношении общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных вопросов.
  • Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию требует решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику, инициируемое с целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их распространением. Кроме того, наличие теневых отношений в системе государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре резко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в обществе.
  • Самопроизвольное оздоровление общественной морали и правового сознания маловероятно. Лобовые призывы к населению от имени налогового ведомства типа "Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию.
  • В то же время в обществе имеются социально–психологические предпосылки восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в массовом сознании нарастает недовольство процессами морального упадка и даже демонстративной вседозволенности. Вызывает большое раздражение у многих людей вымогательство денег в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. В массовом сознании растет понимание того, что теневая экономика наносит обществу больше вреда, чем пользы. И это представляет собой хороший ресурс, а также опору для реализации новой государственной политики, направленной на развитие экономики и оздоровления российского общества в целом.
  • Достоверные данные о денежном обороте в некриминальных формах теневой экономики, конечно же, представляют интерес с фискальной точки зрения. Но еще более важны они для реализации дифференцированного подхода в экономической политике по отношению к тем областям теневой деятельности, в которых особенно велик оборот финансовых средств.
  • Необходимо в первую очередь сконцентрировать усилия по легализации теневой экономической деятельности. Речь идет именно о легализации потому, что население оплачивает удовлетворение насущных массовых потребностей, причем из доходов (из зарплаты), с которых, как, правило, уже уплачены налоги. При приемлемых условиях легализации для этой части рынка теневых услуг государственный бюджет только выиграет, так как суммарные объемы теневых выплат значительны.
  • Можно сделать вывод, что для подавляющего большинства населения некриминальная теневая экономика представляет собой источник для получения средств выживания, оказывает позитивное воздействие на экономическое и политическое развитие страны. Вместе с тем целый ряд аспектов теневой деятельности играет исключительно негативную роль. К нему относятся транзит и ввоз наркотических средств, контрабанда, проституция. Данная проблема представляет особую угрозу для России.
  • Проблема распространения наркотических средств играет чрезвычайно негативную роль для России. Возникают все новые метастазы в политической и экономической ткани общества. Происходит рост в геометрической прогрессии больных наркоманией и тесно связанным с ней СПИДом. Страну захлестнул вал преступности, что связано с резким увеличением как числа вовлеченных в данный криминальный бизнес (от наркокурьеров до участников операций по "отмыванию" денег), так и количества преступлений, совершаемых наркоманами, которые постоянно нуждаются в средствах на приобретение наркотиков. Колоссальная прибыль наркомафии позволяет ей направлять все больше средств на подкуп должностных лиц, что ведет к дальнейшему обострению проблемы коррупции, в том числе среди правоохранительных органов, и сращиванию криминального и политического миров. В ряде стран наркомафия пытается хотя бы инвестировать свои прибыли в сферу реальной экономики. В РФ эти средства либо вывозятся, либо вкладываются в расширение криминального бизнеса. Таким образом, транзит, ввоз и вывоз наркотических средств представляют исключительно серьезную угрозу национальной безопасности России.
  • После торговли  наркотиками контрабанда (Российское законодательство называет это административным таможенным правонарушением) является самым доходным бизнесом.
  • Сегодня основными предметами контрабанды являются подакцизные товары - спирт, сигареты, словом, то, что позволяет достаточно быстро получить очень высокую прибыль. Поскольку техническое производство спирта очень дешево, а в любом государстве цены на спиртные напитки значительно выше затрат на их производство, алкоголь является основным предметом экономической контрабанды. Еще один устойчивый предмет экономической контрабанды—сигареты. Сегодня практически половина импорта сигарет в Россию осуществляется контрабандным путем.
  • Следующим аспектом теневой деятельности, играющим негативную роль и представляющим особую угрозу для России, является проституция. Вебстеровский словарь толкует проституцию как «акт или практику сексуального удовлетворения, совершаемый за деньги».
  • Таким образом, мы рассмотрели причины возникновения,  формы проявления и масштабы теневой экономики в России. Необходимость борьбы с ней назрела давно. Для того, чтобы найти эффективные методы и механизмы воздействия на теневую экономику перейдем к следующим пунктам.
  • 2.2. ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
  • «…Теневая экономика и коррупция распространены во всем мире. Разница между Россией и остальными странами в том, что там теневая экономика составляет только часть общей экономической системы, а у нас, кроме теневой, никакой другой экономики просто нет…».
  • Теневая  экономика  в  России  имеет  огромный  вес,   она  стала доминирующим сектором, где большую роль играют неформальные и вне правовые отношения. Реальностью стала низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому финансовому капиталу.
  • В сфере экономики образовались теневые финансовые группы, представляющие собой властно-хозяйственные структуры, имеющие в качестве покровителей различные органы государственной власти, распоряжающиеся крупным капиталом и ведущие широкомасштабную предпринимательскую, прежде всего коммерческую деятельность. В своей теневой деятельности финансовые группы блокируют конкуренцию на финансовых рынках, на рынках основных товарных и, особенно во внешней торговле. Следствием функционирования теневого финансового капитала, точнее небольшой доли населения страны, присваивающей в связи с монопольным господством в экономике колоссальные доходы, является обнищание огромной части населения.
  • Последствием развития теневой экономики является деградация бюджетной системы. Поскольку с ростом теневой экономики увеличилась открытая неуплата налогов легальными предприятиями.
  • Теневой капитал паразитирует на бюджетных средствах, использует их как главный источник сверх доходов, манипулирует с бюджетными ресурсами и государственной собственностью, толкает государство на получение заемных средств как вынужденное, в подобных условиях, средство решения финансовых проблем в обществе. С этим сопряжено и сужение реального сектора экономики, разорение значительной части предприятий.
  • Вся эта система устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее связан с тем, что сформировавшийся криминальный финансовый капитал фактически доминирует в принятии общегосударственных экономико-политических решений и обладает конкурентоспособностью в сравнении с другими хозяйственными субъектами.
  • Увеличение в экономике доли теневого капитала способствует росту количества совершаемых хозяйственных, должностных и значительной части тяжких насильственных преступлений — убийств, нанесение тяжких телесных повреждений, захватов заложников, вымогательств и других. Подоплекой многих из них является борьба криминальных группировок за овладение каналами незаконного обогащения, установление и передел сфер влияния, перераспределение преступно нажитых доходов и собственности, устранение конкурентов и т.д.
  • Также притягательной для преступлений остается кредитно— финансовая система. В этой сфере сфокусировались и сконцентрировались все проблемы, характерные для экономики в целом: хроническое отставание законодательного процесса от реальной жизни в хозяйственных отношениях, а также активное внедрение в предпринимательство организованной преступности.
  • Огромный ущерб стране наносится во внешнеэкономической деятельности.
  • Преступные группировки в России активно внедряются в легальный бизнес, контролируют его значительную часть. Они создают лжефирмы различных организационно-правовых форм, не отчитывающиеся перед налоговыми органами, либо представляющие «нулевые» балансы.
  • Влияние группировок распространяется за последние несколько лет на целые регионы, а преступления экономической направленности носят межрегиональный, а порою и транснациональный характер.
  • Все больше объектом преступных посягательств становятся бюджетные деньги, в том числе распределенные в социальные сферы. В результате недополученного финансирования в бедственном положении находятся учреждения здравоохранения, образования, культуры.
  • На потребительском рынке страны сохраняются и получают дальнейшее развитие негативные тенденции. Основными дестабилизирующими факторами являются растущие объемы незаконного предпринимательства в сфере торговли, особенно связанного с незаконным оборотом алкогольной продукции, расширение торговли товарами, опасными для жизни и здоровья потребителей, а также с широким распространением мошеннических операций по завладению потребительскими товарами и денежными средствами. Анализ оперативных материалов и уголовных дел показывает, что идет процесс укрупнения подпольных производств, все чаще в них применяется труд наемных рабочих, наблюдается сращивание дельцов алкогольного бизнеса с профессиональной и общеуголовной преступностью. Опыт работы МВД, УВД показывает, что деятельность нелегальных предпринимателей не ограничивается сферой кустарного производства алкогольной продукции.
  • Все больше распространение получает ложный экспорт алкогольной продукции, когда в целях уклонения от уплаты акцизов, предприятие заключает фиктивные контракты с зарубежными фирмами о поставках своей продукции на экспорт, а сами реализуют ее на внутреннем рынке. При этом государство несет убытки в виде разницы между акцизами на производство и таможенными платежами за экспорт.
  • С внедрением в сферу жилищно-бытового обслуживания, коммунального хозяйства, науки и образования, здравоохранения, физической культуры и искусства рыночных отношений, значительно возросло количество должностных и хозяйственных правонарушений. Наиболее поражена преступностью система здравоохранения. К сожалению, приходится констатировать, что само государство своими действиями способствует криминализации общества и становлению теневой экономики. Справедливо отмечает С. Глазьев: «Именно государству и государственной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическая система погрузилась в «квазиколумбийское» состояние: в 1995 году фактически уже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства».
  • Проблемы теневой экономики давно перестали быть внутренним делом отдельно взятой страны. Вопросы решаются на межгосударственном и межправительственном уровне. В конференции Российская делегация активно принимала участие, представив внушительный пакет документов и разработок в данном направлении.
  • Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальной криминализации социально-экономических отношений очень сложно, поскольку для этого требуются, прежде всего, серьезные политические усилия и радикальные подвижки во властной элите. Это вполне понятно, так как национальное богатство распределяется между группировками финансовых олигархов, имеет место некий вариант феодальных отношений, при которых не действуют механизмы экономического роста, свойственные рыночной экономике.
  • Абстрагируемся от отрицательных последствий развития теневой экономики, которые все понимают, и попытаемся разобраться, имеет ли теневая деятельность хоть какие-то полезные свойства, по крайней мере, на начальном этапе своего существования.
  • Во-первых, в какой-то степени именно теневая экономика создает рынок, открывая новые возможности для людей, формируя новый образ мышления, образ жизни.
  • Во-вторых, теневая экономика, формируя новые рыночные ниши различных форм и модификаций, создает дополнительные рабочие места, что особенно важно в условиях спада производства и ухудшения уровня жизни.
  • В-третьих, она дает некоторые преимущества хозяйствующим субъектам в плане того, что она помогает предприятию развиваться, позволяя скрывать доходы и увеличивать чистую прибыль, тем самым, увеличивая его конкурентоспособность по сравнению с легальными структурами.
  • Нельзя отрицать и тот факт, что из сферы теневой экономики часть финансов поступает и на благотворительные цели. Это и помощь искусству, и создание учебных заведений, а также поддержка политических партий, различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов.
  • Таким образом, являясь частью общественных отношений, теневая экономика выступает механизмом преобразования рынка, придавая ему новые формы, включая криминальные.
  • 3.3. МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ
  • В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.
  • Первый – радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
  • Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания.
  • Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
  • Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захотят.
  • Итак, какую же политику и  действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:
  • Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота.
  • Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами.
  • Важно децентрализовать, укрепить судебную систему и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов.
  • Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
  • Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Подавление налично-денежного и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедолларизации экономики и стабилизации рубля.
  • Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.
  • Программа интеграции теневого капитала с легальным - лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого состоит во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
  • В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень» и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к «теневикам» - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.
  • Проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:
  • - благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
  • - четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов в Уголовном Кодексе.
  • - формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
  • - укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
  • - установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.
  • Также одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.
  •             Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня противоположностью. Поэтому встал вопрос о создании в России системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем.
  • В результате накоплен определенный опыт, отражающий особенности пройденного этапа борьбы с легализацией преступных доходов в России. Анализ этого опыта свидетельствует о том, что система противодействия преступлениям указанного вида работает, а ее деятельность дает положительные результаты.
  • Несмотря на недостатки закона, которые в дальнейшем, я думаю, законодатели проработают, Россию исключили из составленного ФАТФ «черного»  списка государств и территорий, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов.
  • Принятие России в ФАТФ свидетельствует о повышении авторитета России среди индустриально развитых стран мира, повышении доверия в мире к российскому банковскому сектору, и положительно скажется на экономике и банковских структурах страны. Теперь в качестве полноправного члена Россия будет участвовать в разработке мировых стандартов борьбы с отмыванием денег в мире. Это ознаменовало новый этап вхождения в число полноправных участников  мировых экономических процессов.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Как ни прискорбно, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого миру, в том числе России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только  правоохранительных органов, законодателей, но и самих граждан.
  • В настоящее время Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли.
  • Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую безопасность.
  • В заключение работы можно сделать следующие выводы.
  • Первый бесспорный факт состоит в увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты только на нелегальном рынке труда.
  • Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Она и официальная экономика имеет общую рыночную основу и общую идеологическую базу. Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится государство, стали более существенными.
  • Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником официальных товарно-денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п. В настоящее время ее удельный вес, по оценкам экономистов, достигает  30 - 40%, а то и 50% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • К решению проблемы ликвидации теневой экономики следует подходить комплексно, с учетом сложности и многогранности этого явления, да и нашей сегодняшней обстановки. Необходимы меры экономического характера и правового регулирования процессов в направлении создания условий, делающих невыгодным теневой бизнес, существенно затрудняющих его, препятствующих становлению на этот путь субъектов экономических отношений. Кроме того, нужны более решительные и энергичные меры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, составляющими криминальную часть экономики и стимулирующими ее.
  • Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем:
  • снижение налогового бремени;
  • повышение эффективности защиты всех форм собственности;
  • совершенствование экономического законодательства с тем, чтобы законная деятельность стала экономически выгоднее незаконной;
  • усиление уголовной ответственности за экономические и коррупционные преступления;
  • разовая экономическая амнистия для представителей "серой" теневой экономики;
  • широкое материальное стимулирование эффективности работы правоохранительных органов, борющихся с теневой экономикой;
  • усиление правовой пропаганды экономического и уголовного законодательства.
  • И в заключении хотелось бы сказать, что такие явления современности, как развитие теневого сектора экономики, необходимо тщательно изучать, что я и попыталась сделать в своей работе.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  • Шестаков А.В. Теневая экономика. – учебное пособие 2000, с. 236
  • Шестаков А.В. Теневая экономика. - М: Дашков и К - НТБ, 2000, с. 257
  • Есипов В.М. Теневая экономика. -  М.: Методический центр МВД РФ.-1998, с. 386.
  • Клямкин И.М. Теневая Россия: экономико – социологическое исследование. – Изд. РГГУ – 2000, с. 197
  • Вопросы экономики 2005 № 12 с. 59-60
  • Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах - 97 и сценариях ближайшего будущего // Российский экономический журнал.-1998, с. 9-13
  • Иванова А.В. Исследование причин распространения теневой экономики в России // Экономический журнал высшей школы экономики.-4/1999, с. 3-4
  • Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.//Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1, с. 13-17
  • Радаев В. О социальных компромиссах и теневой экономики. // «Первое сентября» 27/2000г, с. 19-23
  • Рывкина Р. Российское общество как теневая социально – экономическая система. // МЭИМО. 2001, №4, с. 36-39
  • Лунев С.И. «Черные» параметры теневой экономики (к вопросу о поставках наркотиков в Россию из Центральной Азии). Библиотека Международного Евразийского института экономических и политических исследований. http://www.yandex.ru
  • Некриминальная теневая экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание. Библиотека Международного Евразийского института экономических и политических исследований http://www.yandex.ru
  • Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России. http://www.yandex.ru
  • Чистяков В.С. Содержание, капитал и оборот теневой экономики. Масштабы теневой экономики в России. http:// www.ovsem.com