Теневая экономика в России. 12

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Теневая экономика — явление, которое существует многие десятилетия. Однако, несмотря на то, что ее изучением экономисты занимаются уже ни одно десятилетие, долгое время на этой проблеме не уделялось должного внимания. В то же время в последние годы минувшего ХХ века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в России довольно мало, причем практически все они имеют довольно узкую направленность, так как рассматривается теневая экономическая деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Возникает необходимость изучения проблемы теневой экономики в более широком ракурсе.

     По  оценкам специалистов на теневую  экономику в России приходится 40% ВВП, что составляет около 16 700 млрд. руб. В отдельных отраслях (например, розничная торговля, строительство) около 80% занятых работает нелегально. Теневые экономические отношения присущи всем регионам России различной степени развития с присущими им региональными особенностями. В условиях кризисных ситуаций обострились проблемы в рыночной экономике, связанные с монополизмом крупного капитала, депрессивностью регионов, ростом безработицы, территориальной концентрацией бедности, миграцией, расширением масштабов теневой экономики.

     Целью данной курсовой работы является исследование вопросов развития теневой экономики в России.

     Задачи  курсовой работы:

  1. рассмотреть теоретические аспекты теневой экономики;
  2. проанализировать особенности развития теневого сектора экономики России;
  3. рассмотреть пути повышения эффективности воздействия государства на теневой сектор экономики.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления

     Проблемы  теневой экономики привлекли  внимание исследователей еще в 30-х  годах. В конце 7 -х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

     В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

     В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ.

     В отечественной науке и экономической  практике интерес к проблемам  теневой экономике отчетливо  проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

     В настоящее время единого общепринятого  универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования. Экономика — как термин имеет многовариантное значение, сущность и содержание которого пополняются с развитием человеческого общества. В современном понимании термин «экономика» обозначает: 1) хозяйство- сфера производственной деятельности человека; 2) научная дисциплина, изучающая национальное хозяйство в целом, отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг и т.д.; 3) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ и образующих определенную экономическую систему1.

     Рассмотрим  основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.

     Возможно, наиболее существенно различается  понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

     При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

     Для операционального подхода, более свойственного  зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

     В методологическом отношении существенно  различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

     Особенностью  экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

     На  уровне глобальной экономики рассматриваются  международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

     На  макроуровне анализируются теневая  экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

     На  микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

     Институциональный уровень анализа ставит в центр  социально-экономические институты  теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

     Социологические концепции теневой экономики  рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

     В рамках кибернетической концепции  теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

     В рамках правовых концепций явления  теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

     Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

     Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере.

1.2. Неформальные институты как основа теневой экономики

     Начать следует со стандартного определения институтов как правил и процедур (как формальных, так и неформальных), которые структурируют социальное взаимодействие, создавая пространство для поведения акторов и задавая его пределы. Однако менее понятно, каким образом провести различие между формальными и неформальными институтами. Некоторые исследователи ставят знак равенства между неформальными институтами и культурными традициями. Другие прибегают к государственно-социетальному различию, принимая государственные учреждения и установленные государством правила за формальные, а правила и организации в рамках гражданского общества за неформальные. Третьи проводят различие между неформальными нормами, которые устанавливаются сами собой, и формальными правилами, насаждаемыми третьей стороной — обычно государством.

     Институты — это совокупность формальных и неформальных рамок, обеспечивающих координацию действий индивидов в экономической, политической и социальной сферах.

     Институты — это «правила игры» в обществе. Они выступают в роли дополнительных правил.

     Термин «неформальный институт» встречается в применении к невероятно широкому кругу явлений, включая личные связи, клиентелизм, коррупцию, кланы и мафии, гражданское общество, традиционную культуру и разнообразные законодательные, судебные и бюрократические нормы. Другие авторы предлагаем более точное — и более полезное для аналитических целей — определение неформальных институтов. Оно должно охватывать максимально возможное количество неформальных правил, но в то же время быть достаточно узким, чтобы отличать неформальные правила от иных, неинституциональных, неформальных явлений2. 

Рис. 1.1. Роль институтов в функционировании экономики3 

     Но  каждая из этих концептуализаций упускает из вида ряд важных неформальных институтов. Например, хотя некоторые неформальные институты, несомненно, коренятся в культурных традициях, многие из них — от законодательных норм до нелегальных механизмов партийного финансирования — не имеют особого отношения к культуре. Отдавая должное государственно-социетальному различию, следует заметить, что многие институты в рамках государства (от бюрократических норм до коррупции) также являются неформальными, в то время как правила работы многих негосударственных организаций (например, корпораций и политических партий) обычно рассматриваются как формальные. Наконец, хотя определение неформальных институтов как никем сознательно не созданных, полезно в аналитическом плане, оно не согласуется с тем фактом, что неформальные правила могут быть навязаны извне (например, боссами кланов и мафий), в том числе и самим государством (скажем, организованная государственная коррупция).

     Большинство авторов придерживаются четвертого подхода, определяя неформальные институты как принятые в обществе, обычно неписаные правила, создающиеся, становящиеся известными и насаждающиеся вне официально санкционированных каналов. Напротив, формальные институты — это такие правила и процедуры, которые создаются, становятся известными и насаждаются через каналы, общепризнанные в качестве официальных. Сюда входят государственные институты (суды, законодательные органы, бюрократические учреждения) и установленные государством правила (конституции, законы, предписания), а также и то, что Роберт Элликсон называет «организационными правилами», то есть официальные правила, соблюдаемые такими организациями, как корпорации, политические партии и группы интересов.

     Однако проведение черты между формальными и неформальными институтами является только половиной концептуальной задачи. «Неформальный институт» нередко понимается как остаточная категория — в том смысле, что так можно назвать практически любое поведение, выходящее за рамки писаных правил или не предусмотренное ими. Чтобы избежать этой ловушки, нужно подробнее поговорить о том, чем формальные институты не являются.

1.3. Типы неформальных институтов

     Формальные и неформальные институты взаимодействуют различным образом. При выявлении характера взаимодействия между формальными и неформальными институтами, как правило, принято придерживаться одного из двух противоположных подходов. Согласно мнению одного лагеря, неформальные институты — функциональны и способствуют решению проблем в том смысле, что они обеспечивают решение задач социального взаимодействия и координации, тем самым повышая эффективность и работоспособность формальных институтов. Второй лагерь принимает неформальные институты за дисфункциональные и создающие проблемы. При этом утверждается, что клиентелизм, коррупция и патримониализм подрывают работу формальных демократических, рыночных и государственных институтов. Однако недавние исследования рисуют более сложную картину, нежели та, которую предлагает тот или иной лагерь: порой неформальные институты лишь усиливают или замещают те формальные институты, которые они, по всей видимости, подрывают.

     С целью учесть эти различия наша типология основывается на двух измерениях. Первое из них — это та степень, в которой совпадают последствия работы формальных и неформальных институтов. Различие здесь основывается на том, приводит ли следование неформальным правилам к практически одинаковым или же к иным результатам, нежели те, которые ожидаются в результате жесткого соблюдения исключительно формальных правил. В том случае, когда выполнение неформальных правил влечет за собой существенно иные последствия, формальные и неформальные институты считаются несовпадающими. В том случае, если в последствиях нет существенных отличий, имеет место совпадение формальных и неформальных институтов.

     Второе измерение связано с эффективностью соответствующих формальных институтов, то есть с той степенью, в которой существующие на бумаге правила и процедуры выполняются и соблюдаются на практике. Эффективные формальные институты фактически либо ограничивают выбор, стоящий перед политическими акторами, либо делают его возможным. При этом акторы уверены в высокой вероятности того, что официальные власти накажут за несоблюдение формальных правил. В тех же случаях, когда формальные правила и процедуры неэффективны, акторы полагают, что вероятность их насаждения (а следовательно, и ожидаемая расплата за их нарушение) будет низкой.

     Наличие двух измерений создает типологию из четырех пунктов, приведенную в таблице 1.1. Верхняя левая (дополняющие) и нижняя правая (конкурентные институты) ячейки соответствуют «функциональным» и «дисфункциональным» институтам, о которых обычно идет речь в литературе. В данной типологии также вводятся два новых типа институтов (аккомодационные и замещающие), позволяющие учесть и другие, менее очевидные варианты неформальных институтов.

     Таблица 1.1

Типологию неформальных институтов 

последствия Эффективные формальные институты Неэффективные формальные институты
совпадающие дополняющие Замещающие
несовпадающие аккомодационные Конкурентные
 

     Дополняющие неформальные институты

     Левый столбец таблицы соответствует тем неформальным институтам, которые сосуществуют с эффективными формальными институтами, то есть такими, от которых акторы ожидают выполнения писаных правил. В верхней левой ячейке сочетаются эффективные формальные правила и совпадающие последствия. Такие неформальные институты называются дополняющими. Они «заполняют пробелы», либо занимаясь теми моментами, которые не предусмотрены в формальных правилах, либо способствуя преследованию личных целей в рамках формальных институтов. Такие неформальные институты нередко повышают эффективность формальных. В качестве примера можно назвать бесчисленные нормы, шаблоны и рабочие процедуры, которые облегчают принятие решений и координацию с бюрократическими учреждениями, а также юридические нормы (такие, как процедуры согласования мнений и «правило четырех»), облегчающие работу Верховного суда США.

     Дополняющие неформальные институты могут также становиться основой для формальных институтов, создавая и усиливая мотивы к соблюдению формальных правил, которые в противном случае могут существовать только на бумаге. В каждом случае неформальные институты не просто существуют наряду с эффективными формальными, но даже играют ключевую роль в обеспечении эффективности формальных правил игры.

     Аккомодационные неформальные институты

     Нижний левый угол таблицы 1.1, соответствующий эффективным формальным институтам и несовпадающим последствиям, занимают аккомодационные неформальные институты. Они создают мотивы для такого поведения, которое существенно изменяет последствия соблюдения формальных правил без их прямого нарушения; они противоречат духу, но не букве формальных правил. Аккомодационные неформальные институты нередко создаются акторами, которые не одобряют последствий, создаваемых формальными правилами, но не имеют возможности изменить или открыто нарушить эти правила. Подобные неформальные институты нередко помогают примирить интересы этих акторов с существующими формальными институциональными структурами. Поэтому, хотя аккомодационные неформальные институты не в состоянии повысить эффективность формальных институтов, они могут укрепить их стабильность, заглушая призывы к переменам.

     Аккомодационные неформальные институты возникали в рамках институтов социалистического государства в Советском Союзе. Поскольку строгое соблюдение формальных правил, управляющих советской политической и экономической жизнью, не позволяло предприятиям выполнять государственный план, а индивидуумам — удовлетворять свои основные потребности, возник набор неформальных норм — известный под названием «блат», — дававший гражданам возможность достигать этих целей посредством личных связей. Блат, в строгом смысле не являясь противозаконным, позволял руководителям предприятий, трудящимся и чиновникам «обходить формальные процедуры». Помогая предприятиям выполнять государственные заказы, а гражданам — получать необходимые товары и услуги, эта неформальная система обмена способствовала выживанию Советского Союза.

     Конкурентные неформальные институты

     В правом столбце таблицы 1.1 помщаются те неформальные институты, которые сосуществуют с неэффективными формальными институтами. В подобных случаях формальные правила и процедуры выполняются не систематически, что позволяет акторам игнорировать или нарушать их. Ячейка в нижнем правом углу соответствует неэффективным формальным правилам и несовпадающим последствиям. В подобных обстоятельствах неформальные институты можно назвать конкурентными. Они структурируют мотивы поведения так, что те становятся несовместимы с формальными правилами: чтобы выполнять одни правила, акторы вынуждены нарушать другие. Наиболее известные примеры — такие партикуляристические неформальные институты, как клиентелизм, патримониализм, клановая политика и коррупция. Так, послевоенная итальянская коррупция опиралась на «альтернативные нормы», согласно которым акторы могли нарушать определенные государственные законы «безнаказанно», в то время как приверженцы закона подвергались «тем или иным наказаниям».

     Замещающие неформальные институты

     Наконец, верхний правый угол, где неэффективные формальные институты сочетаются с совпадающими последствиями, соответствует замещающим неформальным институтам. Как и дополняющие институты, замещающие неформальные институты используются теми акторами, которые стремятся к результатам, совместимым с формальными правилами и процедурами. Однако, как и конкурирующие институты, эти институты существуют в окружении, в котором формальные правила выполняются не систематически. Поэтому замещающие неформальные институты помогают добиться того, что теоретически должны выполнять формальные институты, если бы не их неэффективность.

     Замещающие институты обычно возникают там, где государственные структуры слабы или страдают от недостатка полномочий. В эпоху продолжительных демократических преобразований в Мексике формальным институтам, призванным решать избирательные конфликты (например, избирательным судам), не хватало авторитета, и поэтому их решения зачастую игнорировались. В таких условиях представители национального правительства и оппозиционная партия Национального действия решали поствыборные споры посредством неформальных «concertacesiones», то есть «джентльменских соглашений». Таким образом, «concertacesiones» служили «промежуточной станцией» и для правительства, и для оппозиционной элиты до тех пор, пока формальные институты по решению избирательных споров не набрали достаточно авторитета.

     Все эти четыре типа неформальных институтов вместе взятые свидетельствуют о том, что неформальные институты невозможно классифицировать по принципу простой дихотомии (функциональные и нефункциональные). Хотя такие замещающие неформальные институты, как «concertacesiones» и «rondas campesinas», действуют вразрез с формальными правилами и процедурами, они порой способствуют достижению результатов (разрешение после выборных конфликтов, общественная безопасность), к которым не приводит соблюдение формальных правил. И хотя такие аккомодационные неформальные институты, как консоциационализм, противоречат духу формальных правил, они могут приводить к последствиям (демократическая стабильность), общепризнанно считающимся полезными.

 

2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

2.1. Причины устойчивости институтов теневой экономики в России

      Теневой сектор отечественной экономики начал формироваться более 15 лет назад. Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика — это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности. Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной возрастать.

      Для того чтобы понять причины неожиданного роста теневой экономики при переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализу традиций теневой экономики в советской системе и, во-вторых, к особенностям рыночных реформ в России.

      В советское время теневая экономика  охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления.

      К числу распространенных теневых  видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.

      Теневая экономика включала в себя три части: «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, но прямо не связанную с нарушением законов; «среднюю», представляющую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой; «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.

      Теневая экономика России была сформирована экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Однако, чтобы понять, почему ее масштабы не только не уменьшились, но и существенно возросли, надо остановиться на особенностях рыночных преобразований в России.

      Главной причиной роста теневой экономики  в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация», то есть, из всего набора «экономических свобод» одни были введены, другие — нет, одно делать было можно, другое (например покупать и продавать землю) — нельзя. Еще одна причина в том, что в тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии и защита со стороны государства. Это вызвало у деловых людей России «комплекс гиперприватности» — боязнь привлечь к своей деятельности внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить контакты с государством. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством — иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги.

      Проведенные в России реформ создали все условия для дальнейшего развития и процветания теневых форм экономики. Теневая экономика стала сопоставима по масштабам с легальной. Более того, в теневой экономики формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Многие специалисты стали уже вести речь о «теневом порядке» в российском обществе4.