Теневая экономика в современной экономической системе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Южно-Российский институт филиал

Факультет управления

Направление подготовки: менеджмент

Кафедра: экономической теории и предпринимательства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Теневая экономика в современной экономической системе»

 

 

Автор работы:

студентка 1 курса МБ-411 группы

очной формы обучения

Чернова Екатерина Александровна

Подпись _________________

 

Руководитель работы:

к э.н. доцент Ажогина Наталья Николаевна

Оценка _________________

Подпись ________________

 

Ростов-на-Дону 2015 г.

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования и функционирования теневой экономики

1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»

1.2. Сферы деятельности теневой экономики

1.3. Причины возникновения и условия формирования теневой экономики

1.4. Влияние теневой экономики на экономику государства

Глава 2. Методы борьбы с теневой экономикой. Голландский опыт

2.1. Борьба с теневой экономикой как форма реализации экономической безопасности

2.2. Программа мер по борьбе с теневой экономикой

2.3. Теневая экономика в России.

2.4.  «Высветление» теневых участков экономики на практике: легализация проституции в Нидерландах.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономической теории есть много неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти такой пример, когда масштабы экономического явления и  степень его изученности были бы настолько несоизмеримы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает почти все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования объект; это явление, которое относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика начала свое существование еще в древние времена, ее след можно найти в разных странах. Коррупция разного рода зафиксирована летописцами древности в Египте, Китае, Персии, Греции, Риме и Индии, а также в ряде Европейских стран в периоды с XV по XIX века.

Теневая экономика не исчезла и в начале XXI века, наоборот, ее влияние существенно возрастает в современном глобализирующемся мире. В настоящее время, она является одной из самых актуальных проблем современной России и всего мира; в том или ином виде она имеет место во всех странах, движется и видоизменяется на протяжении столетий.

Этим и объясняется актуальность проблемы: по оценкам специалистов, объем мировой теневой экономики исчисляется триллионами долларов и варьирует в диапазоне от 9-10% ВВП в Великобритании, США и Швейцарии до более 40% ВВП во многих странах с развивающимся рынком. А ведь именно эти деньги могли бы пойти на формирование и развитие крупного и малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора.

Целью исследования является выявление сущности теневой экономики в современной экономической системе, ее специфики и трудностей в преодолении.

Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:

1) дать определение понятия теневой экономической деятельности;

2) рассмотреть причины, сущность и последствия теневой экономики;

3) оценить масштабы теневой экономики в современной экономической системе на примере России;

4) рассмотреть методы борьбы с теневой экономикой.

Предметом данного исследования теневая экономика России и Нидерландов.

Объектом исследования является теневая экономика, ее сущность и виды.

Методами для решения поставленных задач являются: изучение и анализ необходимой литературы, изучение теоретической стороны проблемы, сопоставление теории и практики, формирование общих выводов на основе выявленных фактов.

Эмпирическую базу исследования составляют изученные в процессе написания работы источники: учебники, экономические словари, интернет ресурсы, а также статьи из журналов.

Цели и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, а также списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, цели, задачи и объекты исследуемого вопроса.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования и функционирования теневой экономики, влияние теневой экономику на экономику страны.

Во второй главе приводится пример теоретических моделей на практике.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования и функционирования теневой экономики

    1. Сущность и содержание понятия

«теневая экономика»

 

В экономике каждой страны есть элемент, который не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. До сих пор нет конкретного определения, которое характеризует эту составляющую. Нет конкретной ясности также о том, что конкретно охватывает соответствующий сектор экономики.

Существует мнение, что теневая экономика - это экономическая деятельность, противоречащая текущему законодательству; то есть она подразумевает собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

 Согласно другому мнению, теневой экономикой называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного  учета и контроля и, как следствие, не отражается в официальной статистике.

Последняя точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на образование или удовлетворение потребностей, стимулирующих в человеке различные пороки.

Каждая из названных точек зрения по-своему правильна. В определенной степени они отражают наблюдающиеся в экономике реальные процессы, определяют теневую экономику с различных сторон и, по сути, не противоречат друг другу.

Существует три понятия, достаточно близкие по смыслу, но одновременно обозначающие каждое свой, отличающийся от других, круг явлений: «скрытая» (или «беловоротничковая»), «неформальная» (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.

«Скрытая» - разрешенная законом деятельность, которая официально «не показывается» или приуменьшается осуществляющими ее субъектами с намерением уклониться от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения предназначенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

Определение «неформального» («серого») сектора дается со ссылкой на резолюцию 15 Международной конференции статистиков труда. Неформальный сектор в широком значении можно характеризовать как состоящий из единиц, осуществляющих производство товаров или услуг с первичной целью обеспечения занятости и доходов участвующих в них лиц. Производственные единицы неформального сектора имеют характерные особенности предприятий домашних хозяйств. Основные и другие используемые активы принадлежат не производственным единицам как таковым, а их собственникам. Собственники должны привлекать необходимые финансовые средства на свой страх и риск, и они несут личную неограниченную ответственность за любые долги или обязательства, возникающие в процессе производства. Расходы на производство зачастую невозможно отличить от расходов домашних хозяйств.1

Совокупность неформальных предприятий является частью сектора домашних хозяйств.

«Нелегальная» («черная») – экономика организованной преступности. К ней относятся хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом товаров и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии).

Стоит заметить, что деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабеж, воровство и терроризм), не трактуется как трансакции и не включается в границы производства, а следовательно, не входит в структуру теневой экономики.

Объем неучтенной экономической деятельности серьезно влияет на объем и структуру макроэкономических данных, а именно на объем и структуру ВВП, что вызывает искажение официальных данных о состоянии экономики: размер ВВП недооценивается из-за того, что значительная часть товаров и услуг не принимается во внимание при определении общего объема ВВП.

Таким образом, при подсчете ВВП должны учитываться следующие показатели теневой экономики:

1) показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других предназначенных законом обязательств;

2) показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе деятельности предприятий, работающих для обеспечения занятости и доходов;

3) показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе: а) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально; б) нелегальной деятельности, представляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг; в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

Однако предпочтительным остается термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую деятельность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами.

 

 

    1. Сферы деятельности теневой экономики

 

Существует множество критериев, по которым можно типологизировать теневую экономику: по ее связи с «белой» экономикой, по субъектам теневой экономики, по сферам экономической деятельности и другие. Целесообразно остановиться на типологизации по сферам экономической деятельности, чтобы узнать в каких отраслях и сферах хозяйственной деятельности существует теневая экономика и как она распределена.

Наиболее криминогенными сферами в экономике являются:

  • финансово-кредитная сфера, которая является самой опасной для общества, так как стимулирует криминализацию всех остальных сфер экономики;
  • сфера отношений собственности;
  • сфера внешнеэкономической деятельности, которая используется для накопления криминального капитала, а также для его экспорта;
  • сфера потребительского рынка.

К наиболее значимым секторам теневой экономики в современной России относятся следующие:

В кредитно-финансовой сфер встречаются такие преступления, как хищения (мошеннические операции в банковской и инвестиционной сферах), финансовые пирамиды, финансовые операции под прикрытием некоммерческих фондов.

С развитием информационных технологий в этой сфере получают распространение такие преступления как кардинг и компьютерная преступность.

В сфере государственных и муниципальных финансов распространены налоговые преступления, хищение бюджетных средств, их нецелевое использование,  а также незаконные получения возмещения от НДС.

В сфере внешнеэкономической деятельности теневая экономика проявляется в обращении и перемещении через таможенную границу финансовых, товарных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Помимо этих преступлений в названной сфере велика роль таких махинаций, как незаконный вывоз капитала и уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.

На рынке ценных бумаг она связана с мошенничеством, фальсификацией документов, недобросовестной котировкой ценных бумаг и заключением незаконных сделок с ними, использованием конфиденциальной информации при совершении сделок с ценными бумагами, хищением финансовых средств.

В сфере страхового дела распространены такие нарушения законодательства, как осуществление нелицензированной деятельности, мошенничество при заключении страховых операций. Наиболее опасными в этой сфере считаются незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страховых случаев, завышение страховых выплат.

В сфере приватизации теневая экономика тоже имеет место быть. Свое развитие она получила при переходе России к рыночной экономике, в период приватизации государственной собственности. Преступления в сфере приватизации были связаны с присвоением приватизационных чеков и их подделкой, мошенничеством служащих инвестиционных фондов.

В сфере малого предпринимательства сектор теневой экономики представлен мошенничеством, отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, нерегистрируемой деятельностью наемных рабочих и незаконной предпринимательской деятельностью.

В сфере производства присутствуют такие правонарушения, как фальсификация продуктов, перевод прибыли за рубеж, уход в оффшорные зоны, искусственное банкротство, подкуп государственного аппарата для получения государственных заказов, использование труда нелегальных мигрантов, задержка заработной платы.

В сфере торговли распространены продажа фальсифицированной продукции, сговор с таможенными службами, контрабанда, челночная торговля.

В сфере услуг часто встречаются такие виды нелегальной деятельности, как услуги фирм-однодневок, консалтинговые услуги, сотрудничество частных охранных фирм с уголовными структурами.

Теневая экономическая деятельность проявляется и в таких неккорумпированных на первый взгляд сферах как политика, спорт, здравоохранение и образование, что показывает полную несостоятельность законодательства, государственного аппарата и гражданского общества нашей страны.

 

    1. Причины возникновения и условия формирования теневой экономики

 

Причины возникновения теневой экономики принято делить на шесть основных групп: антропологические (связанные с природой человека), экономические, социальные (зависящие от факторов социального характера), правовые (несовершенство правовой базы), социокультурные (слабая этическая основа предпринимательства), политические (противоречивая политическая система).

Основными факторами, которые способствуют возникновению и процветанию теневой экономики являются:

  • несовершенство налоговой системы, высокий уровень налогообложения;
  • высокая доля государственного сектора в экономике;
  • высокая регламентированность экономики;
  • нестабильность экономики;
  • низкий кредитный рейтинг национальной  экономики.

В России теневая экономика развивалась прежде всего вследствие монополизации основных сфер производства, материалов и оборудования; неэффективной защиты жизни и имущества граждан; непредсказуемости экономической политики государства.

Наибольшее влияние на криминализацию экономической сферы оказывает проводимая государством социально-экономическая политика, а именно:

  1. глубокое и резкое имущественное расслоение населения;
  2. внедрение регулирующих экономических механизмов, создающих криминогенную ситуацию и способствующих долларизации государства;
  3. тенденция к исключению роли государства как активного агента из экономической жизни;
  4. сознательное ослабление борьбы с экономическими преступлениями, обосновываемое использованием теневого капитала в качестве ресурсной базы экономических реформ;
  5. непроработанность правовой базы экономических реформ;
  6. разрыв между принимаемыми нормативными актами, регулирующими правила экономического  поведения, и созданием  организационно-технической базы для их исполнения.2

 

    1. Влияние теневой экономики на экономику государства

 

Любое явление всегда имеет две стороны: положительную и отрицательную. Этому правилу подчиняется и теневая экономика: на экономику страны она может оказывать как дестабилизирующее, так и стабилизирующее влияние.

Влияние теневой экономики в основном происходит в дестабилизирующем ключе, поэтому логично начать изучение именно с него.

Дестабилизирующее влияние проявляется в совокупности негативных последствий теневой экономики, которые выступают в качестве реальной угрозы экономической безопасности государства; отрицательно воздействуют на народное хозяйство, личность, общество и государство в целом.

Основными негативными последствиями теневой экономики являются:

  • расслоение общества на бедных и богатых;
  • кризис экономики народного хозяйства;
  • потеря управляемости;
  • разрушение хозяйственных связей;
  • спад производства;
  • рост экономической преступности;
  • дезорганизация структуры государственной экономики;
  • ориентация общества на получение дохода любыми средствами;
  • потеря моральных и нравственных ориентиров.

Негативные последствия теневой экономики отражаются в различных социально-экономических деформациях. К ним относятся влияние на режим конкуренции, эффективность производства труда, условия воспроизводства рабочей силы, структура потребления и производства, утечка государственного капитала за рубеж.

Существуют и значительные неэкономические последствия, такие как деформация налоговой сферы, деформация структуры бюджетной сферы, возрастание ошибок макроэкономического регулирования, деформация структуры платежного оборота, стимулирование инфляции, увеличение инвестиционных рисков, деформация структуры экономики, экологический вред, деформация структуры потребления, коррумпированность всех функциональных систем государственного аппарата, негативное влияние на международные экономические отношения и политическую систему страны.

Невзирая на все названные минусы, в некоторых случаях теневая экономика может  даже улучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Примеры стабилизирующего влияния теневой экономики я раскрою немного подробнее, так как не всегда понятно, каким образом негативное явление может играть положительную роль.

Стабилизирующее влияние теневой экономики происходит по нескольким направлениям:

  • с точки зрения хозяйствующих субъектов, теневая экономика обеспечивает экономически выгодный процесс производства. Теневая экономика и двойная бухгалтерия позволяют сократить налоговые отчисления и, следовательно, увеличить валовую и чистую прибыль;
  • под воздействием теневой экономики на рынке товаров и услуг образуются новые ниши, что позволяет увеличить занятость и уменьшить безработицу в период рецессии и экономического кризиса. Т.е. теневая экономика выступает в роли стабилизатора, который сглаживает разницу между доходами различных социальных групп, и тем самым уменьшает социальную напряженность;
  • под воздействием теневой экономики происходит формирование денежной базы для негосударственной социальной деятельности. Спонсирование различных союзов и мероприятий, благотворительность в социальных и культурных сферах – в этом случае теневая экономика является способом формирования гражданского общества, включающим в себя частично или полностью криминальные элементы. 

 

Глава 2. Методы борьбы с теневой экономикой.

Голландский опыт

2.1. Борьба с теневой экономикой

как форма реализации экономической безопасности

 

Экономическая безопасность государства – возможность и готовность экономики стабильно обеспечивать достойные условия жизни и развития личности, социально-эконмическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, а также организованно оформленный, устойчивый, саморазвивающийся материальный и социально-экономический комплекс.

Экономическая безопасность, прежде всего, предполагает защиту национальных экономических интересов и приоритетов.

Базовыми национальными интересами являются: национально-государственный суверенитет, территориальная целостность, незыблемость конституционного строя, социально-экономическая стабильность общества, целостность и нерушимость экономического потенциала, безопасность окружающей среды, обеспечение уровня и качества жизни населения в соответствии с мировыми стандартами, духовное и культурное развитие общества.

Проявление теневой экономики создает угрозу коренным национальным интересам, поэтому в сложившихся социально-экономических условиях главными направлениями экономической политики должны стать:

  • повышение конкурентоспособности государства;
  • совершенствование рублевой денежно-кредитной политики;
  • реструктуризация, демонополизация и акционирование промышленного сектора экономики;
  • создание механизма самонастройки рыночной экономики;
  • создание благоприятного предпринимательского климата;
  • кардинальное улучшение ситуации в сельском хозяйстве;
  • улучшение инвестиционного климата;
  • реформирование системы управления;
  • развитие информационного пространства;
  • формирование и реализация курса на экономическую открытость.

 

2.2. Программа мер по борьбе с теневой экономикой

 

Для борьбы с теневой экономикой, нейтрализации ее воздействия государство должно проводить целенаправленную политику, основанную на действующем законодательстве. При формировании концептуальной основы этой политики следует учитывать ряд обстоятельств:

  • исключен возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе;
  • необходима смена модели реформирования экономики в целом; причем иерархию новой реформационной модели должны возглавлять интересы отечественных региональных производителей и потребителей;
  • для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые погрязли в теневой экономике.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению теневой экономики – радикально-либеральный и репрессивный.

Первый — радикально-либеральный подход, связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Итоги применения данного метода крайне негативны: критические масштабы теневой экономики, образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса.

Репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные минусы либерального и предполагает:

  1. расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции и Министерства финансов;
  2. улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства;
  3. общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания.

Однако для обеспечения должных условий развития предпринимательства необходим правовой подход, связанный с совершенствование законодательства. Реализация этого подхода требует:

  • четкого разграничения капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, отражения данного разделения в новых экономико-правовых актах;
  • постоянной коррекции легитимных условий деятельности предпринимателей,
  • разработки и реализации действенных мер защиты населения со стороны государства от финансовых мошенничеств, обеспечения гарантии защищенности сбережений и капиталов;
  • в сфере личного потребления целесообразно задействовать «доходные индульгенции» - юридические документы, констатирующие легализацию денежных средств, направляемых на инвестиционные цели в сферу производства;
  • налаживания общественного контроля над деятельностью хозяйственных субъектов в границах правого поля.

Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела – главная задача государства.

Меры борьбы с коррупцией приобретают особую важность в рамках борьбы с теневой экономикой, особенно в России, где главной задачей является снижение уровня коррумпированности государственного аппарата.

Решение этой задачи заключается в формировании механизмов контроля: внутреннего и внешнего.

Внутренний контроль – внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор за каждым служащим.

Внешний контроль – механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко признан виновным, свобода слова и СМИ.

Важнейшей составляющей комплекса мер по сдерживанию теневой экономики являются меры предупреждения и пресечения легализации дохода от криминальной экономической деятельности. К ним можно отнести:

  • признание преступлением любых действий по легализации финансовых средств, полученных преступным путем, с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких средств;
  • установление требований к регистрации некоторых видов финансовых операций и идентификации лиц, их совершающих;
  • ограничение коммерческой и банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации доходов от преступной деятельности;
  • установление ограничений на финансовые операции с наличными деньгами и перемещение наличных денег через таможенную границу;
  • установление обязанности работников организаций, осуществляющих финансовые операции, сообщать уполномоченному органу о незаконных операциях и операциях, требующих особого контроля;
  • установление ответственности работников организаций, осуществляющих финансовые операции: за отказ от предоставления уполномоченными органами сведений о незаконных операциях или операциях, требующих особого контроля; за разглашение информации о предоставлении таких сведений; за невыполнение требования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Резолюция о статистике занятости в неформальном секторе, принятая