Теневая экономика в современной России. 2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ……………….....4

1.1. Определение, структура теневой экономики…………………………..4

1.2. Факторы, способствующие коррумпированности экономики……….7

2.  ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ  В РОССИИ……………………………………………………….10

2.1. История развития теневого  сектора в России………………………10

2.2. Состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.………………………………………………………………………………13

3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………..…17

3.1. Пути воздействия государства  на теневую экономику………………17

3.2.Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики.……………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………………...27

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к  феномену теневой экономики. При  этом значительно разнятся как взгляды  на сущность этого явления, так и  количественные оценки его масштабов.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно  измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению  не подлежит.1

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства  обычных, «нормальных», экономических  явлений процессов: формирование и  распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений  в России настолько велико, что  совершенно очевидна необходимость  их анализа.

Задачи курсовой работы: определяют факторы, влияющие на развитие коррумпированности экономики, осветить масштабы теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.

И в связи с этими  задачами, проблемой курсовой работы является установить и оценить масштабы теневой экономики в России, определить ее структуру и выявить и указать наиболее опасный сектор теневой экономики.

1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА  И ПРИЧИНЫ ЕЕ ПОЯВЛЕНИЯ

1.1. Определение, структура теневой экономики

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика -  экономическая  деятельность, противоречащая данному  законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных  хозяйственных действий, которые  подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой  и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение  материальных благ.

Третья точка зрения - теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек  зрения по-своему правильна и соответствует  разным этапам развития и сторонам экономики и различному состоянию  общественного осознания происходящих в ней социально-экономических  процессов. К настоящему времени  все эти точки зрения в той  или иной мере отражают наблюдающиеся  в экономике реальные процессы и  дополняют друг друга, когда речь идет о «теневых» явлениях в современной  экономике. Они характеризуют теневую  экономику с различных сторон и, по существу, не противоречат одна другой. Таким образом, с известной степенью условности можно выделить три главных  и наиболее типичных вида теневой  экономической деятельности:

•  «Домашняя экономика» - законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах). Признаками такой деятельности  являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах. Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать.

•   «Нелегальная экономика» - деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид теневой экономической деятельности, обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта, охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть теневой экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;

• «Криминальная экономика» - нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.

Ключевым признаком теневой  деятельности можно считать уклонение  от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение  их содержания при регистрации. Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.

Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно  отнести и представителей органов  власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине – теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов. Эти люди - “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Конечно, данное деление  в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения  страны.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие  торгово-посреднические и  производственные  операции;

- банк;

- “службу безопасности”.

Одна и та же хозяйственная  деятельность обычно ведется российскими  предпринимателями через несколько  фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров.

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в  наличные и наоборот, не говоря уже  о других операциях.

“Служба безопасности”  имеет разные формы: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша” государственных  органов управления. Кроме того, большинство группировок, так или иначе, стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

 

1.2. Факторы, способствующие коррумпированности экономики

 

Причины теневой экономики  многообразны. Мы выделяем их в шесть основных групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.

Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.

Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, мы относим экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.

В третью группу причин мы выделяем факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно  преступных экономических действий также формируется и этой среде.

К четвертой  группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, мы относим несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический  процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.

В пятую группу факторов мы включаем все, что можно считать слабой этической основой предпринимательства. Особо хотелось бы выделить противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.

Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они мало  уязвимы, но по существу эти деяния следует относить к разделу теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.

Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать и хозяйственной жизни. Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами се роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ИСТОРИЯ И  ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ  ЭКОНОМИКИ  В РОССИИ

2.1. История развития  теневого сектора в России

В советское время теневая  экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые  осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны партийно-хозяйственных  органов управления. В советской  научной литературе первые публикации о теневой экономике появились  только в конце 1980-х - начале 1990-х гг.

Эти исследования позволяют  сделать вывод, что практически  все директора предприятий и  большая часть руководителей  среднего звена регулярно осуществляли деятельность в рамках теневой экономики.2

Прежде всего, это относилось к таким отраслям как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, ЖКХ. [Приложение 1]

В 1970-х - начале 1980-х гг. теневая  деятельность в СССР стала элементом  социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е  гг. уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной  системе теневая экономика выполняла  важные функции. Главными, по мнению Л. Косалса из них были две.

Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков  работ официальной советской  экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной  и развитой становилась хозяйственная  деятельность, чем сильнее была потребность  в технологическом обновлении, тем  сложнее было осуществлять директивное  управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции»: на одном предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливали не контролируемые  «сверху» горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялись неформальные взаимодействия между руководителями и работниками различных рангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.

Вторая функция - социальная. Она заключалась в обеспечении  социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать  себя в официальных структурах, не создавших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий  для работы. Эти люди стремились самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за труд. Большая часть теневых  операций осуществлялась для решения  критических проблем предприятия, предотвращения остановок производств, удержания людей на том или  ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы  «сверху». И естественно, теневые  операции проводились для того, чтобы  получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная  экономика.

В эпоху перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение присущих советской  системе особенностей, дефектов, которые  можно устранить либерализацией и введением частной собственности  в рамках «перехода к рынку». Поэтому  считалось, что по мере продвижения  страны к капитализму масштабы теневой  экономики будут сокращаться, а  легальной - возрастать.

Произошло же все наоборот. По данным МВД России, в 1990-1991 гг. в  теневой экономике производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила  27%, в 1994г. – 39%, в 1995г. – 45%, в 1996 г. - 46%. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. чел.3

Заметно меньшие и, возможно, более реалистичные цифры дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992 - 1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП  составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. 20, в 1996 г. - 23% .

К 2002 г. доля теневой экономики  составила уже 26,9% ВВП. При этом, по оценкам МВД России, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи  с организованными преступными  сообществами.4 Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.

Так как теневая экономика  была сформировавшимся экономическим  институтом советского общества, она  не могла в одночасье исчезнуть  даже при самых благоприятных  условиях. Криминализация экономики носит устойчивый характер и может характеризоваться как саморазвивающийся социальных процесс, устанавливающий криминальные правила ведения бизнеса и вовлекающий все большее число законопослушных граждан.

Об этом, в том числе  свидетельствует общая динамика числа выявленных всеми правоохранительными  органами преступлений экономической  направленности. Так, только за период с 1998 по 2003 общее число выявленных преступлений данной категории возросло в l,7 раза и стабилизировалось на уровне около 380 тыс.  [Приложение 2]

Особую озабоченность  вызывает высокий уровень криминализованности  отраслей, являющихся ключевыми для  отечественной экономики и формирования доходной части государственного бюджета. Так, наибольшая доля предприятий с  выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и  особо крупном размерах от общего числа предприятий (далее - уровень  криминализации) в 1999 - 2003 гг. наблюдалась  в таких отраслях, как ТЭК  (в 1999 г. - 20,8% общего числа предприятий, в 2001 г. - 24,8%), лесопромышленный комплекс (8,6 и 16,1%), черная и цветная металлургия (2,6 и 4,8%), пищевая промышленность (3,1 и 4,2%).5

 

2.2. Состояние теневой экономики в условиях финансового кризиса 2009-2010 гг.

О росте теневой экономики  и коррупции в современной  России говорят многочисленные отечественные  и зарубежные экспертные исследования.

Кризис увел в  тень примерно пятую часть экономики  России, заявил глава Росстата Александр  Суринов. Эксперты считают, что доля серого бизнеса продолжит расти и в наступившем году. Некоторые из них уверены, что уже сейчас она достигает 30%, а иностранные специалисты поднимают планку до 49%.

Ссылаясь на оценки своего ведомства, Александр Суринов рассказал  в интервью "Российской газете", что доля теневой экономики "стала  расти начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начались кризисные явления, когда ухудшилась ситуация на рынке труда". Судя по всему, чиновник статистического ведомства  под "прошлым годом" имел в виду 2008 год, так как кризисные явления  в российской экономике проявились именно в третьем квартале 2008 года.

На сегодняшний день, по словам Суринова, в тени находится  около пятой части экономики  России. Глава Росстата не уточнил, какова была доля теневой экономики непосредственно до кризиса. Между тем в отчете Статкомитета СНГ, опубликованном в апреле прошлого года, доля "ненаблюдаемой экономики" в ВВП России в 2007 году оценивалась на уровне 17,1%. Эта цифра была выведена исходя из объема ВВП в 33,11 трлн рублей, из которых 5,66 трлн пришлось на нерегистрируемые и не облагаемые налогами товары и услуги.

В августе 2009 года, будучи еще  заместителем руководителя статистической службы, Александр Суринов оценивал вклад теневой экономики в  валовой региональный продукт России в 20—25%.

Он отмечал, что с началом  кризиса предприятия снова стали  уходить от белых схем в сторону  серых и черных, хотя до этого  российская экономика уверенно выходила из тени.

"Получается противоречие, — отмечает директор департамента  стратегического анализа компании  ФБК Игорь Николаев. — Если  ранее Росстат допускал, что доля  теневой экономики доходит до 25%, то теперь выходит, что она  стала ниже, что удивительно и  с чем трудно согласиться". По оценкам эксперта, сейчас доля  теневой экономики составляет  не менее 30%.

Помощник президента по экономическим  вопросам Аркадий Дворкович в  июне признался, что "когда мы планируем  бюджет, то заранее имеем в виду, что 30% куда-то денется". В бизнесе  и в остальном то же самое, говорит  Дворкович: "Только у хороших компаний девается 10%, а у плохих — 50%".

Основная причина ухода  предприятий в тень — увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, отмечает Николаев, так как  оно наиболее чувствительно для  бизнеса в период кризиса. Сказывается  и замена ЕСН страховыми взносами, что увеличивает налоговую нагрузку на бизнес с текущих 26 до 34%: поскольку, несмотря на прогнозы властей, наступивший  год все же будет кризисным, многие предприятия останутся в тяжелом  финансовом положении, а значит, будет  расти и тень, уверен Николаев. По итогам 2010 года Николаев значительного изменения не ожидает: доля скрытых доходов останется на уровне около 30%, но в следующем году она может вырасти и до 40%, считает он.

Директор центра макроэкономических исследований компании BDO в России Елена  Матросова настроена более оптимистично. "Не факт, что теневой сектор и  дальше будет расти ускоренными  темпами, — говорит она. — К  примеру, многие работодатели в ходе кризиса сокращали зарплаты за счет сокращения серых зарплат, то есть отчасти благодаря кризису даже произошла своеобразная "зачистка" доходов".

Кроме того, массовому уходу  бизнеса в тень помешает и поменявшийся за последние годы менталитет у значительной части предпринимателей, считает  Матросова. Возвращаться в прежние  условия ведения бизнеса многие уже не захотят, уверена она. "Они  проводят рационализацию издержек, —  отмечает эксперт, — например, списывают  их на поставщиков". Кроме того, за предкризисные годы значительно  сократилась теневая инфраструктура — к примеру, стало значительно  меньше банков, предлагающих услуги по обналичке.

"Банки предлагали такие  услуги не от хорошей жизни,  — возражает Игорь Николаев  из ФБК. — Сегодня у банков  пока все хорошо — государство  накачало их ликвидностью, но  это может продолжаться не  так долго: если экономические  трудности из виртуальных превратятся  в реальные, многие банки будут  вынуждены снова начать предлагать  подобного рода услуги".

Оценки теневой экономики  — косвенный продукт макроэкономических расчетов Росстата, рассказал Александр  Суринов. Для оценки ВВП, по его словам, необходимо учитывать и ту добавленную  стоимость, которая производится "в  полутени". При этом в свои расчеты  ВВП Росстат включает не все "проблемные области". К примеру, производство товаров и услуг, которые запрещены  к производству и реализации на территории страны, например наркотики, торговля оружием, проституция и другие области  прибыльного теневого бизнеса, в  расчеты не включено, потому что  нет надежных методов измерения. Хотя, по словам Суринова, необходимость  этого Росстат декларирует наряду со статистическими ведомствами  других стран, так как сложно без  этого давать объективную экономическую  статистику.

Известно, что выяснить сколь-нибудь точные объемы теневой экономики практически невозможно, и многое зависит от методики, которая используется при расчетах. Именно поэтому данные разных ведомств и исследователей столь отличаются. К примеру, согласно прошлогодним данным МВД, которые учитывают все нелегальные финансовые потоки, включая коррупцию, в тени находится около 40% российской экономики. А специалисты Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития оценивали объем теневой экономики РФ по результатам 2008 года в размере 49% ВВП. По подсчетам экспертов Deutsche Bank, доля теневой экономики в России на конец прошлого года составляла 25—30% ВВП. Однако большинство независимых экспертов склоняются к тому, что цифры Росстата все же лучше отражают реальную ситуацию.

В то же время Росстат  учитывает такие области теневой  экономики, как "скрытое производство" (когда утаиваются размеры производства для ухода от налогов или от исполнения трудового законодательства), "неформальная деятельность" (например, репетиторство), которую исследуют  с помощью опросов населения, а также личные подсобные хозяйства  населения плюс все, что производится внутри семьи для себя. "Наши цифры  относительно надежны", — утверждает глава ведомства.

Есть также зона экономики, которая напрямую связана со слабостью  статистических наблюдений: "Мы не охватываем все предприятия, которые должны быть охвачены", — признает руководитель Росстата. Гарантий о том, сколько искаженной информации в предоставляемых предприятиями данных, дать невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ  С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

3.1. Пути воздействия  государства на теневую экономику

Касаясь экономической роли государства, часто говорится о государственном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы прямого вмешательства. Поэтому предлагается остановиться на термине "государственное воздействие" на теневую экономику как наиболее емком.

Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом других задач, подводит к выводу о том, что программа государственного воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде всего необходимо сформулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику? Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.

Представляется, что ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности. Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.

Причем следует отметить, что именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).

С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо согласиться с высказыванием министра экономического развития и торговли Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке — 3 долл., а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.