Теневая экономика в странах СНГ

По дисциплине «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА» 
 
на тему: «Теневая экономика в странах СНГ» 
Выполнил: студент группы 4114з 
 
Кряжев В.М. 
 
Проверил: 
Оценка _____________  
Самара 2009 г. 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

 
Введение

 
3

   

 
Понятие теневой экономики

 
3

   

 
Причины возникновения теневой экономики

 
4

   

 
Анализ объемов и структуры  теневой экономики в СНГ

 
4

   

 
Методы борьбы

 
13

   

 
Заключение

 
15

   

 
Список использованной литература

 
17


 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Невозможно представить себе развитие любого  цивилизованного  общества без изучения экономической теории и применения ее конкретно к каждому государству. Описать все процессы макроэкономики в одной работе  невозможно, и поэтому мы решили остановиться на наиболее актуальных   проблемах современности. 
 
Во всех странах с рыночной структурой  экономики  была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика.  Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось  избавиться  от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы  явления  можно  уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически  невозможно.  Теневая  экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но  суть  этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие  доходов,  неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые  операции.  Доходы  от  этих видов  деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского  айсберга, определить размеры которого никому не под силу. 
 
Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и  лишь затем принимать  хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе мы  пытались  осветить основные явления теневой экономики,  как  в  нашем  государстве,  так  и  на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных регионах. Будет  лишним  напоминать,  насколько  негативно  теневая экономика отражается на социально-экономической  и  политической   жизни общества, однако, в своей работе мы раскрыли не только  отрицательные,   но   и положительные стороны скрытой экономики. 
ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 
Термин "теневая экономика" в целом относится к финансово-хозяйственным   операциям, направленным на получение материальной выгоды.  Определения  "теневая", "скрытая" иногда уточняются  с  помощью  понятия  "незаконная". Таким  образом,  возникает  необходимость  четкого  разграничения  понятий  законной и незаконной деятельности. 
 
Применительно к действующему законодательству к незаконной (или нелегальной) экономике прежде всего можно отнести незаконное  изготовление оружия, незаконное изготовление, приобретение, хранение,   перевозку,   пересылку  либо сбыт наркотических средств или  психотропных  веществ, организацию или содержание притонов для занятий  проституцией,  а  также выпуск или продажу товаров,  выполнение  работ  либо  оказание  услуг,  не отвечающих требованиям безопасности, и др. В эту же группу  деяний входит мошенничество, если оно совершается с помощью  финансово-хозяйственных операций.  
 
Итак, с правоохранительной  точки  зрения  структуру  экономики можно представить следующим образом. Под теневой (неконтролируемой) экономикой (теневым бизнесом) в таком случае будет пониматься совокупность в принципе легальных, но не  выявляемых открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных  операций.  Отметим, что выделять теневую  экономику  из  легальной,  видимо,  имеет  смысл  лишь применительно   к  определению   степени    вмешательства    в    экономику правоохранительных органов. 
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 
Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики. 
 
Наиболее распространенными причинами возникновения данного явления являются: 
 
Высший уровень налогообложения. Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%). 
 
Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной пр. изводе тонной деятельности. 
 
Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход  экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики.  
АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ И СТРУКТУРЫ 
 
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СНГ 
Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. Поэтому, говоря о проблеме теневой экономики в России, Беларуси и на Украине на современном этапе, представляется необходимым обратиться к исторической ретроспективе. Так, в советское время теневая экономика охватывала виды хозяйственной деятельности, находившиеся вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы. К числу распространенных теневых видов деятельности тогда относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в ВУЗ и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п. 
 
Теневая экономика включала в себя три части:  
 
1)     во-первых – «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, или находящуюся в сферах, которые закон не регламентировал вообще; 
 
2)     во-вторых – «среднюю», представлявшую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;  
 
3)     в-третьих – «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.  
 
К «легкой» теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители-работодатели) или деятельность работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней» - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; а к «тяжелой» - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество и рэкет. 
 
Довольно сложно дать оценку уровня теневой экономики СССР на том этапе из-за практически полного отсутствия отечественных исследований по данной тематике, однако некоторые западные ученые все же приводят следующие цифры: в 1973 году в СССР теневая экономика составляла 3 - 4% ВВП, что было значительно ниже, чем в странах с рыночным хозяйством. При этом, однако, данные исследований проводившихся в начале 80-х годов позволяют сделать вывод, что за редким исключением все директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Таким образом, в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневая составляющая. Самыми распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) «на сторону», взятки за принятие нужных «клиенту» управленческих решений и оказание услуг в частном порядке. 
 
В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность вСССР становится элементом социально-экономической системы, превратившись в экономический институт советского общества, в результате чего сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально функционировать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика начала выполнять важные функции: 
 
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Несовершенство социалистической системы планирования, выражавшееся в развитии диспропорций в различных отраслях хозяйственной деятельности, компенсировалось наличием теневой составляющей, позволявшей предприятиям устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи.   
 
Вторая функция - социальная заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей. Они не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы людей, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны (по официальной статистике), то их число превышало бы миллион человек. В действительности же их было много больше: к ним в той или иной мере относилось большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке и внедрения новых технологических решений, несанкционированных сверху. Таким образом, теневая экономика предоставляла возможность самореализации для самой предприимчивой части советского общества. Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации «теневиков» не соответствовали официальной советской идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР.  
 
По данным М. Ласко масштабы теневой экономики в постсоветских странах в 1989-1995 гг. могут быть оценены следующим образом (табл. 1). 
 
Таблица 1. Масштабы теневой экономики в постсоветских странах  
 
(согласно методике М. Ласко), %

 
Страны

 
1989

 
1990

 
1991

 
1992

 
1993

 
1994

 
1995


 
Россия

     

 
37,8

 
36,0

 
39,1

 
39,2

 
Украина

   

 
28,1

 
37,4

 
47,0

 
54,6

 
52,8

 
Азербайджан

   

 
31,2

 
43,9

 
47,9

 
50,5

 
52,8

 
Беларусь

   

 
21,2

 
33,7

 
40,3

 
44,3

 
46,4

 
Эстония

 
16,9

 
22,0

 
32,0

 
37,4

 
38,4

 
38,1

 
35,8

 
Грузия

   

 
33,3

 
58,0

 
61,3

 
67,1

 
57,0

 
Казахстан

 
12,0

 
13,9

 
22,4

 
33,8

 
33,1

 
38,5

 
37,9

 
Кыргызстан

 
12,9

 
14,8

 
16,9

 
27,7

 
36,8

 
39,2

 
35,1

 
Латвия

 
17,3

 
19,4

 
22,6

 
41,7

 
45,5

 
43,1

 
43,7

 
Литва

 
17,6

 
21,0

 
31,7

 
47,4

 
52,2

 
47,6

 
46,0

 
Узбекистан

 
12,0

 
15,7

 
23,7

 
26,4

 
27,5

 
29,4

 
29,5


 
 
 
Источник: Иванова Н.Н. Масштабы и  динамика развития теневой экономики  в постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) // «Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4. – с.11. 
Исследуя влияние на величину теневой экономики развития частной собственности, М. Ласко приводит следующие данные о доле частного сектора и теневой экономики в ВВП в 17 странах Восточной Европы и бывших республиках СССР (см. табл. 2). 
 
Таблица 2. Развитие частного сектора и теневой экономики  
 
в постсоциалистических государствах

 

 
1989

 
1995

 
Страны

 
Доля частного сектора в ВВП

 
Доля теневой экономики в  ВВП

 
Доля частного сектора в ВВП

 
Доля теневой экономики в  ВВП

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
Болгария

 
10

 
23

 
45

 
34

 
Беларусь

 
5

 
-

 
15

 
46

 
Чехия

 
5

 
22

 
70

 
22

 
Эстония

 
10

 
17

 
65

 
36

 
Грузия

 
10

 
-

 
30

 
57

 
Венгрия

 
15

 
25

 
60

 
30

 
Продолжение таблицы 2

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
Казахстан

 
10

 
12

 
25

 
38

 
Кыргызстан

 
10

 
13

 
40

 
635

 
Латвия

 
10

 
17

 
60

 
43

 
Литва

 
10

 
17

 
55

 
46

 
Польша

 
15

 
23

 
60

 
24

 
Румыния

 
10

 
17

 
40

 
28

 
Россия

 
5

 
-

 
55

 
39

 
Словакия

 
10

 
27

 
60

 
28

 
Словения

 
5

 
22

 
45

 
23

 
Украина

 
5

 
-

 
35

 
53

 
Узбекистан

 
5

 
12

 
30

 
30


 
 
 
Источник: Иванова Н.Н. Масштабы и  динамика развития теневой экономики в постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) // «Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4. – с.12. 
Из таблицы следует, что в 1989 г., когда рыночные реформы только начинались, во всех странах доля теневой экономики в ВВП была выше, чем доля частного сектора.  
 
В 1995 г. такого единообразия уже не существовало. В одних странах (Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Россия и др.) доля частного сектора значительно превысила долю теневой экономики в ВВП, тогда как в других (Беларусь, Грузия, Украина, Казахстан) была ниже ее. При этом в тех странах, где первоначальный уровень теневой экономики был более высоким, в последующем темпы ее роста оказались ниже. В странах с переходной экономикой невысоким темпам роста теневой экономики соответствовало значительное увеличение доли частного сектора. Другими словами, чем больше были возможности для развития частного сектора, тем меньшими темпами росла теневая экономика. 
 
М. Ласко отмечает довольно высокую степень зависимости между характеристиками переходного периода (1989-1995 гг.) и ростом теневой экономики. В 18 странах коэффициент зависимости равен -0,81. Характеристики переходного периода включают ключевые институциональные изменения и экономическую политику. Зависимость же между этими характеристиками и ростом частного сектора выражается коэффициентом 0,77(7). Таким образом, существует довольно тесная зависимость между характеристиками переходного периода и изменениями в доле частного сектора и размерах теневой экономики. 
 
Тем не менее, теневая экономика к моменту распада СССР стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ. Так, по данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневой экономике России производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994 г. – 39%, в 1995 г. – 45%, а в 1996 г. – 46%. По тем же данным, в 1998 году с теневой экономикой так или иначе были связаны примерно 58-60 млн. человек.  
 
Несколько иную оценку дает Госкомстат России. За первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 - 10%, в 1995 г. – 20%, в 1996 г. – 23%. При этом по различным данным, около 40 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами, а по оценкам авторов доклада «Теневая экономика в России», в теневой экономике занято приблизительно 30 млн. человек. При этом стоит отметить, что теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их практически невозможно отличить друг от друга. 
 
Весьма показательны в данном контексте результаты социологических исследований. Так, например, в 1995 -1996 гг., по итогам соцопроса представителей малого бизнеса Москвы, теневая деятельность составляла около одной трети всего объема их деятельности. Аналогичную оценку уровня теневой экономики на предприятиях малого бизнеса дает и журнал «Вопросы статистики». 
 
Рост теневой экономики в России в первые пять лет реформ был настолько значительным, что приблизительно в 1996 г. он перекрыл сокращение ее легальной части. Компенсация падения производства в легальной экономике за счет увеличения ее теневой части имела место даже в военно-промышленном комплексе, и, очевидно, что аналогичная ситуация складывалась и в других секторах экономики страны. 
 
Приведенные выше данные разноречивы, но, тем не менее, ясно, что масштабы теневой экономики в России на сегодняшний день велики, и, составляя от 30 до 45% ВВП, они значительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти.  
 
Аналогичная ситуация складывалась и на Украине, и в Беларуси после получения этими странами статуса суверенных государств.  
 
Показательно, что первые задекларированные попытки борьбы с теневой экономикой и коррупцией на Украине появились уже «на заре независимости». Так, в декабре 1992 года премьер-министр Украины Леонид Кучма заявлял, что «правительство Украины установит жесткий контроль над незаконными доходами, уже сейчас ведет трудную борьбу с коррупцией…». Постепенно процесс борьбы с коррупцией и теневой экономикой на Украине начал приобретать институционные формы. В ноябре 1993 года был создан Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Правовой основой украинского законодательства в указанной сфере стал Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 года. В Законе под «коррупцией» понималась «деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ». Позднее к закону неоднократно вносились изменения. В частности, согласно с редакцией Закона от 3 апреля 1997 года, к перечню «субъектов коррупционных действий», которые несут за них ответственность, были включены народные депутаты Украины, депутаты Верховного Совета Крыма, депутаты сельских, поселковых, городских, районных, областных Советов народных депутатов, председатели сельских, поселковых, городских, главы районных и областных Советов. Через два года, в феврале 1997 года Президент Леонид Кучма объявил о мероприятиях по борьбе с коррупцией, которые он сравнил с проведенной ранее в Польше кампанией «Чистые руки». 24 апреля 1997 года было объявлено о подписании Президентом Украины указа о создании Национального бюро расследований, а через год вышел указ «О концепции борьбы с коррупцией на 1998-2005 годы». Предполагалось, что этот указ и новая концепция дополнят существующую юридическую базу борьбы с коррупцией и теневой экономикой в целом. Среди ключевых положений указа были мероприятия, направленные на ограничение возможностей использования средств, добытых путем злоупотреблений, прежде всего, т.н. «анализ анонимных валютных счетов». Помимо этого, указ предусматривал «аннулирование депутатской неприкосновенности, обеспечение прозрачности финансирования политических партий, контроль над доходами и расходами лидеров и активистов политических партий», а также проверку избирателями правомерности их доходов и расходов. В июле 2000 года Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией и уже на следующих парламентских слушаний были обнародованы результаты данных мероприятий. В частности, в 2000 году специальные подразделения СБУ составили и направили в суд 1089 административных протоколов о коррупционных преступлениях лиц, наделенных властными полномочиями, по 881 из них - приняты судебные решения. Вместе с тем, по данным Генеральной прокуратуры, за коррупционные действия в 2000 году судами привлечены к ответственности 2 тыс. 300 правонарушителей. Всего, по результатам прокурорских проверок соблюдения Закона Украины «О борьбе с коррупцией» в 2000 году и за 5 месяцев 2001 года, было вынесено 463 протеста, 2,6 тыс. предписаний и представлений, к ответственности привлечены 3,7 тыс. виновных лиц. При этом в информации Генпрокуратуры на парламентских слушаниях  неоднократно отмечалось, что фактически в каждой области имеют место многочисленные факты закрытия судами административных дел о коррупции по надуманным основаниям (в частности, из-за малозначительности), промедление с их рассмотрением и дальнейшее закрытие по окончании сроков давности. Так, только в прошлом году и только по протоколам прокуроров по таким основаниям было закрыто 767 дел, то есть 30% от всех рассмотренных.  
 
Вместе с тем, как свидетельствует анализ СБУ проблемы коррупции на Украине, несмотря на принятые меры, уровень и масштабы коррупции не уменьшаются.  
 
Одной из причин коррупции, о которой уместно вспомнить в контексте вышеупомянутого, является непобедимый на Украине вопрос объемов теневой экономики. Довольно красноречиво иллюстрирует данную производную, способствующую коррупционным действиям, тот факт, что почти 100 органов власти в Украине «…имеют право проверки отдельных аспектов предпринимательской деятельности. То есть коррупция как явление является производной от теневой экономики, они неразрывно связаны между собою, а ее доходы в виде вознаграждений и услуг, по оценкам экспертов, составляют свыше 3 миллиардов гривен в год…». Следовательно, объемы теневой экономики в Украине остаются неизменным источником для возрастания масштабов украинской коррупции и прямо пропорциональны один другому. Следует отметить, что точную цифру масштабов теневой экономики на Украине назвать стопроцентно не отважится никто. Тем не менее, по оценкам экспертов и специалистов, существующие масштабы теневой экономики составляют примерно 45% ВВП - именно эти цифры были озвучены министром МВД Ю. Смирновым во время парламентских слушаний в 2001 году. Он также отметил, что за 5 месяцев прошлого года в сфере экономических отношений зарегистрированы 13,3 тыс. тяжелых преступлений, направлены в суд почти 5,7 тыс. уголовных дел.  
 
Таким образом, несмотря на все предпринятые правительством Украины меры, Украина с показателем уровня теневого сектора в ВВП, равным 26% в 1990 году, 35-36% в 1995 году и 45% в 2000 году в целом сохранила тенденцию роста теневой составляющей в экономике, характерную для всех постсоветских государств в 90-е годы. 
 
Прогноз дальнейшего развития сектора теневой экономики СНГ давать сложно, особенно учитывая существующую и имеющую тенденцию к росту т.н. криминальную составляющую в форме прямого контроля криминальных группировок над теми или иными предприятиями. Тем не менее, заметим, что рост теневого сектора в рассматриваемых странах в начале 90-х годов был во многом связан с нестабильной ситуацией в экономике этих государств, «незавершенной либерализацией», а также с отсутствием правовой базы, четко определявшей границы этого явления. Поэтому есть основания полагать, что с ростом числа благополучных предприятий с высокой реальной занятостью работников и зарплатой относительно выше средней и выплачиваемой регулярно, работники станут реже искать возможности для осуществления неформальной хозяйственной деятельности. Кроме того, сами предприятия, освоившие какую-то рыночную нишу и имеющие отлаженные производственные и финансовые связи, испытывают меньшую потребность в неформальных способах деятельности. Чтобы дать возможность этой положительной тенденции реализоваться, необходимо организовать эффективную борьбу с теневой экономикой. Для этого следует точно оценить ее масштабы, что является очень сложной задачей, так как данное явление настолько обширное, что любые попытки дать ему характеристику отражают только одну из сторон этой проблемы  
 
Проблемами подсчета теневых составляющих в экономиках государств СНГ занимается Статкомитет СНГ, который для содействия статистическим службам стран Содружества в течение 90-х годов проводил работу по изучению и практическому решению проблем отражения теневой экономики в контексте составления ключевых счетов СНС. 
 
 В ходе  работы Статкомитета СНГ уже были разработаны «Методологические принципы отражения в СНС теневой экономики и методические рекомендации по расчету отдельных ее показателей» (1995 г.); «Рекомендации по отражению в СНС деятельности неформального сектора  экономики» (1997 г.), а также «Рекомендации по оценке влияния деятельности в неформальном секторе и теневой экономике на расчеты конечного использования валового внутреннего продукта (с учетом опыта Госкомстата Российской Федерации)» (1998 г.). Подготовка данных материалов отражает ход работ Статкомитета СНГ по внедрению международных стандартов в расчеты ВВП и других показателей СНС с целью обеспечения сопоставимости данных, как в рамках Содружества, так и за его пределами. Так, в этих документах был: 
 
1) разработан унифицированный подход к определению неформальной и теневой экономики в соответствии с концепциями СНС-93 (приведены их определения, характеристика единиц, границ производства и др.);  
 
2) сформулированы общие методологические принципы отражения неформальной и теневой экономики в национальных счетах стран СНГ; 
 
3) приведены основные источники информации;  
 
4) предложены конкретные методы оценки отдельных показателей теневой экономики для определения необходимых корректировок к ВВП и его компонентам с учетом как мирового опыта, так и особенностей учета в странах СНГ.  
 
За последние годы страны СНГ, а в особенности европейские республики СНГ, накопили определенный опыт по выявлению и отражению деятельности в неформальном секторе и теневой экономике. В связи с этим в 2000 году Статкомитетом СНГ был проведен обзор состояния этих расчетов, для чего в страны Содружества был направлен  «Вопросник об оценках теневой экономики в странах СНГ». В соответствии с Вопросником каждая страна СНГ предоставила информацию об особенностях отражения в ее национальных счетах теневой экономики, указав степень охвата и долю теневой экономики в различных агрегатах ВВП, источники информации, основные методы оценки и ближайшие планы в части совершенствования оценок теневой экономики. 
 
Статкомитетом СНГ будет проводиться и дальнейшая работа в этой области. Так, в конце 2000 года были разработаны «Рекомендации по совершенствованию расчетов теневой экономики» на основе «Вопросника об оценках теневой экономики в странах СНГ».  
 
Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества. 
 
Поэтому Россия выступила с инициативой создания в рамках СНГ региональной группы, деятельность которой будет направлена на борьбу с легализацией «грязных» денег. Это и незаконный бизнес, и транснациональные преступные группировки, и другие явления, которые на сегодняшний день мешают взаимодействию стран Содружества.  
 
Насколько необходима очередная структура и будет ли от нее польза? Идея в принципе не новая. В мире уже существует международная организация по борьбе с отмыванием «грязных» денег, которая по первым латинским буквам получила аббревиатуру ФАТФ. Интерес России в укреплении заслона на пути экономической преступности вполне объясним. Россия - большая страна и после распада Советского Союза с образованием на базе бывших союзных республик независимых государств, представляет собой «лакомый» кусок для нежелательных лиц и деяний. В России, как отмечают в Комитете по финансовому мониторингу, сращиваются иностранные преступные сообщества. Ежегодно в Россию прибывает до 17 миллионов граждан Азии и Африки. Это - благодатная почва для экономических махинаций, средства от которых идут, в том числе и на финансирование международного терроризма. Незаконный бизнес и преступные группировки уже давно обитают в странах СНГ и примерно в 40 государствах мира. Но именно на территории СНГ отмечено их усиленно сращивание.  
 
Проблема действительно острая, возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные явления не окрепли и не превратились в систему с центром в России. Поэтому предложение России создать на постсоветском пространстве еще одну структуру регионального масштаба, которая бы могла эффективно отслеживать и бороться с экономическими преступлениями - чрезвычайная мера и крайне необходимая. Важен здесь обмен информацией. Ведь СНГ - это сообщество совершенно разных независимых государств, со своими законами и характером экономических преступлений. В будущую региональную структуру могут войти все государства СНГ, которые присутствовали на совещании и идею Москвы поддержали. Это Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Туркмения, Украина и Таджикистан. Пока кроме России идею одобрили только эти страны. На совещании присутствовали также представители Швеции, страны исключительно спокойной и, казалось бы, невозмутимой. Однако именно она председательствует в Международной группе по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (то есть ФАТФ). Эта организация поддержала идею создания подобия ФАТФ, только на постсоветском пространстве. Взаимодействие финансовых разведок мира и стран СНГ планируется интенсивным и регулярным. Кроме того, Россия готова выделить до миллиона долларов на разработку системы борьбы с финансированием терроризма странам СНГ. Чем еще готова и может помочь Россия? Это техническая и информационная поддержка коллег из СНГ, закупка оборудования, программного обеспечения. Ведь именно у России по сравнению со всеми странами СНГ, уже накоплен значительный опыт борьбы с экономическими преступлениями, есть и законодательство на эту тему. У России налажен информационный обмен с финансовыми разведками почти 50 стран, с десятью из которых подписаны межведомственные соглашения об особом сотрудничестве. Однако этим не могут похвастаться многие страны Содружества. Поэтому Россия предложила всем странам СНГ объединиться на этой почве и активно включиться в уже выстроенную международную систему по борьбе с экономическими преступлениями.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ 
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.В настоящее время применяются такие меры как: 
 
·        реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;  
 
·        ужесточение борьбы с коррупцией;  
 
·        меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;  
 
·        выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;  
 
·        усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег. 
 
Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.  
 
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.  
 
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.  
 
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление. 
 
Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.  
 
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства. 
 
В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов. 
 
Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Итак, в России, Беларуси и Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий на территории всего бывшего Советского Союза. В сложившейся ситуации можно говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к изменению характера взаимоотношений в экономике Украины, Беларуси и России.   
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 
 
1. “Теневая экономика” / Бунич А.П. , Гуров А.И. и др. / М.: Экономика, 1991. 
 
2. Яшин А. “Противостояние” / “Экономика и жизнь”, № 41, 1996. 
 
3. Пономарев П. “Теневой лик банковской тайны” / “Экономика и жизнь” , № 39, 1996. 
 
4. Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” / “Экономика и жизнь” , № 24, 1996. 
 
5. Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” / РЭЖ , № 4, 1996. 
 
6. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” / РЭЖ , №№ 8-9, 1996. 
 
8. Белорусский экономический журнал / №1 1997, №3 1999.