Теневое право: философский анализ

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Уральский государственный  университет им. А. М. Горького

 

 

 

 

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра онтологии  и теории познания

 

 

 

«Теневое право»: философский анализ

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           

Допустить к защите:

Зав. кафедрой

_________________Анкин Д. В.

проф., д.ф.н.

Дипломная работа

студента 3 курса

Щербины И.С.

 

Научный руководитель:

доцент, к.ф.н.

Савцова Н.И.


 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3                    Глава 1. Многообразие форм правового пространства…………...5

    1. Понятие правового пространства……………………………..5
    2. Структура правового пространства….……………………….9
    3. Типология правового пространства…………………………..

Глава 2. Пространство «теневого» права..........................................20

2.1       Понятие «криминального» права как вида «теневого» права

    1. Источники формирования «криминального» права
    2. Свойства «криминального» права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы.

Коренные  перемены в общественной жизни приводят к необходимости изменений в структуре правового пространства. Появляется необходимость осмысления правового пространства как целого и «теневого» права, как его части.

Для того, чтобы осознать сущность «теневого» права и права как такового, необходимо актуализировать то знание в области философии права, которое выработано философами, правоведами. В связи с этим оправдан интерес к работам таких ученых, как В.М. Баранов, А.В. Малько, Е.Н. Трикоз, В.П. Малахов.

«Теневизация» российского права проявилась с началом распада СССР и в дальнейшем стала актуальной проблемой.

Вышеназванные обстоятельства предопределили тему курсовой работы: «Право и “теневое” право: философские аспекты».

Цель работы – изучить пространство права и теневого права.

Объект исследования – «теневое» право как часть правового пространства.

Предмет исследования – сущность «теневого» права как части правового пространства.

Исходя  из цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть понятие правового пространства;
    2. исследовать структуру правового пространства;
    3. рассмотреть понятие «теневого» права;
    4. выявить источники формирования «теневого» права;

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, правовой литературы по проблеме, изучение нормативных правовых актов, материалов правотворческой деятельности, наблюдение, обобщение, сравнение.

Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследуемой  проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также  указаны  методы исследования.

В первой главе «Сущность правового пространства» в историческом и современном аспектах проанализирована проблема существования правового пространства, дано определение понятия правового пространства, показана необходимость обеспечения единого правового пространства для государства.

Во второй главе «Пространство “теневого” права» «теневое» право рассмотрено в культурно-историческом аспекте, раскрыты общие положения о «теневом» праве в России, выявлены особенности влияния «теневого» права на общество, проанализирована роль «теневого» права в развитии законодательства России. 

В заключении излагаются основные выводы по теме исследования.

В работе имеется список литературы, состоящий  из 26 источников.

 

 

Глава 1. Сущность правового пространства

 

1.1 Понятие правового пространства

 

Понятие правового пространства часто используется в научной литературе.  В юриспруденции  используется «широкое» и «узкое»  определение данного понятия. Согласно «широкому» определению, правовое пространство – это отношения, открытые для  легального государственного вмешательства, а также отношения, которые обеспечиваются государственной и судебной защитой. При этом под судом понимается не государственный орган, а представляющий права и интересы гражданского общества орган, который государство вынужденно содержит.

 

Согласно  «узкому» определению, правовое пространство — это собственно юридическая  сфера, т.е. специально сконструированная  юристами виртуальная реальность. Для  этой виртуальной реальности характерны всякого рода умозрительные фикции и артефакты, не наблюдаемые в  естественных условиях. Например, в  Древнем Риме считалось, что обращенный варварами в рабство пленный  квирит (свободный римский гражданин) как бы обретает свободу за мгновение  до своей смерти, и потому его  завещание, в отличие от любых  прочих деяний и волеизъявлений раба, имеет юридическую силу. В этой сфере юристы оперируют не природными объектами, а доказательствами, т.е. специально сконструированными правовым образом объектами. Проблема допустимости доказательств и постоянные споры  юристов по поводу того, можно ли какой-то материал (показание лица, информацию, вещь, документ) использовать в процессе или нельзя, связаны  как раз с правилами этого  узкого пространства. В правовом пространстве юристы общаются не как люди, а как "мантии" или"маски".

 

 В  этом смысле "потерпевшим" в  рамках уголовного процесса является  не тот, кто потерпел, пострадал  от преступления, а тот, кто  признан в этом качестве постановлением  органа уголовного преследования,  постановлением (определением) суда. Если  же до приговора суда, т.е. apriori, считать потерпевшим человека, который, как утверждает сторона обвинения, потерпел от преступления, то выходит, что судья не может оправдать подсудимого за отсутствием события преступления. На самом же деле, "потерпевший" как замаскированный персонаж, который играет на судебных

подмостках предначертанную законом роль — дает показания, выступает в прениях, поддерживает обвинение, — может вовсе не быть пострадавшим от преступления; он может оказаться лжецом, как очень часто бывает по делам об оскорблениях и изнасиловании.

 

Юриспруденция сплошь состоит из фикций. Свидетель, например, это не очевидец, а человек, вызванный на допрос. Таким образом, в правовом пространстве действуют  не люди, а маски, мантии, костюмы.

 

Термин  «правовое пространство» выступает  как универсальная

правовая  категория, позволяющая анализировать  вопросы соразмерности

нормативных правовых актов, договорных механизмов в федеративных

отношениях, исследовать общее и особенное, пределы и объемы действия

правовых  актов. Эта категория призвана отразить в себе структуру и

организацию осуществления властных функций  государства в пределах

своих границ.

 

Термин  «правовое пространство» не является синонимом иных

категорий правоведения, ни в коей мере не подменяет их, а  является

самостоятельной научной категорией, позволяющей  на основе современных

достижений  право и обществоведения исследовать  вопросы государственно-

правовой  действительности.

Помимо  этого, понятие правового пространства может иметь

существенное  методологическое значение при разработке и принятии

правовых  актов законодателями на стадии правотворчества, а также в

процессе исполнения правовых актов субъектами права на стадии

правоприменения.

Понятием  «правовое» охватываются следующие  взаимосвязанные

значения: 1) оно отражает правовую действительность; 2) оно особо

подчеркивает  роль права как важнейшего регулятора общественных

отношений.

 

Термин  «пространство» используется для того чтобы показать

выраженность  права в материальном мире. Пространство определяет

действие  правовой нормы в системе законодательства того или иного

государства.

 

Многообразие  форм правового пространство мы рассмотрим на примере Российской Федерации, таким  образом более ясно представив о чем идет речь.

 

Правовое  пространство – это вся совокупность правовых предписаний

правовой  системы Российской Федерации, действующих на ее территории.

Единое правовое пространство России определяется как  категория,

характеризующая единство правовых предписаний правовой системы

Российской  Федерации, их взаимную согласованность  и непротиворечивость.

Правовое  пространство предстает как сфера  действия законов и иных

юридических норм в конкретную историческую эпоху  в конкретных

территориальных пределах. Правовое пространство – это форма социального пространства, в которой с помощью норм права устанавливается стабильность в обществе, правопорядок и законность. Единое правовое пространство Российской Федерации – сфера формирования и действия системы нормативных актов: федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Российской Федерации, общеобязательных актов органов местного самоуправления. Правовое пространство (система законодательства) – система законодательных актов, регулирующих общественные отношения. Состоит из двух взаимосвязанных систем: федерального и регионального законодательства, образующих в своем единстве законодательство Российской Федерации. Правовое пространство – это вся совокупность юридических норм, действующих в пределах России. Они должны быть согласованы между собой и соподчиняться от их юридической силы. В противном случае единое правовое пространство будет нарушено.

 

Правовое  пространство – самостоятельное  явление, развитие которого

характеризуется собственной совокупностью ряда признаков: наличием

сложной, иерархичной  и жестко организованной структуры, отягощаемой

сложно составным характером устройства государства; внутренним и

внешним его  единством; исторической преемственностью; суверенитетом

Российского государства над всей территорией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура правового пространства

 

Анализ  «правового пространства» как правовой категории позволяет

выделить  следующие его составляющие:

1) государство  (оно выражает территориальную  распространенность

действия  правовых норм);

2) правовые  предписания (индивидуальное или  обобщенное

назначение  распорядительных актов властного  характера, издаваемых

уполномоченными на то государственными органами или  должностными

лицами и  подлежащие исполнению со стороны субъектов, их получивших);

3) правовая  система (того или иного государства)  которая состоит из

следующих компонентов: позитивное право как совокупность действующих

в государстве  правовых норм, выраженных в законе и иных признаваемых

государством  формах; правовая идеология, т. е. правовые взгляды,

правосознание, правовая культура, концепции и т. д.; юридическая

(судебная) практика.

 

Все компоненты взаимосвязаны между собой настолько, что выпадение хотя бы одного из них ведет к нарушению внутрисистемных

связей и  снижению эффективности всей системы  как единого целого. Правовое пространство обладает следующими характеристиками.

Во-первых, правовое пространство – это объективная  форма

организации общественных отношений граждан. Правовое пространство как

объективная реальность является независимым от воли, желаний, мыслей

отдельных субъектов  правоотношений. В то же время, преломляясь  в голове

людей, объективное становится субъективным. Правовое пространство

предполагает  взаимодействие объективного и субъективного  начала.

Субъективное  начало так или иначе связано  с сознанием, а именно с

правовым  сознанием, тем самым оно так или иначе воздействует на

объективное начало.

 

Во-вторых, характеристикой правового пространства является его

однородность, что выражается в конституционном  закреплении равенства

перед законом  и судом, вне зависимости от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным  объединениям и других обстоятельств, а также в равноправии

всех субъектов  Федерации. Однородность правового  пространства России

проявляется также в многоуровневости конституционно-правового

регулирования, предполагающей взаимосвязанность  Конституции

Российской  Федерации с Конституциями и  Уставами субъектов Федерации:

уважение  к правам и свободам человека и  гражданина; признание

суверенных  прав наций и народностей; сохранение государственного

единства  и территориальной целостности  России. Однородность проявляется

и через единство правового пространства Российской Федерации.

 

Законы  Российской Федерации имеют одинаковую силу на всей территории России. Реализуя свои права в правовом пространстве государства, субъекты правоотношений обязуются не нарушать законов данного государства. При нарушении правовых установок государства субъект оказывается вне «правового пространства» – вне действия правового закона.

При характеристике состояния правового пространства Российской

Федерации, к сожалению, можно отметить его  неоднородность. Она

проявляется прежде всего в том, что в правовом пространстве выделяются

группы нормативных  правовых актов, для применения которых  в настоящее

время не созданы надлежащие организационно-правовые и финансовые

механизмы их реализации.

 

В структуре  правового пространства Российской Федерации выделяются следующие  уровни:

- правовое пространство Российской Федерации как единого

федеративного государства;

- правовое пространство региона (в данном случае регион не

сводится к субъекту Федерации  и понимается как некая совокупность

субъектов Федерации, выделяемых и объединяемых на основе схожести

правовых регуляторов, общности проблем, возникающих при выработке и

реализации правовых актов);

- правовое пространство субъекта Российской Федерации.

Установленные государством правовые нормы действуют на

определенной территории. В Российской Федерации по критерию

пространственного действия следует выделять:

- нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые

федеральными органами государственной  власти, действующие на всей

территории Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые

федеральными органами власти, действующие на определенной части

территории Российской Федерации (пространственно ограничительные

правовые нормы);

- нормативные правовые акты субъектов Федерации;

- местные акты.

 

То обстоятельство, что нормативно-правовые акты, принятые как

федеральными органами власти, так и органами власти субъектов

Федерации, действуют лишь на определенной части территории страны, не

означает признания правомерности  правовых отношений, возникших на их

основе, лишь на данной территории. Напротив, эти отношения признаются

правомерными на всей территории Российской Федерации.

Правовое пространство конкретного  органа государственной власти –

совокупность правовых актов  и норм, регулирующих сферу его

деятельности, порядок его взаимодействия с другими органами публичной

власти, с юридическими лицами и гражданами в пределах правового статуса,

включая права и обязанности  по изданию нормативных и индивидуальных

правовых актов, их применению и исполнению.

 

Правовое пространство обладает временными характеристиками,

которые связаны с изменением правовых норм во времени, и связано с их

устареванием, обновлением и развитием с течением времени. Никакая норма

права не может быть в  определенном времени, находясь вне правового

пространства . Категории «пространство» и «время» между собой тесно

взаимосвязаны. С точки зрения специальной теории относительности,

пространство и время  являются не двумя раздельно существующими

началами, а двумя сторонами единого целого – пространственно-временного

континуума. Связь правовой нормы с пространством и временем

выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт,

совершаемый во времени и в пространстве. Каждая норма определяет, в

каком месте и в какой момент предписанное данной нормой поведение

должно осуществляться, и, таким образом, ее действие имеет одновременно

пространственный и временной  характер.

Сфера действия правового  пространства Российской Федерации

распространяется на всю  территорию Российской Федерации

 

Выделяется  ряд недостатков в правовом пространстве Российской Федерации:

- противоречивость массива нормативных  актов, создающая

возможность для произвола различных  государственных органов. Местные

власти охотно пользуются многочисленностью, запутанностью и

противоречивостью законов, указов и  директив российского центра.

- пробелы в правовых актах,  исключают возможность создания

продуктивного механизма обеспечения  единого правового пространства

Росси.

 

Единое правовое пространство представляет собой, очерченное границами государства пространство, характеризующееся единством правового  регулирования социально-политических, хозяйственных и финансовых отношений  на всей территории России. В границах правового пространства РФ устанавливаются  единые стандарты в гуманитарной, социально-политической, экономической  и информационной областях, обеспечивается единство правового регулирования  предпринимательской деятельности, действует унифицированное и  в то же время отражающее особенности регионов хозяйственное законодательство, существует консолидированная правовая система. Единство правового пространства обусловлено свойствами национальной правовой системы, единством государственной власти и экономического пространства страны.

 

Организация единого правового пространства на территории

Российской Федерации и его  обеспечение имеют важнейшее  значение для

функционирования всего государственного механизма. Организация единого  правового пространства на территории Российской Федерации – это проблема не только и не столько федерального уровня, сколько проблема субъектов  Российской Федерации. До тех пор, пока в стране не будет установлен оптимальный  баланс соотношений полномочий Российской Федерации и субъектов федерации, трудно ожидать настоящего, а не декларативного единства правового  пространства. Важно преодолеть дисгармонию  в отношениях между федеральными и региональными уровнями законодательства.

 

Обеспечение единого правового пространства России определяется как

комплексная категория, подразумевающая  совокупность правотворческой,

правореализующей, правоохранительной деятельности уполномоченных на

то органов в определенных территориальных  и временных границах,

направленная на обеспечение единства правовых предписаний правовой

системы Российской Федерации, их взаимной согласованности и

непротиворечивости. Наличие в  составе Российской Федерации «сложноустроенных  субъектов»  (автономных округов, входящих в состав области, края) еще больше осложняет задачу обеспечения единого  правового

пространства на региональном уровне.

 

Необходимо  усилить роль федерального центра в  контроле за

состоянием единого правового  пространства Российской Федерации.

Механизм обеспечения единства правового пространства должен

включать:

- завершение формирования законодательной  базы по наиболее

важным конституционно-правовым институтам Российской Федерации и ее

субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного нормотворчества

органов государственной власти субъектов  федерации;

- улучшение качества подготовки  нормативно-правовых актов

участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической

квалификации и совершенствования  нормотворческих технологий;

- введение в юридическую практику  элементов модельного

нормативно-правового регулирования  по вопросам совместного ведения

Российской Федерации и ее субъектов, а также отдельным вопросам

местного значения;

- совершенствование системы государственных  органов,

участвующих в совместной деятельности по обеспечению единства

правового пространства, их взаимодействия и координации.

Механизм обеспечения единства правового пространства России –  это

система органов государственной  власти, гарантирующих реализацию

принципов верховенства закона и государственной  целостности Российской

Федерации с помощью определенных форм, методов и теорий,

представляющих собой научное  обоснование рекомендаций при экспертной

оценке принимаемых актов.

 

Формированию  единого правового пространства России препятствуют

следующие моменты: нарушение принципа верховенства Конституции и

федеральных законов; отсутствие совершенного механизма ответственности

высших должностных лиц субъектов  за несоблюдение Конституции и

федерального законодательства, ненадлежащее исполнение субъектами

решений Конституционного Суда и так  далее. В связи с этим сфера

правового пространства то и дело ограничивается. Имеют место случаи,

когда при принятии решений государственные  органы и должностные лица

используют принцип приоритета политической целесообразности над

правом, что также приводит к  разрыву правового пространства. Все эти негативные явления свидетельствуют, к сожалению, об ограничении российского  правового пространства. Формирование единого правового пространства невозможно в

отсутствие сферы информации и  законодательства. Поэтому в данный

момент с целью успешного  формирования единого правового  пространства

России необходимо принять срочные  меры, направленные на создание

единого информационного пространства страны.

 

В процессе сохранения однородности правового  пространства

Российской Федерации особую роль играют следующие группы факторов:

1. Несоответствие природы государственного  устройства России

задачам сохранения территориальной  целостности и однородности правового

пространства государства.

2. Отсутствие единства в определении  как внешних территориальных

пределов России, так и принципов  ее внутригосударственного деления.

3. Недостаточная степень этнической, политической и социальной

интеграции российского общества.

4. Несовершенство системы государственного  управления, прежде

всего, институциональных структур, призванных обеспечить однородность

правового пространства.

5. Отсутствие юридических механизмов, призванных обеспечить

единство правовой системы Федерации.

Одним из наиболее опасных факторов, разрушающих единое правовое

пространство на территории Российской Федерации, является принятие

субъектами Российской Федерации  актов, противоречащих Конституции

Российской Федерации и федеральным  законам.

Единство правового пространства Российской Федерации можно

определить как обусловленное  федеральной Конституцией состояние

согласованности, соотносимости и соподчиненности правовых норм, исходя

их юридической значимости (верховенства).

 

Единое правовое пространство является одним из главных  условий

существования любого федеративного  государства. С одной стороны, единое

правовое пространство является неоднородным, это выражается, прежде

всего, в огромном массиве нормативных  правовых актов, регулирующих

различные сферы общественной жизни, функционирующих параллельно

друг с другом на уровнях Российской Федерации и ее субъектов. С другой

стороны, единое правовое пространство является системообразующим, где

все его элементы взаимно согласованы  и не противоречат друг другу. Оно

подразумевает общие для всех государственные  органы, принимающие

единые для всех законы, регулирующие общественные отношения, общую

территорию, границы и гражданство.

 

Уровни нормотворчества  являются составляющими единого  правового

пространства. Элементом механизма  обеспечения правового пространства России является Президент Российской Федерации и его представители  в

федеральных округах, судебные органы, органы юстиции и прокуратура. С

сожалением можно констатировать, что между отдельными составляющими

этого механизма нет четкого, законодательно оформленного разграничения