Теоретическая составляющая художественной обработки материалов

      Содержание

Введение……………………………………………………………………………..1

Глава 1. Теоретическая составляющая художественной обработки материалов

    1. Анализ литературы по проблеме художественной обработки

 материалов………………………………………………………………………...2

    1. Художественная обработка камня и кости………..……………………..5
    2. Художественная обработка древесины………………………………....16

Глава 2. Методические рекомендации

        2.1 Методика проведения урока технологии по теме «Геометрическая

резьба по дереву»

         2.2 Рекомендации для учителей по художественной обработке материалов

         Заключение.

         Список литературы

 

        Введение

    Художественная  обработка материалов известна с  глубокой древности. Человек, встречая на своем пути всевозможные материалы, преобразовывал их, чтобы они стали  более практичными, удобными. Но со временем  опыт накапливался и стали складываться некоторые эстетические предпочтения. Так стали появляться первые декоративные вещи. Со временем обработка усложнялась, изделия были более красивыми, материалы более разнообразными.

    Сегодня художественная обработка материалов это целое направление искусства. Оно включает в себя массу материалов и способов их обработки, начиная от мягкого дерева и заканчивая самым твердым материалом алмазом. Все это называется одним словом - дизайн.

    Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей  назвалось  "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование.

    Это слово породило и производные  понятия: “дизайнер" - художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета  и др.

Российские  ученые  рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды.

        Ценность каждой вещи в двух началах – пользе и красоте.

В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.

    Цель  нашей курсовой определить, какие  бывают виды художественной обработки  материалов и как их можно использовать на уроках технологии.

Для этого  мы рассмотрим разнообразные материалы  и способы их обработки. 

        Анализ литературы по проблеме художественной обработки материалов

      Сегодня едва ли нужно доказывать, что функциональность и красота формы машины и любого другого предмета окружающей нас  технической среды давно стали  некими новыми важными параметрами промышленного изделия, одним из показателей его стоимости и активными факторами в успешном продвижении товара на рынке. Но такое понимание значимости промышленного искусства сложилось далеко не сразу.

      Недооценка  эстетического подхода в свое время дорого обошлась Т.А. Эдисону: опередив братьев Люмьеров, – основателей французского кино, - в получении движущего изображения и запатентовав перфорированную кинопленку, титан инженерии так и не разглядел главного – культурной и социальной значимости кинематографа. Эдисон, упорно делая ставку на кинескопы и технические аспекты, терял зрителя. Он счел себя обворованным, затеял “патентную войну” (по его требованию в Нью-Йорке были закрыты 500 кинозалов) и проиграл ее в конечном итоге.

      Несколько иначе проявил себя Г.Форд, говоривший вначале, что он не даст и ломаного гроша за все искусство в мире: настал момент, когда он закрыл свои заводы, чтобы переоборудовать их для выпуска новых элегантных моделей машин. “Красота – коммерческий товар, на нее есть спрос” – примерно так объяснил перемену своих взглядов Форд. Вот поэтому мы в этой курсовой работе  разбираем тему дизайна в обработке конструкционных материалов. Как можно придать вещи более красивый и товаропригодный вид.

      Сегодня нет единого понимания термина  дизайн и существует множество определений на сей счет.

      Дизайн (design) в переводе с английского означает чертеж, проект, эскиз, рисунок, замысел. Однако в термине design заключен оттенок необычности, остроумия. Англичане под словом “designеr” подразумевают не просто проектировщика новых изделий, а хитроумного человека. Отсюда и дизайн – не просто проект, а остроумный проект, оригинальное, необычное предложение, красивое решение.

      В англоязычных странах, под дизайном понимается обособившееся проектирование, порожденное машинным производством.

      В наиболее широком плане под дизайном некоторые специалисты понимают особый комбинаторный способ мышления, способность соединять ранее не связанные явления.

      В таком понимании дизайн охватывает практически все сферы человеческого творчества (литература, биология, технология, медицина, поисковое проектирование в технике и т.п.). Понятно, что возникновение дизайна в такой трактовке следует отнести к тому времени, когда первобытный человек соединил камень и палку и получил топор, копье, стрелу.

      Другое, также весьма широкое понимание  дизайна сводится к созданию вещей, совмещающих пользу и красоту. Именно так употребляется, термин “дизайн”, в Японии. Историю дизайна в таком понимании следует отсчитывать со времени зарождения прикладного искусства. Заметим, что сам термин “прикладное искусство” (applied art) возник лишь в первой половине XIXв, когда стала актуальной проблема совмещения красоты и пользы (раньше, в эпоху кустарного производства, такого вопроса не было, т.к. красота и польза были неразрывно связаны).

      Видимо  здесь сразу же нужно сказать  несколько слов и о понятии  “красота”.

      Красота – это общественное свойство вещей, как и польза, удобство, целесообразность.

      Красота промышленных изделий выступает  обычно не как самоцель, а как одно из конкретных воплощений принципа “удобства”, как некое удобство для глаза.

      Красота имеет свою специфику:

  1. Она проявляется и существует в вещах независимо от нашей воли и желания.
  2. Красота измеряется общественными мерами (нормами, идеалами), формирующимися в исторически конкретных условиях жизнедеятельности людей.
  3. Ценность красоты относительна. Появление новых более совершенных вещей приводит к общественной переоценке критериев красоты. Относительность красоты была понятна еще Гераклиту и Сократу.

      Все созданное человеком всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма. В наше время все это называется дизайном. И так попытаемся объяснить: для человеку дизайн? Какие цели мы ставим перед ним?

      Цель  дизайна у нас традиционно  формулировалась так – это  формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

      Характерная тенденция подлинного дизайна – это стремление проектировать не только отдельные предметы, но и целостные комплексы, изменяющие и гармонизирующие окружающую нас предметную среду.

      Дизайн  вещей сегодня весьма многолик. Различные  разновидности дизайна в разных пропорциях сочетают в себе два исходных начала – практическое и художественное. Эти разновидности дизайна находятся, видимо, между двумя такими крайними полюсами:

  1. Дизайн рационально-эстетического типа, тесно примыкающий к инженерному проектированию (инженерный дизайн), целью которого, прежде всего, является достижение всестороннего практического совершенства вещей или их комплексов (их функциональной эффективности, удобства, рациональности в производстве, т.е. технологичности и экономичности), а также повышение производительности труда.
  2. Противоположным плюсом является арт-дизайн и примыкающие к нему формы дизайна, где главная цель – в достижении художественного совершенства, выразительности вещей (предметной среды), направленных на приобщение будущих потребителей к тем или иным идеалам, на духовное формирование людей.

      Имеется и понятие классического дизайна, опирающегося на метод художественного конструирования. В нем наглядно проявляется мудрая стилевая уравновешенность. Его цель – формирование целостного человека. В основе здесь лежит практическое совершенство предметной среды, но необходимым условием является их “одухотворенность”, чтобы в их форме читалось отношение к ним общества. Поэтому классический дизайн прежде всего востребован в учебной практике в вузах.

      Но нас больше всего интересует Art- дизайн или художественная обработка. Ведь цель такого дизайна – это достижение художественного совершенства, то есть придание изделию лучшего товарного вида. А это в свою очередь дает возможность школьникам быть более востребованными на рынке труда. В современном мире, де очень большая конкуренция - это качество очень важно, именно поэтому мы выбираем художественную обработку материалов.

 

      Художественная обработка  материалов, art-дизайн.

      ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ОБРАБОТКА КАМНЯ

      Одним из наиболее «благородных» видов искусства является художественная обработка камня. В истории материальной культуры этот материал занимает особое место, так как отличается большой прочностью, что позволяет использовать его в строительстве и для создания предметов бытового и декоративного назначения. Придание куску правильной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок, всегда требовали значительных усилий мастера. Поэтому ремесленная сторона дела в обработке была и остается важной основой этого вида декоративно-прикладного творчества.

      От  времени изготовления каменных орудий труда и охоты до более поздних периодов, когда строились уникальные дворцы и храмы из камня, мастер, владеющий техникой художественной обработки камня, оставался важной фигурой сложного творческого процесса. Высокий уровень владения этим искусством подтверждают многие древние памятники архитектуры. Сооружения Древней и Средневековой Руси, Армении, Грузии демонстрируют самобытные архитектурные решения и своеобразное украшение резьбой. Уникальное мастерство резчиков можно видеть в Дмитровском соборе г. Владимира, стены которого покрыты рельефными изображениями цветов, птиц, львов, грифонов. Традиции, заложенные владимирскими мастерами XII в., получили    продолжение в белокаменных строениях Москвы, в период ее становления как центра русского государства.

      Богатство самоцветов России раскрывалось в новых работах камнерезов и ювелиров. Интерес к цветному камню (драгоценному, полудрагоценному, поделочному) перерос в коллекционирование образцов материала разных пород и собирание оригинальных изделий, выполненных из этого сырья. С середины XIX века наблюдается определенный спад в художественной обработки камня. Не получая крупных заказов, свертывают масштабы своего производства фабрики. Тем не менее, традиция мастерства обеспечивает продолжение работ и способствует сохранению старых фабрик до настоящего времени.

      Опыт  работы на фабриках по художественной обработки камня позволил мастерам самостоятельно заниматься, поисками камнесамоцветного сырья и изготовлением художественных изделий по своему вкусу. В моменты спада производства мастера организовывали на дому свои маленькие мастерские. Так, во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы. Сфера ее развития была довольно широка, особенно на Урале.

      Тысячи  кустарей занимались художественной обработкой камня и гранением прозрачных самоцветов, на примитивных станочках вытачивали бусы или полусферической формы камни (кабошоны) для   брошей, перстней, сережек. Делали мастера не только полуфабрикаты-заготовки, но и законченные вещи, представлявшие самостоятельные   художественные  решения: шкатулки, подсвечники, прессы для бумаг, лоточки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и рисунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев, помещенные на крыше шкатулки или на плитке пресса для    бумаг. Высокое техническое мастерство исполнения в изображении натюрморта часто приводило к натурализму, снижавшему художественные достоинства вещей.

      Несмотря  на высокие ремесленные навыки, мастера постоянно испытывали трудности в работе с твердым материалом. Поэтому переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовления очень широкого ассортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработки камня мягкого типа. В данную группу входят разновидности гип­сового камня, селенит, кальцит, серпентин, талько-хлорит и некоторые другие.

      Техника их обработки чрезвычайно проста. Блоки такого камня легко распилить ножовкой или циркулярной пилой. Резьба его производится стамесками разного по сечению профиля, ножами, обрабатывается рашпилями. Мягкий камень из-за недостаточной твердости и хрупкости не всегда прорабатывается детально. Чаще и утилитарные предметы, и скульптурная пластика имеют компактные формы и незначительные членения. Традиционными способами отделки являются шлифование стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пеной. Для окончательной отделки применяют парафин или лаки, с помощью которых лучше выявляется природный рисунок художественно обработанного камня.

      Драгоценные камни.

      Как это ни странно, но необработанный драгоценный  камень весьма непривлекателен и  мало похож на восхитительно сверкающий самоцвет. Лишь специальная обработка превращает похожий на булыжник природный минерал в драгоценность. Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

      Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных  камней включает в себя непосредственно  огранку и резьбу по камню (гравирование).

      Огранка

      Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон, заключающийся в придании верхней части камня округленной формы.

         
 
 
 

      Данный  вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди непрозрачных минералов, например, бирюзы, змеевика или малахита. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Кабошон чаще всего применяется для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры.

      Драгоценные камни первого и второго порядка  в основном гранят по другому методу. В зависимости от вида драгоценного камня огранка может быть различной. Так яркие сапфир и изумруд гранят ступенчатой огранкой (прямоугольной формы), алмазы же требуют более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков.

      Смысл огранки заключается в такой  обработке камня, в результате которой  его блеск и игра света будут  особенно эффектны. Даже более того — хорошая огранка позволяет  замаскировать небольшие недостатки камня и подать его в лучшем виде. Вот почему качество огранки имеет такое значение: профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.

      В большинстве случаев огранка (кроме  кабошона) — это нанесение на поверхности драгоценного камня граней или фасетов, в результате чего отсекается все лишнее и образуется форма самоцвета. Грани необходимы для отражения и преломления света в структуре камня. Луч попадает на грань, проходит внутрь камня, отражается от других граней и создает волшебное сияние.

       

      Бриллиантовая огранка — наиболее распространенная огранка драгоценных камней и, в  частности, бриллиантов. Правда, для качественного ее исполнения требуется немало сил, времени и мастерства, но зато результат превосходит самые смелые ожидания. Ограненный таким образом алмаз имеет сильную дисперсию света, он «играет» и переливается всеми гранями за счет абсолютного внутреннего отражения. Разумеется, если хоть одна грань дала кривизну, такого сияния уже не дождаться. Обычно бриллиантовая огранка содержат 57 граней (33 грани на лицевой стороне и 24 на оборотной), однако встречаются образцы, ограненные в 240 граней.

      Путь  к бриллиантовой огранке был  долог: вначале появился ее прообраз — огранка «розой», которая отличалась от современной обработки отсутствием  основания. Таким образом гранилась  только лицевая часть, причем вариации были различны: крестообразная роза, голландская, шестигранная и т.д.

       

      Ступенчатая и клиньевая огранки характеризуются  наличием параллельных граней в основании. Общий вид камня при этом —  многоугольник с площадкой в форме треугольников или трапеций. Этот многоугольник может иметь множество вариаций: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, багет и т.д. Изумрудная восьмиугольная огранка тоже является разновидностью ступенчатой и от прямоугольной отличается срезанными углами. А вот огранка «бриолет» (в виде капли) не относится ни к бриллиантовой, ни к ступенчатой огранкам, так как являет собой симбиоз этих ювелирных обработок.

      К фантазийным огранкам относятся  все остальные типы огранок: сердце, цветок, маркиза, груши, овала, принцесса, ашер, бусина, радиант, щит, эполет, триллиант и т.д.

      Итак, из каких же частей состоит ограненный кристалл? Во-первых, он состоит из верхней  и нижней частей, называемых коронкой и павильоном, а если уж совсем точно, то имеет место еще и рундист — узкая полоска, опоясывающая камень в самом широком месте и разделяющая коронку и павильон на две части.

      Коронка, рундист и павильон, в свою очередь, состоят из граней или фасетов, причем площадкой называют верхнюю грань, расположенную горизонтально, а колетой считается нижняя грань.

      Еще одна важная составляющая огранки (в  основном бриллиантовой) это шип, представляющий собой самое острое место камня. Его следует искать внизу павильона. Наглядно строение ограненного камня  можно увидеть из нижеприведенного рисунка.

      

        Облагораживание

      Ограненные  камни можно значительно улучшить, применяя современные геммологические  средства облагораживания. Как правило, оно касается повышения качественных характеристик драгоценного камня (цвета и прозрачности), в результате чего выигрывает внешний вид самоцвета и увеличивается его стоимость. В настоящее время применяют следующие виды воздействия.

      Температурная обработка

      Многие  драгоценные камни очень восприимчивы к действию высоких температур: их цвет становится насыщеннее, а природные включения не столь заметны. Некоторые самоцветы даже меняют свой оттенок после такого обжига, например, золотистые топазы, фиолетовые танзаниты и т.п.

      Лабораторное  облучение

      Воздействие облучением способно выявить более  глубокий и интенсивный цвет драгоценного камня. Такой метод облагораживания  часто применяют в случае с  синими топазами, зелеными кварцами и  т.д. Разумеется, нужно обладать соответствующим оборудованием, чтобы проводить такие воздействия, ведь неверно проведенное облучение оставляет в самоцветах остатки радиации, которая совсем не позитивно сказывается на здоровье человека.

      Механическая  обработка

      Дефекты на поверхности драгоценного камня можно замаскировать специальными восковыми или масляными составами, точно повторяющими цвет камня. Такая обработка делает камень более прозрачным и привлекательным, однако уход за такими минералами требует особой осторожности, так как можно очень легко повредить тонкую масляную пленку на поверхности. Также практикуется заполнение трещин и дефектов камня специальным свинцовым стеклом, которое визуально скрывает недостатки камня.

      Резьба  по кости

      Резьба  по кости, история  возникновения.

      Художественная  резьба по кости, по давности возникновения, не уступает искусству резьбы по дереву, с той лишь разницей; что в разных уголках нашей Планеты развитие каждого из этих искусств происходило с разной степенью интенсивности. А именно, в зависимости от окружавшей человека флоры и фауны.

      Например: Резьбой по кости традиционно занимались на Крайнем Севере, в силу доступности, добываемого здесь, моржового клыка(бивня).Или регион полуострова Индостан-это ареал естественного обитания Индийского слона. Хотя, археологические находки, в этих местах, изделий из слоновой кости не столь многочисленны, в силу ряда причин, но занятие резьбой было распространено.В древнеиндийской литературе множество раз упоминается об этом искусстве, и даже в Священных Ведических Писаниях -это, одно из благороднейших ремёсел, владение которым очень почётно, и передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну.

      С развитием торговли и мореплавания, и как следствие этого взаимопроникновение культур разных народов -занятие резьбой, как и другие направления прикладного искусства, словно зеркало отразили это смешение культур. Здесь и подражание стилю заморских мастеров, заимствование технических приёмов и методик работы невиданным доселе инструментом, ну и конечно проба собственных сил на ценном иноземном материале.

      Резьбой по кости занимались и моряки, во время продолжительных плаваний. И надо отдать им должное, достигли в этом искусстве немалых высот, что впрочем и неудивительно. Моряки имели достаточно свободного от вахт времени, и явно не испытывали недостатка в сюжетах для воплощения, морская романтика щедрой рукой раздаёт вдохновение. К тому же проблема наличия весьма ценного материала, для своего творчества, морякам, которые занимались резьбой по кости, представлялась не такой острой, как их сухопутным собратьям, особенно осёдлым.

      Морякам был доступен лучший материал тех  мест, где они бывали, а почему нет, ведь они и занимались его поставкой туда, где его ждали. Это был и слоновый бивень, зуб нарвала, кашалота, рог носорога (запрещённые к добыче в наше время) и т.д; прекрасные старинные образцы, украшающие многие музеи мира, филигранно выполнены из этих замечательных материалов

      Бивни  мамонта,  слона,  моржовая кость  и зуб кашалота, называемые благородной   костью,   мастера  исстари  применяли  для  резных  работ. Благородная кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря  слоистому  строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный  рисунок,  напоминающий  волнообразные  узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости  необыкновенную  теплоту  и  декоративность. Ископаемую мамонтовую кость  добывали  в  северных  районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за  границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера  всегда  испытывали  трудности  с материалами, поэтому постоянно велись   поиски  более  дешевой  и  доступной  кости. Таким  материалом оказалась  так  называемая  цевка  —  трубчатая  кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали  в  нее  фигурки  различных  животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

      Обработка таких материалов как камень, кость  не очень сложна, но как мы видим  в итоге обработки получаются вещи, которые имеют великолепнейший внешний вид. Отсюда мы можем сделать вывод, что этот вид художественной обработки сделает учащегося, который осилит этот вид обработки, очень конкурентоспособным. Вот возьмем например, алмаз и его обработанный вариант бриллиант их цена отличается почти в два раза! А про обработку кости и говорить не надо.

 

                    Художественная обработка древесины. 

      Художественная  обработка древесины — древнее  ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше, резными наличниками и дверьми, Изготавливал деревянную посуду, игрушки, сувениры.

            В России построено  множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного  зодчества является ансамбль построек на острове Кижи  Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

      Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую  пропитывали олифой, расписывали  масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.

      Художественная  обработка древесины выполнялась  в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.

      Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в  художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.

      Спрос на высокохудожественную мебель высок  всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в  народном стиле из массивной древесины  с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных  стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

      Особое  место в художественной обработке  древесины получила ручная резьба по дереву.

      Существует  много видов резьбы. Среди них  наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.