Теоретические аспекты акцизного налогообложения. 3

 

  1. Введение

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Акцизы имеют древнюю историю. В России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. В 20-е годы, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Становление современной российской налоговой системы, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения в течение последних нескольких лет вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений. Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

 

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы.

Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;

2. Рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов  бюджета;

3. Исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет;

4. Рассчитать на конкретном примере  акциз;

5. Определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов.

В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения.

 

Глава1 Теоретические аспекты акцизного налогообложения

    1. . Основные положения законодательства об акцизах

Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в РФ, регламентируется главой 22 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с этим документом акцизами облагаются: товары, произведенные на территории РФ: все виды спирта, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, дизельное топливо, автомобильный бензин, моторные масла, прямогонный бензин (то есть бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, угля и другого сырья).[2]

Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, которые провозят товары через таможенную границу РФ. [2]

Согласно статье 182 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров

2) передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;

3) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

4) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья;

5) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров за исключением прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

7) ввоз товаров на таможенную территорию РФ;

8) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;

9) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

10) получение денатурированного этилового спирта организацией имеющей разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;

11) получение прямогонного бензина организацией имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.[2]

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Согласно статье 194 Налогового Кодекса РФ устанавливается следующий порядок исчисления акциза:

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров. [2]

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. На нефтепродукты установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения, а именно: в рублях за 1 тонну). Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, согласно статье 204 Налогового Кодекса РФ, производится из фактической реализации указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. [2]

Итак, Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

 

    1. . Действующая система исчисления акцизов и перспективы их развития

В ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности (таблица 1).

 

Таблица 1 Повышение эффективности действующего порядка налогообложения

Действующий порядок исчисления и уплаты акцизов

Причина

Совершенствование акцизного налогообложения

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

С учетом отсутствия индексации ставок акцизов на нефтепродукты в течение ряда лет указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность – в настоящее время нет необходимости фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней.

Предлагается отказаться от данного порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Производители алкогольной продукции используют в качестве сырья не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

Не допустить уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, использование «спиртосодержащей схемы».

Дополнить документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве, уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией.

Налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено.

Налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.

 

Включение в статьи Кодекса норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

Налогоплательщики, реализующие произведенные ими подакцизные товары на экспорт, имеют право на освобождение от уплаты акциза при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

Не уточнено, в течение какого периода могут быть представлены в налоговый орган поручительство или гарантия банка, на какой период должно распространяться действие этих документов.

Уточнить нормы, регламентирующие представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт.

Установлены взаимоисключающие нормы, касающиеся порядка зачета суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза.

Устранение имеющихся противоречий

Уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) .


 

Помимо этого, в ближайшей перспективе, предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акциза с учетом реально складывающейся в РФ экономической ситуации.

Таблица 2 - Налогообложение подакцизных товаров

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка

с 1 янв. по 31 дек. 2008

с 1 янв. по 31 дек.2009

с 1 янв. по 31 дек.2010

с 1 янв. по 31 дек.2011

с 1 янв. по 31 дек.2012

1. Спирт этиловый из всех видов  сырья

25,15

27

30,5

33,6

37

2. Алкогольная продукция с объемной  долей этилового спирта свыше 9%

173

191

210

231

254

3. Алкогольная продукция с объемной  долей этилового спирта до 9%

110

121

158

190

230

4. Вина натуральные

2,35

2,6

3,5

4,8

6

5. Вина шампанские, игристые

10,5

10,5

14

18

22

6. Пиво с содержанием объемной  доли спирта этилового св.8,6%

8,94

9,8

14

17

21

7. Табак трубочный, курительный

300

300

422

510

610

8. Сигареты с фильтром

120

150

205

250

305

9 .Сигареты без фильтра, папиросы

55

72

125

175

250

10. Автомобили легковые с м.д.св. 90 л. с.и до 150 л. с.

19,26

21,7

23,9

26,3

28,9

11. Автомобильный бензин с октановым числом до "80"

2657

2657

2923

   

12. Дизельное топливо

1080

1080

1188

   

 

Закон устанавливает, что акцизы на вина шампанские и вина игристые на 2009 год не будут изменяться с целью стимулирования российского производителя, а в дальнейшем будут индексироваться в минимальном размере: ставки акцизов на 2010 и 2011 годы будут меньше, чем было предусмотрено законопроектом, принятым в первом чтении (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1- Темп прироста акцизных ставок на вина шампанские, игристые

По сигаретам с фильтром индексация в 2009 году произведена на 25% (Рисунок 2), а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 30% (рисунок 3). В 2010 году акцизные ставки на сигареты с фильтром возросли на 36% по сравнению с 2009 годом, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 73%. В дальнейшем акцизные ставки будут индексироваться по сигаретам с фильтром до 22%, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 40%

Рисунок 2- Темп прироста акцизных ставок на сигареты с фильтром

 

Рисунок 3- Темп прироста акцизных ставок на сигареты без фильтра

Закон сохраняет установленный в действующей редакции кодекса на 2011г. акциз на шампанские, игристые, газированные и шипучие вина в размере 18руб. 00 коп./л. Размер акциза на указанные вина в 2012г. и 2013г. составит соответственно 22 руб. 00 коп./л и 24 руб. 00 коп./л.. По остальным подакцизным товарам акцизы проиндексированы на 10%.

Ставка на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2009 года возрос с 25,15 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 27,70 руб. (рисунок 4) В 2010 и 2011 годах размер ставок также увеличится и составит соответственно 30,50 руб. и 33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Рисунок 4- Темп прироста акцизных ставок на спирт этиловый

 Несмотря на то, что в ходе  доработки законопроекта была  учтена возможность более дифференцированного  подхода при установлении ставок  акциза на нефтепродукты, выражена обеспокоенность  тем, что повышение акцизов на нефтепродукты в будущем повлечет дальнейший рост цен на горюче-смазочные материалы, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. В связи с этим при формировании проектов федерального бюджета необходимо предусматривать бюджетные ассигнования на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные материалы, использованные на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.

В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) (рисунок 5), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2012—2013 годах будут повышаться примерно на 9% ежегодно.

Рисунок 5- Темп прироста налоговых ставок автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.)

Стоит обратить внимание, что в 2009 году значительно увеличилась ставка акциза на прямогонный бензин. Она составит 3900 руб. за 1 тонну, в 2012 году составит — 7 824 руб. за 1 тонну. и в 2013-м — 9 617 руб. за 1 тонну Хотя в 2011 году по прямогонному бензину акциз уплачивался по ставке 4720 руб. за 1 тонну (рисунок 6).

Рисунок. 6-Темп прироста ставки акциза на прямогонный бензин

Предлагаемая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов). Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5-го классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. За счет этого сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.

По пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% (рисунок 7), а также более 8,6% ставки акцизов будут ежегодно возрастать.

Рисунок 7- Темп прироста ставки акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6%

Таким образом, рассмотрена действующая система исчисления акциз на текущий год и на два следующих года и проведен сравнительный анализ налоговых ставок.

    1. . Роль акцизов в формировании доходов федерального бюджета

Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству, то есть выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством. Наиболее значимы косвенные налоги в виде НДС, таможенных пошлин, единых таможенных платежей с физических лиц, налогов с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизов (рисунок 8).

Рисунок 8 - Структура поступлений доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе 2010г. (в %)[8]

Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет (Приложение 1). Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима  -.205,4 миллиарда рублей В 2012 году акцизы и пошлины дадут бюджету 177,6 миллиарда рублей доходов, в 2013 году - 220миллиарда рублей.[8]

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).


Рисунок 9  - Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, в федеральный бюджет в 2006, 2007, 2008, 2009 годах и прогнозный 2010 2011 год.[8]

В результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 13,1 млрд.рублей;

Ожидаемый объем дополнительных поступлений исключительно за счет повышения ставок акцизов выглядит малореальным даже в сравнении с объемами фактических поступлений в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров 125,2 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2010 г. не превысит уровня 2009 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%.[8]

Хотя ставки на алкогольную продукцию индексировались чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 % и на пиво. В условиях снижения реальных доходов населения и ухудшения финансового положения предприятий отрасли значительная индексация будет способствовать дальнейшему росту теневого сектора, что, в свою очередь будет сокращать общие налоговые поступления отрасли. В то же время предлагаемые Минфином меры неналогового противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, за исключением требования введения минимальных розничных цен на водку и ЛВИ, устанавливаемыми заводами-изготовителями, едва ли приведут к существенным положительным эффектам.

Таким образом, акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета части выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.[

 

Глава 2 Расчет акциза на примере ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ»,

2.1. Характеристика организации ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ»,

ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ», создано, в процессе приватизации государственного предприятия. Адрес предприятия 361500, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 73. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ» является коммерческой организацией и в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли, кроме того, Общество осуществляет свою деятельность в целях:

  • содействия наиболее полному удовлетворению рынка в продукции, товарах и услугах общества;
  • повышения конкурентоспособности и эффективности производства, а так же качества выпускаемой продукции (предоставляемых услуг);
  • увеличения экспортного потенциала и привлечения инвестиций;
  • реализации на основе полученной прибыли социально-экономических интересов акционеров, а так же иных членов трудового коллектива и пенсионеров общества.

Предметом деятельности ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ» является:

  • Производство и хранение этилового спирта и алкогольной продукции.
  • Организация фирменной (специализированной) оптово-розничной торговой сети, оптовая и розничная торговля, торговое посредничество.
  • Проведение снабженческо-сбытовых операций
  • Разработка, производство, закупка, хранение и реализация слабоалкогольных и безалкогольных напитков, иных товаров народного потребления (в первую очередь товаров народного потребление), продукции производственно – технического назначения, иных материальных ценностей.
  • Проведение проектно – изыскательных и научно-исследовательских работ, разработка технической конструкторско-технологической и проектной документации, реализация патентов, лицензий, ноу-хау ит.п.
  • Проведение лизинговых операций и иных операций с недвижимостью
  • Инвестиционная деятельность

Размер уставного капитала ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ» составляет 91726.00 рублей и определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Уставный капитал Общества разделен на 91726 обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью один рубль. Уставный капитал Общества полностью распределен между акционерами. Оплата акций Общества производится по рыночной стоимости. Акционерами Общества могут быть физические и юридические лица.

Совет Директоров решает вопросы об избрании ревизионной комиссии, утверждении аудитора, рассматривает годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков. Члены Совета директоров избираются общим годовым собранием Общества, и несут ответственность за принятые решения.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе и другой финансовой отчетности, а так же сведений о деятельности Общества, предоставляемых акционерам, кредиторам несет Генеральный директор, Правление, и главный бухгалтер Общества. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества избирается ревизионная комиссия. Объем производства в год составляет 338,3 тысяч декалитров.

 

2.2. Решении задач на примере ОАО «КАЛМЫЦКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ».

При решении задач применялись ставки и положения по исчислению акцизов по состоянию на 01.01.2010г.

Задача №1

Завод ликероводочной продукции за налоговый период 2010г.:

    • отгрузил другим организациям продукцию объемной долей этилового спирта 35% на сумму 3 400 000 руб. в количестве 42 500 шт. бутылок объемом 0,7л.;
    • реализовал через собственный магазин розничной торговли аналогичную продукцию на сумму 314 500 руб. в количестве 3700 шт. бутылок объемом 0,7л.;
    • ранее было закуплено 45 000 акцизных марок на сумму 51 300 руб.;
    • оприходован и оплачен 95%-ый этиловый спирт в количестве 1000л.

Рассчитайте сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, стоимость дополнительно требуемых акцизных марок.

Решение

При решении задачи необходимо руководствоваться положением главы 22 НК РФ. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между акцизом по операциям, которые признаются объектами налогообложения, и налоговыми вычетами (ст.202 НК РФ).

  1. Рассчитаем сумму акциза по операциям, которые признаются объектом налогообложения. К ним относится реализация продукции на акцизные склады и в розничную торговлю (ст. 182 НК РФ). Налоговая база определяется как объем реализованный товаров в натуральном выражении (ст. 187 НК РФ). Следовательно она составляет:
      • при реализации на акцизные склады – 29 750л (42 500*0,7)
      • при реализации через сеть розничной торговли – 2590л. (3700*0,7)

Размер ставок приведен в ст. 193 НК РФ. В 2010 г. по данному виду продукции ставка равна 210 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Так как ставка акциза на алкогольную продукцию установлена по отношению к безводному этиловому спирту, необходимо объем облагаемой базы пересчитать на 100%-ный этиловый спирт по коэфиценту 2,857 (100/35). Следовательно сумма акциза составит: