Теоретические аспекты акцизного налогообложения. 2

 

Содержание

 

 

Введение

Тема курсовой работы – «Акцизы». На мой взгляд, эта тема очень важна, ведь одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.

Специфика акцизов заключается  в том, что они как ни один другой вид налогов приспособлены для  государственного регулирования производства и потребления широкого круга  товаров.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г., этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота.

На сегодняшний день установленная система акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно сложной. Одновременно с этим, как показывает опыт ее функционирования, она к тому же недостаточно эффективна не только с фискальной точки зрения, но и зачастую с позиций налогоплательщика. Не случайно гл. 22 “Акцизы” Налогового кодекса РФ изменяется практически ежегодно, а нередко переписывается заново – всё это говорит не только об актуальности темы «Акцизы», но и о её важности.

Цель данной работы: изучить  вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.

Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:

  1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
  2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
  3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
  4. анализ структуры акцизов;
  5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.

В процессе написании  данной работы мною были изучены следующие материалы:

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации;
    2. учебная литература;
    3. научные журналы и статьи по налогам и налогообложению;
    4. статистические данные.

На сегодняшний день, система акцизного налогообложения  не совершенна и нуждается в реформировании, поэтому тема «акцизы» является очень актуальной.

 

I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1. Развитие законодательства  об акцизах в Российской Федерации

Налоговая система  Российской Федерации в  1992-1994  гг.  по  сравнению  с советской налоговой системой претерпела существенные изменения,  т.к.  смена командно-административной  системы управления   на   рыночную   потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики.  Но  налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе  сохранились  ряд пережитков советской эпохи.

Главным изменением налоговой  системы  стало  то,  что  основными  налогами, обеспечивающими  основную часть доходов бюджета, стали налог  на  добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на  имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира.  Эти  налоги  в 1998 г. обеспечили 86,7% от  всех  налоговых  поступлений.  Наиболее  важным достижением реформы стала замена налога с оборота на  налог  на  добавленную стоимость и акцизы.

Впервые в России акцизы (после их ликвидации налоговой  реформой 1930 года) были введены в 1992 году (Законом от 06.12.1991 г. №1993—1) с началом новой налоговой реформы. Вместе с НДС они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы. Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи. Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения.

В первые годы после  введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы. Так, согласно Инструкции Государственной налоговой службы «О порядке исчисления и уплаты акцизов» от 9 декабря 1991 г. №2, отпускная цена на подакцизный товар должна была рассчитываться по следующей формуле (на примере спирта, ставка акциза по которому составляла 90%).

Таблица 1

Расчет отпускной  цены на подакцизный товар

1. Оптовая цена, включающая  издержки производства и прибыль, в рублях

6000

2. Ставка акциза в  процентах 
к отпускной цене

90

3. Отпускная цена в  рублях 
(стр. 1 х 100) / (100 — стр. 2)

60000

4. Сумма акциза в рублях (стр. 3 — стр.1) или (стр. 3 х стр. 2): 100%

54000


                                                                                                        [20]

Несмотря на очевидное  неудобство подобной методики расчета, она была выбрана из психологических соображений. Из приведенного примера видно, что если бы ставка акциза исчислялась в процентах от оптовой цены, не включающей акциз, она составляла бы не 90%, а 900% (54000 × 100% / 6000). Очевидно, что такой закон не имел бы шансов на прохождение в парламенте. При реализованном же подходе утвержденные ставки не превосходили 70 — 90% при тех же абсолютных значениях акцизов.

Однако такое решение  породило другие проблемы:

Во-первых, возник очевидный  дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизной продукции и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку при тех же налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая база определялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов. Даже при достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителя товары иностранного производства — главным образом алкогольные и табачные — в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российского рынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.

Во-вторых, в течение  ряда лет отдельные государства  СНГ не проводили согласованной  политики в отношении акцизов. Разные государства СНГ в отношении  одних и тех же товаров применяли не только существенно отличающиеся друг от друга ставки акцизов, но и использовали разные правила определения налоговой базы.

В-третьих, адвалорные ставки акцизов, с одной стороны, позволяли  использовать весьма эффективные в  условиях России способы ухода от налогообложения, и, с другой стороны, создавали дополнительные трудности для производителей подакцизной продукции в плане ее улучшения и совершенствования. [11]

Открывающиеся способы  ухода от налогообложения в условиях применения адвалорных ставок основаны главным образом на том, чтобы основную прибыль получать не при производстве и первичной реализации, а при перепродаже произведенных подакцизных товаров. Производителю таких товаров достаточно создать дочернюю или зависимую торговую компанию, чтобы продавать ей свою продукцию по минимально возможным ценам (и с минимальными акцизами), получая минимальную прибыль или даже убытки. За счет последующей торговой надбавки (не облагаемой акцизами) торговая компания может уже довести цены на эту продукцию до рыночного уровня и получить максимально возможные прибыли при минимальных налогах.

Влияние высоких адвалорных ставок акцизов на возможности улучшения качества продукции, ее оформления, предпродажной подготовки или иного подобного улучшения особенно заметно на товарах алкогольной группы (где ставки акцизов устанавливались на уровне 800 — 900% от отпускной цены, не включающей акцизов), но, по-видимому, актуально и для других производств. Если, например, новая оригинальная бутылка или упаковка обойдется производителю подакцизной продукции дополнительно в 1 руб., то отпускная цена продукции, включающая акцизы, автоматически должна увеличиться на 9 — 10 руб. Зачастую покупатель не готов к такому резкому росту цен, а производитель не в состоянии покрывать подобные затраты за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Такие каскадные ценовые эффекты возможны только при использовании адвалорных ставок. [6]

Многие из перечисленных  проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 1997 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования. У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию (Конечно, понятия высокое качество и высокая цена даже при весьма значительной корреляции не равнозначны, что хорошо видно, в частности, на примере табачного рынка. Среди не самых дорогих сигарет существуют марки, отличающиеся низким содержанием смол и хорошим вкусом, что позволяет отнести их к высококачественным) при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров. [8]

На протяжении всего  периода с 1992 года по настоящее время, распределение акцизов между федеральным бюджетом и остальными уровнями бюджетной системы осуществлялось следующим образом: в федеральный бюджет зачислялись 100% от поступлений акцизов на нефть, включая газовый конденсат, автомобили, импортные товары, подлежащие акцизному налогообложению, а также 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию, включая питьевой спирт; в консолидированные бюджеты субъектов Федерации — 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию и 100% от поступлений всех прочих акцизов, включая акцизы на ювелирные изделия, табачные изделия и пиво.

Поступление акцизов  в местные и региональные бюджеты  отличалось стабильностью (начиная  с 1992 года и по нынешний день они составляют порядка 0,5% ВВП). Что объясняется в большей степени стабильностью налоговой базы, а именно отсутствию в числе налогооблагаемых товаров импортных товаров, автомобилей и природного газа, к которым применяется адвалорная ставка акциза.

Учитывая тот факт, что важную часть поступлений  акцизов в Российской Федерации составляют акцизы на нефть и газовый конденсат, включение их в число источников доходов федерального бюджета существенно увеличивает долю поступлений от акцизов в федеральный бюджет в общем объеме поступлений от акцизов в бюджетную систему РФ. [4]

На сегодняшний день, акцизы регулируются главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Подакцизными товарами признаются спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин. [17]

1.2. Развитие акцизного  налогообложения за рубежом

В XIII в. во Франции  был введен акциз на  соль.  Оттуда  само  понятие акцизного налога перешло в Голландию, где  акцизы  весьма  прижились.  Затем перекочевали в Англию и другие страны  Европы.  Главным  образом  облагались ими алкогольные напитки и табачные изделия, но нередко они  распространялись на массу предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля. [26]

В  конце  XVII  —  начале  XVIII  вв.  в  европейских  странах   стало формироваться административное государство, создававшее  чиновничий  аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую  систему,  состоящую из прямых и косвенных  налогов.  Из  косвенных  налогов  особую  роль  играл акциз.  Обычно  он  взимался  непосредственно  у  городских  ворот  со  всех ввозимых и вывозимых товаров.  Иногда  налогом  облагалось  только  то,  что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на  экспорт.  Размеры акциза колебались обычно от  5  до  25%.  Какого-либо  научного  обоснования размеров налогообложения не было.

Налоги на предметы потребления давали крупные  доходы,  но  они  в

малой степени  сдерживали развитие торговли. [32]

Тогда же началось теоретическое осмысление роли  косвенных  налогов  в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон  писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже  больше,  чем все другие налоги…»[15].

Английский экономист Уильям Петти,  известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о  налогах  и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал:

Доводы в  пользу акциза сводятся к следующему:

Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил  в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого  такой налог вряд ли  навязывается  кому-либо  насильно  и  его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что  является  единственным  способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.

В-третьих, никто  не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же  вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного  раза.  Между  тем  мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают  одновременно  ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов,  а  также  и  пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между  тем  при  акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом  и  больше чем один раз.

В-четвертых,  при  этом   способе   обложения   можно   всегда   иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны  в  каждый момент.  В  силу  всех  этих  причин  при  акцизе  требуются  не   отдельные соглашения с семьями и не сдача всего  налога  на  откуп,  а  собирание  его особыми чиновниками,  которые,  будучи  полностью  заняты,  не  потребуют  и четвертой  части  расходов,  каких   требует   взимание   наших   теперешних многочисленных и многообразных налогов»[20].

Практика налогообложения  развивалась в соответствии  с  теорией.  Так, назначенный в  1769  г.  министром  финансов  Франции  аббат  Тэрре  отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал,  что  «налоги  на  расходы наименее  обременительны...  они  взимаются  постепенно  и,   так   сказать, незаметно»[24].

Тэрре исходил  из целесообразности  дифференциации  косвенных  налогов: продукты первой необходимости (зерно)  должны  быть  от  него  освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино —  немного  больше,  грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко.

В настоящее  время акцизы продолжают играть важную роль в  налоговых системах   развитых   стран.

Немецкие акцизы сходны с российскими. Например, в Германии, так же как и в России, начисляются  акцизы на табак и на алкоголь. Есть и отличия: в Германии взимаются  «кофейные» и «электрические» акцизы, а в России таких платежей нет.

В этой стране акцизами облагаются подакцизные товары, которые находятся  в обороте и потребляются на налоговой  территории. Налоговая территория —  это вся территория ФРГ и свободные  порты.

Обязательство по уплате акциза возникает в двух случаях. А именно в момент выпуска товаров с акцизного склада или при их использовании (переработке) на акцизном складе.

Акцизные склады —  это заводы-изготовители, а также  склады, где подакцизные товары находятся  без обложения акцизом. Чтобы  открыть акцизный склад, требуется соответствующее разрешение, которое можно получить в налоговых органах.

Как и в других странах  Евросоюза, в Германии подакцизные  товары могут перемещаться с одного акцизного склада на другой без обложения  налогом. Данное положение действует не только на налоговой территории Германии, но и в других государствах ЕС.

В Германии взимаются  следующие виды акцизов:

  • Акциз на игристые вина.
  • Акциз на промежуточные изделия.
  • Акциз на кофе.
  • Акциз на минеральное топливо.
  • Акциз на пиво.
  • Акциз на спиртоводочные изделия.
  • Акциз на табак и табачные изделия.
  • Акциз на электроэнергию.

Акцизы на табак и  табачные изделия, спиртоводочные изделия, промежуточные изделия, игристые вина, минеральное топливо, электроэнергию и акциз на кофе перечисляются  в бюджет федерации.

Единственным акцизом, поступления от которого направляются в бюджеты федеральных земель, является акциз на пиво. [21]

Акцизы являются вторым по значимости косвенным налогом  Испании. Их доля в бюджете составляет 13,2%. Перечень объектов налогообложения в Испании соответствует мировой практике: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары. То есть акцизами в Испании, как и в России, облагаются товары, массовое использование которых нежелательно или вредно, а также предметы роскоши. [13]

Перечень видов  акцизного налога в Швеции шире, чем установленный российским налоговым  законодательством. В этой стране акцизы взимаются с алкогольной продукции, отходов, дивидендов, инсектицидов, энергоносителей, окиси углерода и серы, удобрений, атомной энергии, лотерей, природного гравия, рекламы, выигрышей, азартных игр, табачных изделий, а также взимается особый акциз на групповое страхование жизни.

Акцизы поступают  в государственный бюджет и составляют значительную часть доходов страны.

Большинство акцизов  в Швеции было введено не только для того, чтобы наполнить доходную часть бюджета. Введение очередного акциза определяется, как правило, финансовыми, политическими и социальными  проблемами. Характерным примером акцизов  как инструментов влияния на потребление являются акцизы на алкоголь, табак и энергию.

Акциз на алкоголь уплачивается с пива, вина и других напитков, изготовленных с применением  процесса брожения, спиртосодержащей продукции, а также этилового  спирта, произведенного в Швеции или ввезенного из государств ЕС или из третьих стран.

В Швеции ставки акцизов на алкогольную продукцию, так же как и в России, являются специфическими и устанавливаются  в зависимости от крепости алкогольной  продукции.

Ставки акцизов  на алкогольную продукцию в Швеции намного выше, чем в России (в среднем в 50 раз).

Табачный акциз  уплачивается со всех табачных изделий, произведенных в Швеции или ввезенных  как из стран Евросоюза, так и  из других государств. [22]

Один из каждых трех евро, потраченных в Ирландии на алкоголь, идет в государственную казну. Так, акциз на пиво в стране в десять раз выше, чем в Германии. Акциз на вино – самый высокий в Европе. А акциз на алкогольные напитки выше, чем в Испании в 4,7 раз. Именно поэтому всё больше людей в Ирландии предпочитают нелицензионный алкоголь. Потребление спиртных напитков, произведённых на территории страны, упало на 22  процента, тогда как рост  потребления импортных напитков составил 90 процентов. [28]

В США значение  акцизов уменьшилось в связи с отменой ряда акцизов или уменьшением ставок акцизов по  ряду  товаров  (например  на соль). Акцизы на табачные  и  алкогольные  изделия  были  введены  во  времена гражданской войны. А в 30-х годах (во время кризиса) были введены акцизы  на товары  массового  потребления,  длительного   пользования,   на   ювелирные изделия, меха, телефонные услуги и на входные билеты в театр и кино. [25] В  наше время около 90% всех ныне действующих акцизов приходится  на  винно-водочные изделия и около 20% на табачные. Из менее значительных в качестве  примера можно привести  акцизы  на   спички,   огнестрельное   оружие,   рыболовное оборудование. Существуют  акцизы  на  нефть,  причем  акцизы  на  нефть действующих месторождений установлены на 3 уровня: 70%, 60% и 30%, по  вновь открытым месторождениям ставка составляет 15%. [8]

В Италии акциз  на нефть и нефтепродукты  обеспечивает  большую  часть всех акцизных поступлений. Другим доходным объектом  такого  налогообложения являются табачные изделия. Кроме того, существуют акцизы  на  электроэнергию, сахар, алкогольные напитки и др. [3]

В Великобритании наиболее  доходными  акцизами  являются  акцизы  на алкогольные  напитки, горючее, табачные изделия  и транспорт. Ставка  акцизных сборов здесь колеблется обычно в пределах от 10% до 30%. [3]

В Бельгии акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, безалкогольных напитков, кофе, наружной рекламы и игорного бизнеса. [1, 155-156]

1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ

Акцизное налогообложение  в Российской Федерации имеет  много общего с зарубежным. Однако, существуют и различия. На мой взгляд, некоторые положения акцизного  налогообложения зарубежных стран  вполне применимы к Российской Федерации.

Основные задачи государственной  политики в сфере налогообложения  нефтяного сектора — изъятие природной ренты в секторе нефтедобычи и мобилизация в бюджет части прибавочной стоимости, создаваемой в секторе обращения и переработки нефти.

Для решения первой задачи базовым показателем является мировая  цена на нефть, соответственно, налоговое законодательство во всех нефтедобывающих странах предусматривает гибкое реагирование на изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти.

При решении второй задачи основным показателем является общая налоговая нагрузка предприятий и экономических агентов, действующих в сфере производства и потребления нефтепродуктов. Фискальная политика в этой сфере состоит в распределении этой нагрузки по видам налогов и по отдельным звеньям общего процесса производства и обращения продуктов нефтяной отрасли. От правильного решения этих вопросов зависит как общая рациональность структуры производства в данной отрасли, включая вопросы экономии нефтересурсов и энергосбережения, так и доля поступлений от налогообложения отрасли в общих налоговых доходах каждой страны. Приведем пример из смежной отрасли: с российского газа, поставляемого в Германию, немецкая казна получает больше налогов, чем весь консолидированный бюджет Российской Федерации.

Немаловажное значение имеет также выбор таких методов  и инструментов налогообложения, которые  обеспечивали бы высокую собираемость налогов и относительно низкие издержки на поддержание должной налоговой дисциплины в отрасли.

В Российской Федерации значительная доля добываемой нефти расходуется как топливно – энергетический ресурс — на производство топлива для транспортных средств, обогрев помещений и выработку электроэнергии.

При этом следует подчеркнуть, что сложившаяся в России система производства и потребления энергии крайне неэффективна, чрезмерно затратна (удельные расходы энергии на производство единицы готовой продукции и чистые потери тепла и энергии в разы превышают аналогичные показатели развитых стран) и не стимулирует производство и потребителей к экономии энергоресурсов.

Показательно, что именно этим моментам уделяется особое внимание во всех странах Запада (включая  и нефтедобывающие страны, такие, как США, Великобритания и Норвегия) на протяжении последних трех десятилетий, что и определяет основные черты налоговой политики, проводимой в сфере энергетики.

В сфере транспорта политика Европейского союза и США направлена на решение двух главных задач:

Во – первых, размер налоговой нагрузки на топливо для транспорта должен быть достаточным для того, чтобы покрыть все издержки на поддержание исправного состояния дорог и их строительство;

Во – вторых, поступления от налогообложения топлива должны покрывать расходы в сфере транспорта.

Сверх этого в ряде стран применяется дополнительное налогообложение бензина и моторного топлива для решения некоторых других задач. Например, в европейских нефтедобывающих странах, таких, как Норвегия и Великобритания, установлены повышенные налоги на топливо с целью частичного финансирования некоторых направлений социальной политики государства.

Взимание налогов на топливо в разных странах рассматривается  также в качестве дополнительного механизма поощрения использования экологически чистых и более безвредных видов топлива.

При этом во многих европейских странах при установлении ставки акциза на подакцизные товары исходят из принципа "выше качество — ниже ставка акциза". В России законодатели пока исходят из обратного принципа, обосновывая такой подход заботой о поддержке части населения с низкой платежеспособностью.

В рамках сложившихся  налоговых систем промышленно развитых стран налоги на топливо играют все более важную роль. При этом выбор акцизов как основного инструмента налогообложения обосновывается тем доводом, что налог собирается там, где находятся потребители топлива. Такая схема в теории позволяет более справедливо распределять доходы в региональные дорожные фонды—очевидно, что больше покупают топлива там, где больше ездят.