Теоретические аспекты амортизационной политики и ее роль в воспроизводстве средств предприятия
Теоретические аспекты
амортизационной политики и ее роль
в воспроизводстве средств
- Понятие и сущность амортизационной политики.
Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Она выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.
Анализ источников экономической литературы показал, что среди ученых - экономистов и практиков нет единого подхода в понимании сущности амортизационной политики как целостной системы как на макро-, так и на микро-уровне.
Для отраслей определяющих научно-технический прогресс экономики в целом государством устанавливается ускоренная амортизация, что позволяет быстрее списывать используемые средства труда, заменять их новыми, более совершенными, ввод которых своими выгодами перекрывает ущерб от списания физически еще не изношенного оборудования. Это стимулирует производителей новой техники разрабатывать и выпускать новые модели.
Покупатель же выигрывает
за счет высоких параметров приобретенной
техники большей
Для реализации данной схемы требуются определенные условия. Во-первых, машиностроительный комплекс должен удовлетворять спрос на средства производства. Во-вторых, темп повышения потребительских качеств новой техники должен опережать темп амортизации. По имеющимся оценкам, новое оборудование должно превосходить заменяемое не менее, чем на 40-50%. Ниже этого предела реновация теряет смысл: незачем списывать за три года эксплуатации вполне исправный станок, чтобы заменить его таким же.
Такое понимание взаимосвязи амортизационной политики и научно-технического прогресса на наш взгляд, является упрощенным и далеко не полным по следующим причинам.
Во-первых, предлагается использовать
механизм ускоренной амортизации только
в отраслях, развитие которых определяет
ускорение научно-технического прогресса
в целом. Вряд ли с этим можно согласиться.
Процесс ускорения научно-
Во-вторых, представляется связь амортизационной политики с научно-техническим прогрессом только через механизм осуществления ускоренной амортизации, что является чрезмерно узким подходом. Взаимосвязь амортизационной политики с научно-техническим прогрессом осуществляется не только через механизм ускоренной амортизации, но и через систему норм амортизации вообще, через систему использования амортизационных отчислений в качестве источника финансирования инвестиций, а также по другим направлениям.
Под амортизационной политикой следует понимать научно обоснованную и целенаправленную систему мер, осуществляемую государством в области простого и расширенного воспроизводства амортизируемого имущества, с целью создания благоприятных условий для развития всех субъектов хозяйствования, ускорения научно-технического прогресса, и реализации экономической политики государства.
Амортизационная политика тесно
связанна с научно-технической, инвестиционной,
финансово-кредитной политикой
Целью амортизационной политики является создание благоприятных условий всем субъектам хозяйствования для воспроизводства и обновления внеоборотных активов, активизации инвестиционной деятельности и ускорения научно-технического прогресса.
В связи с тем, что амортизационная политика является составной частью общей экономической политики, она направлена на повышение эффективности производства и подъем отечественной экономики. Амортизационная политика государства в каждый конкретный момент времени предполагает определенные корректировки в зависимости от сложившейся ситуации и экономической стратегии на перспективу.
Амортизационная политика должна способствовать решению задач по направлениям:
1. развитие научно-технического прогресса;
2 .ускорение процесса обновления основного капитала и наращивания национального богатства страны;
3. оптимизацию сроков полезного использования имущества;
4.накоплению достаточных средств для простого и расширенного воспроизводства;
5.созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.
При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться таких принципов, как:
своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;
дифференцированность сроков полезного использования и соответственно норм амортизации в зависимости от функционального назначения основных фондов, учет их морального и физического износа;
обеспечение за счет амортизационных отчислений не только простого, но и расширенного воспроизводства основных средств;
обеспечение целевого характера
использования амортизационных
отчислений на предприятиях всех форм
собственности и
возможность осуществления всеми предприятиями ускоренной амортизации;
стимулирование своевременного обновления основных фондов и ускорение научно-технического прогресса;
предоставление больших прав предприятиям в области проведения амортизационной политики.
Исходя из сущности, цели
и задач амортизационной
Проводя эффективную амортизационную политику, государство тем самым способствует:
- ускорению темпов научно-
- наращиванию национального богатства страны;
- улучшению качественного состояния основных фондов;
- оживлению инвестиционной деятельности;
- обеспечению
- развитию отечественной экономики.
В настоящее время государством осуществляется новая амортизационная политика, ориентированная на международные стандарты как в направлении экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества, так и применения новых эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Наиболее важными составляющими этой амортизационной политики является значительное снижение сроков полезного использования амортизируемого имущества, более широкая возможность выбора методов начисления амортизационных отчислений.
Основными элементами амортизационной политики являются:
1. Взаимосвязь амортизационной
политики с инвестиционной и
инновационной политикой.
В течение ряда последних лет для экономики Украины был характерен спад производства, амортизационные отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств.
В то же время направления
инвестирования оказывают влияние
на последующее формирование инвестиционных
ресурсов. В связи с этим необходимо
направлять амортизационные отчисления
в первую очередь на внедрение
инноваций, поскольку в условиях
рыночных отношений резко возрастает
конкуренция, и в результате освоения
технологических инноваций
2. Разработка экономически
целесообразных сроков
ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива;
предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия хранения и обслуживания актива в период простоя;
моральный износ в результате
изменений или
юридические или аналогичные ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.
3.Реализация наиболее
эффективных механизмов
линейный метод;
ускоренный (нелинейный) метод (с применением понижающих коэффициентов, с использованием повышающих коэффициентов, с льготным режимом начисления амортизационных отчислений (для малых предприятий), с мерами ограничительного характера на применение ускоренной амортизации (например, применение линейного метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов).
На основе разрешенных
к применению механизмов каждый хозяйствующий
субъект выбирает наиболее оптимальный
и приемлемый вариант, исходя из конкретных
целей и задач развития предприятия
и сложившихся условий
4. Создание условий,
5. Налоговое стимулирование
ускорения обновления
6. Методическое руководство
процессами разработки и
подготовку пакета нормативных актов;
проведение мероприятий по обучению персонала, обмену опытом работы в соответствующем направлении;
руководство процессами внедрения новых правил, методов, способов начисления амортизационных отчислений, их учета, составления отчетности;
своевременное доведение распорядительных документов до исполнителей и другие мероприятия.
Методическое руководство
амортизационной политикой
7. Мониторинг и контроль за реализацией амортизационной политики. Мониторинг - это наблюдение за состоянием дел в области амортизационной политики с целью контроля за ее реализацией и прогноза. Мониторинг должен включать получение сведений по установленной форме (оценка последствий изменения финансового положения, условий накопления и расходования амортизационных начислений), обобщение и подготовку сводных материалов, а также соответствующих предложений по совершенствованию механизма начисления амортизационных отчислений, обеспечению целевого характера их использования, контролю за рациональным их расходованием. Информация, получаемая посредством мониторинга позволяет оценивать размеры инвестиций, текущие условия хозяйственной деятельности и стратегию предприятий, качество механизмов амортизационной политики и перспективы ее развития.
8. Оценка результативности
амортизационной политики
соотношение темпов ввода основных фондов и темпов их выбытия;
степень износа основных фондов;
использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением;
средний возраст основных фондов;
доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов;
степень использования производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции;
доля активной части основных производственных фондов в их видовой структуре;
прирост дохода за счет улучшения использования амортизируемого имущества.
Оценка эффективности амортизационной политики, механизмов и перспектив ее развития важна как для предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, так и органов управления, регулирующих экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Задачами амортизационной политики организации являются:
1. Оценка и переоценка
амортизируемого имущества.
Согласно Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000 года № 92. основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, что соответствует основным требованиям зарубежных стандартов. Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств согласно украинским нормативным актам зависит от способа их поступления на предприятие. Поэтому предприятие, приобретая те или иные объекты внеобротных активов, должно учитывать особенности формирования их стоимости исходя из условий их получения.
Учет основных средств по первоначальной стоимости, которая может довольно значительно отличаться от восстановительной (особенно в условиях высоких темпов инфляции), приводит к тому, что суммы начисленных амортизационных отчислений не покрывают затрат на воспроизводство основных фондов. В этих условиях возникает необходимость их переоценки.
В условиях плановой экономики переоценка основных фондов осуществлялась примерно один раз в десять лет. С переходом на рыночные отношения и соответственно изменением условий хозяйствования, а также инфляции частота переоценок повысилась. Переоценка может осуществляться двумя способами:
индексным методом, при котором
восстановительная стоимость
методом прямого пересчета, при котором переоценка основных средств производится на основе экспертных заключений,
Рыночный подход к переоценке основных фондов означает использование методов оценки, предусмотренных Международными стандартами, позволяющих рассчитать реальную стоимость основных фондов. [37.с.155]
В настоящее время у многих предприятий ощущается дефицит собственных средств, поэтому они заинтересованы в определении реальной рыночной стоимости основных фондов. В этом случае амортизационные отчисления начисляются в размерах, достаточных для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, амортизационные отчисления, относимые на затраты производства и реализации продукции, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В результате амортизационные отчисления, как правило, многократно превышающие налог на имущество, остаются на предприятии и могут использоваться для воспроизводства основных фондов.
Если рассматривать проблему оценки основных фондов с точки зрения государственных интересов, то органы государственного управления также заинтересованы в информации о реальной стоимости основных фондов, участвующих в формировании налогооблагаемой базы. А эту информацию можно получить лишь с использованием рыночного подхода к их оценке.
2. Определение сроков
полезного использования
Новая амортизационная политика,
сориентированная на международные
нормы эксплуатации, позволяет в
несколько раз сократить срок
полезного использования
В соответствии с п. 24 ПБУ 7 срок полезного использования основных средств определяется исходя из:
- ожидаемого срока
- ожидаемого физического
износа, зависящего от режима
эксплуатации (количества смен), естественных
условий и влияния агрессивной
среды, системы проведения
- нормативно-правовых и
других ограничений
Данным положением также
предусмотрены возможные
С точки зрения Международных стандартов финансовой отчетности срок полезного использования также должен периодически пересматриваться, и если предположения существенно отличаются от предыдущих оценок, то сумма амортизационных отчислений текущего и будущих периодов должна корректироваться. Например, в момент принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету предполагалось использовать их в суровых климатических условиях или многосменном режиме, с учетом чего и были определенны сроки полезного использования. Фактически основные средства использовались в обычных климатических условиях или в одну смену. В такой ситуации пересмотр сроков полезного использования основных средств приведет к более достоверному учету и представлению в отчетности информации об основных средствах.
Пересмотр сроков полезного использования должен быть обоснованным, определенным на основе экономических или технических расчетов, технических паспортов объектов и оформленным в установленном порядке. Обосновывая срок, необходимо руководствоваться общим определением срока полезного использования. ПБУ 7 определенно, что сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.
Если организацией принимается обоснованное решение об изменении срока полезного использования основного средства, то последствия изменения сроков отражаются в учете и отчетности. Изменение сроков оформляется внутренним распорядительным документом организации (приказом руководителя организации).
Если сроки полезного использования были закреплены в учетной политики организации, то изменение сроков должно отражаться по основаниям и в порядке, предусмотренных для изменения учетной политики организаций. На практике большинство компаний закрепляют сроки полезного использования основных средств в приложении к учетной политики организации.
3. Выбор и обоснование
методов начисления
Среди известных в промышленно развитых странах методов начисления амортизации можно выделить такие, как:
- линейная амортизация с первоначальной стоимости;
- линейная амортизация с рыночной стоимости;
- амортизация в соответствии
с уровнем использования
- амортизация после вычета определенной базовой величины;
- амортизация после вычета остаточной стоимости;
- чрезвычайная амортизация;
- метод амортизации, основанный
на использовании сложных
- метод функциональной амортизации;
- метод пропорциональной рентабельности и т.д.
Такой широкий перечень методов начисления амортизации позволяет учесть не только национальные особенности отдельных стран, но и индивидуальные условия функционирования того или другого предприятия.
Украинское законодательство
существенно ограничивает спектр используемых
методов амортизации. Вместе с тем
даже разрешенные законодательством
способы начисления амортизационных
отчислений используются не в полной
мере. Как правило, использовался
в основном линейный способ начисления
амортизации, что было связанно с
ограничениями в налоговом
4. Обеспечение целевого
использования амортизационных
отчислений. Амортизационные отчисления
включаются в состав затрат
по производству и реализации
продукции, после ее
В отношении цены собственных средств организации существуют различные точки зрения. В частности, одна из них состоит в том, что собственные средства являются бесплатным источником. Сторонники другой точки зрения придерживаются мнения, что хотя использование собственных средств и не предполагает никаких явных выплат (таких, как процент или дивиденд), они все же имеют свою цену.
В теории вторая точка зрения
является наиболее распространенной,
на практике же редко прибегают к
определению стоимости
Исходя из того, что при использовании амортизационных отчислений по целевому назначению они вкладываются в производство и обеспечивают доход на уровне рентабельности собственного капитала, вторая точки зрения более правильна. В противном случае, амортизационные отчисления могут быть помещены в банк под соответствующий процент или на определенных условиях сданы в ссуду и т.д. В этом случае они также обеспечивают получение соответствующего дохода. Таким образом, использование амортизационных отчислений по целевому назначению оценивается неполученным доходом из других возможных источников. Обычно из имеющихся альтернатив выбирают ту, у которой наивысшая доходность.
5. Предотвращение чрезмерного
физического и морального
Моральный износ - это снижение стоимости основных фондов обусловленное удешевлением воспроизводства действующих или созданием новых, более совершенных основных фондов.
Основными направлениями предотвращения чрезмерного морального и физического износа амортизируемого имущества на предприятии могут быть:
внедрение принципиально новой техники и технологий;
опережение темпов ввода основных фондов над темпами их выбытия;
совершенствование ремонтно-эксплуатационного обслуживания основных фондов;
дифференциация сроков полезного
использования активов в
I.3 Методы начисления амортизации
основных средств и