Теоретические аспекты анализа финансовых результатов
Введение
Финансовый результат - главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи предприятия, существуют и различные методики определения финансовых результатов.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
Прибыль
и рентабельность являются наиболее
важными финансовыми
Анализ
финансовых результатов основывается
на данных финансовой отчетности, которая
является по существу «лицом» предприятия.
Она представляет собой систему
обобщенных показателей, которые характеризуют
итоги финансово-хозяйственной
В рыночных условиях проведение качественного анализа финансовых результатов имеет важное значение для управления финансами предприятия.
Основные задачи анализа финансовых результатов, по общему мнению, состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей рентабельности.
Главная
цель курсового проекта –
Основными задачами работы являются:
изучение теоретических основ проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
технико-экономическая характеристика СПК «Гея»;
анализ конечных финансовых результатов деятельности СПК «Гея» за 2003-2005 гг.;
разработка предложений по увеличению суммы прибыли.
В
качестве информационно-аналитической
базы использовались документы бухгалтерско-
1.Теоретические
аспекты анализа финансовых
результатов
1.1.
Роль прибыли в условиях
развития предпринимательства
Прибыль применяется в качестве расчетно-аналитического показателя в целях углубленного анализа эффективности работы организации ее подразделений. Она составляет основу экономического развития предприятия. Получение прибыли – главная цель деятельности любого предприятия.
Рост
прибыли создает финансовую основу
для самофинансирования, осуществления
расширенного воспроизводства и
удовлетворения растущих социальных и
материальных потребностей трудовых коллективов.
В практике хозяйственной деятельности
применяются различные
Прибыль
как главный результат
Общий
объем прибыли предприятия
Важными
факторами роста прибыли, зависящими
от деятельности предприятий, являются:
рост объема производимой продукции
в соответствии с договорными
условиями; снижение ее себестоимости;
повышение качества; улучшение ассортимента;
повышение эффективности
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
В
составе валовой прибыли
В состав валовой прибыли входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.
В связи с тем что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено ранее, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предпри-ятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только при-быль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Последним
элементом валовой прибыли
В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Могут иметь место и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Так, учитываются курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.
Итак,
анализ состава валовой прибыли
предприятия показал ведущее
значение прибыли от реализации продукции
(работ, услуг), сравнительно небольшую
роль прибыли от прочей реализации,
а также от реализации основных фондов
и другого имущества и
1.2.
Порядок формирования
финансовых результатов
на предприятии
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
-
определение влияния как
-
выявление резервов увеличения
суммы прибыли и
-
оценка работы предприятия по
использованию возможностей
-
разработка мероприятий по
Решение этих задач достигается с помощью ряда аналитических действий. В их составе:
-
оценка выявления плана по
финансовым показателям (
-
рассмотрение состава
-
определение влияния
выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов;
- выявление резервов повышения рентабельности.
Финансовый
результат - главный критерий оценки
деятельности для большинства предприятия.
Однако так же, как множественные
цели и задачи предприятия, существуют
и различные методики определения
финансовых результатов. Кроме того,
здесь следует вспомнить о
различных интересах
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных средств, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах).
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
оцениваются с помощью
К
числу относительных
Выручка от реализации (валовой доход) представляет собой общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Она включает в себя доходы от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.п.
Выручка
от реализации может быть определена
по моменту поступления денег
на расчетный счет или в кассу.
Документально это оформляется
выпиской банка с расчетного счета
предприятия или кассовыми
Предприятия
могут также определять выручку
от реализации и финансовый результат
по моменту отгрузки продукции (выполнения
работ, услуг), что оформляется
Данная
структура прибыли представлена
на рис. 1.
Рис.
1. Структура финансового
Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), исключая налоги на добавленную стоимость, акцизы, и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.
Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату называют балансовой прибылью. Его получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и не основной деятельности предприятия.
В балансовую прибыль включают прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг, товаров, материальных оборотных средств и других активов. К ней относят также прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств, доходы и потери от валютных курсовых разниц, доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, расходы и потери, связанные с финансовыми операциями, внереализационные доходы (потери). Балансовая прибыль за вычетом налогов (обязательных платежей) называется чистой прибылью.
В процессе экономического анализа используются следующие показатели прибыли.
Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль
от реализации продукции, работ и
услуг представляет собой разность
между суммой маржинальной прибыли
и постоянными расходами
Балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.
Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
Чистая (нераспределенная) прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
Анализ валовой прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный анализ. В этом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.
При общей оценке динамики балансовой прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с балансовой прибылью за соответствующий базовый период и находят абсолютное отклонение.
Сравнение темпов изменения таких составляющих элементов балансовой прибыли, как прибыль от реализации продукции, прибыль от финансово - хозяйственной деятельности представляется весьма важным. Оно позволяет определить факторы, оказавшие большее или меньшее влияние на конечный финансовый результат - балансовую прибыль.
Чтобы
прогнозировать размеры прибыли, управлять
ею, необходим объективный
3.2.
Анализ рентабельности
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности.
Показатели рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
В
условиях рыночных отношений велика
роль показателей рентабельности продукции,
характеризующих уровень
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы.
Рентабельность всего капитала предприятия показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Рост показателя свидетельствует о росте спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность продаж товаров является важнейшим качественным показателем работы любого предприятия, показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Увеличение свидетельствует о повышении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность
деятельности показывает, сколько прибыли
приходится на единицу затрат. Рост данного
показателя является следствием роста
цен при постоянных затратах на производство
реализованной продукции (работ, услуг)
или снижения затрат на производство при
постоянных ценах.
Решение задач
1. Задача
Условия соглашения предусматривают следующий порядок начисления простых процентов: за первые 1,5 года – 20% годовых, в каждом последующем году ставка понижается на 2 процентных пункта. Требуется определить коэффициент наращения за 3,5 года.
Решение:
Ставка наращения:
1,5 года – 20%;
2,5 года – 18%;
3,5 года – 16%.
Выражение (1 + r) называется коэффициентом наращения.
r - ставка процента в периоде начисления в долях единицы
((1+0,2)+1,18+1,16)
/ 3 = 1,18
2. Задача
В предыдущем периоде предприятие имело выручку в 1400 тыс. руб.
Совокупные переменные затраты составили 800 тыс. руб., а постоянные – 250 тыс. руб.
При этом была получена операционная прибыль в размере 350 тыс. руб. В следующем периоде планируется увеличение выручки на 10%. Как планируемый рост продаж повлияет на операционную прибыль предприятия при прочих неизменных условиях?
Решение:
Выручка в плановом периоде = 1400+10% = 1540 тыс. руб.
Операционная
прибыль = 1540 – 800 – 250 = 490 тыс. руб.
3. Задача
Компания продает продукцию одного наименования. Переменные затраты на единицу продукции составляют 4 тыс. руб. При цене 10 тыс. руб. спрос составляет 8000 штук, а постоянные затраты – 42 млн. руб.
Если снизить цену изделия до 9 тыс. руб., то спрос возрастет до 12000 штук, однако постоянные затраты увеличатся до 48 млн. руб. определить операционную прибыль, точку безубыточности, объем реализации, необходимый для достижения операционной прибыли в сумме 3 млн. руб., при обоих вариантах цен.
Решение:
Операционная прибыль = 10*8000 – 42000 – 4*8000 = 6000 тыс. руб.
Точка безубыточности = 7000 шт.
Объем реализации = 7500 шт.
Операционная прибыль = 9*12000 – 48000 – 4*12000 = 12000 тыс. руб.
Точка безубыточности = 9600 шт.
Объем реализации = 10200 шт.
4. Задача
Годовые продажи фирмы составляют 2,5 млн. руб., из них 10% - на условиях предоплаты и оплаты в момент отгрузки. На конец года дебиторская задолженность составила 370 тыс. руб. Каков средний период инкассации?
Решение:
Продажи в кредит = 2,5 – 10% = 2,25 млн. руб.
Оборачиваемость дебиторской задолженности = 2250 / 370 = 6 раз
Это значит, что средняя дебиторская задолженность погашалась в течение года 6 раз.
Период инкассации = 360 / 6 = 60 дней.
5. Задача
Отчетные финансовые показатели предприятия за 2008 год представлены в таблице.
Показатели | 2008 год |
Нематериальные активы | 18 |
Долгосрочные финансовые вложения | 88 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг | 46680 |
НДС | 372 |
Уставный капитал | 4 |
Незавершенное строительство | 454 |
Денежные средства | 228 |
Долгосрочные займы | - |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 43888 |
Коммерческие расходы | 956 |
Проценты к уплате | 508 |
Резервный капитал | 1 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | -4325 |
Кредиторская задолженность | 4104 |
Краткосрочные займы | 3673 |
Проценты к получению | 9 |
Внереализационные расходы | 99 |
Основные средства | 13576 |
Запасы | 3206 |
Операционные доходы | 3 |
Налог на прибыль | 24% |
Задолженность покупателей | 1449 |
Доходы от участия в других организациях | 2 |