Теоретические аспекты анализа и учета импорта

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1 ВЭД в РФ 4

1.1 Понятие и сущность ВЭД  4

1.2 Особенности ВЭД в РФ 7

2 Теоретические аспекты анализа и учета импорта 17

2.1 Понятие и сущность импорта 17

2.2 Структура импорта 19

2.3 Динамика импорта в России 22

Заключение 27

Библиографический список 29

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 31 с.,20 источников.

 

 

ИМПОРТ, ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ, АНАЛИЗ, ДИНАМИКА, ПРОГНОЗ, ТРЕНД, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

 

Во всех странах регулирование  внешней торговли - основная форма  экономического сотрудничества между  странами, осуществляется в той или  иной мере государством в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Международные  экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Цель курсовой работы – сделать статистический анализ импорта России.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

Изучить теоретические аспекты  статистического исследования внешнеэкономической  деятельности; провести статистическое исследование  импорта РФ.

Объектом данной работы является импорт, предметом –статистический анализ импорта.

Актуальность данной темы определяется современным состоянием внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, так как  внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и  экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной  отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена  в сферу внешнеэкономической  деятельности. Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все  большее число предприятий вовлекается  во ВЭД и на их пути возникает  множество проблем, связанных с  регулированием данной деятельности государством.

Во всех странах регулирование  внешней торговли - основная форма  экономического сотрудничества между  странами, осуществляется в той или  иной мере государством в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Международные  экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни.

 

 

1 ВЭД в РФ

 

 

1.1 Понятие и  сущность ВЭД

ВЭД (внешнеэкономическая  деятельность) — достаточно сложная  и интересная область деятельности организаций, требующая от ее специалистов огромного количества знаний и опыта. Как правило, вкратце описывая данный вид деятельности, люди обычно называют экспорт и импорт товаров. Однако, внешнеэкономическая деятельность — это целый спектр транспортных, логистических, таможенных, финансовых и юридических услуг. Профессиональная работа в этой области возможна только при серьезном отношении к  делу, и только при наличии в  организации целого штата высококвалифицированных  специалистов.[11, с. 5]

Основными направлениями  ВЭД на сегодняшнем рынке услуг  можно считать внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, а также  инвестиционное сотрудничество и различные  финансовые операции.

Внешнеторговая деятельность обусловлена глобальным международным  разделением труда, когда одни страны в силу своей сырьевой и промышленной специфики производят гораздо более  дешевые и качественные товары, чем  другие. Спрос на эти товары подталкивает предприятия к дальнейшей оптимизации  и расширению  своего производства.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами. [11, c. 23]

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской  деятельности, структурной связи  с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД  предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости  с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность; международное  разделение труда; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные  операции; отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность - это предпринимательство в области  международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности [12, c. 14].

Предпосылки и условия  международного разделения труда в  значительных масштабах возникли в  эпоху развития капитализма благодаря  промышленному перевороту, появлению  машинной индустрии, специализации  производства. Спрос на отдельные  виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить  их в достаточном количестве, стимулировали  развитие внешней торговли дефицитными  товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к  расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах  сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий  и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно  связанных между собой процессах  технологического разделения труда. Сам  технологический процесс разделения труда означает распределение его  участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения  её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для  научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров  в рамках производственной кооперации достигается путём:

взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

прогнозирования и совместного  ведения научных разработок, обеспечения  их необходимой аппаратурой, приборами  и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией; организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и  выпуска экспортной продукции, ее систематическое  обновление на основе критериев конкурентоспособности  и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут  быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций

Валютные и финансово-кредитные  операции в качестве вида ВЭД предприятии  и фирм следует рассматривать  в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа  за поставленную продукцию через  конкретные формы расчета, а также  валютных операций, совершаемых в  целях избегания курсовых потерь [11, c. 45].

Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в  международных организациях, будь то правительственных или не правительственных. В современных международных  отношениях международные организации  играют существенную роль как форма  сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие  признаки: членство государств; наличие  учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета, государств-членов. С учетом этих признаков  можно констатировать, что международная  межправительственная организация - это  объединение государств, учрежденное  на основе международного договора для  достижения общих целей, имеющая  постоянные органы и действующая  в общих интересах государств — членов при уважении их суверенитета.

1.2 Особенности ВЭД в РФ

Содержание понятия ВЭД  в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а  именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183 - ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)

Внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД  считается движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу суда — воздушные, морские, внутреннего  и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также  электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам  международных перевозок. Указанным  определением сняты некоторые прежние  разночтения в понимании термина  «товар». По существу, это овеществленные объекты внешнеторгового обмена, так называемые «видимые товары». Вообще в российской внешней торговле, как и в международной торговле в целом, обращается множество товаров, являющихся продуктами материального производства [3, c. 34].

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (в том числе  выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг  и доставку услуг (работ),

Внешняя торговля информацией  может осуществляться двояким образом: информация выступает либо в качестве самостоятельного объекта ВТД либо как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД. Отождествление внешней  торговли информацией с другими  объектами ВТД обозначено в следующих  случаях: если информация является составной  частью реализуемых товаров, это  считается внешней торговлей  товарами; если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это относится к  внешней торговле интеллектуальной собственностью; в других случаях  расценивается как внешняя торговля услугами. Информация, необходимая  для использования поставляемого  товара, обычно называется сопутствующей  информацией.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности  или предоставление права на использование  объектов интеллектуальной собственности  российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому  лицу.

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД - хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а  также содействующих им организаций [3, c. 51].

В последние годы часто  упоминается ВЭД предприятий  и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ.

Существуют следующие  характерные особенности ВЭД:

Во-первых, она является составной  частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивает реализацию на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и  за счет импорта более полно удовлетворяются  внутренние потребности в разнообразных  товарах производственного и  потребительского назначения.

Во-вторых, ВЭД тесно связана  с внешнеполитической деятельностью  и способна активно содействовать  реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем продаж и закупок товаров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран.

В третьих, ВЭД как коммерческая деятельность на внешнем рынке существенно  отличается от подобной работы на внутреннем рынке.

Каждая форма имеет  свои экономические и организационные  особенности, умелое использование  которых в конкретных ситуациях  может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны». Там  же указано, что «для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции» [10].

Итак, основой всей ВЭД  по-прежнему является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных  товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг.

Остановимся вкратце на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются  перспективными.

Строительные и проектно-конструкторские  услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей  страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее  построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и другие.

В последнее время все  большую актуальность приобретает  инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами, то есть привлечение иностранных  инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом.

С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной  сфере, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных  проектов, осуществление платежно-расчетных  операций и страховых операций.

Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга [6, c. 110].

Сотрудничество на компенсационной  основе охватывает как простые, так  и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья (толлинг) и другие виды встречной торговли.

Сотрудничество в области  транспорта включает международные  перевозки экспортных и импортных  грузов, транзитные перевозки иностранных  грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в  области связи и информатики  с использованием современных электронных  средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую  продукцию.

Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются российские участники  ВЭД с иностранными партнерами, сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и  спорт, торговля авторскими правами  и так далее.

В связи с бурным развитием  мирового рынка туристских услуг  в качестве самостоятельного вида ВЭД  можно выделить иностранный туризм: экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей  стране, а импорт влечет расходы  на оплату выезда туристов из России и  их пребывания в зарубежных странах. Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и  реализации иностранной продукции  на территории нашей страны. Она  обеспечивает приток солидных доходов  от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы на телевидении  и в других СМИ, использовании  наружной, печатной и других видов (средств) рекламы [8].

Необходимо упомянуть  и такие особые формы ВЭД, как  прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ [6, c. 89].

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую  роль играет субъективный фактор.

Формы ВЭД характеризуются  большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных  связей появляются все новые формы  ВЭД, которые со временем могут стать  и ее самостоятельными видами, тогда  как сущность основных видов ВЭД  в целом остается вполне стабильной.

Таким образом, во-первых, внешнеэкономическая  деятельность является особым видом  экономической деятельности, тесно  взаимодействуя с другими отраслями  хозяйственной системы страны. Одновременно ВЭД играет важную роль во всей международной  деятельности России.

Во-вторых, ВЭД достаточно многообразна, поскольку этой деятельности присущи различные виды и формы  и она осуществляется на нескольких уровнях. В основе ВЭД лежит внешняя  торговля товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

В-третьих, в ВЭД участвуют  государственные органы, крупные  отрасли экономики, множество отдельных  экономических субъектов, содействующие  им организации, а также загранучреждения по торгово-экономическим вопросам, в совокупности образующие внешнеэкономический  комплекс России [7, c. 58].

Организационную основу для  исполнения индивидуальных, групповых  и общегосударственных внешнеэкономических  интересов составляют, прежде всего, органы трех ветвей власти. В обязанности  государства при регулировании  ВЭД входит выполнение внутренних и  внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом: организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, которые могут быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок; взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности; защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций  входят следующие позиции: установление торгово-экономических отношений  с зарубежными странами; защита государственной  границы, включая организацию таможенной системы. участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

Государство, при осуществлении  своей регулирующей роли, должно соблюдать  установленные международные правила  поведения в этой области. Эти  правила носят наднациональный  характер и являются правоустанавливающими  для всех государств, при условии  их присоединения к выполнению данных правил, согласно их внутренним законодательствам [7, c. 81].

Сферы сотрудничества между  федеральными и региональными властями должны постоянно расширяться. Уже  сегодня наметились следующие направления  взаимодействия:

- координация ВЭС субъектов  РФ (в лице местных администраций,  с одной стороны, федеральных  парламентских и исполнительных  органов власти - с другой);

- выполнение международных  договоров России в области  торгово-экономического сотрудничества (прежде всего, для обеспечения  их реализации на региональном  уровне);

- информационное и консультационное  обеспечение ВЭД. В основу региональной  системы внешнеэкономической информации  необходимо положить банк данных  российской системы «ИнформВЭС», однако дополнительно она должна содержать более подробные сведения о рынках основных стран-партнеров конкретных регионов;

- получение кредитов и  ссуд под гарантии субъектов  РФ, их использование и пополнение. Значительную поддержку местным  властям в этих вопросах должны  оказать Российский банк реконструкции  и развития (РБРР) и Экспортно-импортный  банк (ЭИБ);

- привлечение и определение  порядка инвестирования зарубежных  средств. Причем здесь оправдан  дифференцированный подход к  привлечению иностранного капитала  в разные регионы России в  связи с их различными условиями.

Президент Российской Федерации 8 декабря 2003 года подписал Федеральный  закон № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступит в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.

Принятие Закона обусловлено  развитием внешнеторговых связей России, интеграцией в мировую экономику  и, как следствие, необходимостью адаптации  национального законодательства к  общепризнанным нормам и правилам международной  торговли, в первую очередь - нормам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим при разработке Федерального закона учитывались основные положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, Генерального соглашения по торговле и услугам, а также Соглашения по процедурам импортного лицензирования.

В Законе определены основные цели, методы и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Он направлен на обеспечение благоприятных  условий для внешнеторговой деятельности как российских, так и иностранных  предпринимателей, на защиту экономических  и политических интересов России.

Федеральный закон разграничивает предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в  области внешнеторговой деятельности, а также устанавливает порядок  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, определены полномочия Президента РФ и Правительства РФ в этой области [9, c. 26].

В соответствии с принятым Законом любые российские и иностранные  лица обладают правом осуществления  внешнеторговой деятельности. Это право  может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, самим Федеральным  законом и другими федеральными законами.

Отличительными особенностями  принятого документа являются более  точное разграничение положений, касающихся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной  торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, наличие обособленного  понятийного аппарата.

В Законе уточняются определения  основных понятий - внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт и другие, а также  вводится ряд новых понятий - транзит, зона свободной торговли, таможенный союз и прочее.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности, в соответствии с Законом, осуществляется посредством  таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, установления мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных самим Законом. Перечисленные методы регулирования включают в себя установление и отмену импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин, применение в исключительных случаях временных ограничений и запретов как экспорта, так и импорта товаров, заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, а также о приграничной торговле. В тех случаях, когда принятым Законом допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта, применение таких ограничений должно быть недискриминационным, то есть не зависеть от страны происхождения товара.

Законом предусмотрено предоставление иностранным товарам при их продаже  или использовании не менее благоприятного режима на внутреннем рынке РФ, чем  режим, установленный для аналогичных  товаров российского происхождения. Для товаров, происходящих из государств, не имеющих международных договоров  с Российской Федерацией, предусматривающих  предоставление товарам российского  происхождения аналогичного режима, может быть установлен другой режим  регулирования. Такой порядок создает  благоприятные условия для свободной  конкуренции товаров.

Следует отметить включение  в Закон статьи, посвященной гласности  при разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, предусмотрены консультации с заинтересованными лицами (субъектами РФ, российскими организациями и  индивидуальными предпринимателями), экономические интересы которых  могут быть затронуты, при принятии решений по регулированию внешнеторговой деятельности.

В Законе более точно, чем  ранее, сформулированы основания для  установления запретов и ограничений  в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях обеспечения международной безопасности и стабильности, защиты прав и законных интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований и российских участников внешнеторговой деятельности. Вступление в силу нового Закона даст возможность Правительству РФ принимать соответствующие ответные и защитные меры в области внешнеторговой деятельности.