Теоретические аспекты анализа рентабельности активов предприятия

 

Рязань 2012

Введение 

Данная курсовая работа посвящена  анализу рентабельности активов  предпрития.

Рентабельность  активов – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации.

Коэффициент показывает способность  организации генерировать прибыль  без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя "рентабельность собственного капитала", данный показатель учитывает все  активы организации, а не только собственные  средства. Поэтому он менее интересен  для инвесторов.

Рентабельность активов  сильно зависит от отрасли, в которой  работает предприятие. Для капиталоемких  отраслей (таких, как например железнодорожный  транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для  компаний сферы услуг, не требующих  больших капитальных вложений и  вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше.

Объектом исследования данной курсовой работы является деятельность открытого акционерного общества  «РПТП Гранит», которое выполняет работы по монтажу, стыковке, вводу в эксплуатацию, доработкам и техническому обслуживанию сложных образцов вооружения и военной техники на местах дислокации и на полигонах Министерства обороны. Предметом исследования является рентабельность активов ОАО «РПТП Гранит».

Целью работы является анализ рентабельности активов предприятия ОАО «РПТП  Гранит» и выработка рекомендаций для совершенствования. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

    • дать общую характеристику рентабельности активов предприятия;
    • дать краткую характеристику ОАО «РПТП Гранит»;
    • проанализировать и разработать основные направления совершенствования рентабельности активов в ОАО «РПТП Гранит».

Работа включает в себя следующие разделы: введение, три  главы основной части, заключение, список использованной литературы.

При написании  курсовой работы были использованы следующие источники информации:

  • учебные пособия;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «РПТП Гранит»;
  • материалы, размещенные в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  анализа рентабельности активов  предприятия

 

    1. Понятие и сущность рентабельности

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут  быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или  доходности). В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность представляет собой показатель экономической  эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к  сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества  фирмы используемого для организации  своей деятельности. 
    Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить  эффективность управления предприятием, так как получение высокой  прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно  рассматривать как один из критериев  качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов - 
инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между  суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования  с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

 Кроме того, большое  значение рентабельность имеет  для принятия решений в области  инвестирования, планирования, при  составлении смет, координировании,  оценке и контроле деятельности  предприятия и ее результатов.  Таким образом, можно сделать  вывод, что показатели рентабельности  характеризуют финансовые результаты  и эффективность деятельности  предприятия. Они измеряют доходность  предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса

Относительный показатель рентабельность активов (ROA) отражает эффективность использования активов компании для генерации выручки.

Формула расчёта:

ROA = (Чистая прибыль/Средняя стоимость  активов)*100%,

где Чистая прибыль - показатель Отчета о прибылях и убытках, Средняя  стоимость активов - это сумма  активов на начало и на конец года, деленная пополам (рассчитывается на основе показателей Баланса).

На практике иногда используются и  другие варианты, например:

ROA = (EBIT/Средняя стоимость активов)*100%

Этот показатель характеризует  прибыль, получаемую предприятием с  каждого рубля, потраченного на формирование активов. Значения этого показателя имеет смысл сопоставлять только между предприятиями одной отрасли, при план-факторном анализе деятельности компании или при анализе изменения  значения показателя во времени.

 

1.2. Сущность и классификация активов предприятия

Капитал в денежной форме представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме - активы фирмы.

Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные, нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава, размещения или инвестирования.

Выделяют несколько критериев  классификации активов предприятия:

/. По форме функционирования:

    • материальные;
    • нематериальные;
    • финансовые.

2. По характеру участия в производственном  процессе:

    • внеоборотные;
    • оборотные (текущие).

3. В зависимости от источников формирования:

    • валовые;
    • чистые.

4. В зависимости от права собственности:

    • собственные;
    • арендуемые (лизинг).

5. По степени ликвидности:

    • абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы);
    • высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения,      краткосрочная дебиторская задолженность);
    • среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность);
    • слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения);
    • неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, убытки).

Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного

капитала и оборотного капитала.

Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов.

В состав внеоборотных активов входят:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • незавершенное строительство;
  • доходные вложения в материальные ценности;
  • долгосрочные финансовые вложения;
  • прочие нематериальные активы.

Нематериальные активы - активы предприятия, не имеющие вещественной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности.

К данному виду активов  относятся:

  • деловая репутация фирмы - «гудвилл» - разница между рыночной

стоимостью предприятия  как целостного имущественного комплекса  и его 
балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения 
более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым 
уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, 
применения новых технологий и т.п.). Гудвилл - это в широком 
смысле преимущества, которые получает компания при покупке уже 
существующего предприятия. Эти преимущества могут быть связаны с 
наличием постоянной клиентуры, выгодным географическим положением, 
квалифицированной командой менеджеров и т.д. Гудвилл возникает в 
момент покупки и появляется только в балансе покупателя как разница 
между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой его 
отдельных активов за вычетом обязательств. Расчет величины гудвилла часто представляет собой известную проблему, так как в качестве стоимости отдельных активов, как правило, используется их рыночная (а не балансовая) стоимость.

  • патенты, авторские права и торговые марки; права собственности на

арендованное имущество  и его усовершенствование;

  • права на разработку и затраты на разработку природных ресурсов;
  • формулы, технологии и образцы (например, программное

обеспечение);

  • ноу-хау - совокупность технических, технологических,

управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в  виде технической документации, описания. Накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных;

  • товарный знак - эмблема, рисунок, символ, зарегистрированные

установленном порядке, служащие для отличия товаров данного  изготовления от других аналогичных  товаров;

лицензии;

  • другие аналогичные виды имущественных ценностей организации.

      В последнее время для предприятия все больше значение приобретает такой вид имущества, как нематериальные активы. Это обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.

None