Теоретические аспекты аудита банковских операций

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1.Теоретические аспекты  аудита банковских операций………………………..4

1.1.Нормативно-правовое и  информационно-методическое обеспечение  аудита…………………………………………………………………………4

1.2.Современные проблемы  аудита………………………………………...9

2.Характеристика объекта исследования………………………………………13

2.1.Экономическая характеристика……………………………………….13

2.2.Организация бухгалтерского  учета…………………………………...14

3.Организация аудита банковских  операций…………………………………..15

3.1.Цель, источники и нормативная  база аудита…………………………15

3.2.Согласование условий  аудита…………………………………………19

3.3.Планирование аудита…………………………………………………..22

3.4.Аудиторская проверка…………………………………………………29

3.5.Оформление результатов  аудиторской проверки (отчет, аудиторское  заключение)………………………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников…………………………………………...41

Приложение А. Письмо-предложение……………………………………….....43

Приложение Б. Письмо-обязательство………………………………………...44

Приложение В. Договор на проведение аудиторских услуг………………….47

Приложение Г. План аудиторской проверки…………………………………..56

Приложение Д. Программа аудиторской проверки…………………………...58

Приложение Е. Запрос банку о подтверждении остатков по счетам………...61

Приложение Ж. Сводная ведомость……………………………………………62

Приложение З. Письмо аудитора от экономического субъекта……………...63

Приложение И. Письмо-информация аудитора руководству ООО «Новатор» по результатам аудита…………………………………………………………...64

Приложение К. Аудиторское заключение……………………………………..68

Приложение Л. Акт об оказании услуг по договору………………………….70

 

Введение

 

Все предприятия, осуществляя  производственную и хозяйственную  деятельность, вступают во взаимоотношения  с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия  и отдельными лицами. Эти взаимоотношения  основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или  услуг.

Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между  предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

В условиях рыночной экономики  следует исходить из принципа, что  умелое использование денежных средств  может приносить предприятию  дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление  многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости  средств организации, укрепление в  ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Денежные средства – это  финансовые ресурсы организации, самые  высоко ликвидные активы, возможные  обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит  своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

В данной курсовой работе рассмотрены  вопросы аудита денежных средств  на расчетных счетах в банке.

При кажущейся простоте учета  денежных расчетов, тем не менее, многие практические работники допускают  грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для  предприятия значительными финансовыми  потерями в виде штрафных санкций. При  проведении расчетных операций банки  контролируют соблюдение предприятиями  платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов./ссылка 2

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки операций на расчетном  счете в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.

 

1.Теоретические  аспекты аудита банковских операций

 

1.1.Нормативно-правовое  и информационно-методическое обеспечение  аудита

 

Система регулирования аудиторской  деятельности в России формировалась  с учетом мировой практики. Поэтому  для ее описания необходимо охарактеризовать существующие системы регулирования  и модели аудиторской деятельности, применяемые в других странах. Существуют две различные концепции регулирования  аудиторской деятельности. Первая основана на государственном регулировании  с помощью централизованных органов, на которые возлагается функция  контроля за аудиторской деятельностью; вторая - на саморегулировании, которое преимущественно осуществляется профессиональными объединениями аудиторов и аудиторскими организациями. Необходимо отметить, что и в государственной модели также присутствуют элементы саморегулирования, а их принципиальное различие состоит лишь в степени государственного влияния.

В России принята концепция  государственного регулирования аудиторской  деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством  законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных  актов общественных организаций.

В системе правового регулирования  аудита в России, на взгляд автора, можно  выделить шесть уровней.

Первый уровень правового  регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), но и  законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части - Законы "Об акционерных обществах", "О  Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" обозначил правовое пространство аудита и значительно  расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы Федерального закона "Об аудиторской деятельности" имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного Закона.

Некоторые источники к  первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что  указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ), в том числе и по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда эти вопросы в соответствии с законодательством могут быть урегулированы только законом. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом "особенностей российской экономики" он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

Документы второго уровня нормативно-правового регулирования  аудиторской деятельности кроме  указов Президента РФ представлены постановлениями  Правительства РФ. На основании и  во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство  РФ вправе принимать постановления  об аудиторской деятельности, так  как согласно ч. 1 ст. 114 Конституции  РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной  и денежной политики. Постановления  Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению  с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно  привести Постановления Правительства  РФ от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению  проведения обязательного аудита" и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих  субъектов.

Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила  организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением  положений, в отношении которых  указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Федерального закона N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Учитывая это, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности следует разделить  на следующие группы:

- правила (стандарты), обязательные  для исполнения;

- правила (стандарты), преимущественно  обязательные для исполнения;

- правила (стандарты), носящие  рекомендательный характер.

Данный пункт Федерального закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских  услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.

Отдельно от федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно  выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России, а также другими  министерствами и ведомствами.

Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию  аудиторской деятельности, то пятый  и шестой уровни - к саморегулированию (негосударственному регулированию).

На пятом уровне находятся  нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений. Они издаются объединениями в  пределах своей компетенции и  представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.

К шестому уровню регулирования  аудиторской деятельности относятся  разработанные аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые  для вышестоящих уровней регулирования  являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами. Приоритетной задачей аудиторских организаций стран с развитой рыночной экономикой является разработка внутренних стандартов. Примечательно, что это происходит не только в странах с концепцией саморегулирования аудита.

Важным является то, что  документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового  регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные  на основе этой базы, значительно могут  повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций  является залогом их выхода на высокий  профессиональный уровень оказания услуг.

За период с начала проведения экономических реформ и вплоть до настоящего времени различные органы государственной власти регулировали и контролировали аудиторскую деятельность. Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" значительно повлиял  на структуру регулирования аудиторской  деятельности в РФ: им был определен  орган, уполномоченный осуществлять регулирование  аудиторской деятельности, при котором  в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг был создан Совет по аудиторской деятельности. Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности:

-уполномоченного федерального  органа государственного регулирования  аудиторской деятельности - Минфина  России;

- Совета по аудиторской  деятельности;

- аккредитованных аудиторских  объединений;

- аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов.

Постановлением Правительства  РФ от 06.02.2002 N 80 функции регулирования  аудиторской деятельности закреплены за Минфином России. На него в рамках регулирования аудиторской деятельности были возложены функции по разработке законов, подзаконных и нормативно-правовых актов, организации системы надзора за деятельностью аудиторских организаций и объединений, ведению реестров субъектов аудиторской деятельности, лицензирование и аттестация.

Такой объем возложенных  функций на Минфин России в части  регулирования аудиторской деятельности можно объяснить необходимостью воздействия государства на идущие процессы формирования рынка аудиторских  услуг. Известные в области аудита специалисты отмечают, что такое  избыточное наделение полномочиями Минфина России может привести к  негативным последствиям. С данной точкой зрения можно согласиться, учитывая тот факт, что регулирование той  и или иной сферы предпринимательства  в части профессиональных вопросов не должно принимать жестких форм государственного администрирования./ссылка 1

e="text-align:justify">В настоящее время в  рамках проводящейся в России административной реформы установлены "избыточные" функции Минфина России как уполномоченного органа, осуществляющего регулирование аудиторской деятельности. К ним были отнесены такие функции, как контроль за соблюдением правил (стандартов) аудиторской деятельности, ведение реестров субъектов аудиторской деятельности, аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов. Данные функции планируется передать аудиторскому сообществу в лице аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Относительно новой структурой в системе государственного регулирования  аудита стал Совет по аудиторской  деятельности при уполномоченном федеральном  органе. Данный орган, участвующий в  регулировании аудиторской деятельности, был создан в целях учета мнения профессиональных аудиторов. Члены совета утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51% от общего числа членов), федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений, кроме этого в нем присутствуют представители уполномоченного органа, Центрального банка РФ и других органов государственной власти. К основным функциям, возложенным на Совет по аудиторской деятельности, относятся: участие в подготовке и рассмотрении проектов документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, совместно с Минфином России; разработка и доработка федеральных правил (стандартов); контроль за процессом повышения квалификации аудиторов; подготовка информационных и методических материалов; исследование зарубежного опыта в развитии аудиторской деятельности.

Совет по согласованию с  Минфином России вправе создавать для  обеспечения деятельности комиссии рабочие и экспертные группы, в  том числе для подготовки предварительных  предложений по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. Совет на основе возложенных на него функций осуществляет надзор за соблюдением представителями аудиторской профессии общественных интересов.

Одной из форм регулирования  аудиторской деятельности в России можно считать деятельность аккредитованных  аудиторских объединений. В Федеральном  законе "Об аудиторской деятельности" дано определение аккредитованному аудиторскому объединению: таковым  признается саморегулируемое объединение  аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное  в соответствии с законодательством  РФ в целях обеспечения условий  аудиторской деятельности своих  членов и защиты их интересов, действующее  на некоммерческой основе, устанавливающее  обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе./ссылка 5

 

1.2.Современные  проблемы аудита

 

За последние годы в  России получил широкое распространение  аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских  услуг по постановке и ведению  бухгалтерского учета, составлению  деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов  и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг  и не только по налоговым и юридическим  вопросам, но и касающимся выработки  более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее  значение для решения насущных проблем  привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной  базы, сохранения основополагающих принципов  аудиторской деятельности, без которых  аудит утрачивает свою независимость  и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в  настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит  ни от одного работника этой сферы  услуг.

О том, что аудиторскому рынку  нужен закон, говорится уже десятилетие. Блуждание проекта по коридорам  власти стало притчей во языцех. Профессионалы же давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.

На эту главную трудность  роста аудита в России как снежный  ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые  призван разрешить Закон «Об  аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование  ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.

Такую же роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена  их разработка. Однако основные вопросы, связанные с ПСАД имеют несколько  иной характер. Опять-таки в силу определенного  несовершенства правовой базы в России встает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскими фирмами.

Однако принятие Закона «Об  аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности имеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем. Оно (принятие) будет способствовать лучшей интеграции российского аудита в систему международных экономических  отношений, обеспечит признание  отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

Такое признание не станет  возможным также без строгого соблюдения этики аудиторов, которой  придерживаются во всех экономически развитых странах. С этой позиции  интересен тот факт, что еще  несколько лет назад проблемы этического регулирования аудиторской  деятельности многими ее участниками  практически игнорировались. Даже некоторые  общественные профессиональные аудиторские организации, которые, казалось бы, по определению должны иметь этические кодексы, не занимались этими вопросами. Свою позицию они объясняли тем, что гораздо важнее и нужнее закон об аудите, а этика – может и подождать. Однако, как показало время, без закона участники рынка аудиторских услуг обходятся, правда, с многочисленными трудностями, а вот без урегулирования профессиональных этических обязательств – нет. Примером последнего утверждения может служить хотя бы тот факт, что вряд ли в каком-либо солидном договоре на оказание аудиторских услуг может отсутствовать обозначение обязательств по соблюдению конфиденциальности информации сторон.     

В то же время недостаточно только принять те или иные нравственные критерии в профессиональной деятельности. Гораздо труднее наполнить их реальным содержанием. При этом следует  иметь в виду, что не все в  профессиональной этике может быть регламентировано раз и навсегда. Во-первых, потому, что этика в  значительной мере касается межличностных  отношений, которые характеризуются  бесчисленным множеством возникающих  ситуаций. Во-вторых, отследить соблюдение некоторых положений (например, об интеллектуальной честности и свободе от предрассудков) не под силу, наверное, никому. Но там, где это возможно (скажем, в отношении  независимого статуса аудиторов), детальная  регламентация должна приветствоваться.

Таким образом, полноценное  этическое наполнение аудиторской  деятельности – дело не одного года. Разработать и одобрить свод нравственных норм – это только половина успеха, за которой должна следовать другая половина – применение принятых правил на практике, что, возможно, потребует  даже смену мышления от того, кто  претендует на звание – аудитора-профессионала.

За годы, прошедшие после  введения Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года, заложившего  основу для деятельности российского  аудита, накоплен достаточный опыт для того, чтобы увидеть, что аудит, как вневедомственный контроль, по настоящему может быть профессиональным и объективным, когда осуществляется независимо от какого-либо давления со стороны, а аудиторы свободны в выборе объектов и методов контроля. В этих целях законодателям следовало бы обратить особое внимание на проблему регулирования аудиторской деятельности.

В настоящее время необходим  дифференцированный подход к организации  и проведению контроля за деятельностью аудиторских организаций, различающихся по количеству сотрудников, их профессиональному уровню, а также по организации внутрифирменного контроля за качеством проводимых аудиторских проверок. Получение отчетности от аудиторских организаций и ее анализ позволят организовать систематический контроль с привлечением территориальных органов Минфина России и ведущих профессиональных аудиторских объединений.

Представляется правильным, что к настоящему времени созрели  условия для усиления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов. (Характерно, что на Западе существует именно такая ситуация: одна профессиональная общественная организация, приобретшая достаточный вес в обществе, разрабатывает и корректирует профессиональные стандарты, контролирует качество аудиторских услуг или даже играет ведущую роль в регулировании аудиторской деятельности в целом.) Во всяком случае вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления в значительной части контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединениями.

В целом же истекшее десятилетие  рыночных преобразований в России заставило  экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий  и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в  том числе, международного опыта  аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России развивается  не на пустом месте, то нужно максимально  использовать наши собственные достижения, немалый российский опыт в области  управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры  Запада.

В заключение можно сказать, что аудит в России все-таки состоялся. Самое убедительное свидетельство тому – около 30 тысяч аттестованных аудиторов. Показательно, что аудиторов у нас больше, чем в такой, например, стране, как Германия, а спрос на их услуги все растет. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом./ссылка 3

 

 

 

 

2.Характеристика  объекта исследования

2.1.Экономическая  характеристика

 

Общество с ограниченной ответственностью «Новатор» является юридическим лицом. Номер ИНН 027811925612. Форма собственности – частная.

Видами деятельности общества является оптовая и розничная  торговля в ассортименте:

- промышленное оборудование.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета несет руководитель.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в структурных  подразделениях возлагается на руководителей  подразделений.

Руководитель обязан создать  необходимые условия для правильного  ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми  структурными подразделениями, службами и работниками Общества, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера по вопросам оформления и  представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составление  бухгалтерской отчетности, представление  ее в установленные сроки и  адреса осуществляется управлением  бухгалтерского учета, отчетности и  контроля, созданным в структуре  Общества, возглавляемым главным  бухгалтером ООО «Новатор».

При освобождении главного бухгалтера сдачу дел производит вновь назначенный бухгалтер, проводиться  проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением акта приема-сдачи  дел.

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская  отчетность подлежат обязательному  хранению в соответствии с установленным  порядком и сроками. Ответственность  за организацию хранения несет руководитель.

Ответственность за обеспечение  сохранности в период работы с  ними и своевременную сдачу их в архив несет главный бухгалтер.

В ООО «Новатор» существует только один отдел, который выполняет функции 3-х отделов: финансового, экономического, бухгалтерского. Здесь ведутся все кассовые операции, заполняются отчетные документы, ведется учет доходов и расходов. Так же ведется учет труда и заработной платы, определяются виды налогов, их ставки и налогооблагаемую базу отчисляемых фирмой, выполняет исчисление налогов и других платежей.

 

 

2.2.Организация бухгалтерского учета

 

Расчеты в ООО «Новатор» осуществляются преимущественно в безналичной форме. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств с расчетного счета плательщика на счет получателя с помощью кредитных или расчетных банковских операций. При этом соответствующие учреждения банков выступают посредниками в расчетах между организациями.

Предприятие ООО «Новатор» открыло расчетный счет в банке. Банк присвоил номер расчетному счету: №40702810008990001437.