Теоретические аспекты аудита кредитов и займов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Российский государственный торгово-экономический  университет»

Кафедра бухгалтерского учета и  аудита

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

по дисциплине: Учет, анализ и аудит внешнеэкономической  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка гр. Бз – 34

Лебедева  Евгения Сергеевна

Преподаватель


 

Оценка:_________________

Дата:___________________

Подпись:_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты аудита  кредитов и займов.

1.1.Нормативно-правовая  база и задачи аудита кредитов  и займов……5

1.2. Планирование  аудита…………………………………………………7

1.3. Доказательства  и документирование аудита……………………….11

         1.4.Сообщение руководителю по результатам аудита…………………16

1.5. Аудиторское заключение……………………………………………19

2.Аудит расчетов по кредитам  и займам 

2.1. Методика аудита кредитов и займов……………………………….21

3.Результаты аудиторской проверки  учета  кредитов и займов  в ООО «Горнодобывающая компания»

  3.1.Финансово-хозяйственная характеристика организации…………23

        3.2.Сообщение руководителю по результатам аудита кассовых

 Операций……………………………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...38

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аудит необходим  организациям, вышестоящим контролирующим органам для выявления недочетов  в бухгалтерской и экономической  работе и внесение конкретных предложений  по устранению имеющихся недостатков  и недопущению их в дальнейшем.

Одним из важных участков аудита является аудит  расчётов по кредитам и займам.

Актуальность  выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время у большинства предприятий возникает потребность в заемных средствах. Они вынуждены обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.

Цель  работы – теоретическое исследование и проведение аудита расчетов по кредитам и займам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы учета и аудита кредитов и займов
  • изучить порядок проведения аудиторской проверки
  • провести аудиторскую проверку ООО «Горнодобывающая компания»
  • дать аудиторское заключение

Получение кредита – очень важный и ответственный  шаг для предприятия. Получив  кредит, предприятие имеет дополнительную возможность для своего дальнейшего  развития и увеличения объемов производства продукции. Ответственность же этого  шага заключается в появлении  новых обязательств.

Несмотря  на кажущуюся простоту отражения  в учете предприятия полученных кредитов, при аудиторских проверках  выявляется довольно большое количество ошибок и нарушений. Ошибки возникают  как при оформлении кредитных  отношений, предприятия квалифицируют  как получение кредита, так и  при отражении в учете операций с заемными средствами и исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Информационной  базой для проверки кредитов и  займов являются: учетная политика предприятия, первичные документы  по разделу учета, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность.

Отражение в учете полученного кредита  включает три следующие хозяйственные  основные операции:

  • получение кредита;
  • возврат кредита;
  • начисление и уплату процентов за пользование кредитными средствами.

Предмет исследования – расчеты по кредитам и займам

Объект  исследования – ООО «Горнодобывающая компания»

Период  исследования: 2009– 2011гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритические аспекты аудита кредитов и займов.

1.1 Нормативно-правовая база и задачи аудита кредитов и займов

Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней. К первой группе документов относятся:

  • Федеральный Закон от 06.12.2011№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете". Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону.
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
  • Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)
  • Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета
  • Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений.

Второю  группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся  положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных  объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные  стандарты финансовой отчетности. В  настоящее время в России система  национальных стандартов - положений  по бухгалтерскому учету включает 22 положения, из них:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 6 октября 2008 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации  учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации  и группировки фактов хозяйственной  жизни в бухгалтерском учете  и содержит наименования и коды счетов. К третьему уровню так же относятся  инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в  действие в разрезе отдельных  Положений по бухгалтерскому учету.

Документы четвертого уровня разрабатываются  предприятием и утверждаются руководителем  организации. К ним относятся:

- Устав  предприятия;

- Приказ  «Об учетной политике организации»;

- Рабочий  План счетов организации и график документооборота

 

 

1.2. Планирование  аудита

В соответствии с утвержденным Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» в процессе планирования аудиторской проверки должна быть составлена и документально  оформлена программа аудита –  документ, определяющий характер, временные  рамки и объем запланированных  аудиторских процедур, необходимых  для осуществления общего плана  аудита.

Планирование  аудита – один из важнейших процессов  в осуществлении аудиторской  проверки.Для того чтобы включить в общий план аудита тот или  иной раздел, аудитору следует получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой  информации являются:

  1. устав экономического субъекта;
  2. документы о регистрации экономического субъекта;
  3. документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
  4. бухгалтерская и статистическая отчетность;
  5. документы планирования деятельности экономического субъекта;
  6. контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  7. внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
  8. внутрифирменные инструкции;
  9. материалы судебных и арбитражных исков;
  10. документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  11. сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
  12. информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов.

При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии  проверяемого предприятия предоставляют:

  • выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;
  • платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;
  • мемориальные ордера банка;
  • выписки банка по ссудному счету;
  • кредитные договоры, договоры займа и залога;
  • договоры страхования невозврата кредитов;
  • дополнительные соглашения к кредитным договорам.

На  стадии предварительного планирования аудиторская группа должна сделать  предварительное заключение о величине существенных показателей (расчет уровня существенности), то есть величине, при  которой ошибки как единичные, так  и взятые суммарно, могут существенно  повлиять на данные в финансовой отчетности. Эта величина  является единым показателем  уровня существенности, который можно  использовать аудитору в своей работе.

Следующий этап процесса планирования – оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой – создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских  процедур, которые находят свое отражение  в аудиторской программе.

Система внутреннего контроля может считаться  эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении  недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.

Вопросы, которые необходимо задать аудитору руководству экономического субъекта в момент планирования программы  по проведению аудита кредитов и займов, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Вопросы для проверки

 

№ п/п

Вопрос

Вариант ответа

1

Предприятие получало кредиты только в одном банке

Да

Нет

2

Предприятие получаю деньги путем  зачисления на расчетный счет

Да

Нет

3

Превышение банковских процентов  сверх установленных норм относили на расходы, учитываемые при налогообложении  прибыли

Да

Нет

4

Проценты по долгосрочным кредитам выплачивались после введения объектов основных средств в эксплуатацию

Да

Нет

5

Все ли кредиты и займы были израсходованы  по целевому назначению

Да

Нет


 

На основе анализа данных системы внутреннего  контроля в программу аудита необходимо включить следующие разделы, таблица 2:

Таблица 2

 

Программа аудита

 

Проверяемая организация

ООО «Горнодобывающая компания»

Период аудита

с 01.01.2009 по 31.12.2011 г.

Срок проведения аудита

с 01.02.2012 по 28.02.20112г.

Руководитель аудиторской группы

Зыбина М.В., аудитор, аттестат № 4646

Состав аудиторской группы

Шатрова В.А.., Никитина М.А.

Планируемый уровень существенности

4000


 

 

 

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Источники информации

1

Проверка отражения в учетной  политике методологии учета кредитов и займов

1-4.02.2011

Шатрова В.А.

Учетная политика

2

Анализ кредитных договоров: рассмотрение порядка и условий выдачи и  погашения кредита, сроков кредитования, форм обеспечения обязательств

5-10.02.2011

Зыбина М.В.

Кредитные договора, дополнительные соглашения к ним

3

Проверка правильности применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический  и аналитический учет по этим счетам

11-15.02.2011

Шатрова В.А..

Карточки и ведомости аналитического учета счетов 66 и 67, журнал-ордер  №4

4

Проверка целевого использования  полученных кредитов и займов

16-20.02.

2011

Никитина М.А..

Кредитные и хозяйственные договора, выписки банка

5

Поверка правильности начисления процентов  и своевременности погашения  кредитов

21-23.02.2011

Зыбина М.В

Карточка-счет, обороты по счетам 66 и 67

6

Инвентаризация остатков по полученным кредитам и займам

24.02.2011

Зыбина М.В

Выписки банка, акты сверки финансовой службы организации и банка

7

Правильность отражения в отчетности данных по учету кредитов и займов

25-26.02.2011

Никитина М.А..

Данные бухгалтерской отчетности

8

Подготовка аудиторского заключения по результатам аудита

27.02.2011

Зыбина М.В

 

9

Проведение совещания с руководством экономического субъекта по результатам  аудита

28.02.2011

Зыбина М.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Доказательства и документирование  аудита

Для того чтобы сделать обоснованные выводы о правильности отражения  в бухгалтерском учете хозяйственных  операций, связанных с получением кредита, аудитору следует собрать  аудиторские доказательства.

 Согласно п. 2.3 Правила (стандарта)  аудиторской деятельности "Аудиторские  доказательства" аудиторские доказательства  могут быть внутренними, внешними  и смешанными.

 Внутренние аудиторские доказательства  включают информацию, полученную  от экономического субъекта в  письменном или устном виде.

 Внешние аудиторские доказательства  формируются из информации, полученной  от третьей стороны в письменном  виде (обычно по письменному запросу  аудиторской организации).

 Смешанные аудиторские доказательства  вбирают информацию, полученную  от экономического субъекта в  письменном или устном виде  и подтвержденную третьей стороной  в письменном виде.

  Все собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудита.

 Доказательства, которые получены  аудитором самостоятельно в процессе  исследования хозяйственных операций, связанных с получением кредита,  являются наиболее ценными. 

  Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, то аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

  Наиболее распространенные способы получения аудиторских доказательств при аудите кредитов и займов:

- проверка арифметических расчетов  клиента;

- инвентаризация;

- проверка правил учета отдельных  хозяйственных операций;

- подтверждение;

- устный опрос персонала, руководства  экономического субъекта независимой  стороны;

- проверка  документов;

- прослеживание;

- аналитические процедуры.

  Проверка арифметических расчетов (пересчет) клиента заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов.

 Пересчет, как правило, осуществляется  выборочно. При проведении аудиторской  выборки аудиторские организации  обязаны следовать требованиям,  установленным Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская  выборка" (одобрено Комиссией  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ 25.12.96 Протокол  № 6). Аудиторская организация  может осуществлять проверку  с использованием ЭВМ, если  экономический субъект ведет  бухгалтерский учет с применением  компьютерных средств. 

 Инвентаризация - прием, который  позволяет получить точную информацию  о наличии имущества экономического  субъекта, ориентировочную информацию  о состоянии и стоимости такого  имущества.  До начала проведения инвентаризации экономическим субъектом аудиторская организация обязана :

* выяснить, как часто проводилась  инвентаризация имущества и финансовых  обязательств;

* проверить бухгалтерскую документацию  по ранее проводившимся экономическим  субъектом инвентаризации.

 В процессе проверки аудитор  знакомится с инвентаризационными  описями и актами инвентаризации, в которых в процессе проведения  инвентаризации фиксируются сведения  о фактическом наличии имущества  и финансовых обязательств. В  ходе планирования проверки по  кредитам аудитор обращает особое  внимание на следующие моменты:

- проводилась ли инвентаризация  расчетов с банком;

- имеет ли место расхождения  между кредиторской задолженностью  банку (банкам) по полученным ссудам, отраженной в учете и фактически  имевшей место;

- как были оформлены бухгалтерские  записи по приведению задолженности  к фактически имевшей место  (если в ходе инвентаризации  были выявлены расхождения).

  Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Полученная информация считается достоверной только в том случае, если она появилась непосредственно в момент исследования этих операций.

 Получение аудиторских доказательств  способом проверки документов  заключается в том, что аудитор  должен убедиться в реальности  определенного документа. Для  этого рекомендуется выбрать  определенные записи в бухгалтерском  учете и проследить отражение  операции в учете вплоть до  того первичного документа, который  должен подтверждать реальность  и целесообразность выполнения  данной операции.

  При проверке кредитов и займов тщательной проверке подвергаются:

* внешняя документальная информация - ордера и выписки банка;

* одновременно внешняя и внутренняя  документальная информация - кредитные  договоры и дополнительные соглашения  к ним;

* внутренняя документальная информация - журналы-ордера по учету заемных  средств, бухгалтерские справки  с расчетами сумм процентов  и бухгалтерскими корреспонденциями  счетов, бух. отчетность и др.

 Вопросы, которые необходимо  задать аудитору руководству  экономического субъекта в момент  планирования программы по проведению  аудита кредитов и займов.

1. Предприятие получило кредит  только в одном банке (проверка  обоснованности включения процентов  по кредитам  в себестоимость  продукции (работ, услуг) в зависимости  от источника получения кредита) 

2. Предприятие получило деньги  путем зачисления на расчетный  счет

3. Превышение банковских процентов  сверх установленных норм относили  на себестоимость (проверка правильности  и полноты выполнения корректировки  прибыли для целей налогообложения).

4. Производилась корректировка  прибыли для целей налогообложения  на сумму превышения процентов  сверх ставки рефинансирования

"Расчета налога от фактической  прибыли" 

5. Проценты по долгосрочным  кредитам выплачивались после  введения объектов основных средств  в эксплуатацию (проверка правильности  включения % по кредитам в стоимость  имущества в зависимости от  даты принятия имущества к  учету)

6. Все ли кредиты были израсходованы  на цели, для которых были получены (проверка фактического соблюдения  целевого назначения кредита).

7. Проценты по просроченным кредитам  относят за счет собственных  средств предприятия (проверка  правильности отражения в учете  % попросроченным кредитам).

8. Проценты по кредитам, полученным  не в банке относят за счет  собственных средств предприятия  (проверка фактического соблюдения  целевого назначения кредита).

9. В кредитных договорах было  предусмотрено изменение ставки  рефинансирования.

10. Получило ли, предприятие льготу  по налогу на прибыль на  финансирование капитальных вложений  с учетом процентов за кредит (проверка правильности применения  льготы по налогу на прибыль,  связанной с финансированием  капитальных вложений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1.4.Сообщение руководителю по  результатам аудита

Международный стандарт аудита МСА 260, а также российские правила (стандарт № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника) устанавливают единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

  Аудитор должен сообщать информацию, полученную по результатам аудита, руководству и представителям собственника аудируемого лица.

 Под  информацией, полученной по результатам  аудита, подразумеваются сведения, ставшие известными в ходе  аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности, которые, по мнению  аудитора, являются важными и  касающимися одновременно руководства  и представителей собственника  при осуществлении ими контроля  за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого  лица и раскрытием информации  в ней.

 Информация, полученная по результатам аудита, включает только те вопросы,  которые привлекли внимание аудитора  в результате осуществления аудита.

Надлежащие получатели информации. Аудитор должен установить круг лиц из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица, которым должна сообщаться информация, полученная по результатам аудита, представляющая интерес для управления аудируемым лицом.

 Аудитор  должен рассмотреть информацию, полученную по результатам аудита  финансовой (бухгалтерской) отчетности, и сообщить сведения, представляющие  интерес для управления аудируемым  лицом, надлежащим получателям  такой информации. Как правило,  такая информация включает в  себя:

-общий подход аудитора к поведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

- выбор или изменения руководством аудируемого лица значимых принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

- возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, таких, как судебные разбирательства, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- предлагаемые аудитором корректировки, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом, которые оказывают или могут оказать существенное воздействие на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

 -существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность;

- разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по таким вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут быть значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет и насколько значимый характер он носит;