Теоретические аспекты аудиторской деятельности

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1 Понятие, цели, задачи и регулирование аудиторской деятельности…….

5

1.1

Понятие, цели, задачи и основные принципы аудита ……………………

5

1.2

Нормативно-правовое регулирование и организационные основы аудиторской деятельности в РФ……………………………………………

 

9

1.3

Стандарты аудиторской деятельности…………………………………….

14

2 Виды аудита и классификация аудиторских услуг……………………

19

2.1

Виды аудита………………………………………………………………..

19

2.2

Классификация аудиторских  услуг………………………………………..

23

2.2.1

Обязательный  аудит………………………………………………………

24

2.2.2

Сопутствующие аудиту услуги……………………………………………

28

2.2.3

Прочие аудиторские услуги……………………………………………….

32

Заключение…………………………………………………………………….

33

Список  использованных источников………………………………….…...

35


 

 

 

                                                    Введение

 

           Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную деятельность. В мировой практике он уже много лет применяется во всех сферах хозяйственной деятельности. Аудит уже прочно вошел и в российскую практику. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем.

В современных условиях становления рыночной экономики  и совершенствования управления выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение аудита. Основным становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор  полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских органов). В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  субъекты, вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Актуальность темы курсовой работы заключается в особом месте, занимаемом аудитом в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия.

Главной целью данной работы является изучение теоретических аспектов аудиторской деятельности.

Раскрыть поставленную цель помогут следующие задачи:

1. Определение понятия, целей, задач и принципов аудита.

2. Изучение нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности, включая российские и международные стандарты.

3. Рассмотрение организационных аспектов аудиторской деятельности.

4. Раскрытие вопроса классификации аудита и характеристика основных видов аудиторской деятельности.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая  состоит из 2-х глав, последовательно  раскрывающих тему работы.

При написании курсовой работы использовалась экономическая литература, законодательные и нормативно-правовые акты.

Практическая значимость состоит  в том, что изучив теоретические  аспекты организации  аудита и классификации этой деятельности, их можно применить в практике аудиторских фирм, а также в методике аудиторской деятельности. Изучив виды аудита, можно будет разработать  план проведения проверки для конкретной организации. Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие или субъект малого предпринимательства, во многом зависит от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления процессом. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Поэтому проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1 Понятие, цели, задачи и регулирование аудиторской деятельности

 

 

        1.1   Понятие, цели, задачи и основные принципы аудита

 

       Исследование  современного состояния аудита свидетельствует о том, что этот термин имеет различное значение в различных контекстах. Разнообразие направлений не позволяет дать одно определение понятия аудит. В действительности деятельность может иметь существенные различия, несмотря на то, что разделяет одно и то же наименование. Аудит – это некая общая научная категория и одновременно – конкретный вид практической деятельности [12]. Несмотря на наличие законодательного определения, в настоящее время отсутствует  единое мнение о том, что такое аудит. Формулировка этого понятия затрудняется выделением отличий от других видов контрольной практической деятельности, таких как экспертиза, ревизия, оценка.

Определение аудита, содержащееся в  законодательстве, относится  лишь к одной его области – финансовому  аудиту.

В Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" понятия "аудит" и "аудиторская деятельность" (аудиторские услуги) разграничены. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1]. Аудиторская деятельность включает деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1].

При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности, который осуществляют  уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством [14].

        Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

      Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц [1].     

      Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [8].

Несмотря на то, что  мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой отчетности, пользователь не должен принимать это  мнение ни как подтверждение эффективного руководства аудируемого лица, ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности данного лица в будущем.

 Для достижения  основной цели аудита необходимо  решение целого комплекса задач.  В основном, формирование таких задач напрямую зависит от вида аудита.

Итак, задачами аудита является установление [11]:

- существования активов и обязательств, т.е. фактического наличия активов и обязательств, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на отчетную дату;

- принадлежности  (наличие прав и обязательств) аудируемому лицу активов и обязательств, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на отчетную дату;

- отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственных операций  и событий, имевших место в течение отчетного периода (возникновение);

- отсутствия как  нераскрытых  статей учета, так и не отраженных в учете активов, обязательств, хозяйственных операций и событий (полнота);

- стоимостной оценки, т.е. отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности надлежащей балансовой стоимости активов и обязательств;

- точности отражения сумм хозяйственных операций и событий с отнесением доходов и расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация);

- объяснения, классификации и описания активов и обязательств в соответствии с правилами их отражения в отчетности (представление и раскрытие).

  Достижению главной  цели также  способствует соблюдение  принципов ведения аудиторской  деятельности.

Основные  принципы аудита можно классифицировать как принципы  регулирования аудита и как принципы проведения аудита.

Основные принципы регулирования  аудита представляют собой профессиональные и этические нормы, определяющие взаимоотношения аудитора и клиента. К ним относятся [15]:

- честность и добросовестность – приверженность аудитора своему профессиональному долгу и оказание услуг с должным вниманием, тщательностью, оперативностью;

- независимость – отсутствие любой финансовой или имущественной  заинтересованности аудитора на проверяемом объекте, отсутствие родственных связей с руководством;

- объективность -  при формировании суждений заключений, выводов, а также при рассмотрении любых профессиональных вопросов необходима беспристрастность  аудитора;

- профессиональная компетенция – наличие необходимого объема знаний и умение профессионально применять их при рассмотрении конкретных ситуаций;

- профессиональное поведение – поддержка профессии и репутации на высоком уровне, не совершение поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии;

- профессиональный скептицизм -  критическая оценка весомости полученных в ходе аудита доказательств и внимательное их изучение.

- конфиденциальность – один из важнейших принципов, который призван обеспечивать сохранность документов, полученных или составленных в ходе аудиторской деятельности; не допускает передачу этих документов третьим лицам и устное разглашение сведений без согласия аудируемого лица.

Аудиторы и аудиторские  организации должны соблюдать вышеперечисленные  принципы при оказании всех аудиторских  услуг. Также эти принципы необходимо соблюдать при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита представляют собой правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

В их число входят [15]:

* оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля – необходима, чтобы определить возможность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и на основе которой выясняют количество и содержание аудиторских процедур;

* определение  объема  аудита –  это определение необходимых аудиторских процедур для достижения цели аудита, при этом необходимо обязательно учитывать стандарты аудиторской деятельности, принимать во внимание нормативно-правовые акты, а также получить полное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, организации  его бухгалтерского учета и контроля;

* планирование аудита  – здесь предполагается разработка  общей стратегии и детальный подход  к содержанию, срокам проведения и объему аудиторских процедур, а также определение необходимости привлечения других аудиторов или вспомогательного персонала;

* сбор аудиторских  доказательств -  необходим для  определения достоверности и  соответствия  финансовых отчетов  действующему  законодательству  и нормативам бухгалтерского учета;

* оформление аудиторских  документов – необходимо, поскольку  важные аудиторские доказательства должны быть документированы, так как в них содержится обоснование аудитором всех существенных моментов, по которым необходимо выразить профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним;

* подготовка аудиторского  заключения – необходима, поскольку  такое заключение является официальным  документом, составленным в соответствии  с законодательством, содержащим мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и предназначенным для пользователей   отчетности аудируемого лица.

 

 

           1.2 Нормативно-правовое регулирование и организационные

                  основы  аудиторской деятельности в РФ

 

       В  Российской Федерации осуществляется  государственное регулирование  аудиторской деятельности. При этом  регулирование аудиторской деятельности  происходит не только посредством  законов и подзаконных актов,  издаваемых государственными структурами,  но и с помощью нормативных актов профессиональных аудиторских организаций.

Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в нашей  стране постоянно реформируется. На современном этапе она  включает следующие уровни [11].

К первому уровню относится Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ и является обязательным для всех участников данной деятельности.

 Также, к первому  уровню относятся Законодательные акты РФ (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.), которые дополняют ФЗ 307-ФЗ в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязанности аудита и др.

Второй уровень представлен Подзаконными актами РФ, которые устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности, обязательность представления аудиторских заключений в составе бухгалтерской финансовой отчетности в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций. К ним относятся Указы Президента РФ и Постановления правительства РФ.

Ко второму уровню относятся Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (сокращ. ФПСАД) второго поколения, определяющие требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и  оценке их квалификации. Являются обязательными для всех участников аудиторской деятельности, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер. В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД.

Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти относятся  к третьему уровню системы нормативного регулирования аудиторской деятельности РФ. Данные акты принимаются в соответствии с федеральными законами и определяют требования к порядку организации аудиторской деятельности, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.

Также, к третьему уровню относятся Федеральные стандарты  аудиторской деятельности (сокращ. ФСАД) третьего поколения, определяющие требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и регулирующие иные вопросы, предусмотренные  Федеральным законом №307-ФЗ. В настоящее время действует 6 ФСАД, обязательных для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Четвертый уровень включает внутренние документы, разработанные саморегулируемыми организациями (сокращ. СРО): аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики. Такие документы определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг и являются обязательными для применения исключительно членами СРО.

К данному уровню относятся  Правила (стандарты) аудиторской деятельности (сокращ. ПСАД) первого поколения, дополняющие  ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных  или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг  и  оказывающих методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов). Всего разработано 38 ПСАД, но в настоящее время они не обязательны для применения, поскольку не являются нормативными документами и только 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по аудиторской деятельности.

Методики проведения аудита и контроля качества,  утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов. На данный момент разработано 10 методик, носящих рекомендательный характер.

Также, к четвертому уровню относятся внутренние  документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Эти документы реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД), устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг, детализируют требования ФПСАД (ФСАД). И поскольку разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, применяются они в соответствии с внутренними требованиями.

  Непосредственное  регулирование аудиторской деятельности  в РФ осуществляет ряд государственных  и общественных органов, таких  как Минфин РФ, Федеральная служба  финансово-бюджетного надзора РФ, Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ, Единая аттестационная комиссия. Среди них наиболее многочисленную по количеству вовлеченных участников группу представляют так называемые саморегулируемые организации аудиторов.

Согласно Закону №307-ФЗ саморегулируемой организацией аудиторов (сокращ. СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация получает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Для  того, чтобы  организацию включили в данный реестр, ей необходимо выполнить ряд следующих требований [2]:

1. В составе саморегулируемой  организации в качестве ее  членов необходимо объединить не менее 700 физических  лиц или  не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации.

2. Обязательно наличие  утвержденных правил осуществления  внешнего контроля  качества работы членов СРОА, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов.

3. Формирование компенсационного  фонда саморегулируемой организации  аудиторов с целью  создания  дополнительной имущественной  ответственности каждого  ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.

Формирование такого фонда и размещение его средств  осуществляется в порядке, установленном  ФЗ «О саморегулируемых организациях».

    В настоящее  время в нашей стране зарегистрировано 6  СРО аудиторов: Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» (НП АПР), Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных Аудиторов» (НП «ИПАР»), Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» («МоАП»), Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (НП «Гильдия аудиторов ИПБР»), Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (СРО НП «РКА»), Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (НП ААС).

Непосредственными участниками  аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.

Аудитором в РФ может  быть физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудита [1]. При этом, аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность  в качестве непосредственно работника аудиторской организации на основании трудового договора, а также в качестве  индивидуального предпринимателя (индивидуального аудитора), имея для этого соответствующее свидетельство. Необходимо заметить, что индивидуальный аудитор не имеет право заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Кроме того, для него могут устанавливаться ограничения в отношении отдельных организаций, к аудиту которых индивидуальный аудитор не может привлекаться [14].

Аудиторской организацией в нашей стране является коммерческая организация, осуществляющая  аудиторскую  деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги и обязательно являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов [1].

Аудиторская   организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

 

 

                      1.3 Стандарты аудиторской деятельности

 

             В мировой практике принято, что требования к организации и проведению аудита, оказания аудиторских услуг закрепляются в так называемых стандартах  аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты устанавливают не только единые базовые правила проведения и единые требования  к качеству и надежности аудита, но и определяют  масштаб аудиторской деятельности, вопросы методологии, виды отчетов аудиторов, базовые принципы, которым должны следовать аудиторы. Использование аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки [10].

   С изменением экономических условий аудиторские стандарты периодически пересматриваются с целью максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

В настоящее время  существует система  аудиторских  стандартов, в рамках которой стандарты  подразделяются на международные и  национальные [15].

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются, внедряются и продвигаются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) – международной профессиональной бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 160 национальных  бухгалтерско-аудиторских организаций из 125 стран мира, в том числе и  из России. Такие стандарты определяют основополагающие методы аудита, обеспечивают его  соответствие   возрастающим многочисленным требованиям в области  международной аудиторской деятельности.

Основной  целью  Международной  федерации бухгалтеров  является создание глобальной системы стандартов, которая включает следующие основные элементы [10]:

- Кодекс этики профессиональных  бухгалтеров МФБ;

- международные стандарты  аудита;

- международные стандарты  образования;

- Международные аудиторские  стандарты государственного сектора.

Российская Федерация  в Международной федерации бухгалтеров  представлена двумя объединениями: Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных Аудиторов» (полноправный член организации) и Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (член-наблюдатель организации).

Главной задачей функционирования этих объединений  является всестороннее содействие внедрению и применению Международных аудиторских стандартов в нашей стране.

Необходимо заметить, что международные стандарты  не превалируют над национальными  стандартами [15].

В России сложилась  и  применяется система стандартов аудиторской деятельности, разработанная  на базе Международных стандартов аудита. Данная система представлена следующими тремя  направлениями [5].

1. Федеральные стандарты  аудиторской деятельности. Представляют  собой  нормативно-правовые документы,  которые регламентируют требования  к порядку осуществления, оформления  и оценки качества аудита и  сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Данные стандарты утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, носящих рекомендательный характер.

Федеральные стандарты  аудиторской деятельности как правовая категория впервые появились  в нашей стране в Федеральном  законе от 07.08.2001 г.

№ 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности». До их появления в нашей стране применялись только Правила (стандарты) аудиторской деятельности первого поколения (ПСАД), которые обязательному применению подлежали до сентября 2002 г. Переход от них к федеральным стандартам обусловил во многом тот факт, что они не являлись правовыми актами.

 С сентября 2002 г. до января 2009 г.  происходила разработка и утверждение Правительством РФ федеральных стандартов второго поколения (ФПСАД). В этот период шло постепенная замена стандартов первого поколения на второе поколение, но  до конца она так осуществлена и не была.

С января 2009 г. и по настоящее  время в соответствии с Федеральным  законом 

от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» Министерством  финансов РФ  ведется разработка и утверждение федеральных стандартов третьего поколения (ФСАД). Данные стандарты постепенно должны  заменить стандарты первого и второго поколения.

     В настоящий  момент обязательному  применению подлежат  федеральные стандарты второго и третьего поколения, а стандарты первого поколения носят рекомендательный характер.

2. Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Такие стандарты,  разрабатываемые СРО для своих членов, в обязательном порядке должны определять   требования к аудиторским процедурам, дополнительные к тем, что устанавливают федеральные стандарты, если это обусловлено особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Кроме того, эти стандарты  не могут противоречить  федеральным стандартам и не должны создавать препятствия для аудиторских организаций и аудиторов,  осуществляющих аудиторскую деятельность.

Помимо стандартов аудиторской  деятельности каждая саморегулируемая организация принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой  свод правил поведения, который обязаны соблюдать аудиторские организации, аудиторы в процессе аудиторской деятельности.. Данный кодекс должен быть одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

В настоящее время  разрабатываются кодексы этики  на основе так называемого модельного документа – «Кодекса этики аудиторов России» (одобрен Советом по аудиторской деятельности 31 мая 2007 г., протокол №56), который в свою очередь, основывается на базе «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров» в редакции 2006 г., принятом Международной федерацией бухгалтеров. Также,

 саморегулируемые  организации аудиторов разрабатывают  и утверждают в обязательном  порядке для своих членов Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые также подлежат одобрению Советом по аудиторской деятельности.

3. Внутренние (внутрифирменные)  стандарты аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов – это принятые и утвержденные аудиторской организацией документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, с целью обеспечения его эффективности. Такие стандарты рекомендовано разрабатывать на основе требований ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций». К настоящему времени, практически все аудиторские организации имеют пакеты внутрифирменных стандартов аудита.