Теоретико – методологические основы глобализации



Введение

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную  тему, чем глобализация. Ей посвящены  десятки конференций, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и  спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные  деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Однако обилие мнений, подходов и оценок не означает, что раскрыты все аспекты и стороны этого фундаментального вопроса, что дальше его изучать не следует. Скорее напротив, он ждет основательной проработки.

Среди ученых, как  зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения насчет того, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или на лицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в прошлом.

Глобализация представляется одной из важнейших тем современной социологии. Она охватывает наиболее важные аспекты социальных изменений в современном мире и создает теоретический сценарий дальнейшего развития России и всего мирового сообщества как единого целого.

 

Главными задачами моей курсовой работы является раскрытие:

  • смысловых граней понятия "глобализация"
  • противоречивости и огромной значимости глобализации для всех и каждого из нас.
  • различных теоретических подходов к трактовке глобализации.
  • возможности обнаружения системных индикаторов глобализации в российской социальной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретико – методологические основы глобализации

    1. Понятие глобализации и причинны ее возникновения

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Причинами глобализации являются:

  • переход от индустриального общества к информационному;
  • переход от альтернативного выбора к многообразию выбора;
  • использование новых коммуникационных технологий;
  • необходимость изыскания ресурсов для решения глобальных проблем мирового развития;
  • проблемы мира, предотвращения мировой ядерной войны;
  • продовольственная проблема;
  • проблема природных ресурсов (энергетическая и сырьевая);
  • экологическая проблема;
  • демографическая проблема;
  • проблема развития человеческого потенциала и другие.

С экономической точки  зрения понятие глобализации означает превращение мирового хозяйства  в единый рынок товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы.

Глобализация, затрагивающая самые важные сферы жизни – экономику, политику, культуру, экологию и безопасность, безусловно, является важнейшим признаком нашего времени.

По мнению современных  экономистов, факторами, способствующими  развитию процессов глобализации, являются:

- технологический прогресс. Появление таких элементов информационной инфраструктуры как, например, Интернет и электронная почта позволило существенно снизить транспортные расходы, затраты на поиск, обработку и использование информации. Возрастает роль Интернета в торговле, культуре, политической пропаганде.

- Либерализация торговли и другие формы экономической либерализации привели к тому, что были значительно снижены тарифные и нетарифные барьеры, препятствующие свободной торговле товарами и услугами, свободному передвижению капитала, а также других факторов производства. Процесс либерализации экономической деятельности, безусловно, способствует углублению взаимосвязей и взаимозависимости различных государств, а эти тенденции являются главными признаками глобализации.

Еще одним важным фактором, способствующим развитию глобализации, является пока еще незавершенный переход социалистических стран к рыночной экономике. Экономисты называют это установлением «глобального единомыслия». Идеологические противоречия между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком, существовавшие на протяжении многих лет, сменились единством взглядов на рыночную экономику. Это способствовало развитию взаимосвязей развитых стран с государствами, образовавшимися в результате распада СССР, странами Центральной и Восточной Европы. Таким образом, переход социалистических стран к рыночной экономике сыграл решающую роль в процессе всеобъемлющей глобализации.

Но еще более важным фактором активизации процессов  глобализации является тенденция формирования единых средств массовой информации и использование английского языка как единого средства общения.

- появление глобальных компаний, является не менее важным фактором, характеризующим процесс глобализации.  Они осуществляют свою деятельность в различных странах мира и оказывают значительное влияние на формирование международных экономических отношений. Раньше многие компании ориентировались только на местные рынки, а с появлением условий расширения производства и продаж, эти компании вышли на рынки других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теории глобализации

Теория глобализации выдвигает на первый план задачу изучения структуры мира, как целого, которая обуславливает процессы социального развития в каждом локальном сообществе.

Теории глобализации стали появляться в научном дискурсе в середине 1980-х г.г., когда данное понятие стал разрабатывать и  популяризировать ныне один из основных теоретиков данной концепции американский ученый Р. Робертсон. Однако, ключевой концепцией в научном дискурсе глобализация стала лишь в середине 1990-х г.г. С этого времени появилась целая серия монографий по глобализации, не считая огромного количества научных работ по отдельным аспектам и направлениям развития глобализационных процессов (в сфере финансового рынка, экономики, международных отношений, управления транснациональными корпорациями, культуры, миграционных процессов, экологии).

Очевидно, что современные  теории глобализации возникли на базе целого ряда научных традиций и исследований. Основу современным теориям глобализации заложили пять достаточно разных направлений исследований, развивающихся в середине ХХ в.

К первому такому направлению  относятся исследования в области менеджмента, развивающиеся с 1960-х г.г. В центре данных исследований феномен мультинациональных корпораций. Зародились они как руководства по повышению эффективности конкурентоспособности крупных американских мультинациональных компаний.

Теоретики современного менеджмента в своих работах утверждают, что современные фирмы для повышения своей эффективности должны становиться глобальными, относительно географии своего функционирования и распределения функций управления и производства, а не просто создавать отдельные филиалы в рамках различных национальных экономик.

Ко второму направлению относится серия исследований в области социальных и культурологических теорий, которые также получили свое развитие в 1960-х гг.  Данные  работы сфокусированы на исследовании принципиальных изменений в характере коммуникации.

К третьему направлению относятся концепции, выросшие на основе различных масштабных энвайроменталистских движений, которые пропагандировали концепцию понимания Земли и ее ресурсов, как сущность, имеющую свои пределы. Первая фотография Земли из космоса, а также фотографии планеты, сделанные с орбиты Луны, дали сильный толчок идеям о том, что все человеческое сообщество существует совместно в непреодолимой близости друг от друга.

К четвертому направлению  относится серия исследований, посвященных  развитию международной экономики и политики после Второй мировой войны. В течение 1960-х гг. и далее целый ряд теорий представлял парадигму «развитие, как модернизация». В рамках этой парадигмы возникло деление на развитые и развивающиеся страны и постулат о необходимости развития стран Третьего мира через повсеместное внедрение и распространение там институтов модернизации.

Пятое направление представлено исследованиями по анализу состояния  современного общества с точки зрения влияния развития информационных технологий и изменения характера производства на структуру социальных отношений и систему ценностей. Это концепции постиндустриального общества третьей волны, эпохи великого разрыва, разлома эпох, постмодерна и др.

Как уже было сказано, глобализация – одна из самых актуальных и популярных проблем в современных исследованиях. При этом глобализация является многоаспектным процессом, охватывающим все грани функционирования современного общества. При этом причинами в настоящее время существует достаточно большой спектр различного рода работ по глобализации.

Глобализация рассматривается как расширение, интенсификация и углубление мировой взаимозависимости и взаимосвязанности, проявляющейся во всех аспектах современной жизни. Несмотря на такое общее понимание глобализации, существует значительное расхождение по концептуализации данного явления в понимании причин, структуры, последствий и логики развития глобализации.

Существует классификация, предложенная британским исследователем Дэвидом Хэлдом, которая поможет  выделить 3 основных направления в концептуализации глобализации – гиперглобалисты, скептики и трансформисты.

Один из основных скептиков дискурса глобализации И. Уоллерстайн полагает, что «этот дискурс является в действительности гигантской лжеинтерпретацией современной реальности – обманом, навязанным нам властными группами, и, даже хуже, обманом, который мы навязали сами себе, зачастую от отчаяния».

Данное направление исследований в основном вязано с работами в сфере экономики и международных отношений. Глобализация, по мнению представителей данного направления, является не более чем повышенным уровнем интернационализации.

Еще одним важным тезисом  скептиков является утверждение, что  современная мировая экономическая и политическая система очень иерархична. На фоне растущей экономики Севера происходит еще большее исключение всех остальных стран мира. В современной политике и экономике существуют очевидные доминирующие игроки. В российской науке наиболее заметными работами в этой сфере являются работы А. Панарина и В. Иноземцева, в которых авторы очень жестко и последовательно утверждают, что современные мировые экономические, политические, информационные, социокультурные отношения ассиметричны и неравномерны, что такая ситуация очень опасна для мира и, в частности, представляет угрозу для России.

Скептики считают мифом  и идею о глобальных транснациональных  корпорациях, т.к. основной поток инвестиций и торговли концентрируется в наиболее развитых странах, а сами корпорации в большей степени представляют интересы, из которых они произошли.

При анализе глобальных процессов именно скептики склонны отождествлять глобализацию с модернизацией. Глобализация рассматривается, как распространение западных институтов модернизации, основу которых составляют капитализм и демократия.

Таким образом, можно сказать, что скептики в той или иной степени отрицают факт существования глобализации и «глобального».

В противовес скептикам, для гиперглобалистов глобализация представляет новую эпоху в истории  человечества, в которой «традиционное  национальное государство является неестественным, даже невозможным коммерческим образованием в глобальной экономике».

Гиперглобалисты констатируют становление единого глобального  рынка, утверждая, что глобализация несет «денационализацию» мировой  экономики через становление  и развитие транснациональных производственных, торговых и финансовых сетей.

Анализ взглядов гиперглобалистов свидетельствует о том, что ни рассматривают современный мир, как единый глобальный рынок, глобальную цивилизацию и глобальное гражданское  общество.

Трансформисты, как и гиперглобалисты, признают глобализацию ключевым феноменом современного мира, лежащим в основе ведущих радикальных трансформаций во всех сферах развития современного общества - экономике, политике, культуре, управлении и др. Однако, в отличие от скептиков и гиперглобалистов, которые в основу логики развития глобализационных процессов ставят экономику, трансформисты придают огромное значение культуре. Некоторые из ключевых теоретиков этого направления даже выделяют культуру в качестве ведущего аспекта глобализации.

Они доказывают, что глобализация – противоречивый и неоднозначный  процесс. При этом данный процесс  является долгосрочным и на его развитие оказывает влияние достаточно большая  группа очень противоречивых факторов. Многие из трансформистов сходятся в том, что глобализация, несмотря на свой беспрецедентный характер, имеет давние исторические корни и тенденции становления. И даже уже в ходе развития этих тенденций глобализация представлялась очень противоречивым и непредсказуемым по последствиям процессом.

Трансформисты демонстрируют, что в условиях глобализации происходит очень заметная трансформация сути классического государства – нации. Суть трансформации заключается в изменении характера связей между суверенностью, территориальностью и государственной властью. Несомненно, государство все еще имеет доминирующую власть над теми процессами, которые происходят на его территории, однако значительное влияние в условиях глобальной взаимозависимости оказывают различного рода транснациональные процессы, а также процессы, инициированные и происходящие за пределами данного конкретного государства  и ему подконтрольные. Такая трансформация государства – нации полностью соответствует логике детерриторизации и глокализации.

Проведенный анализ концепций показывает значительно расхождение в понимании сути, структуры и логики современных глобализационных процессов – от отрицания глобализации до ее абсолютизации. Однако это же расхождение, а также большой междисциплинарный спектр исследований позволяют сделать предположение о неоднозначности и противоречивости самого феномена глобализации. Феномен глобализации является ярким примером взаимопроникновения и сосуществования различных социальных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Международные институты  глобального уровня

2.1 Деятельность ООН

Организация Объединенных Наций является уникальной международной  организацией. Она была основана 24 октября 1945года представителями 51 страны, являвшимися  сторонниками курса на поддержание  мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 192 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.

О деятельности ООН знают  в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Плюс, многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений.

Совет Безопасности ООН несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

Секретариат ООН-  международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

Секретариат возглавляет  Генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь  ООН  стоит во главе Секретариата. Он  назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Международный суд ООН - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного  Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Экономический и социальный совет ООН осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 6 региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)
  • Экономическая комиссия для Северной Америки (ЭКСА)

Совет по опеке ООН приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Специализированные учреждения ООН

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Международные финансовые  организации

(МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК,  МАР)

Международный валютный фонд (МВФ)

Был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. На протяжении 60 лет он продолжает изменяться и перестраиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени.

Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

Основанный на Бреттон-вудской  конференции в 1944 г. Международный  валютный фонд:

  • содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
  • способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;
  • содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;
  • помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим  членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда  формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Руководящий орган —  Совет управляющих, в котором  представлены все страны-члены, —  собирается ежегодно. Повседневной работой  руководит Исполнительный совет  в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию. 

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем, чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, в построении и поддержании сильной экономики.

Кредиты Фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, — то есть в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются за счет фонда взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности. Профессиональными сотрудниками МВФ являются преимущественно экономисты.

 

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР)

  Это основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран - членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был  призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий  кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями  кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами  лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли  инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

Основная цель, которую  изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк, прежде всего, был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заемщиках благоприятных условий и "климата". Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстро окупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заемщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои "программы развития". В итоге все программы "реконструкции и развития" подразумевали сохранение стран-заемщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его "технические советы", "консультации" и "рекомендации" сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заемщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объемов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран.