Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения

Введение

 

Актуальность темы исследования. Одними из главных вопросов в области социально-экономической политики государства выступают вопросы пенсионного обеспечения. По своей экономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли уже более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, сегодня проблемы пенсионного обеспечения вновь серьезно обострились. Это связано в первую очередь с демографическими факторами, которые не всегда учитывались при проведении реформ в прошлом. Демографическая ситуация в большинстве стран мира, как и в Российской Федерации в настоящее время характеризуется следующей особенностью: происходит замедление роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращение. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению населения в возрасте более 60, и даже более 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту числа пенсионеров.

При этом развитие экономики и рост уровня жизни населения не только усугубили влияние демографических факторов, но и привели к появлению новых факторов, влияющих на состояние пенсионной системы. Среди них такие как: увеличившаяся продолжительность жизни при сокращении рождаемости, что приводит к дисбалансу взносов и выплат; ранний уход на пенсию, а значит сокращение трудового периода и периода уплаты взносов; увеличение коэффициента нагрузки на трудоспособное население.

Главная проблема заключается в том, что "стареющее" государство может оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их медицинской и социальной помощью.

Уже заметна тенденция сокращения числа работающих, а, соответственно, и числа потребителей – в ближайшем будущем этот процесс может набрать силу. Таким образом, будущие пенсионеры, находящиеся в расцвете лет сегодня, могут просто не суметь обеспечить себе достойную старость.

Все эти факторы в совокупности привели к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственный бюджет.

В совокупности эти и другие причины подтверждают недостаточную разработанность ряда аспектов проблемы, выбранной для исследования в данной работе.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение основ формирования пенсионной системы, выявление основных тенденций в развитии пенсионного обеспечения в условиях демографических изменений.

Для достижения данных целей в рамках работы были поставлены следующие задачи:

- изучение и анализ  истории, демографических факторов, влияющих на развитие пенсионного  обеспечения в территориальном  разрезе;

- изучение и анализ  региональных особенностей пенсионного  обеспечения населения;

 Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает пенсионная система стран мира, Российской Федерации, Республики Башкортостан.

Предметом исследования выступают факторы, влияющие на развитие пенсионного обеспечения населения.

Информационной основой работы выступили официальные статистические Госкомстата, Башстата, Пенсионного фонда Российской Федерации, Республики Башкортостан, Демоскоп.

Методы исследования: картографический, исторический, статистический, экономико-математический, сравнительно-географический.

Структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения.

1.1 Понятийно-терминологический аппарат пенсионного обеспечения населения.

Пенсионное обеспечение населения базируется на определенных понятиях и терминах.

Пенсия (от лат. pensio, платёж) – регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца а также за выслугу лет[36, с.256].

Пенсионное обеспечение – форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

1. Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной Войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, - нетрудоспособным гражданам, а также гражданам, достигшим возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, не имеющим права на трудовую пенсию[43,с.2-3].

2. Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России [10, с.3].

3. Негосударственное (дополнительное пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования[45, с.2].

Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года.

С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал (расчетная величина, с учетом которой после пенсионной реформы 2002 года для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии), сформированный до 2002 года, был увеличен на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Валоризация была проведена в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывался трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае не было, был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин) [13, с.56].

Индексация - увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной части трудовой пенсии по старости, социальной пенсии, а также единовременной денежной выплаты.

Размер увеличения определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня цен на товары и услуги за соответствующий период.

Государственная управляющая компания (ГУК) – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или Негосударственный пенсионный фонд (НПФ), а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании.

В настоящее время функции ГУК выполняет «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк», ВЭБ) [53, с.56].

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения.

На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  НПФ в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность в качестве  страховщика по обязательному  пенсионному страхованию;

- деятельность в качестве  страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию [12, с.92].

Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, у которых после 1 января 2007 года появился второй (третий и последующий) ребенок (родившийся или усыновленный).

Размер материнского капитала ежегодно индексируется государством. Право на его получение предоставляется только один раз [52, с.65].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляет гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [1, с. 23].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

1. Социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам: женщинам – с 60 лет, мужчинам – с 65 лет, инвалидам I, II ,III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, гражданам из числа малочисленных народов Севера: мужчинам – с 55 лет и женщинам – с 50 лет [43, с.2].

2. За выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава [18, с.35].

3. По инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

4. По случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.


 

 



 

 

Рис. 1 Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Составлено по: www.pfrf.ru

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это расчетная величина (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за гражданина и его пенсионные права в денежном выражении) по состоянию на 1 января 2002 года, с учетом которой для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии. Величина РПК фиксируется в пенсионном деле гражданина [47, с.2].

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года [46, с.30].

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. При этом наступление нетрудоспособности и утраты заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Существуют следующие виды трудовых пенсий:

  1. Трудовая пенсия по старости;

В соответствии с действующим законодательством пенсию по старости подразделяют на следующие основные виды:

  • по старости на общих основаниях;
  • в связи с условиями труда;
  • в связи с работой на Крайнем Севере;
  • на льготных основаниях, не связанных с условиями труда;
  • за выслугу лет;
  • в связи с радиационными авариями и катастрофами;
  • в связи с официальным признанием безработным;
  • пенсия депутату созыва 1990-1995 гг.

Конкретный вид назначаемой пенсии, как правило, зависит от сочетания следующих параметров: возраста застрахованного, общего и специального стажа работы и рода деятельности. С точки зрения последующего анализа принципиальным различием указанных видов пенсий по старости являются различия в возрасте выхода (или возможного выхода) на пенсию. Установленные действующим законодательством основания выхода на пенсию по старости для различных групп пенсионеров по старости могут наступить уже начиная с 33 лет, однако основная масса мужчин выходит на пенсию по старости в возрасте 50, 55 и 60 лет, а женщины – в возрасте 45, 50 и 55 лет.

Среди пенсионеров по старости основную группу составляют получатели пенсии по старости на общих основаниях (68.1%), затем следуют получатели пенсии в связи с условиями труда (16.6%), получатели пенсии в связи с работой на Крайнем Севере (6.4%), получатели пенсии на льготных основаниях, не связанных с условиями труда (6.1%), и получатели пенсии за выслугу лет (2.3%). Получатели прочих видов пенсий по старости в сумме составляющие менее 1% от численности всех пенсионеров по старости [37, с. 56-57].

Современная половозрастная структура пенсионеров по старости во многом формировалась под воздействием старого пенсионного и трудового законодательства (через возможный возраст выхода на пенсию и действующие ограничения для отдельных категорий граждан на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда), а также сферы занятости (через численность занятых на работах и производствах,

дающих право на получение досрочной пенсии по старости или выслугу лет).

В качестве примера на рис. 2 представлена половозрастная структура пенсионеров по старости мужчин в процентах к общей численности мужчин соответствующего возраста. Половозрастная структура пенсионеров по старости женщин имеет аналогичный вид. Рост численности пенсионеров наблюдается после достижения очередного предусмотренного законом возраста выхода на пенсию – для мужчин это 33, 45, 50, 55 и 60 лет, а для женщин – 33, 45, 50 и 55 лет (эти возраста отмечены на графиках вертикальными пунктирными линиями).

 

                         Составлено по: demoscope.ru

Рис. 2  Пенсионеры по старости, мужчины

 

В старших возрастах (у мужчин после 60 лет, а женщин – после 55 лет) графики половозрастной структуры пенсионеров по старости не стабильны, хотя из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что после наступления пенсионного возраста относительная численность пенсионеров по старости должна быть постоянной. Причины такого несоответствия заключаются в том, что приведенная структура формировалась в недрах старого пенсионного законодательства, под воздействием  особенностей исторического развития страны в прошлом веке. Так, «скачок» численности пенсионеров по старости мужчин в возрасте 60 лет, а женщин – в 55 лет обусловлен двумя причинами. Во-первых, это установленный законом возраст выхода на пенсию для наиболее многочисленной категории пенсионеров по старости – пенсионеров на общих основаниях. Во-вторых, ряд пенсионеров по инвалидности, имеющих необходимый трудовой стаж, по достижении пенсионного возраста переоформляли пенсию по инвалидности на пенсию по старости на общих основаниях. Для пенсионеров по инвалидности это имело прямой экономический смысл, т.к. пенсия по старости в среднем выше пенсии по инвалидности приблизительно на 40 % (по данным ПФР на 31 марта 2001 года средний размер указанных пенсий составлял 1441.89 и 1062.56 руб.,

соответственно). По нашим оценкам, прирост численности пенсионеров по старости в пенсионном возрасте у мужчин примерно на 10 %, а у женщин – на 7 % связан с переоформлением типа пенсии. В новом пенсионном законодательстве для такого переоформления пенсии нет экономических оснований – изменение типа получаемой пенсии не влечет пересчет размера страховой и накопительной пенсии, а повышенный размер базовой пенсии зависит только от факта наличия у пенсионера III степени ограничения способности к трудовой деятельности (при этом безразлично, получателем какого типа пенсии он является – по старости или по инвалидности) [46, с.5].

Сокращение относительной численности пенсионеров по старости наблюдается после 70 лет. Однако природа такого сокращения у мужчин и женщин различна. У мужчин сокращение численности пенсионеров по старости происходит вследствие инвалидизации. В этом возрасте у мужчин резко возрастает относительная численность пенсионеров по инвалидности I и II групп. У женщин – увеличивается численность пенсионеров по случаю потери кормильца и пенсионеров, получателей социальной пенсии. Причины этого явления, по-видимому, исторические (поколение, которому сегодня старше 70 лет, является военным), а поэтому нет оснований полагать, что подобная ситуация будет возобновляться в будущем. Особенно наглядно это можно проиллюстрировать на примере анализа численности женщин, получателей социальной пенсии. Прежде всего, заметим, что размер социальной пенсии минимальный, поэтому переоформление пенсии какого-либо вида на социальную пенсию экономически нецелесообразно. Следовательно, новыми получателями социальной пенсии реально могут быть только те, кто раньше вообще не получали ни какой пенсии. Но таких женщин в возрасте 55-70 лет практически нет. Следовательно, резерва для роста численности социальных пенсионеров среди женщин в будущем тоже нет [6, с.47-48] .

Численность пенсионеров по инвалидности теоретически может увеличиваться в старших возрастах, так как в этих возрастах резко возрастает относительная численность инвалидов. Однако такой сценарий неправдоподобен, т.к. в рамках действующего пенсионного законодательства отсутствуют экономические причины для переоформления пенсии по старости на пенсию по инвалидности. Сегодня все социальные льготы привязаны к самому факту наличия инвалидности, а не к типу получаемой пенсии. Поэтому можно предположить, что в будущем относительная численность пенсионеров по старости будет постоянной.

  1. Трудовая пенсия по инвалидности;

В соответствии с действующим законодательством, пенсионеры по инвалидности подразделяются на следующие основные категории:

  • вследствие общего заболевания;
  • вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
  • вследствие радиационных катастроф.

Наиболее массовыми получателями пенсии по инвалидности являются инвалиды вследствие общего заболевания (95.4 %), затем следуют инвалиды вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (4.3%) и инвалиды вследствие радиационных аварий и катастроф (0.3%) [15, с.29].

Следует отметить, что далеко не все инвалиды являются получателями (трудовой) пенсии по инвалидности. В молодых возрастах это связано с тем, что пенсию по инвалидности назначают только лицам трудоспособного возраста (независимо от продолжительности общего трудового стажа). Таким образом, пенсия по инвалидности теоретически может быть назначена человеку с 15 лет, а практически ее начинают получать только после 17 лет. До этого возраста инвалиды, как правило, получают социальную пенсию или пенсию по случаю потери кормильца. В случае наступления инвалидности в трудоспособном возрасте у человека просто не было, и нет другой альтернативы, как оформить пенсию по инвалидности. Как было сказано ранее, при достижении пенсионного возраста многие инвалиды переоформили пенсию по инвалидности на пенсию по старости, а при наступлении инвалидности уже в пенсионном возрасте пенсию по инвалидности, как правило, не оформляли. В этом возрасте большинство населения уже получало пенсию по старости, и переоформлять ее не меньшую по размеру пенсию по инвалидности не было экономического смысла. Исключение составляли участники Великой Отечественной войны, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и некоторые другие категории граждан, имеющие право на одновременное получение двух пенсий. Поэтому сегодня в старших возрастах большинство инвалидов являются получателями пенсии по старости [33, с.5].

 

            Составлено по: demoscope.ru

Рис. 3 Прогноз численности пенсионеров по инвалидности

 

Приведенные выше соображения о мотивации инвалидов, а также прошлое пенсионное законодательство во многом определили половозрастную структуру пенсионеров по инвалидности. На рис. 4 представлена половозрастная структура пенсионеров по инвалидности в процентах к общей численности пенсионеров, которая дифференцирована по группам инвалидности. Обращает на себя внимание тенденция повышения доли инвалидов с высокой степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I и II группы инвалидности) в старших возрастах. Однако интенсивный рост численности пенсионеров по инвалидности лиц старше 70 лет, по-видимому, обусловлен историческими причинами. Эта группа пенсионеров, в частности, включает участников Великой Отечественной войны, получателей двух пенсий одновременно, численность которых от всех получателей двух пенсий составляет 30.3% или 60.2% от численности мужчин получателей двух пенсий. Правда, от всех пенсионеров по инвалидности старше 70 лет численность этой категории пенсионеров составляет только 6.2%.

                         Составлено по: demoscope.ru

Рис. 4 Пенсионеры по инвалидности.

Действующее пенсионное законодательство предусматривает, что трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Размер страховой и накопительной частей пенсии по старости и по инвалидности определяется практически одинаковым образом с учетом размера пенсионного капитала (расчетного или фактического) и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, а при определении размера пенсии по инвалидности учитывается дополнительный коэффициент. По достижении пенсионного возраста пенсионер по инвалидности продолжит получать страховую пенсию, размер которой будет определяться: начальной величиной страховой пенсии, рассчитанной на дату начала ее выплаты,  имевшей место индексацией страховой пенсии и, взносами на страховую часть пенсии (при их наличии), уплаченными в период получения пенсии по инвалидности [16, с.342].

Поэтому при возможном переоформлении пенсии по инвалидности на пенсию по старости размер страховой части пенсии измениться не должен. Следовательно, распространенный в прошлом переход из пенсионеров по инвалидности в пенсионеры по старости в будущем не будет иметь смысла, и в новой системе не должно быть уменьшения численности получателей страховой части пенсии по инвалидности при достижении пенсионного возраста.

Выплата накопительной части трудовой пенсии лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности, начинается не ранее достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости [37, с.215].

 

1.2  Показатели доходов лиц старше пенсионного возраста

 

Функционирование пенсионной системы обеспечивается в основном за счет средств федерального Пенсионного фонда, который относится к внебюджетным кредитно-финансовым системам.

Основными индикаторами фактических возможностей государства в сфере социального обеспечения служат такие показатели, как уровень и доля расходов на выплату пособий и социальную помощь в валовом внутреннем продукте, доля пособий на детей в ВВП и в общем объеме денежных доходов населения.

Главный источник дохода пожилых граждан России — это пенсия. Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий — трудовые и социальные. Соответственно и система статистических показателей разделяется на два блока: первый блок содержит сведения о трудовых пенсиях, второй блок — данные о социальных пенсиях.

Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Схема расчета размера трудовой пенсии:

П = СЧ+НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости,

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости,

НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости [45, п.1 – 23 ст.14, п.25 ст.14; 26, с.11].

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т+Б, где

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет.

Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости[46, ст.29.1; 26, с.4].

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН/Т, где

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии [44, п.1 ст.14].

Трудовая пенсия по возрасту (по старости) назначается при достижении верхней границы трудоспособного возраста, которая составляет в настоящее время в России 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет— для женщин[16, с.578].                     

 В соответствии с действующим законодательством верхняя граница трудоспособного возраста снижена для отдельных категорий трудящихся: в связи с особыми условиями труда; в связи со льготами пенсионного обеспечения лиц, подвергшихся воздействию Чернобыльской аварии; для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и др.

Особым видом трудовых пенсий является пенсия за выслугу лет. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем лицам, чья профессиональная деятельность в течение длительного времени связана с риском преждевременного профессионального старения. Круг работников, которым начисляется пенсия данного вида, достаточно широк и потому является объектом статистического наблюдения [37, с.256].

К числу трудовых относятся и пенсии по инвалидности. В зависимости от степени понижения жизнедеятельности устанавливаются три группы инвалидности, которые оказывают влияние на размер пенсии, назначаемой по инвалидности. Контингент инвалидов достаточно велик. Специфические особенности пенсионного обеспечения инвалидов диктуют необходимость установления за ними статистического наблюдения и выделения этого контингента из общего числа пенсионеров.