Теоретико - методологические основы исследования «паблик рилейшнз»
Введение
______________________________
2.1Воздействие
власти на формирование общественного
мнения__________20
Но, несмотря на серьёзные трудности, уже сейчас можно говорить о существовании в России PR, как сферы профессиональной деятельности. Крайне важно понять, что паблик рилейшнз - не пассивный продукт человеческой среды, а активный фактор её целенаправленного развития. Как справедливо отмечает В.С. Комаровский, потребность в паблик рилейшнз возникает лишь на определённом этапе развития гражданского общества с появлением основных его институтов (партий, СМИ, профсоюзов), когда государство и граждане становятся взаимозависимыми. Иными словами, граждане, как и раньше, продолжают нуждаться в поддержке и социальной защите, а государство уже нуждается, как минимум, в одобрении своих действий со стороны общества. В этих условиях для выработки стратегии действий и решения жизненно важных проблем необходима консолидация интересов и координация действий различных групп населения и организаций. Именно по этой причине в демократическом обществе наиболее эффективными средствами построения межгрупповых связей являются средства и технологии паблик рилейшнз, призванные влиять не только на общественность (как политические манипуляции и пропаганда), но и на того, кто инициирует сам процесс построения общественных связей. Таким образом, залогом возникновения потребности в паблик рилейшнз является развитие демократических институтов. Но, следует отметить, что и сама демократия, являясь по определению властью, созданной народом и в интересах народа, не может, в свою очередь, эффективно функционировать без применения механизмов PR, призванных увязать функции государства с правами и обязанностями граждан.
Практика PR возникла в России в силу таких объективных причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений.
Таким образом, рассмотрение опыта применения технологий ПР в органах государственного управления является своевременной и актуальной темой.
Цель работы – изучение современного состояния, проблем и тенденций развития технологий паблик рилейшнз в системе государственной службы.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотрение теоретических основ паблик рилейшнз.
• Исследование истории развития паблик рилейшнз в органах власти
• Воздействия
власти на формирование общественного
мнения с помощью ПР технологий
Предмет
исследования – использование технологий
паблик рилейшнз.
Работа
состоит из двух глав. Первая включает
в себя, теоретико-методологические
принципы паблик рилейшнз, рассмотрение
зарубежной и российской истории возникновения
паблик рилейшнз. Вторая глава составляет
программу социологического исследования.
Также в курсовую включены такие элементы:
введение, заключение, список используемой
литературы.
1.Теоретико
- методологические
основы исследования
паблик рилейшнз
Понятие PR переводят как «связи с общественностью». Само словосочетание «связи с общественностью» появилось в нашем обиходе около десяти лет назад. “Паблик рилейшнз. Что это такое?” - так называлась книга английского профессора Сэма Блэка, который первым рассказал российской аудитории об этом.
Существует множество определений понятия “связи с общественностью”. Вот, например, трактовка Института связи с общественностью (Великобритания): “PR – это спланированные и осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью”.
Также распространено следующее определение: PR – это специальная наука и искусство управления социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции:
- направленные на установление и поддержание открытого двухстороннего общения между социальными службами и их общественностью;
- посредством положительных информационно разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответных общественных реакций;
- основанных на правде, знании и гласности;
- с целью достижения взаимопонимания, согласия, социального партнерства и создания благоприятных обстоятельств.
Точное и исчерпывающее определение PR дать крайне сложно из-за широты целей и действий, охватываемых этим понятием. Поэтому до сих пор нет четкой общепринятой формулировки. Специалисты насчитывают сегодня свыше 500 определений понятия паблик рилейшнз. При всем разнообразии интерпретаций большинство авторов сходятся в следующем:
- Паблик
рилейшнз - одна из функций
управления, способствующая установлению
и поддержанию взаимопонимания
и сотрудничества между
1. Контроль
мнения и поведения
2. Реагирование на общественность, т. е. организация учитывает события, проблемы и соответствующим образом реагирует на них;
3. Достижение
взаимовыгодных отношений
PR функционирует во всех сферах жизни общества, поскольку их принципы отражают важнейшие человеческие стремления: быть открытыми и понятными для широкого сотрудничества в атмосфере взаимной благожелательности. В своей практической деятельности институт PR формализирует эти стремления. Основная задача паблик рилейшнз - формирование общественного мнения по широкому спектру проблем, касающихся деятельности правительства и местных органов власти, развития экономики, изменения межгосударственных отношений, а также проведение соответствующих исследований и сбор статистических данных.
Роль общественного мнения в политической сфере также очень велика. Этот феномен связан с реализацией как общих (политической социализации и включения в политику), так и процессуальных (выражение и интеграция интересов, принятие и выполнение политических решений) функций политики, встроен в осуществление процессов политического руководства.
Общественное мнение выступает как полноправный участник политических процессов, реализуя, прежде всего свои социологические функции (адаптирующие, культуронаследование и социорегуляции).
Общественное мнение участвует и в проведении экономической и социальной политики. Особенно важна его связь с процессами обеспечения прогнозирования и планирования экономического и социального развития.
Выявление
массовых общественных оценок является
неотъемлемым компонентом социального
планирования. Изучение субъективных
характеристик
Разработка и реализация систем социальной защиты, оценка эффективности их функционирования также невозможна без обращения к исследуемому феномену. Кроме того, общественное мнение наряду с правовыми правилами, осуществляя функции регулирования, консультирования и контроля снизу, способствует снижению произвольности в отправлении власти и злоупотреблении со стороны агентов власти. Данная критическая функция общественности является необходимой для создания форм демократического принятия решений, где центральной становится направленность коммуникаций органов власти и общественности на взаимопонимание в определении, планировании и осуществлении социальной политики.
Поэтому чем выше обеспеченность уровня готовности властных, управленческих структур действовать в кризисных ситуациях, тем быстрее и безболезненнее они разрешаются. Деятельность PR и направлена на убеждение людей в правильности работы властных структур и усилении местного самоуправления общественным авторитетом, нахождении выходов в конфликтных ситуациях, опираясь на знания интересов и ориентацию общественности. Специалисты по PR в государственных структурах руководствуются определенными правилами, механизмами формирования общественного мнения.
Во-первых, учет уровней общественного мнения:
- уровень массовой оценки, ценностного отношения к явлениям;
- уровень массово-волевого побуждения к действию, т. е. слияние оценки со стремлением к изменениям;
- уровень массового поведения, т. е. слияние настроений и действий;
Во-вторых, учет этапов формирования общественного мнения:
- возникновение чувств и представлений (общая информированность);
- столкновение различных мнений (обработка одних другими);
- распространение “типизированного” мнения в определенном социальном ареале;
- воздействие
общественного мнения на
В-третьих, учет механизмов формирования общественного мнения:
- спонтанно, в процессе жизнедеятельности людей (образ жизни, массовая культура и т. д.);
- организационно-информационных: пропаганда, реклама, СМИ.
Специфика служб паблик рилейшнз в органах государственной власти и управления определяется не только своеобразием технологий. Решающее отличие задается существом проводимой властью политики: если эта политика осуществляется в интересах большинства, в интересах значительной части граждан, то и сам механизм гармонизации интересов действует эффективно. В этом случае связи с общественностью становятся важнейшим компонентом управления вообще, и административного управления, в частности. Они естественно вписываются в систему управленческих действий. Координация служб по связям с общественностью с другими структурами органов власти может в принципе достигается безконфликтно.
Службы паблик рилейшнз создают условия для принятия оптимальных управленческих решений, могут брать на себя упреждающую программу разрешения конфликтных ситуаций, во многих случаях оказываются способными активно влиять на реализацию принятых решений.
Служба
«паблик рилейшнз» – не вспомогательная,
техническая служба администрации. Она
равноправный участник выработки, принятия
и реализации управленческих решений,
и в этом качестве учет ее корпоративных
интересов, прямое включение в процесс
управления обеспечиваются адекватным
статусом службы в административной структуре
или в политической организации, совокупностью
прав и обязанностей, позволяющих активно
влиять на действия администрации или
руководства.
1.2История
возникновения и
развития «паблик
рилейшнз».
Памятники, разнообразные
Выдающийся мыслитель
Другой выдающийся
Уже в Древней Греции
Рассмотрение ранних форм и
методов ремесла связей с
История человечества доказывает, что
инструментарий влияния на общественность
широко применялся при подготовке к войнам,
лоббировании политических кругов, организации
поддержки политических партий, распространении
религиозных верований, продвижении товаров
на рынок, сборе средств, популяризации
событий и людей. И действительно, многое
из того, чем пользуется современное общество
в сфере паблик рилейшнз, не ново. В Древней
Греции превыше всего ценилось умение
общаться, вести споры, убеждать собеседника.
Лучшие ораторы, как правило, были наиболее
вероятными кандидатами в лидеры. Для
достижения еще большего признания политические
деятели Греции нередко обращались к софистам
(специалистам по обучению мудрости и
красноречию) с просьбой помочь им в словесных
баталиях. Софисты зачастую и сами собирались
перед публикой в амфитеатрах в определенные
дни и прославляли, превозносили достоинства
тех или иных кандидатов, претендовавших
на высокие политические посты. Вероятно,
уже со времен софистов практика влияния,
убеждения была связана с умением вести
дебаты и соблюдать правила этики. Более
того, это были уже первые попытки того,
что мы ныне называем лоббированием - стремления
повлиять на законодателей с помощью эффективного
использования методов и приемов коммуникации,
убеждения логикой суждений.
Искусство публичного диалога
в его словесной форме
Выдающимися мастерами техники влияния
на массы были римляне, в частности Юлий
Цезарь. Всякий раз перед военными битвами
он добивался народной поддержки с помощью
распространения специально подобранных
обращений и проведения театрализованных
представлений. Не случайно во время первой
мировой войны известный Комитет общественной
информации США (Комитет Криля) обратился
к опыту Юлия Цезаря, чтобы пробудить патриотизм
американцев и добиться поддержки политики
президента США Вильсона. Можно сказать,
что способы ведения психологической
войны, которые особенно широко стали
использоваться в XX веке, были разработаны
еще во времена Древнего Рима.
Элементы психологической
Ремесло, практика и тактика связей с общественностью на всем протяжении истории цивилизации в значительной мере определялись развитием средств коммуникации и распространения информации, техническими возможностями общества. Понятно, что возможности эти не идут ни в какое сравнение с XX веком, когда паблик рилейшнз все более стали полагаться на электронные средства коммуникации -телеграф, телефон, факсимильную связь, телексы, спутниковую связь, кино, радио и телевидение, а теперь еще и компьютерные сети.
Безусловно,
тактика и методика
Наиболее эффективной является методология, применяемая в американской литературе. Ее суть состоит в выделении возможных моделей PR-деятельности и рассмотрении эволюции PR-практик от модели к модели. Такой анализ позволяет, во-первых, проследить историческую ретроспективу качественных изменений PR-функций, определить возможные тенденции, перспективы и аналогии развития PR на стадии их зарождения.
В современной теории PR-деятельности принято выделять четыре основных модели.
Первая модель PR-деятельности получила в научной литературе название «манипуляция», «пропаганда». Суть ее заключается в следующем:
- используются любые средства для привлечения внимания общественности, для оказания давления на нее;
- потребитель (часть общественности) рассматривается как пассивный получатель информации; отношение может быть выражено формулой «потребитель — жертва»;
- правдивость и объективность информации не являются обязательным условием, этические аспекты деятельности игнорируются;
- главным «проводником» являются средства массовой информации, отношения с иными группами общественности минимальны.
В
отечественных СМИ и в
- осознание необходимой регулярной работы со средствами массовой информации; более того, распространение информации является главной целью PR-деятельности;
- информация должна быть точной и правдивой, однако только позитивной, негативные факты и события замалчиваются,
- как и первая модель, «информирование» относится к односторонним моделям, необходимость исследования общественности и обратной связи с ней не предполагается;
Зарождение этой модели обычно относят к началу XX века, она является свидетельством неэффективности манипуляционной борьбы организации за выживаемость в условиях жесткой конкурентной борьбы, в ней фиксируется необходимость правдивого, но позитивного информирования правительства, общественных организаций и общественности для получения их поддержки.