Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Функции муниципального управления…………………………………...5

1.1 Понятие и сущность функций муниципального управления........................... 5

1.2 Классификация функций управления…………………………………………..7

1.3 Правовое содержание функций органов муниципального управления…….13

Глава 2. Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга………………………………………………………………….……………….…16

2.1 Понятие и сущность муниципального маркетинга…………………………. 16

2.2 Виды муниципального маркетинга и его организационное обеспечение …………………………………………………………………………………….....19

2.3  Принципы муниципального маркетинга…………………………………..... 21

Заключение …………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в маркетинге, как в дисциплине, сформировалось самостоятельное научное направление, особенность которого заключается в удовлетворении потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах, поставляемых предприятиями промышленной и непромышленной сферами, деятельности расположенных в пределах муниципального образования, которое получило название «Муниципальный маркетинг». Муниципальным образованиям (городам, территориям), чтобы выстоять в конкурентной борьбе между собой, следует совершенствовать свой интеллектуальный капитал, широко применять современные методы управления, среди которых – муниципальный маркетинг, способный решить многие существующие проблемы. Сейчас в России происходит формирование нового рынка - рынка муниципальных образований (городов, территорий), которые вступают в конкурентные отношения между собой. В этих условиях необходимым становится создание научной концепции стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований с учетом выбранных целей, приоритетов и критериев. Маркетинг здесь может выступать как базовая технология управления устойчивым социально-экономическим развитием и функция управления развитием муниципального образования (города, территории). Муниципальные образования вступают в конкурентные отношения между собой за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, и, в конечном счете, за высокий жизненный стандарт и перспективы своего социально-экономического развития. Новое качество управления территорией может быть достигнуто за счет использования принципов маркетинга в управлении территорией. Необходимость применения муниципального маркетинга также обусловлена многочисленными проблемами в управлении российскими муниципальными образованиями, ростом неудовлетворенности деятельностью муниципальных служб и предприятий со стороны различных субъектов – потребителей. Успешное решение большинства проблем муниципальных образований возможно только на базе маркетинга и стратегического управления. Муниципальный маркетинг города (территории) может создать условия для рационального использования внутренних ресурсов муниципального образования (человеческие ресурсы, включая навыки и образование; технологии; основные фонды; недвижимость; финансы) и внешних (привлечение новых инвестиций, квалифицированной рабочей силы; развитие новых видов бизнеса и др.). Изучение концепции муниципального маркетинга и эффективного механизма его реализации представляется весьма актуальным. Вопросы муниципального маркетинга освещены в трудах А.П. Панкрухина, Г.А. Морозовой, Гапоненко А.Л. и др.

Цель исследования – изучить  сущность, цели и задачи муниципального маркетинга республики.

Задачи исследования

– раскрыть понятие и сущность муниципального маркетинга;

– изучить функции, цели, задачи и принципы муниципального маркетинга;

– выявить основные направления  муниципального маркетинга;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Функции муниципального управления

 

1.1 Понятие и сущность функций муниципального управления

 

Под функциями  местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.[3; с. с. 51]

Функции местного самоуправления обусловлены его  природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых  направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное  на принципах демократии и децентрализации  власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально - экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Местное самоуправление, являясь частью демократической  системы управления обществом и  государством, через самостоятельное  решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Функция является одной из основных категорий науки  социального управления.

В литературе по управлению отсутствует общепринятое определение функций управления. [9; с. 9]

В наиболее общей  форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.

В основе всего  многообразия различных определений  функций управления лежат два  подхода. Представители первого  рассматривают их как результат  исторического разделения труда в сфере управления, начало которому было положено Тейлором. Сторонники этого подхода под функцией управления понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления. [9; с. 10]

С точки зрения второго подхода, функции управления рассматриваются как составляющие стадии управленческого процесса (выработка  и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учёт и контроль), или цикла принятия и реализации решения.

В литературе по государственному управлению под  функциями управления понимаются виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы, или как наиболее типичные однородные и чётко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия.

В науке социального  управления функция управления рассматривается  в качестве определённого вида работ  по управлению, отличающегося обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих социальных задач посредством адекватной ей организационной структуры управления.

Таким образом, наиболее общим в различных определениях функций управления является их рассмотрение в качестве видов однородных работ  по управлению.

Большое внимание, уделяемое функциям управления в  литературе по управлению, объясняется  определяющим влиянием функций на структуру  и процесс управления. Отсюда, развитие теории функций управления по праву  рассматривается в качестве одной  из актуальных проблем науки социального  управления, тесно связанной с  организацией управленческой деятельности. [9; с. 21]

Понимание сущности функций муниципального управления (собирательное понятие) исходит из сущности муниципального управления. Поскольку (что уже отмечалось) управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определённых видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла и т.д. и т.п. Функция управления - это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и которое воспринимают.

Регулирование функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства (его органов). Для функции регулирования, к примеру, это конкретные отношения между людьми, ставшие актуальными для общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названной выше функции - это создание или применение необходимых социальных норм (труда, поведения и т.д.). Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования - это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность.

 

1.2 Классификация функций управления

 

Центральным вопросом учения о функциях управления является их классификация, т.е. состав, поскольку на основе состава функций управления осуществляется формирование организационной структуры и процесса управления.

В литературе по управлению единой точки зрения на состав функций управления пока не сложилось. [9; с. 9]

Французский учёный и инженер А. Файоль выделил  с точки зрения предприятия административную функцию и её составляющие виды деятельности (функции управления): прогнозирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

В литературе по социальному управлению функции  управления разделятся на социально - экономическую, социально - политическую, духовно - идеологическую и социальную. [9; с. 26]

Социально - экономическая  функция осуществляет регулирование  системы экономических отношений  через воздействие на отношение  собственности и распределение. Социально политическая функция, находясь в тесной связи с социально - экономической, отражает содержание политики и показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. Духовно - идеологическая функция управления осуществляет воздействие на субъективные факторы поведения человека через его сознание, проявляющееся в виде социальных стремлений становящихся идеальной силой. Социальная функция управления направлена на регулирование отношений между отдельными общностями людей в соответствии с целями развития общества.

В другой работе по социальному управлению к общим  функциям управления наряду с планированием, организацией, регулированием, учётом, контролем отнесена культурно - воспитательная функция. [5; с. 62]

В литературе по государственному управлению в качестве общих функций государственного управления рассматриваются организация, осуществление кадровой политики, планирование, регулирование, координация, контроль и учёт. При этом выделяются подгруппы  специфических функций в сфере  политики, экономики, социальных отношений, духовно - идеологической деятельности. [7; с. 12]

Нет единой точки  зрения на структуру функций и  у зарубежных теоретиков управления

Как отмечает академик Д.М. Гвишиани, в классификации  функций управления за последние десятилетия произошли определённые изменения. Если А. Файоль в 20-е годы рассматривал пять универсальных функций (предвидение, организация, руководство, координирование и контроль), то на более зрелом этапе развития идей классической школы Л.Гьюлик расширил и уточнил эту классификацию, предложив семь функций: планирование организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчётность, составление бюджета. Г.Кущ и С.О Доннел предложили свою классификацию функций управления: планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.

Американский  специалист в области управления Роберт Фалмер в качестве основных функций рассматривает: планирование, организация, исполнение (иногда называемое «руководством») и контролирование. [7; с. 84]

При рассмотрении ранее функций в качестве системного понятия оно было определено как  свойство системы в динамике, приводящее к достижению цели системы. Таким  свойством может быть только процесс. Отсюда можно сделать вывод о  том, что реализация функций управления образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы.

Под муниципальным  управлением понимается деятельность исполнительно - распорядительного органа по воздействию на управляемый объект для его перевода в состояние, соответствующее цели территориального образования, на котором функционирует данный орган и управляемый им объект, путём организации и контроля исполнения актов органов власти и управления.

Такой перевод  осуществляется посредством реализации цикла управления, включающего четыре стадии.

На первой стадии цикла управления ставится цель определить параметры оптимального функционирования и развития управляемого объекта, т.е. определить модель его будущего состояния. Те работы, которые должен выполнить субъект управления для достижения цели, составляют содержание функции управления «планирование».

На следующей  стадии цикла управления должна быть достигнута цель: изменить организацию  управляемого объекта таким образом, чтобы она соответствовала найденным параметрам его оптимального функционирования и развития, т.е. перевести управляемый объект в новое, запланированное состояние. Работы по достижению этой цели составляют содержание функции управления «организация».

На последующей  стадии цикла ставится цель сравнить новое состояние управляемого объекта  с найденным оптимальным. Для  достижения этой цели осуществляются работы по функции «контроль и  учёт». Необходимость осуществления этой стадии цикла управления определяется тем обстоятельством, что перевод объекта в заданное состояние происходит в течение определённого промежутка времени. За это время изменяются внешние и внутренние условия функционирования объекта, которые вызываются возникающими внутренними и внешними возмущениями. Поэтому, на стадии контроля и учёта представляется возможным определить фактическое состояние объекта управления после его перевода в заданное состояние. В связи с тем, что возникающие внешние и внутренние возмущения не позволяют достичь заданного состояния объекта управления, возникает необходимость в осуществлении ещё одной стадии цикла управления.

На последней  стадии цикла управления требуется  ликвидировать рассогласование нового состояния объекта управления с заданным. Эта цель достигается посредством осуществления работ по функции управления «регулирование и координирование».

Таким образом, работы по осуществлению стадий управленческого  цикла образуют функции управления: планирование, организация, контроль и  учёт, регулирование и координирование  [7; с. 112].

Эти функции  реализуются в любых сферах социального  управления, поэтому они получили название основных функций социального управления. На их базе формируются функции управления в конкретной социальной сфере.

В соответствии с принципом двуединости управления в системе системного подхода к управлению объектом необходимо управлять в целом и одновременно каждой его подсистемой. Посредством реализации общих функций осуществляется управление объектом в целом; с помощью частной функции выполняется управление каждой подсистемой. Общая функция образуется на базе одной или двух основных.

К общим функциям муниципального управления, например, относятся:

1. Прогнозирование, программирование и планирование социально - экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ. Образуется на базе основных функций «планирование» и «контроль и учёт». Реализуется экономическим органом государственного или муниципального управления.

2. Организация деятельности органа государственного и муниципального управления. Образуется на базе основной функции «организация». Реализуется руководителями органа управления и их аппаратом.

3. Контроль  цен и тарифов. Образуется на  базе основной функции «контроль и учёт». Реализуется отделом цен.

4. Учёт записи  актов гражданского состояния.  Образуется на базе основной функции «контроль и учёт». Реализуется отделом ЗАГСа.

5. Регулирование  функционирования хозяйства территориального  образования. Образуется на базе основной функции «регулирование, координирование». Реализуется руководителями органа государственного или муниципального управления обшей компетенции.

Приведёнными  общими функциями муниципального управления не ограничивается их состав. Полный их перечень определяется для каждого уровня муниципального управления на основе компетенции органов управления, устанавливаемой соответствующими законодательными актами.

Кроме общих  функций муниципального управления, как выше указывалось, конкретные функции включают частные функции, посредством которых осуществляется управление отраслями хозяйства соответствующей территории. [13; с. 62]

В качестве частных  функций муниципального управления рассматривается управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т.п. При этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных санкций, посредством которых обеспечивается перевод соответствующей отрасли хозяйства в заданное состояние.

Общие и частные  функции муниципального управления реализуются соответствующими органами муниципального управления. Кроме того, эти органы управления выполняют также вспомогательные функции, направленные на организационное, информационное, правовое, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение деятельности органа управления.

На основании  вышеизложенного, заключаем, что под  термином «функция муниципального управления»  понимается комплекс однородных работ  либо по осуществлению управления соответствующим  территориальным образованием в  целом (общая функция) или отдельной  отраслью хозяйства (частная функция), либо по обеспечению деятельности органа управления (вспомогательная функция).

Функции муниципального управления служат основой для формирования организационной структуры и  процесса муниципального управления соответствующим территориальным образованием.

От функций  муниципального управления необходимо отличать функции органов и структурных  подразделений муниципального управления.

Под функцией органа или структурного подразделения  муниципального управления понимается комплекс однородных работ, направленный на достижение цели органа или структурного подразделения.

Обе группы функций  взаимосвязаны: функции органов  муниципального управления образуются на базе соответствующих функций  муниципального управления. На рис.1 (Приложение) приведена схема взаимосвязи основных, общих и частных функций муниципального управления.

 

 

 

 

1.3 Правовое содержание функций органов муниципального управления

 

Поскольку важнейшим средством  осуществления государственной  власти является институт права, то государственное, конституционное и административное отрасли права регламентируют организацию и деятельность государственного механизма, определяя структуру и компетенцию органов государственного управления.

В связи с тем, что состав общих и частных функций для  каждого уровня муниципального управления определяется на основе компетенции, устанавливаемой законодательством, то этот состав функций остаётся единым для каждого уровня управления.

Методы науки муниципального управления обеспечивают преобразование компетенции органов муниципального управления в функции управления и на их основе построение структуры и процесса муниципального управления. Функция управления отождествляется с компетенцией органа управления.

Компетенция органа управления является сложной правовой категорией, структура кс торой включает предмет  ведения, права и обязанности.

Под предметами ведения в  юридической литературе понимаются сферы общественной жизни, в которых  действует орган управления и  в которых он юридически компетентен. Под сферами общественной жизни  понимается среда, где действует  орган управления, т.е. круг ее деятельности.

Далее утверждается, что свои функции и задачи органы управления реализуют путём осуществления принадлежащих им прав и обязанностей, которые характеризуются как полномочия. Они реализуются на основе следующих принципов:

1. Негативного регулирования  (разрешено всё, что не запрещено).

2. Субсидиарности (передача  большего числа функций управления  объектами органам МСУ).

3. Позитивного регулирования  (регулирования сверху).

Полномочия - это прежде всего: а) решение внутренних местных вопросов; б) решение функций общегосударственных.

 


 

Проблемы создания, функционирования и совершенствования муниципального управления исследует наука муниципального управления, которая использует такие понятия, как цель, задача, функция, право, ответственность органов управления, цель, задача, обязанность, право и ответственность работников этих органов.

Поскольку органы муниципального управления формируются и действуют в соответствии с законодательством, а законы создаются на основе понятий юридической науки («компетенция», «полномочия»), возникает необходимость соотнесения этих понятий с понятиями науки муниципального управления («функция», «обязанность»), что позволит обеспечить правовое обоснование деятельности органов муниципального управления и их работников.

Поэтому, с позиции науки  муниципального управления под термином «полномочия органа управления»  целесообразно понимать совокупность функций органа управления и его прав; под термином «полномочия работника органа управления» - совокупность обязанностей работника и его прав.

Содержание функций и  прав органа управления формируется  на основе полномочий, устанавливаемых  законодательными актами. Содержание обязанностей и прав работников органа управления определяется на основе соответствующих функций и прав органа управления.

Выполнение этой сложной  работы, заключающейся по существу в переводе понятий юридической науки на понятия науки управления сопряжено с определёнными трудностями, являющимися источником ошибочных решений. Для их исключения необходимо законодательные и другие нормативные юридические акты по вопросам организации, функционирования и совершенствования муниципального управления создавать с использованием понятий науки муниципального управления - цель, задача, функция, обязанность. [15; с. 18]

 

Глава 2. Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга

 

2.1 Понятие и сущность муниципального  маркетинга

 

Муниципальный маркетинг - это организуемый органами муниципальной власти и управления систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах.

Концепция маркетинга - это, прежде всего, концепция ориентации любой деятельности, как в промышленной, так и в непромышленной сферах на потребителя. [12; с. 49]

Мировой опыт развитых стран доказывает, что определение, прогнозирование и удовлетворение постоянно развивающихся потребностей общества и человека - основная тенденция развития. Учет циклических процессов, происходящих в экономике с разной периодичностью, глубиной и направлением отклонений, приводит к необходимости отхода от шаблонов в управлении, к учету фазовых промежутков, характеризующих этапы циклов.

В этих условиях основными рычагами управления становятся новые экономические методы, реализуемые через углубление экономических реформ и реализацию соответствующих программ на государственном и муниципальном уровнях. При этом необходимо иметь в виду, что как в политическом и социально-экономическом комплексе России в целом, так и в промышленной и непромышленной сферах все больше проявляется тенденция регионализации.

Специфические особенности региона или территории, динамическое изменение ситуации заставляют субъектов управления постоянно искать и адаптировать новые управленческие модели.

Управляющим системам в регионе необходимо определять, исходя из собственных реальных возможностей, приоритеты в деятельности для выхода на рубежи стабильности с последующим подъемом социально-экономического уровня. Маркетинг в управлении - это вопрос в теории и практике, который не только назрел и “перезрел”, но, к сожалению, пока никак не решается в России. [12; с. с. 84]

В настоящее  время центр тяжести исследований перемещается с вопросов размещения производства на проблемы социального  и экономического развития регионов и других территориальных образований. При этом директивное установление производственных заданий по территориям уступает место вариантной проработке возможных сценариев развития экономических и социальных процессов в регионах страны, а прямое распределение ресурсов - разработке экономических и правовых рычагов воздействия на процессы размещения инвестиций и муниципального развития. В связи с этим усиливается роль исследований в сфере управления регионом. Изменения в составе объекта и предмета региональных исследований должны вызвать определенные модификации и в методологии исследований. Прежде всего меняются подходы к формулированию целей социально-экономического развития. Вместо обеспечения дополнительного экономического эффекта за счет оптимальной территориальной организации хозяйства, на первое место выдвигается создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. [14; с. 59]

Это означает, что подход к населению должен быть переосмыслен: население следует рассматривать не только как источник трудовых ресурсов. Прежде всего, удовлетворение его приоритетных потребностей должно быть выдвинуто в качестве цели управления муниципальным образованием. Предлагается принципиальная схема маркетинговых исследований в муниципалитете, предполагающая единство подходов к анализу различных уровней экономики на основе специально разработанной для этих целей системы показателей. Таким образом, наиболее важным направлением эволюции методологии муниципальных маркетинговых исследований является расширение круга учитываемых факторов, более полный учет местных особенностей, интересов и потребностей населения, а также многокритериальный подход к оценке рациональности развития промышленной и непромышленной сфер муниципального образования. Совершенно новыми для регионов являются исследование и прогнозирование процессов формирования муниципальных рынков труда, жилья, услуг образования и здравоохранения, политического товара. Рыночные отношения требуют становления индустрии информации. В управлении она ведет не просто к отдельным усовершенствованиям, а к формированию новых моделей деятельности, отличающихся более высоким удельным весом творческих операций при выработке и реализации управленческих решений в муниципальном образовании. Необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения, повышающиеся требования к достоверности информации обусловливают проведение различного рода специальных обследований, опросов населения. На основании традиционной системы статистических показателей невозможно провести глубокое исследование специфических особенностей экономических и социальных процессов регионов страны и районов области.

Поэтому необходимо провести маркетинговое исследование конкретных нужд потребителей статистической информации, изучить специфику вопросов, над которыми работают руководители и исполнители на уровне области  и ее районов. Нужно разработать  хорошо продуманную политику информатизации на уровне области, как части информационного  пространства России. В серьезном обогащении нуждается и палитра самих методов муниципальных исследований. Возрастает значение программ целевого метода. Целевые программы становятся одним из центральных способов управления муниципальным развитием. Насущной проблемой становится все более широкое применение вероятностных методов и методов экспертной оценки при прогнозировании процессов развития муниципального образования. [11; с. 93]

При моделировании  конкретного социально-экономического явления необходимо, прежде всего, четко и полно сформулировать те условия, допущения и ограничения, в рамках которых можно применять построенную модель. Использование математической теории бывает оправдано в той степени, в какой выполняются предпосылки ее применения. В то же самое время формальный математический аппарат не должен заменять экономический анализ и интуицию исследователя, потому что цель анализа - сущность социально-экономических закономерностей, а не математические формулы.