Теоретико-правовой аспект муниципального управления в сфере развития физической культуры и спорта в ЧР

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретико-правовой аспект муниципального управления в сфере развития физической культуры и спорта в ЧР 5

I.1 Нормативно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта  5

I.2 Система органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере развития физической культуры и спорта  11

Глава II. Деятельность органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта ЧР  21

II.1 Функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта ЧР  21

II.2 Анализ деятельности Администрации ЧР в сфере развития физической культуры и спорта  24

Глава III. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта 28

III.1 Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта   28

III.2 Актуальные мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта   30

Заключение  34

Список использованной литературы…………………………………37

 

 

 

Введение

Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом  для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия  «здоровый образ жизни», объединяющего  все сферы жизнедеятельности  личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и  спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в  отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального  благополучия.

Роль физической культуры и спорта стала заметным социально-политическим фактором в современном мире. Привлечение  широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях  являются бесспорным доказательством  жизнеспособности и духовной силы любой  нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства.

Забота о всестороннем и эффективном развитии физической культуры и спорта, оздоровление нации  и сохранение ее генетического потенциала, формирование здорового образа жизни  населения, гармоничное физическое воспитание здорового, физически крепкого поколения – важнейшая задача государственной социально-экономической  политики, решение которой требует  комплексного программно-целевого подхода.

В настоящее время система  управления физической культурой и  спортом в России не является оптимальной  как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности  общественных физкультурно-спортивных объединений.

Нормативная правовая база в сфере физической культуры и  спорта не позволяет осуществить  в полном объеме конституционное  право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.

Целью курсовой работы является выявление наиболее приоритетных направлений  по совершенствованию государственной  политики, идущей на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан  и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх  и других международных соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретико-правовой аспект муниципального управления в сфере развития физической культуры и спорта в ЧР

 

I.1 Нормативно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта

 

Основополагающей задачей  государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального  самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического  и духовного здоровья граждан  в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни  каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы.

Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становиться  не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном  мире. Привлечение широких масс населения  к занятиям физической культурой, а  так же успехи на международных состязаниях  являются бесспорным доказательством  жизнеспособности и духовной силы любой  нации, а также ее военной и  политической мощи.

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознания необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению то, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождение массового спорта, массовой физической культуры.

Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися  спортом, люди, активно и регулярно  занимающиеся спортом, в 1.5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – сердечно-сосудистыми  заболеваниями, в 3,5 раза реже – заболевания  органов дыхания, в 2 раза реже –  гриппом. Как результат, лица, занимающиеся спортом, в 2,5 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.

Можно сделать выводы, что  сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих  неотложного решения, в том числе:

– недостаточное привлечение  населения к регулярным занятиям физической культурой;

– несоответствия уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового  спорта в стране, а также ее моральное  и физическое старение;

– недостаточное количество профессиональных кадров;

– утрата традиций российского  спорта высших достижений;

Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном  мире. Привлечение широких масс населения  к занятиям физической культурой, состояние  здоровья населения и успехи на международных  состязаниях являются бесспорным доказательством  жизнеспособности и духовной силы любой  нации, а также ее военной и  политической мощи. Однако в последнее  десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства  этот некогда колоссальный потенциал  во многом был утерян.

Без комплексного решения  указанных проблем программно-целевым  методом как путем изменения  базовых социальных ценностей и  образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.

В целом можно сделать  вывод о том, что отказ от решения  указанных проблем программно-целевым  методом приведет к инерционному развитию массового спорта, когда  показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будут недостаточными.

В этом случае массовый спорт  останется привилегией малочисленного обеспеченного слоя населения, а  для малообеспеченных категорий  граждан так и останется недоступной  роскошью.

Существующие сегодня  механизмы реализации государственной  политики в области физической культуры и спорта дают ожидаемых результатов  на относительно возросший в последние  годы объем финансирования и внимания со стороны государственных органов.

Достаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же общественными  спортивными организациями в  области физической культуры и спорта.

30 марта 2008 года вступил  в силу Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Данный федеральный закон был направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития.

В предыдущей редакции закона от 1999 г. целый ряд норм носил декларативный характер, имелись внутренние несоответствия, отсутствовали положения, ориентирующие отрасль на развитие рыночных механизмов. Кроме того, за последнее десятилетие произошли существенные изменения в правовых актах, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.

Федеральный закон 2008 года содержит новые подходы к регулированию  отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых  условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного  резерва и сборных команд России по различным видам спорта для  их успешного выступления на международных  соревнованиях, в том числе Олимпийских  играх.

В законе был существенно  расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными  организациями, созданы экономические  и организационные условия для  развития, как спорта высших достижений, так и массового спорта.

Так, данный закон включает в себя:

- систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);

- систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;

- перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации.

Кроме того, в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен  правовой статус Олимпийского комитета, Параолимпийского комитета, Специальной  олимпиады. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных  источников финансирования, в том  числе за счет добровольных пожертвований  граждан и организаций, а также  за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Также в законе закреплены такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание  видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских  и международных физкультурных  и спортивных мероприятий, которые  вместе образуют стройную систему. Введен раздел, посвященный подготовке спортивного  резерва, впервые установлены права  и обязанности спортсмена, а также  меры по противодействию использования  допинговых средств и методов  в спорте.

В 2009 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Основной целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих гражданам России возможность регулярно заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни и повышать статус России как спортивной державы.

Стратегия должна быть реализована  в два этапа – с 2009 по 2015 г. и с 2016 по 2020 г. В течение первого этапа реализации в России будет построено четыре тысячи спортивных сооружений. Для реализации стратегии потребуется финансирование в размере 300 млрд. руб., оно будет проходить за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Помимо этого, министр отметил, что в ближайшее время России понадобится подготовить не менее 3,5 тысяч спортсменов, которые будут представлять страну в 45 олимпийских видах спорта.

В последнее время в  нашей республике  проведена большая  работа по организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных  мероприятий, пропаганде здорового  образа жизни среди горожан.

При активном участии специалистов главного управления по физической культуре, спорту и туризму администрации  города Грозный, научных работников и заинтересованных организацией подготовлен  и принят Законодательным собранием  областной закон «О физической культуре и спорте». Это позволило перевести  все взаимоотношения в сфере  физической культуры и спорта на прочную  правовую основу.

В ЧР осуществляются практические меры по созданию условий, способствующие развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни  населения.

Решения Госсовета от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» дали мощный импульс развитию физической культуры и спорта в нашей республике.

Правовое регулирование  в сфере физической культуры и  спорта на территории города Грозный  осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 4.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На муниципальном уровне могут преимущественно реализовываться  программы дополнительного образования  физкультурно-спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе, а на региональном уровне - программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Услуги по обеспечению  доступа к спортивным объектам могут  быть детализированы по видам спортивных объектов (открытые/закрытые или стадионы/спортивные комплексы/бассейны/и т.д.) либо по категориям потребителей (если доступ предоставляется  определенным (льготным) категориям).

Также детализации могут  быть подвергнуты работы, включаемые в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ). Например, работы по подготовке спортивных сборных команд субъектов  РФ могут быть детализированы по составу  спортивных сборных (спортсменов с  ограниченными возможностями здоровья и без ограничения таковых) или  по видам спорта, в которых выступают  сборные.

 

I.2 Система органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере развития физической культуры и спорта

 

Органы государственного управления вместе с другими властными  структурами управления представляют государство. Эти государственные  структуры являются носителями государственной  власти, через их деятельность высшие государственные должностные лица осуществляют политическую власть.

Государственные органы управления активно действуют в экономике  и социальной сфере, осуществляя  свои функции. Регулирование органов  управления в стране может быть как  прямым, к примеру, государство в  качестве разработчика стратегических целей развития контролирует их осуществление, так и косвенным, когда оно выступает в качестве координатора, определяющего основные направления развития.

Для осуществления государством своих функций необходима система  государственных органов. Государственный  орган – это звено в системе  государственного управления, которое  обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи  следующие признаки:

– от имени государства  осуществляет его задачи и функции  посредством определенного вида деятельности;

– имеет определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей;

– обладает властными полномочиями;

– характеризуется определенным строением и др.

Задачи по реализации государственной  политики в сфере физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной  политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации  осуществляется уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, с  учетом межведомственного подхода.

Таким органом в Российской Федерации является Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту. Именно Росспорт создает в спортивной сфере действующий механизм, который обеспечивает целый ряд важных функций государства, связанных с разработкой и внедрением государственных программ физического воспитания населения, подготовкой и повышением квалификации специалистов; осуществление организационных, научно-информационных, методических и пропагандистских мероприятий, связанных с развитием массовой физической культуры; руководство развитием науки и внедрением научных исследований в физкультурно-спортивную практику. Необходимо подчеркнуть, что государственная политика в отрасли Росспорт строит посредством взаимодействия с регионами.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации действует  Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи, который призван  способствовать эффективному управлению сферой физической культуры и спорта на законодательном уровне.

Президент Российской Федерации  уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта. В 2002 году с целью информирования главы государства о положении дел в сфере физической культуры и спорта, обеспечения его взаимодействия с физкультурно-спортивными объединениями, физкультурными, спортивными организациями и деятелями физической культуры и спорта, выработки предложений по актуальным вопросам государственной политики в области физической культуры и спорта был создан консультативный орган – Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

На реализацию общей стратегии  развития физической культуры и спорта в стране при тесном взаимодействии с государственными органами управления направлена деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам  спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ.

При Правительстве РФ создается  Координационный совет по физической культуре и спорту, которому были свойственны  функции общероссийского совещательного органа по вопросам согласования государственных  программ, проектов законодательных  и правительственных актов, предложений  по социальной защите в сфере физической культуры и спорта. Впоследствии этот орган был преобразован в Координационный  совет по физической культуре и спорту при Президенте РФ.

Так же был образован Комитет  Российской Федерации по физической культуре (с января 1994 г. он стал называться Комитетом по делам молодежи, физической культуре и туризму, с мая 1994 г. – Комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, а с августа 1994 г. – Государственным комитетом по физической культуре и туризму). В задачи этого органа входило сотрудничество с территориальными организациями, физкультурно-спортивными структурами, общественными организациями в осуществлении разнообразных программ оздоровления народа средствами массовой физической культуры и спорта.

Указом Президента РФ от 8 июня 1999 г. №724 Госкомитет по физической культуре и спорту был преобразован в Министерство по физической культуре, спорту и туризму, однако 29 апреля 2002 г. его снова переименовывают в Государственный комитет по физической культуре и спорту (Госкомспорт).

14 августа 2002 г. был образован Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту – совещательный орган при Президенте РФ, созданный в целях обеспечения взаимодействия между федеральными и территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта.

26 сентября 2007 г. орган был преобразован в Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, а 28 апреля 2009 г. – в Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Указом Президента РФ от 18 ноября 2004 г. №1453 Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму было выведено из-под ведомства Минздравсоцразвития и перешло под непосредственное руководство Правительства РФ. Росспорт осуществлял функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

7 октября 2008 г. очередным указом Президента РФ Росспорт был упразднен, а его функции были переданы Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ (Минспорттуризм).

Минспорттуризм является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, Министерство спорта, туризма и молодежной политики является центральным звеном государственной  системы управления отраслью физической культуры и спорта, на региональном уровне функционируют соответствующие  Департаменты субъектов РФ, на муниципальном  уровне по решению соответствующих  органов местного самоуправления создаются  местные органы управления физической культурой и спортом.

В Стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала общества, его духовного и физического  здоровья.

Министерство по физической культуре, спорту и туризму ЧР, осуществляя  возложенные функции, обеспечило совместно  с органами исполнительной власти области  и муниципальных образований, организациями  и общественными объединениями  в 2011 году дальнейшее развитие сферы  физической культуры, спорта и туризма.

Исходя из приоритетных направлений  социально-экономического развития ЧР целями деятельности Министерства по физической культуре, спорту и туризму  ЧР являются:

– вовлечение населения  ЧР в систематические занятия  физической культурой и спортом;

– обеспечение конкурентоспособности  спорта в российском и международном  спортивном движении.

Для достижения этих целей  необходимо комплексное решение  следующих задач:

– обеспечение развития массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди различных групп  и категорий населения;

– модернизация системы  физического воспитания и формирования здорового образа жизни;

– создание условий для  качественной подготовки спортсменов  и участия их в российских и  международных соревнованиях;

– обеспечение развития сети детско-юношеских спортивных школ, детских спортивных клубов, совершенствование  системы подготовки спортивного  резерва;

– развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

Повышению эффективности  и качества учебного процесса, внедрению  новых форм организации внеклассной  работы по физической культуре и активного  досуга подростков по месту жительства способствует ежегодное выделение  средств из областного и местных  бюджетов на дополнительные ставки руководителей  спортивных секций для общеобразовательных  учреждений, детских клубов и спортивных школ. Проблема занятости и организация досуга детей и подростков решается также и путем привлечения их к занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, число которых составляет 269 единиц. Всего охват учащихся занятиями физической культурой и спортом составляет 43,5 процента от общего числа обучающихся, ставится задача к 2015 году довести этот показатель до 60 процентов.

В настоящее время в  республике сформирована многоуровневая система проведения спортивных мероприятий  среди различных групп и категорий  населения.

Постепенно оживляется физкультурно-спортивная работа с трудящимися предприятий  и организаций, а также лицами с ограниченными возможностями  здоровья. С каждым годом растет численность предприятий, включивших в коллективные договоры вопросы  развития физической культуры и спорта.

Возросло внимание к детско-юношескому спорту, позволившее обеспечить расширение сети спортивных школ, повышение мастерства молодых спортсменов. Сборные команды  в нашей республике регулярно  занимают призовые места на Спартакиадах учащихся и молодежи России, во всероссийских  и международных соревнованиях.

Планомерная работы Минспорта ЧР совместно с органами исполнительной власти области и муниципальных образований, общественными объединениями по реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009г. №1101-р позволили обеспечить динамичное развитие отрасли в Чеченской республике.

На территории нашей республики деятельность в сфере развития физической культуры и спорта осуществляет Министерство ЧР  по физической культуре, спорту и туризму.