Теоретико-правовые аспекты таможенного декларирования

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью процесса таможенного декларирования товаров и транспортных средств в условиях роста внешнеторгового оборота России за последние годы.

При любой транспортировке грузов через государственную границу необходимо их таможенное декларирование. Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства - как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы. Это касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу. Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенной таможенной процедуры. Таможенное декларирование должно учитывать также изменение данной процедуры.

Декларирование производится путём заявления в установленной форме, где сообщаются точные сведения о товаре и транспортных средствах, об их таможенной процедуре. Транспортные средства декларируются одновременно с товарами. При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Кроме письменной формы декларирования ранее использовалась устная форма декларирования, которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.

Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие - их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.

Целью курсовой работы является изучение правовых основ таможенного декларирования товаров перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности Саратовской таможни.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть понятие и  назначение таможенного декларирования;

- охарактеризовать виды  таможенной декларации;

- изучить порядок подачи  таможенной декларации и документов, необходимых для декларирования  товаров перемещаемых через таможенную  границу в регионе деятельности  Саратовской таможни.

Степень разработанности темы. Понятию, значению, правовому регулированию таможенного декларирования посвящено множество научных трудов ученых - представителей различных отраслей права. В ходе исследования были изучены мнения по данной проблеме таких представителей юридической науки, как: О.Ю. Бакаевой, Р.В. Давыдова, А.З.Игнатюка, С.В. Халипова.

Важное значение для написания настоящей работы имели труды ученых - представителей науки таможенного права: Д.В. Чермянинова, А.А.Богомоловой, Е.В.Скрипкина, Е.Ю.Сафаровой и др.

Нормативно-правовую основу исследования составили: Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Федеральные законы «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «Об электронной подписи», Приказ ФТС России «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», Приказ ФТС России «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в процессе таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности Саратовской таможни.

Предметом являются нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с таможенным декларированием товаров перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности Саратовской таможни.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные способы познания такие как: диалектический, системный, функциональный, сравнительный, анализ и другие методы исследования.

В соответствии с целью и задачами построена структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

таможенный декларация правовой

 

 

 

Теоретико-правовые аспекты таможенного декларирования

Понятие, значение и правовое регулирование таможенного декларирования

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенное декларирование - это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранной таможенной процедуры.

Таможенное декларирование и помещение товаров под таможенную процедуру - это выражения, отличные по звучанию, но одинаковые по сути, поскольку обозначают совершение одних и тех же таможенных операций. Результатом таких таможенных операций является выпуск товаров на таможенной территории таможенного союза или убытие с этой территории.

Таможенному декларированию подлежат товары:

-- перемещаемые через таможенную границу;

-- при изменении  таможенного режима (например, таможенного  режима временного ввоза на  режим таможенного склада);

-- являющиеся отходами, образовавшимися в результате  применения таможенных режимов  переработки на таможенной территории  и переработки для внутреннего  потребления;

-- являющиеся остатками  ввезенных товаров для переработки  и не использованных в производственном  процессе при применении таможенных  режимов переработки на таможенной  территории и переработки для  внутреннего потребления;

-- являющиеся отходами, образовавшимися в результате  уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима  уничтожения.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза и выполняет следующие функции:

- обеспечивает таможенные  органы необходимыми для таможенных  целей сведениями о перемещаемых  через границу товарах и транспортных  средствах;

- служит подтверждением  законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров  и транспортных средств, помещаемых  им под избранный таможенный  режим;

- носит контрольную  функцию, суть которой состоит  в том, что на основе декларирования  таможенные органы проверяют  соответствие декларируемых сведений  о товарах и транспортных средствах  фактическим данным.

Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил), налоговых (в качестве налоговой декларации), для административного регулирования внешнеэкономической деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.), организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.), ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д.

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Таможенное законодательство связывает возникновение обязательства таможенных пошлин и налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило, содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность.

Роль и значение декларирования для таможенных целей весьма велики. При декларировании участник внешнеэкономической деятельности заявляет основные сведения о товарах: их наименования, стоимость, вес, сведения об упаковке, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, таможенный режим, под который они помещаются.

Само понятие таможенного декларирования является крайне важным, поскольку от того, насколько правильные сведения содержаться в декларации, зависит эффективность всех последующих таможенных операций.

На основании п. 1, 2 ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации с необходимыми документами и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Лицом, уполномоченным на подачу таможенной декларации, может быть декларант либо таможенный представитель.

Согласно ст. 186 ТК ТС статусом декларанта обладают следующие лица:

1) лицо государства - члена таможенного союза:

? заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

? имеющее право  владения, пользования и (или) распоряжения  товарами - при отсутствии внешнеэкономической  сделки (например, перемещение товаров  физическими лицами для личного  пользования, временный вывоз товаров  организациями для участия в  выставочно-ярморочных мероприятиях);

2) иностранные лица:

? физическое лицо, перемещающее товары для личного  пользования;

? лицо, пользующееся  таможенными льготами в соответствии  с главой 45 настоящего Кодекса;

? организация, имеющая  представительство, созданное на  территории государства - члена таможенного  союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур  временного ввоза, реэкспорта, а  также таможенной процедуры выпуска  для внутреннего потребления  только в отношении товаров, ввозимых  для собственных нужд таких  представительств;

? лицо, имеющее право  распоряжаться товарами не в  рамках сделки, одной из сторон  которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;

3) для заявления  таможенной процедуры таможенного  транзита - лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:

? перевозчик, в том  числе таможенный перевозчик;

? экспедитор, если  он является лицом государства - члена таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять  и выполнять грузовые операции  с товарами, находящимися под  таможенным контролем;

2) брать пробы  и образцы товаров, находящихся  под таможенным контролем, с разрешения  таможенного органа при соблюдении  условий, предусмотренных статьей 155 ТК ТС;

3) присутствовать  при проведении таможенного осмотра  и таможенного досмотра товаров  должностными лицами таможенных  органов и при взятии этими  лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с  имеющимися в таможенных органах  результатами исследований проб  и образцов декларируемых им  товаров;

5) представлять  в соответствии с ТК ТС документы  и сведения в виде электронных  документов;

6) обжаловать решения  таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их  должностных лиц;

7) привлекать экспертов  для уточнения сведений о декларируемых  им товарах;

8) пользоваться  иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное  декларирование товаров;

2) представить в  таможенный орган документы, на  основании которых заполнена  таможенная декларация, если иное  не установлено таможенным законодательством  таможенного союза;

3) предъявить декларируемые  товары в случаях, установленных  настоящим Кодексом, либо по требованию  таможенного органа;

4) уплатить таможенные  платежи и (или) обеспечить их  уплату в соответствии с настоящим  Кодексом;

5) соблюдать требования  и условия использования товаров  в соответствующей таможенной  процедуре;

6) выполнять иные  требования, предусмотренные настоящим  Кодексом.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

 

 

 

Виды таможенной декларации и их особенности

ТК ТС установлены две формы таможенного декларирования: письменная и электронная.

Письменная форма таможенного декларирования включает следующие виды таможенных деклараций:

- декларация на  товары (подается в случае перемещения  товаров хозяйствующими субъектами, например участниками ВЭД);

- транзитная декларация (подается при перемещении товаров  под таможенную процедуру таможенного  транзита);

- пассажирская таможенная  декларация (подается при перемещении  физическими лицами товаров для  личного пользования);

- декларация на  транспортное средство (подается  при перемещении через таможенную  границу транспортных средств  международной перевозки).

В настоящее время используется декларация на товары (ДТ) - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии со ст. 180 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Без предоставления декларации на товары таможня не принимает товары к таможенному оформлению для пропуска через границу.

Таможенная декларация состоит из четырех листов. Первый лист остается в специальном архиве таможни; второй идет в отдел таможенной статистики; третий возвращается декларанту и четвертый лист либо при вывозе товара прикладывается к товаросопроводительным документам и направляется в таможенный орган, либо при ввозе товаров остается в отделе таможенной стоимости органа, осуществляющего оформление.

Каковы же в итоге функции таможенной декларации? Прежде всего, без нее таможня не примет товары к оформлению для пропуска через границу. Кроме того, она подтверждает законность сделки между участниками внешнеэкономической деятельности. Сведения, указанные в декларации, должны полностью соответствовать товару, предъявленному для таможенного контроля. Если инспектор обнаружит несоответствие между данными таможенной декларации и фактическими сведениями, товар задержат и потребуют переоформления документов. Следующая функция таможенной декларации - подтверждение законности ввоза и вывоза товара органами таможенного контроля. Таможня ставит печать, и декларация становится таможенным «паспортом» товара, имеющим должную юридическую силу.

На основании п. 4 ст. 180 ТК ТС в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой (п. 4 ст. 180 ТК ТС). Например, порядок использования таких документов для таможенного декларирования товаров утвержден решением КТС от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары». В соответствии с данным Порядком предусмотрены несколько вариантов таможенного декларирования без предоставления таможенному органу отдельной формы декларации на товары:

1) таможенное декларирование  с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов  и предоставлением заявления  в отношении:

- товаров, помещаемых  под таможенные процедуры выпуска  для внутреннего потребления  и экспорта,

- экспресс-грузов, заявляемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, а также реэкспорта или реимпорта, если ранее такие товары помещались под таможенные процедуры с применением при таможенном декларировании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;

2) таможенное декларирование  с использованием транспортных (перевозочных). Коммерческих и (или) иных документов и предоставлением перечня товаров (форма перечня и количество его экземпляров определены решением КТС от 20.05.2010 № 263) в отношении:

- товаров, заявляемых  под таможенные процедуры временного  ввоза (допуска) или временного вывоза  на срок до одного года, если  такие товары полностью освобождаются  от уплаты таможенных пошлин, налогов,

- товаров, заявляемых  под таможенные процедуры реэкспорта  или реимпорта в целях завершения  таможенных процедур временного  ввоза (допуска) или временного вывоза (если ранее такие товары декларировались  с применением транспортных, коммерческих (иных документов) и перечня товаров),

-контейнеров, поддонов, упаковки и иной многооборотной  тары, заявляемых под таможенные  процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза (с полным  освобождением от уплаты таможенных  пошлин, налогов), а также под таможенные  процедуры реэкспорта или реимпорта  в целях завершения действия  таможенных процедур временного  ввоза (допуска) или временного вывоза,

- акцизных марок, произведенных в государствах - членах  таможенного союза,

- живых животных, ввозимых с освобождением от  уплаты таможенных пошлин, налогов.

Решением КТС от 18.06.2010 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации» определен порядок использования документов, сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары и транзитной декларации.

В соответствии с п. 3 решения КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций» до 15 октября 2010 г. должны быть доработаны и утверждены решением КТС структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, а также Инструкция о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа. В настоящее время в Российской Федерации декларирование товаров в электронной форме осуществляется на основании п. 8 ст.63 и п. 1 ст. 124 ТК, а также в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 №395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

Электронная форма таможенного декларирования не применяется в отношении товаров, подпадающих под меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования (кроме подлежащих маркировке акцизными марками).

Электронное декларирование осуществляется путем:

- подачи в электронной  форме сведений, подлежащих указанию  в письменной таможенной декларации  на бланках ДТ или в таможенной  декларации, оформленной в виде  письменного заявления;

- представления  электронных документов и их  описи, подтверждающих заявленные  в таможенной декларации сведения, в соответствии с выбранной  таможенной процедурой.

Электронная таможенная декларация подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Возможно электронное декларирование путем подачи предварительной, неполной, временной и периодической электронной таможенной декларации.

Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия.

Допускается однократное представление электронных документов (в том числе до подачи первой электронной декларации), используемых в дальнейшем для декларирования различных партий товаров. Указанные документы имеют название электронных долгосрочных документов и подлежат включению в электронный архив.

Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, направляемый декларанту в виде авторизованного сообщения. В дальнейшем при декларировании товаров электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются.

О результатах проверки электронной таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет соответствующие отметки (о выпуске / условном выпуске, разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и др.). Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.

Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

В связи со вступлением России в ВТО важной задачей является унификация таможенного законодательства, в т.ч. порядка электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов. В 2010 г. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Согласно принципам Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, различие между применяемыми таможенными правилами и процедурами в различных странах мира способно затруднить или нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена. И наоборот, высокая степень гармонизации и упрощения таможенных процедур и практически их применения рассматривается одним из условий, благоприятных для международной торговли и других видов международного обмена и их развития.

Таможенное декларирование в электронной форме с использованием таможенной декларации предусмотрено ч.3 ст. 179, а также ч. 5 ст. 180 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно ст. 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов. Часть 1 ст. 43 ТК ТС дает возможность совершения таможенных операций с использованием информационных систем и информационных технологий, основанных на электронных способах передачи информации. Т.е. на данном этапе таможенное законодательство позволяет российским таможенным органам и участникам ВЭД максимально исключить использование бумажных носителей и влияние человеческого фактора при совершении таможенных операций. В соответствии с переходными положениями Федерального закона “О таможенном регулировании” до 1 января 2014 года таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной и электронной форме.

К основным целям электронного декларирования можно отнести следующие:

- сокращение бумажного  документооборота;

- ускорение таможенных  операций и таможенного контроля  грузов;

- сведение к минимуму  контакта участника ВЭД и инспектора;

- ускорение процесса  уплаты таможенных платежей;

- снижение затрат, связанных с совершением таможенных  операций и таможенным контролем;

- использование  преимущества режима удаленного  доступа при проведении таможенных  процедур.

Таким образом, при условии отсутствия проблем с практическим применением технологии электронного декларирования основными отличиями электронного декларирования от “бумажных” должны являться:

- возможность нахождения  декларанта удаленно, даже в другом  городе;

- использование  при подписании декларации ЭЦП  вместо рукописной подписи;

- получение декларантом  сообщений от инспектора в  режиме on-line;

- представление  документов в электронном виде.

Если судить по официально опубликованным данным, технология электронного декларирования внедряется с огромной скоростью, и количество оформления электронных деклараций постоянно растет.

28.12.2011 г. на сайте  ФТС России была опубликована  информация о результатах работы  таможенных органов в 2011 г., в т.ч. и по количеству принятых электронных деклараций. На конец 2011 г. в электронной форме выпускалось 90% товаров.

К сожалению, имеется ряд причин, позволяющих усомниться в объективности этой количественной информации.

Инспекторы таможенной службы вынуждены гнаться за показателями и вследствие этого прибегать к различного рода ухищрениям. Нередки курьезные случаи, когда инспекторы для улучшения показателей просят участников ВЭД подавать на одну партию товара несколько электронных деклараций, когда вполне достаточно было бы одной.

Также периодически приходится слышать о жалобах участников ВЭД на то, что инспекторы таможенной службы помимо электронного пакета документов просят их представлять и бумажный, поскольку с бумажным значительно проще и привычнее работать. Представляется, что основная причина этих явлений - организационные проблемы ( в частности то, что возможность обучения работе с программным обеспечением была представлена не всем инспекторам, и люди, которые обучение не прошли, были вынуждены осваивать эту технологию самостоятельно, что значительно менее эффективно).

То есть технология, которая должна была в результате позволить выпускать товары удаленно, а также в ряде случаев устранять необходимость для участников ВЭД прибегать к услугам таможенного представителя, зачастую из-за организационно-технических проблем, а также влияния человеческого фактора не позволяет достигать указанных результатов.

Также обе стороны - и участники ВЭД, и таможенники, отмечают неудобства, связанные с использованием программного обеспечения, позволяющего применять электронное декларирование. Помимо сложностей работы с электронными документами часто отмечают и задержку уведомлений в режиме on-line, а также некоторое запаздывание в изменении статуса декларации при его отслеживании с использованием сети Интернет. Технические проблемы, возникающие при применении технологии электронного представления сведений, связаны в основном с низкой производительностью серверного оборудования, сбоями в работе каналов связи, несовершенством программных средств, реализующих технологию электронного представления сведений.

Существенными являются также некоторые трудности, возникающие при использовании электронной подписи. ЭЦП является аналогом собственноручной подписи ответственного лица, на имя которого она была выпущена, и печати организации, заказавшей данную подпись. Это придает документу юридическую значимость согласно Федеральному закону “Об электронной цифровой подписи”. В соответствии с требованиями ФТС осуществлять процедуру электронного декларирования без ЭЦП невозможно. Удостоверяющим центром в данном случае является ГНИВЦ ФТС, т.е. именно это учреждение обрабатывает заявки и записывает ключи ЭЦП на носители. На данном этапе ввиду серьезной загруженности ГНИВЦ ФТС ЭЦП были выданы всем желающим.

Существенным проблемным аспектом является также и то, что на данный момент отсутствует система межведомственного обмена информацией. Создание межведомственных информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот на уровне ведомств, является острой и давно назревшей необходимостью, т.к. в перспективе позволит отказаться от формирования многочисленных бумажных копий электронных документов и повысит привлекательность безбумажных технологий.